Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 03:06, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является проектирование мостового крана.
Задачами данного проекта являются:
выполнить:
общие расчеты и компоновку крана в целом;
расчеты и проектирование механизма подъема;
расчеты и проектирование механизма передвижения тележки
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Расчёт механизма подъёма 6
1.1. Выбор типа и кратности полиспаста 6
1.2. Расчёт и выбор каната 7
1.3. Определение параметров барабана и блоков 7
1.4. Выбор грузозахватного устройства 9
1.5. Выбор двигателя по статической мощности 9
1.6. Определение числа оборотов барабана и передаточного числа механизма подъема 10
1.7. Выбор редуктора 10
1.8. Выбор тормоза 11
1.9. Выбор муфты 11
1.10. Определение времени пуска и торможения 12
1.11. Компоновка привода 13
2. Проверочные расчеты элементов механизма подъема 14
2.1. Проверочный расчет крепления каната к барабану 14
2.2. Проверка оси барабана 16
2.3. Проверка подшипников качения 18
2.4. Проверка соединения барабан-редуктор 20
3. Расчёт механизма передвижения тележки 22
3.1. Определение массы тележки 22
3.2. Выбор ходовых колёс и расчёт их на контактную долговечность 22
3.3. Определение сопротивления передвижению 24
3.4. Нахождение статической мощности 25
3.5 Выбор мотор-редуктора 25
3.6. Выбор тормоза 26
3.7. Определение времени пуска и торможения 26
3.8. Определение запаса сцепления ходовых колёс с рельсами 27
3.9. Проверка отсутствия проскальзывания при работе тележки 28
4. Расчёт механизма передвижения крана 30
4.1. Определение массы крана 30
4.2. Выбор ходовых колёс и расчёт их на контактную долговечность 30
4.3. Определение сопротивления передвижению 33
4.4. Нахождение статической мощности 33
4.5. Выбор мотор-редуктора 34
4.6. Выбор тормоза 34
4.7. Определение времени пуска и торможения 35
4.8. Определение запаса сцепления ходовых колёс с рельсами 35
4.9. Проверка отсутствия проскальзывания при работе крана 37
5. Расчет моста крана 39
Заключение 42
Список используемой литературы 43
В этом случае натяжение каната перед накладкой определим по формуле[4, стр. 63]:
где - максимальное рабочее натяжение в канате при подъеме груза; Sk=20,4 кН - натяжение в ветви барабана; ψ2=1,2- динамический коэффициент нагрузки во II случае нагружения;
.
- минимальный коэффициент
Допускаемое напряжение растяжения в шпильке:
где - запас прочности; - предел текучести для шпилек, изготовленных из стали 45Х;
Сила, растягивающая шпильку, определяется по формуле:
Изгибающая шпильку:
Суммарное напряжение в каждой шпильке рассчитывается по формуле:
где z – число шпилек на накладке; - приведенный коэффициент трения между канатом и накладкой с трапецеидальным сечением канавки: , - угол наклона боковой грани канавки; =1,5 коэффициент запаса надежности крепления каната; =0,016м – расстояние от головки шпильки до барабана; - диаметр шпильки[3, стр. 63].
Подставим численные значения в формулы (2.3), (2.4) и (2.5):
Таким образом, условие прочности выполняется.
Ось барабана необходимо проверить по условию прочности на изгиб:
Рис. 2.2. Расчетная схема оси барабана
Из расчетной схемы (рис. 2.2) определим реакции в опорах R1 и R2:
На рис. 2.3 представлена эпюра изгибающих моментов. Опасным является сечение А-А, так как оно ослаблено шпоночным пазом.
Рис 2.3. Эпюра моментов
Определим момент сопротивления сечения, ослабленного шпоночным пазом по формуле[3, с.227]:
где d = 0,07 м - диаметр опасного сечения; b = 0,02 м - ширина шпоночного паза; h = 0,0075 м - глубина шпоночного паза;
Допускаемые напряжения:
где - предел текучести для стали 45; - запас прочности для поковки [3, с.232, т.I.63];
Условие прочности на изгиб выполняется, следовательно, выбранные размеры оси барабана правильны.
В качестве правой опоры барабана выбран радиальный шариковый сферический подшипник ГОСТ 28428-90:
внутренний диаметр d = 70 мм;
наружный диаметр D = 150 мм;
статическая грузоподъемность C0 = 190 кН [5,с.168].
Данный подшипник проверим на статическую грузоподъемность.
Статическая грузоподъемность подшипника определяется как статическая радиальная нагрузка, которой соответствует общая остаточная деформация тела качения и колец в наиболее нагруженной зоне контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения. Необходимо, чтобы величина действующей на подшипник нагрузки не превышала статическую грузоподъемность:
где - радиальная составляющая статической нагрузки.
В этом случае остаточная деформация мала и она не снижает работоспособности подшипника.
Радиальная составляющая статической нагрузки:
В качестве левой опоры оси барабана выбран радиальный роликовый сферический подшипник ГОСТ 24696-81:
внутренний диаметр d = 60 мм;
наружный диаметр D = 130 мм;
статическая грузоподъемность C0 = 166 кН;
динамическая грузоподъемность С =235 кН [5,с.168].
Данный подшипник проверим на динамическую грузоподъемность.
Метод проверки подшипников по динамической грузоподъемности применяют в случаях, когда частота вращения кольца n > 1 об/мин.
В качестве критерия работоспособности используем номинальную долговечность подшипника в часах:
где - эквивалентная нагрузка; - частота вращения; m - показатель степени (для роликоподшипников m = 10/3 [6,c.211]).
Эквивалентная нагрузка для радиальных роликовых подшипников:
где - коэффициент радиальной нагрузки [6,c.212];
- коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается [5,c.212];
- коэффициент условий работы [3, c.236];
- температурный коэффициент [6, c.212];
- радиальная нагрузка;
Номинальная долговечность подшипника в часах:
Определим скорректированный по уровню надежности и условиям применения расчетный ресурс:
где - коэффициент долговечности (при вероятности безотказной работы 90%);
- коэффициент, характеризующий
совместное влияние на
Скорректированный ресурс:
L = 7000ч. – значение рекомендуемого ресурса подшипников для режима работы 5М [2, c.234].
Таким образом, выбранные подшипники удовлетворяют условиям долговечности.
Болты следует рассчитать на срез и на смятие боковой поверхности, поскольку они устанавливаются без зазора.
Рис. 2.4. Расчетная схема болтового соединения
Условие прочности на срез для болтов, установленных без зазора имеет вид:
где =16 мм-диаметр болта; - сила, действующая на один болт:
Где М = 30 кНм - вращающий момент на тихоходном валу редуктора; - количество болтов; Dбол = 492,5 мм - диаметр расположения болтов;
Допускаемые касательные напряжения:
где - предел текучести для болтов из стали 45Х ;
Подставим числовые значения в (2.13):
Таким образом, условие прочности на срез выполняется.
Условие прочности на смятие:
где - допускаемые напряжения смятия
Условие несминаемости выполняется.
Предварительно определим массу крановой тележки по формуле [1, стр 15]:
. (3.1)
Примем количество ходовых колёс n=4. Максимальная статическая нагрузка на одно колесо рассчитывается по формуле:
На основе полученных результатов обосновываем выбор рельсовых колес с использованием справочных данных [3, стр.319] по условию:
P≤Pдоп,
где Pдоп – нормативное значение нагрузки на рельсовое колесо.
Параметры рельсового колеса по ГОСТ 3569-74:
- предельно допустимая нагрузка на рельсовое колесо Pдоп = 100 кН;
- диаметр дорожки катания колеса D = 32 см = 320 мм;
- диаметр реборды рельсового колеса Dmax =380 мм;
- диаметр цапфы колеса dц = 64 мм;
- ширина обода колеса B = 80 мм;
- тип рельса Р43 ГОСТ 6368-82;
- радиус закругления головки рельса R = 300 мм.
Напряжения в контакте обода колеса и рельса с выпуклой головкой определяем по формуле:
где К – коэффициент, зависящий от отношения радиуса закругления головки рельса R к диаметру колеса D ; при =0,9 принимаем коэффициент К=0,123 [3, стр.320]), - коэффициент, учитывающий влияние касательной нагрузки на напряжения в контакте; при принимаем =1,05; - коэффициент динамичности пары колесо – рельс, определяемый по формуле:
(3.4)
где - номинальная скорость передвижения, м/с; - коэффициент, зависящий от жесткости кранового пути, с/м (для рельс на металлических балках а=0,15 с/м [3, стр.320]); Р – максимальная статическая нагрузка на колесо, кН; D – диаметр колеса, см.
Подставим числовые значения в формулу (3.3):
Вычислим полное число оборотов колеса за срок службы по формуле:
где D – диаметр колеса, см; - усредненная скорость передвижения колеса, м/с;
,
где - коэффициент, зависящий от отношения времени неустановившегося движения (суммарного времени разгона и торможения) к полному времени передвижения t, [3, стр.320]; - номинальная скорость передвижения, м/с; - машинное время работы колеса в часах за срок его службы, для режима работы 4М [3, стр.322].
Подставим значения в формулу (3.5):
Приведенное число оборотов колеса за срок службы определяется как:
где - коэффициент приведенного числа оборотов, исходя из отношения =, =0,16 [3, стр.323].
Тогда, подставим числовые значение в (3.7):
Допускаемое напряжение рассчитаем по формуле:
где - значение допускаемого напряжения при приведенном числе оборотов колеса для стали сталь 45 =610 МПа по ГОСТ 1050-74 [3, стр.321].
Таким образом, допускаемое напряжение будет равно (3.8):
следовательно, условие выполняется.
Таким образом, условие контактной долговечности выполнено.
Статическое сопротивление передвижению, без учета ветровых нагрузок (кран работает в помещении), определяется по формуле:
где - сопротивление от трения в ходовых частях; – сопротивление от уклона пути.
Сопротивление от трения в ходовых частях можно рассчитать по формуле:
, (3.10)
где o и - вес груза с грузозахватом и тележки (для опор кабельного крана – их составляющие по нормали к пути); и - диаметры колеса и его цапфы; для тележек ( =250 мм) при (из соотношения ). - коэффициент трения подшипников, приведенный к цапфе колеса ( =0,015 [3, стр.237]); - коэффициент трения качения, значения которого для качения стальных колес по рельсу ( =0,4 [3, стр.421]); - коэффициент, учитывающий трение реборд и ступиц колес ( =2,0 [3, стр.422]).
Подставим численные значения в (3.10):
Сопротивление движению от уклона пути определим по формуле:
где i = 0,002 – уклон пути [2, т.2, стр.423].
Тогда, подставив численные значения в (3.11), получим:
Таким образом, статическое сопротивление передвижению будет равно:
Выбор двигателя производится по статической мощности.
Статическая мощность двигателя определяется по формуле:
где – номинальная скорость передвижения, ; – общий кпд механизма передвижения, .
Тогда статическая мощность двигателя будет равна:
В конструируемой тележке будет 2 приводных колеса, поэтому Nk=Nc/2=1,02 кВт.