Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 07:48, реферат
Труд машиниста включает: управление локомотивом при выполнении перевозок, приемку локомотива у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача локомотива сменщику, устранение ряда неисправностей локомотива.. Однако основным содержанием труда машиниста, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является ведение поезда.
1. Влияние психофизиологических характеристик человека на безопасность движения……………………………………………………………………………3
2. Психофизиологические характеристики машиниста…………………………4
3. Зрительные ощущения……………………………………………………….…5
4. Слуховые ощущения……………………………………………………………5
5. Ощущение равновесия, ускорения, вибрации………………………………..6
6. Восприятие………………………………………………………………………6
7. Память……………………………………………………………………………7
8. Мышление……………………………………………………………………….7
9. Реакция……………………………………………………………………….….8
10. Эмоциональное состояние……………………………………………………8
11. Использование методов психофизиологического подбора для формирования учебных групп……………………………………………………………………..9
12.Заключение…………………………………………………………………….13
13.Список использованной литературы……………………………………….14
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «Электроподвижной состав»
Реферат:
«Психофизиологические качества человека, являющиеся профессионально необходимыми качествами машиниста.»
Выполнил:______Герасимов Ю.А.(ОБД-01132)
Проверил_______к.т.н. Бублик В.В.
Содержание
1. Влияние психофизиологических
характеристик человека на безопасность
движения…………………………………………………………
2. Психофизиологические
характеристики машиниста………………
3. Зрительные ощущения……………………………
4. Слуховые ощущения…………………………………
5. Ощущение равновесия, ускорения, вибрации………………………………..6
6. Восприятие……………………………………………………
7. Память………………………………………………………………
8. Мышление…………………………………………………………
9. Реакция……………………………………………………………
10. Эмоциональное состояние…………………
11. Использование методов
психофизиологического подбора
для формирования учебных
12.Заключение……………………………………………
13.Список использованной литературы……………………………………….14
1. Влияние психофизиологических качеств человека на безопасность движения
Труд машиниста включает: управление локомотивом при выполнении перевозок, приемку локомотива у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача локомотива сменщику, устранение ряда неисправностей локомотива.. Однако основным содержанием труда машиниста, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является ведение поезда. Поэтому именно процесс ведения поезда определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда машиниста. Характерным для управления локомотивом является то, что оно осуществляется машинистом, находящимся непосредственно в локомотиве. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда машиниста в системе машинист – локомотив в очень большой степени зависит от эргономических характеристик локомотива, т.е. от характеристик, определяющих соответствие локомотива особенностям человека и вместе с тем особенностям его деятельности – управления локомотивом. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек - машина-среда») на основе формализованного их описания.
Эти методы позволяют:
1) строго математически
представить содержание
2) одновременно рассматривать
содержание каждого элемента
трудового процесса как
Можно выделить следующие группы эргономических характеристик локомотива. Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления локомотивом, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции локомотива и рабочего места машиниста, обуславливающие обзорность. Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма,- микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте. Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны, прежде всего, с получением передачей информации машинистом. К ним относятся обзорность локомотива, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств локомотива, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них машиниста. Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности машиниста по управлению локомотивом в большой степени зависят и от погодно-транспортных условий. Эти характеристики могут в большой или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий.
В гораздо меньшей степени зависит от эргономических характеристик локомотива воздействие на машиниста таких характеристик, как интенсивность движения. Между тем именно интенсивность движения определяет в первую очередь объем и скорость поступления информации, а следовательно напряженность ее приема и переработки машинистом. Отметим, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно психические напряжения. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда машиниста. Физиологию и психофизиологию труда машиниста нельзя рассматривать в отрыв от режима его работы и отдыха. Правильный режим труда и отдыха способствует сохранению работоспособности на протяжении рабочего дня, предотвращает накопление усталости, а также возникновение и развитие ряда профессиональных заболеваний. Правильный режим- труда и отдыха включает своевременные паузы в процессе рабочего дня, специализированную производственную гимнастику соответствующую характеру труда и возрасту, своевременное питание, достаточное время для сна, полноценный отдых и обеспечение гигиенических условий на рабочем месте.
2. Психофизиологические характеристики машиниста
Рассмотрим теперь физиологические и психофизиологические характеристики работы машиниста более подробно. В процессе управления локомотивом машинист находится на своем рабочем месте, в кабине. При этом он располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограничен объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление машиниста, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение конструкции органов управления, а также характеристики кабины, обуславливающие обзорность.
В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной системы, позволяющие безопасно и качественно выполнять требуемый объем работ.
Для машиниста такими свойствами являются:
- Зрительные ощущения
- Слуховые ощущения
- Ощущение равновесия, ускорений, вибраций
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Оперативные качества
- Реакция
- Эмоциональное состояние
3. Зрительные ощущения
Возможности органов чувств и мозга машиниста не могут быть неограниченными. Их перегрузка ведет к быстрому переутомлению, что очень опасно, так как в состоянии утомления машинист не может правильно и полностью воспринимать обстановку.
В первую очередь нагрузка идет на органы зрения, ведь в процессе управления локомотивом зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Наибольшие затруднения возникают для машиниста при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточности освещенности, при недостаточной контрастности объектов на дороге. Имеет значение и зрительное поле водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как суженое поле зрения или нарушение цветочувствительности. Такие люди, безусловно, не могут быть машинистами . Машинисту, не имеющему отклонений, приходится мобилизовать все возможности своего зрения, что не просто и может в дальнейшем привести к его расстройству.
4. Слуховые ощущения
Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений.Машинист оценивает качество работы агрегатов локомотива при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими машинистами, звонки у железнодорожных переездов, сирену автомобиля, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.
Постоянно действующий шум оказывает отрицательное действие на органы слуха. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, ухудшается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Опасность представляет собой и низкая плотность поступающей информации, приводящая к снижению внимания машиниста, компенсируемого неоправданным увеличением скорости движения. Увеличение скорости делает машиниста неподготовленным к возникновению экстремальных ситуаций.
5. Ощущение равновесия, ускорений, вибраций
Равновесие – это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменение положение тела в пространстве, а также действие на организм ускорений и перегрузок. В состоянии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит времени действия, скорости нарастания и направления вектора перегрузки. Общее состояние человека при действиях ускорения характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полном отсутствием возможности движений. Большие ускорения приводят к нарушению зрительных функций. В реальных условиях движения ускорения, действующие на машиниста, невелики. Эти ускорения не могут вызвать у машиниста значительных физиологических расстройств. В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни, основные проявления которой – плохое самочувствие, головокружение, тошнота.
Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем степень и характер ее действия зависят от вида колебания и направления действия. Под влиянием вибрации в организме могут наступать различные психофизиологические изменения, в том числе изменения в системе кровообращения, в центральной нервной системе, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, снижается точность действия.
6. Восприятие
Машинист в процессе своей профессиональной деятельности на основе нескончаемого потока информации постоянно совершает действия, соответствующие его пониманию сложившейся ситуации. При этом машинист руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, необходимостью остановок. Управляя локомотивом, он должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия машиниста, то есть его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта машиниста. Опытный машинист при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.
7. Память
Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому машинисту важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики.
В процессе обработки информации, получаемой от сенсорных систем, участвуют несколько видов памяти. Каждая их них несет особую функцию, хранит особую информацию, обладает своими пределами емкости.
Кратковременная память удерживает информацию, которая представляет собой не полное отображение событий, произошедших на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Емкость этой памяти ограничена.
Долговременная память рассматривается как свойство хранения интерпретации события внешнего мира в течение времени. Емкость долговременной памяти считается неограниченной.
Очевидным является то, что интерпретация воспринимаемой информации будет различной у различных людей, имеющих неодинаковый объем сведений, содержащихся в долговременной памяти.
8. Мышление
Управление локомотивом требует от машиниста выдерживания такого режима движения, который учитывает постоянное изменение ситуации. Эту деятельность выполняет мышление. Результатом мышления является принятие решения, следствием которого – выполнение определенных действий. Для машиниста важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения поезда. Одновременно с этим у машиниста должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствие с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.