Промышленный транспорт и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Важным звеном современного промышленного производства является внутризаводское и внутрицеховое перемещение огромных объемов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортные и технологические линии любого предприятия связаны друг с другом и представляют собой единую систему. Поточный метод производства, характерный для современных предприятий, основан на конвейерной передаче грузов или изделий от одной технологической операции к другой. Поэтому машины непрерывного транспорта являются составной и неотъемлемой частью технологического процесса, они обеспечивают ритмичность производства, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Кроме того, они главные средства комплексной механизации и автоматизации основного и вспомогательного производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Промышленный транспорт и его характеристика
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

общий курс транспорта.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

   Введение………………………………………………………………………..3

Промышленный транспорт  и его характеристика…………………………….4

   Заключение…………………………………………………………………...12

   Список литературы…………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из задач промышленного  производства - комплексная механизация  и автоматизация производственных процессов, в частности механизация  вспомогательного производства, транспортных и складских операций. Решать поставленные задачи можно применяя большое разнообразие подъемно-транспортных средств.

Важным звеном современного промышленного производства является внутризаводское и внутрицеховое  перемещение огромных объемов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортные и технологические  линии любого предприятия связаны  друг с другом и представляют собой  единую систему. Поточный метод производства, характерный для современных  предприятий, основан на конвейерной  передаче грузов или изделий от одной  технологической операции к другой. Поэтому машины непрерывного транспорта являются составной и неотъемлемой частью технологического процесса, они  обеспечивают ритмичность производства, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Кроме того, они главные средства комплексной механизации и автоматизации  основного и вспомогательного производства.

Продолжающееся увеличение удельного веса транспортных расходов в себестоимости продукции, (рост объемов транспортирования, значительное отвлечение трудовых ресурсов от основного  производства на выполнение погрузочно-разгрузочных работ заставляют уделять значительное внимание развитию промышленного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленный  транспорт и его характеристика

 

Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному  относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий. В комплекс промышленного транспорта входят все виды транспорта периодического действия (прорывного) действия (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, лифты) и непрерывного действия (конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо - и гидротранспорт).

По территориальному признаку эксплуатации и связи с технологическим  процессом производства промышленный транспорт разделяется на внутренний и внешний. В обрабатывающей промышленности внутренний транспорт включает внутрицеховой и межцеховой, а в добывающей — внутришахтный (подземный), транспорт на поверхности и карьерный транспорт (при открытом способе разработки). Внутрицеховой промышленный транспорт является составной частью технологического процесса производства, выполняя в пределах цехов перемещения заготовок и узлов между рабочими местами, участками и отделениями. Межцеховым промышленный транспорт, преимущественно не связанным с технологическим процессом, осуществляются перемещения материалов, полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными на территории предприятия или в одном с ним промышленном узле. Для современных машиностроительных предприятий характерна организация сквозного транспорта, объединяющего внутри- и межцеховые перемещения. Внешний промышленный транспорт предназначен для доставки на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и других грузов, а также для вывоза с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи её на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. На промышленных предприятиях используют различные виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, напольный безрельсовый, конвейерный, канатно-подвесной, монорельсовый подвесной (канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный (гидравлический транспорт и пневматический). Техническую базу промышленного транспорта составляют: железнодорожный и автомобильный подвижной состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные здания (например, депо, гаражи, ремонтные мастерские), сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи и другое). Железнодорожный и автомобильный транспорт применяется для перевозки всех родов грузов и осуществляет до 80% всех внутрипроизводственных перевозок.

 

Протяжённость железнодорожных путей составляет около 130 тыс. км. Наиболее развитые железнодорожные хозяйства имеют чёрная и цветная металлургия, угольная и лесная промышленность, машиностроение. Повышение технического уровня железнодорожного транспорта промышленных предприятий выражается во внедрении прогрессивных видов тяги (тепловозов и электровозов), 4- и 6-осных специализированных вагонов, в том числе саморазгружающихся, средств автоматики и телемеханики, диспетчеризации. Средствами водного транспорта выполняется в основном погрузка и разгрузка судов общего пользования, а при наличии у предприятий собственного флота — также и внешние перевозки. Техническая оснащенность причалов, шахт, рудников, карьеров, металлургических, машиностроительных и других заводов характеризуется наличием различного оборудования: конвейеров, береговых и плавучих подъёмных кранов, пневмоперегружателей и т.п. Доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок сыпучих грузов, выполняемых промышленным транспортом, составляет свыше 46%. На предприятиях в различных отраслях промышленности для внутренних и внешних перевозок используются бортовые автомобили и самосвалы, тракторные самосвалы, седельные тягачи, трайлеры, троллейвозы и т.п. Напольный и безрельсовый транспорт применяется преимущественно на предприятиях обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового промышленного транспорта. (электропогрузчики, электротележки, напольные штабелёры) и межцехового промышленного транспорта (автопогрузчики, авто- и электротягачи с прицепными тележками). Мобильность и возможность работы с различными грузами при наличии необходимого для этого ассортимента съёмных грузозахватных устройств делают применение погрузчиков весьма эффективным также и в технологических процессах. Конвейерный транспорт, доля которого в общем объёме перемещения сыпучих грузов составляет 12%, обладает высокой производительностью и возможностью полной автоматизации транспортно-перегрузочного процесса, является одним из наиболее эффективных видов внутреннего и внешнего промышленного транспорта. Применение его взамен железнодорожного и автомобильного промышленного транспорта позволяет более экономично решать генеральные планы предприятий и обеспечивать доставку массовых сыпучих грузов (уголь, руда, песок и др.) на большие расстояния (до 100 км и более). Канатно-подвесной транспорт широко используется в промышленности (угольной, строительных материалов, металлургической, химической и др.) для внутренних и внешних перевозок грузов (например, полезных ископаемых от мест добычи к пунктам потребления или передачи на другие виды транспорта, а породы в отвал). Монорельсовый транспорт применяется главным образом в обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового и межцехового промышленного транспорта. Техническими средствами этого вида промышленного транспорта являются электрические тали, подвесные электротягачи и электротележки. Гидравлический и пневматический транспорт обладает теми же преимуществами, что и конвейерный транспорт, и применяется в качестве внутреннего и внешнего транспорта машиностроительных предприятий, в угольной, горнорудной и др. отраслях промышленности. Гидротранспорт используется для удаления в отвалы отходов литейного производства, перемещения породы на открытых горных разработках, для доставки полезных ископаемых. Пневмотранспорт применяется в качестве внутреннего промышленного транспорта в машиностроении — для подачи материалов в литейные цехи, для доставки в выработки шахт закладочного материала и т.п. Новый вид пневмотранспорта — пневмокапсульный, как и гидротранспорт, перспективен для перемещения грузов на большие расстояния.

Подвесные канатные дороги применяются в условиях сложного рельефа местности при объемах  перевозок 2 млн. т. в год на расстояние 20-30 км. Их применяют также при  раздельном расположении производственных территорий, разделенных, например, проезжей частью дорог общего пользования. Канатные дороги широко используются в рудниках, в производстве стройматериалов, в  текстильной и других отраслях промышленности.

Выбор вида промышленного транспорта, производится на основе технико-экономических расчетов, трудоёмкость которых может быть значительно сокращена при наличии заранее разработанных областей рационального применения различных видов транспорта, в зависимости от основных факторов (например, грузопотока, дальности перевозок, рельефа местности и т.п.).

Виды промышленного транспорта

  1. Железнодорожный транспорт

Промышленный железнодорожный  транспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта общего пользования  и является участником транспортной системы страны. К промышленному  железнодорожному транспорту относятся  следующие элементы железнодорожной  инфраструктуры:

- подъездные железнодорожные  пути. По статистике, протяженность подъездных железнодорожных путей более 60 000 км, что составляет более 70% длины всех железных дорог России. Протяженность подъездных путей промышленного железнодорожного транспорта может составлять как 100 м у малых предприятий, так и более 400 км у предприятий-гигантов.

- тяговый состав. К нему  относят локомотивы, как правило,  на дизельной тяге. Это различные  магистральные тепловозы, маневровые  тепловозы, дрезины, тяговые модули. Электричество практически не  используется, так как подъездные  железнодорожные пути не оборудованы  контактной сетью. Тяговые модули – транспортные устройства на дизельном или бензиновом топливе, иногда на аккумуляторах. За основу часто берутся мощные автомобили или трактора со специально модернизированной подвеской.

- подвижной состав. В подвижной состав в данном случае включаются грузовые (крытые вагоны, полувагоны, платформы, думпкары или вагоны-самосвалы, цистерны) и специальные вагоны (рефрижераторы, вагоны для персонала и т.п.).

- обслуживающие организации.  Организации, ремонтирующие подъездные  железнодорожные пути, предприятия  по ремонту тягового и подвижного  состава – благодаря им промышленный  железнодорожный транспорт функционирует  и приносит пользу и прибыль  государству и частным компаниям.

- производственно-торговые фирмы. Промышленный железнодорожный транспорт может и обошелся бы без них, но стабильного и современного развития не получил бы.

  1. Технологический транспорт

К технологическому транспорту относятся такие виды, как:

  1. Автобетоносмеситель – грузовой автомобиль, оборудованный вращающейся ёмкостью для перевозки бетона.

Выделяются следующие  классификации АБС:

- по типу расположения  смесительной установки и направлению  разгрузки АБС подразделяются  на АБС с разгрузкой «назад»  и «вперед»;

- по типу привода смесительного  оборудования подразделяются на  механический и гидравлический;

- по типу двигателей  смесительного оборудования выделяют  автономные двигатели – в случае  поломки двигателя автомобиля  перемешивание бетона не прекращается, и двигатели на шасси – более  экологичные.

  1. Автосамосвал подземный – самосвал специальной конструкции для проведения работ в подземных горных выработках. Их компактность и небольшая высота обуславливает ограниченность пространства в горных выработках. Также они должны обладать хорошей маневренностью.

Выбор подземных автосамосвалов обусловливается при проведении работ в выработках с площадью сечения 12 мl и более. Они работают от карбюраторного, электрического или дизель-электрического приводов. Выбор типа и числа автосамосвалов связывают с планом и профилем трассы, характеристикой дорожного покрытия, расположением пунктов загрузки и разгрузки, сменной производительностью и особенностями транспортируемых материалов.

  1. Бункер-поезд – подземная транспортная установка на колесно-рельсовом ходу, состоящая из шарнирно соединенных секций-платформ, имеющих высокие борта. Бункер-поезд предназначен для транспортировки горной массы с проходческого забоя за один цикл его работы. Различают скреперные и конвейерные. Также предназначен для транспортирования горной массы по горизонтальным выработкам.
  2. Вилочный погрузчик. Вилочный погрузчик с противовесом – вид складского напольного транспорта, предназначенного для поднятия, разгрузки, погрузки, складирования различных грузов, при помощи вил или других единой общепринятой классификации погрузчиков.
  3. Ричстакер – погрузчик для работы с контейнерами. Предназначен для обработки контейнеров малых и средних размеров. Он способен обрабатывать контейнеры и прицепы, а также производить погрузочно-разгрузочные работы в промышленных условиях.
  4. Самоходный грузовой вагон – специальный вид технологического транспорта, предназначенный для транспортировки промышленных грузов. Используется преимущественно на горных предприятиях. Самоходные вагоны делятся на следующие типы:

- по назначению – на  угольные, рудные, для вспомогательных грузов и пассажирские;

- по грузоподъемности  – на легкие (до 5т), средние и  тяжелые (свыше 15т);

- по способу разгрузки  – на вагоны с донным конвейером  и с опрокидывающимся кузовом;

- по исполнению ходовой  части – на пневмоколесные, гусеничные и колесно-рельсовые;

- по типу привода –  на электрические, пневматические и дизельные.

  1. Гидравлический транспорт

Гидравлический транспорт, способ перемещения твердых материалов потоком воды. Применяется при  гидромеханизации земляных и горных пород, возведении земляных сооружений (плотин, дамб и др.), для удаления шлаков и золы из крупных котельных, для транспортировки полезных ископаемых и удаления отходов их обогащения, для перемещения различных материалов. Гидравлический транспорт подразделяется на безнапорный и напорный. При безнапорном гидравлическом транспорте гидросмесь, перемещаясь по наклонным желобам и частично заполненным трубам, имеет свободную поверхность, на которой давление равно атмосферному; при напорном гидравлическом транспорте гидросмесь в трубопроводах находится под избыточным давлением. Это давление создается насосами. Достоинства гидравлического транспорта – высокая производительность, транспортировка на большие расстояния и полная автоматизация, невысокие эксплуатационные расходы, возможность совмещения транспортирования с другими технологическими процессами. К недостаткам относятся значительный расход воды и электроэнергии, износ трубопроводов и насосов при транспортировке абразивных материалов, а в ряде случаев – измельчение и размокание транспортируемых материалов.

  1. Канатный транспорт.

К канатным транспортным установкам принято относить различные транспортирующие устройства с канатной тягой. Среди  них получили распространение: концевая канатная откатка; подвесные канатные дороги маятников и кольцевого типов (реже используют монорельсовые дороги с канатной тягой и однокатные дороги для перевозки; людей); скреперные установки.

Концевые канатные откатки  сегодня используют главным образом  для перевозки материалов, оборудования и людей по выработкам с углом  наклона более 6 градусов, при котором обратное движение вагонеток, платформ или клетей происходит под действием их веса. Подвесные канатные дороги применяют для перевозки : породы в отвалы на поверхности, полезного ископаемого и людей в местностях с пересеченным рельефом. Наиболее распространены подвесные кольцевые двухканатные дороги, обладающие более высокой производительностью. Скреперные установки используют для перемещения полезного ископаемого в рудных и угольных шахтах на небольшие расстояния. В рудных шахтах их широко используют для доставки руды от места выпуска взорванной руды до рудоспуска и для транспортирования породы из подготовительных забоев до погрузочного пункта.

Информация о работе Промышленный транспорт и его характеристика