Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 07:48, реферат
Труд машиниста включает: управление локомотивом при выполнении перевозок, приемку локомотива у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача локомотива сменщику, устранение ряда неисправностей локомотива.. Однако основным содержанием труда машиниста, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является ведение поезда.
1. Влияние психофизиологических характеристик человека на безопасность движения……………………………………………………………………………3
2. Психофизиологические характеристики машиниста…………………………4
3. Зрительные ощущения……………………………………………………….…5
4. Слуховые ощущения……………………………………………………………5
5. Ощущение равновесия, ускорения, вибрации………………………………..6
6. Восприятие………………………………………………………………………6
7. Память……………………………………………………………………………7
8. Мышление……………………………………………………………………….7
9. Реакция……………………………………………………………………….….8
10. Эмоциональное состояние……………………………………………………8
11. Использование методов психофизиологического подбора для формирования учебных групп……………………………………………………………………..9
12.Заключение…………………………………………………………………….13
13.Список использованной литературы……………………………………….14
Оперативные качества машиниста:
Наиболее важные из них – это высокая эмоциональная устойчивость, сообразительность, высокие показатели координации движения, высокие качества внимания и памяти. Все эти качества в реальной деятельности проявляются во взаимодействии и единстве. Однако в процессе движения и управления автомобилем машинист не должен сосредотачивать свое внимание только на одном или на нескольких заранее определенных объектах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации.Машинисту необходимо обладать способностью следить даже за теми событиями, которые в сложившейся ситуации не являются определяющими, и переключать внимание при возникновении каких-либо других существенных событий.
9. Реакция
Одним из важнейших навыков машиниста, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции- закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время реакции машиниста при управлении поездом измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне. При движении поезда, перед машинистом могут возникнуть самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, машинист должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить поезд, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию. Время сложной реакции машиниста с момента появления перед машинистом опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен,- составляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости, после многочасовой работы- 1с и более. Несвоевременные или неточные реакции приводят к повышению опасности движения.
10. Эмоциональное состояние
Значительную роль в деятельности машиниста, определяющую во многих случаях правильность и точность его действий, играет его эмоциональное состояние. В работе машиниста беспрерывно возникают источники эмоционального напряжения: опасная ситуация на дороге, подъезд к оживленному перекрестку и к сложной транспортной развязке и т. д. Опытные, уверенные в себе машинисты, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро. Другие же, как правило, неопытные машинисты проявляют растерянность, не выполняют необходимых действий или вместо них выполняют лишние. Микроклимат кабины машиниста влияет на степень внимания, на точность и скорость реакции, может приводить к развитию утомления, наиболее благоприятные условия труда для машиниста создаются при 18-20 С и относительной влажности 60-80%. Системы вентиляции и отопления кабин современных отечественных локомотивов не всегда обеспечивают необходимые параметры микроклимата кабины. В зависимости от температуры наружного воздуха перепад температур внутри кабины колеблется от +2 до +35 С; перепад температур между точками замера у головы и ног машиниста достигает на некоторых типах локомотивов+20 С; относительная влажность колеблется от 15 до 85%. Особо эффективные методы обеспечения комфортных метеорологических условий в кабинах локомотивов: общеобменная вентиляция; воздушное душирование; кондиционирование и автоматические климатические установки. Вентиляция, душирование и кондиционирование регулируются машинистом вручную, что отвлекает его от дороги. Поэтому все чаще на локомотивах устанавливают сложные системы «климат-контроль». Они объединяют кондиционер с отоплением и управляются электронной системой, позволяющей создать (поддерживать) желаемый микроклимат. С помощью датчиков определяется температура в кабине, при необходимости осуществляется открытие (закрывание) различных клапанов и заслонок. Они регулируют количество воздуха, поступающего извне, и формируют поток, проходящий через испаритель кондиционера или радиатор отопления. Анализ проб воздуха в кабинах различных локомотивов показал, что содержание токсических веществ в кабинах часто в несколько раз превышает предельно допустимые концентрации для производственных помещений.
11. Использование методов психофизиологического подбора для формирования учебных групп
Организация любого процесса обучения, прежде всего, связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей обучающимися. Одновременно с целеполаганием предусматривается выделение подцелей, необходимых для структурирования педагогического процесса, в том числе с проектированием последовательных этапов обучения и характерных им форм и методов обучения. Таким образом, выявляются основные и промежуточные цели обучения, характерные для конкретного этапа. Целесообразно с этих позиций рассмотреть организацию системы подготовки машинистов как педагогическую технологию.
С целью успешной организации процесса обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо уяснить: чему надо учить будущих машинистов, чем они должны овладевать в процессе обучения. Прежде всего, следует иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть и которые способствуют развитию умственных и творческих способностей. Поэтому большое место в проектировании педагогического процесса занимают вопросы разработки исходных теоретических идей с основами профессионального отбора по психофизиологическим критериям оценки кандидатов в машинисты, на основе которых должно определяться содержание образовательной деятельности.
Проблема надежности машиниста сложна своей многоплановостью. Она охватывает не только чисто технические вопросы, связанные с конструкционными особенностями локомотивов, но и вопросы из других областей науки: психологии и физиологии человека и др. Биологи и психологи считают, что человек как биологическая система совершенен и обладает высокой надежностью при выполнении любых операций. Психология располагает широким спектром методов исследования личности, что позволяет получить психологический портрет кандидата в машинисты. Данное исследование на ранних стадиях подготовки машиниста предопределяет плодотворное протекание процесса формирования необходимых профессиональных навыков и умений.
Так, целесообразно в условиях учебной группы будущих машинистов провести тестирование по методу Г.Ю. Айзенка, что позволяет составить психологический портрет личности с характеристиками, определяющими степень надежности машиниста и предрасположенности к поездной деятельности. При этом кандидаты в машинисты диагностируются по трем базовым измерениям личности: экстраверсия - интраверсия, нейротизм и психотизм.
Экстраверт, по Айзенку, общителен, жаждет новых впечатлений, возбуждений. Он имеет много друзей, склонен к рискованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, «не лезет за словом в карман». Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости. Его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.
Интраверт - спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей, планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решения, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм, по Айзенку, характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность - нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом полюсе - чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптируемый тип.
Полученные результаты корректируются по совпадениям: Экстраверт (Интраверт) + Нейротизм - Сангвиник, флегматик, меланхолик или холерик (прил.). Полученные характеристики помогают предопределить поведение данного человека в тех или иных дорожных ситуациях, в том числе критических.
Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающимся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпается, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник - наиболее оптимальный тип для работы машинистом локомотива.
Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению, и наоборот. Это человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная и не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что- нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.Машинист флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительный рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулем. В условиях быстро меняющейся дорожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять автомобилем.
Холерик характеризуется сильной, подвижной, но неуравновешенной нервной системой. У него раздражительный процесс по силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При возбуждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.
Для холерика при управлении локомотивом характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки и терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя активность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он становится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении локомотивом; он может обеспечить достаточно высокую надежность машиниста с холерическим темпераментом.
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой-либо вариант из ряда возможных. При управлении локомотивом очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять локомотивом. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникают опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, неправильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление локомотивом. Поэтому меланхолик наименее пригоден для поездной деятельности.
В данный момент, с учетом интенсификации поездных потоков в стране, психологическое диагностирование будущих машинистов является необходимым условием профессионального отбора в системе подготовки машинистов, позволяющим учитывать особенности потенциальных машинистов на всех этапах проектирования и организации образовательного процесса.
Заключение
В каждой профессии можно определить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность работы. Для машиниста это способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению поездом. Современная железная дорога предъявляет очень высокие требования к психике машиниста.
По мнению исследователей, безопасность управления локомотивом в большей степени определяется интеллектом и эмоциональным поведением, чем физической пригодностью. За штурвалом локомотива машинист выполняет функции оператора автоматизированной системы управления «человек—машина» с той лишь разницей, что кроме машины и человека имеется еще один компонент системы, значительно увеличивающий объем поступающей информации, - железная дорога.
Физические и психологические требования к машинисту определяются исходя из анализа его деятельности. При современных скоростях, развиваемых поездами, и интенсивности движения, машинист должен уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов локомотива. Кроме того, он должен эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени. Во многих случаях именно дефицит времени является причиной транспортного происшествия.
Надежность работы машиниста при управлении локомотивом, то есть его способность безотказно выполнять работу в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом, зависит от его психофизиологических особенностей. Вся деятельность человека за рулем является следствием работы его головного мозга, внешним проявлением его психики. Психика является функцией мозга; она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы такие, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др., а также эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности.
Список использованной литературы:
1. Программа подготовки водителей транспортных средств. - М., 2004.