Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз представляет собой научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным.
Введение 3
1. Анализ и прогнозирование спроса на грузовые перевозки на основе маркетинговых исследований...………….......................................................................... 5
1.1. Концепция транспортного маркетинга и принципы формирования спроса на грузовые перевозки. 5
1.2. Прогнозирование спроса на перевозки грузов 11
2. Определение прогнозного объема перевозок грузов 16
2.1. Прогнозирование грузовых перевозок на основе среднего темпа роста 16
2.2. Прогнозирование грузовых перевозок на основе экстраполяции тренда 20
2.2.1. Аналитическое выравнивание временного ряда 20
2.2.2. Расчет статистических критериев 25
2.2.3. Построение доверительного интервала прогноза 27
Заключение: 28
Список литературы: 31
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петербургский
Кафедра «Экономика транспорта»
Дисциплина «Социально-
Курсовая работа
«Прогнозирование грузовых перевозок»
Вариант №4
Работу выполнила:
студентка группы ЭУТ-803
Войкина А.О.
Работу проверила:
Проскурякова Е. А.
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание
Введение
В экономике, в
предпринимательской
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Именно это обусловливает актуальность данной курсовой работы.
Её целью являются изучение таких методов прогнозирования, как прогнозирование на основе среднего темпа роста и прогнозирование на основе экстраполяции тренда. Необходимо произвести расчеты и на их основе сделать соответствующие выводы об удобстве, достоинствах и недостатках данных методов.
В теоретической
части данного курсового
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Актуальность данной темы определяется переходом на глобальный уровень прогнозирования процессов общественного развития, что пред-полагает осознание глобальных проблем и поиск путей их решения.
Исходные данные:
№ |
Годы, ti |
yi |
1 |
1991 |
30 |
2 |
1992 |
51 |
3 |
1993 |
78 |
4 |
1994 |
92 |
5 |
1995 |
121 |
6 |
1996 |
140 |
7 |
1997 |
167 |
8 |
1998 |
185 |
9 |
1999 |
197 |
10 |
2000 |
199 |
11 |
2001 |
234 |
12 |
2002 |
252 |
13 |
2003 |
271 |
14 |
2004 |
330 |
15 |
2005 |
342 |
Транспортный маркетинг определяют как систему организации и управления деятельностью транспортных предприятий, компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации для субъектов рынка.
1.1. Концепция транспортного маркетинга и принципы формирования спроса на грузовые перевозки
В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране концепция маркетинга получает все большее распространение в управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятий и организаций различных сфер экономики, в том числе и на транспорте. Усиление конкуренции между видами транспорта и внутри отрасли, а также свободное формирование хозяйственных связей требуют широкого использования маркетинговых принципов формирования спроса на грузовые перевозки.
Современная концепция маркетинга представляет собой систему принципов и методов комплексного изучения рынка и запросов потребителей, планирования соответствующих ассортимента и объемов выпускаемых продуктов, формирования ценовой политики, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирование сбыта, с тем чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей.
Основными принципами маркетинга по формированию спроса на грузовые перевозки являются:
• тщательное изучение транспортного и товарного рынков и требований (запросов) клиентуры по объему перевозок, безопасности и качеству транспортного обслуживания;
• ориентация транспортного производства на максимальное удовлетворение интересов клиентуры и эффективное использование подвижного состава;
• использование методов транспортной логистики для обеспечения оптимальности сферы материального обращения;
• обеспечение инновационности транспортного производства на основе достижений НТП, создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса на перевозки, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
• научно-обоснованное планирование и прогнозирование деятельности транспортного предприятия с ориентацией на положительный конечный результат, в том числе на повышение его конкурентоспособности;
На основе этих принципов осуществляется процесс формирования и планирование конкретных объемов грузовых перевозок. На железнодорожном транспорте эту работу выполняют специалисты главного и дорожного центров системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) ОАО «РЖД».
Для этого осуществляют следующие мероприятия:
• маркетинговое обследование экономики районов тяготения железных дорог с помощью опросных анкет, наблюдений и изучения статистических и прогнозных материалов грузообразующих отраслей, предприятий, компаний и фирм;
• анализ результатов обследования, заявок, контрактов и договоров на перевозки, сегментирование транспортного рынка, выбор целевых сегментов и определение емкости транспортного рынка;
• планирование и прогнозирование перевозок грузов на определенные сроки по выбранным сегментам с учетом провозной и пропускной способности железных дорог;
• разработку мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания и внедрению новых видов транспортных услуг, стимулированию сбыта транспортной продукции и развитию рекламы на транспорте;
• использование информационных технологий для мониторинга текущего выполнения планов-прогнозов по перевозкам и своевременное реагирование на динамику конъюнктуры транспортного рынка с целью обеспечения безубыточности и финансово-экономической стабильности работы транспортных предприятий.
Таким образом, видно, что маркетинговое формирование спроса на грузовые перевозки – это многослойный процесс определения реальных потребностей грузоотправителей в перевозке грузов. Его конечным результатом является разработка планов перевозок грузов, которые различаются по срокам (времени) действия, номенклатуре планируемых грузов и количеству рассчитываемых показателей.
Использование
маркетинговых принципов
Большое влияние на формирование спроса на грузовые перевозки оказывают межотраслевые соглашения ОАО «РЖД» и железных дорог с угольщиками, металлургами и другими отраслями, местными администрациями, промышленными объединениями и предприятиями о взаимных обязательствах по объемам перевозок, ценовым и тарифным вопросам и т.п.
Основную работу по формированию спроса на перевозки грузов по железным дорогам выполняют органы системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) ОАО «РЖД», экспедиторские и операторские компании.
Виды маркетинговых
Кабинетные маркетинговые исследования выполняются на основе анализа вторичных данных, получаемых из официальных источников, публикаций, справочников и др. Проводятся с целью получения информации об общих тенденциях и процессах, доступности рынка, действий конкурентов и т.п.
Полевые маркетинговые исследования связаны с получением первичной информации о состоянии спроса на продукцию предприятия со стороны отдельных потребителей, в определенное время и в определенном месте. Полевые маркетинговые исследования подразделяются на:
Процесс маркетингового исследования включает в себя ряд последовательно выполняемых этапов.
Разработка программы маркетингового исследования:
Программа маркетингового исследования состоит из следующих частей:
Прогнозирование – это предсказание траектории будущего развития внутренней и внешней среды предприятий на относительно длинный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов.
Прогнозирование является важной частью маркетинговых исследований. В последнее десятилетие проблема прогнозирования спроса на перевозки грузов вследствие быстрых и трудно предсказуемых изменений внешней среды стала особенно сложной. В связи с этим даже текущие планы перевозок стали называть планами-прогнозами, т.е. практически планирование стали осуществлять через прогнозирование. В связи с усилением конкуренции и нестабильности в развитии экономики страны перспективное долгосрочное прогнозирование в отрасли весьма ограничено. Между тем потребность в прогнозах спроса на перевозки для железнодорожного транспорта, как весьма фондоемкой отрасли с длительными сроками окупаемости капитала, очень большая.
В современных условиях прогнозирование грузовых перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на основе прогнозов развития основных грузообразующих отраслей экономики, динамики валового внутреннего продукта (ВВП), материалов маркетинговых обследований районов тяготения железных дорог и экономико-математических методов прогнозирования. При разработке крупных инвестиционных программ используются также эвристические методы прогнозирования, которые построены, в основном, на базе экспертных оценок, знаний и интуиции специалистов.
Прогнозы по перевозкам разрабатывают Департамент экономического планирования и стратегического развития ОАО «РЖД» с соответствующими службами дорог, а также с участием транспортных, проектных и научных организаций как для всей сети, так и для отдельных направлений железных дорог, крупных узлов и станций. Головным разработчиком прогнозов перевозок и развития железных дорог является Государственный проектный институт технико-экономических исследований железнодорожного транспорта («ГипротрансТЭИ») ОАО «РЖД». Прогнозирование осуществляется, как правило, на 3, 5, 10 и более лет.