Расчет автомобиля ВАЗ 21045

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Целью проектного расчета является определение основных параметров автомобиля, обеспечивающих наибольшую эффективность его использования в характерных для заданного класса условиях. К таким параметрам относятся массовые характеристики, размер шин, литраж двигателя, его мощность, крутящий момент и характер их протекания на внешней скоростной характеристике (ВСХ), передаточные числа агрегатов трансмиссии и тягово-динамические характеристики. Число таких характеристик зависит от назначения работы (курсовое проектирование, дипломная работа и др.).

Файлы: 1 файл

курсовик тракторы-автомобили.docx

— 708.40 Кб (Скачать файл)

                   Введение

Тягово-динамические расчеты могут выполняться как проектные и как поверочные. Последний является частным случаем проектного.

Целью проектного расчета является определение основных параметров автомобиля, обеспечивающих наибольшую эффективность его использования  в характерных для заданного класса условиях. К таким параметрам относятся массовые характеристики, размер шин, литраж двигателя, его мощность, крутящий момент и характер их протекания на внешней скоростной характеристике (ВСХ), передаточные числа агрегатов трансмиссии и тягово-динамические характеристики. Число таких характеристик зависит от назначения работы (курсовое проектирование, дипломная работа и др.).

 

1. Назначение автомобиля и эффективность его использования

 

Раздел излагается на основе изучения задания после подбора соответствующей литературы. Класс автомобиля указывается по классификации, принятой в РФ и по 180. Описываются характерные условия эксплуатации и возможные модификации, а также потенциал эффективности его использования.

 

2. Выбор компоновочной схемы

 

Схему разрабатывают на основе анализа технических характеристик  и описания устройства современных отечественных и зарубежных автомобилей этого класса. Рассматривается форма и тип кузова (кабины), возможность использования прицепа, количество и расположение ведущего(их) моста(ов), тип трансмиссии (ступенчатая, бесступенчатая), наличие дополнительных редукторов, дифференциальных механизмов. Указываются преимущества и недостатки различных вариантов.

В заключении приводится краткая  характеристика выбранной компоновки.

 

3. Тягово-динамичсский расчет

3.1. Определение массовых показателей автомобиля и размера шин

В расчетах используется полная масса автомобиля (тягача) Gа, н.

Gа = Gс + Gп = 11.9+5=16,9 кН  (1690 кг);            

где Gп - масса полезной нагрузки;

Gс - собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии. Для нахождения Gс используют статистические данные современных автомобилей, выраженные через коэффициент использования массы Км.

Км= Gп/Gc;

 Gc= Gп/ Км=5/0,42=11.9 кН

По табличным данным принимаем, что 0,45 Gа приходится на переднюю ведущую ось, т.е.:

Gп=16,9 *0,45 =7,605 кН;

Нагрузка на одно колесо:

Рк= Gп/2=7,605/2=3,8025 кН;

Шины выбирают в зависимости от назначения автомобиля, преимущественных условий его эксплуатации и максимальной нагрузки на одно колесо Рmax.

Рmax= Ркст,

Где Фс – коэффициент, учитывающий фактор скорости (Фс =1,1);

       Фт – коэффициент, учитывающий тормозной фактор (Фт =1,0);

Рmax=3,8025*1,2*1= 4,563 кН;

По ГОСТ 20993-75 для такой нагрузки подходит шина 155R15.

Свободный радиус, определяемый по маркировке выбранной шины:

r0=d/2+(0,6…0,9)=15*25,4/2+0,65*155=291,25 мм.

Радиус качения выбранной  шины – статистический радиус колеса:

rk=λ’*r0,

где λ’ – коэффициент деформации шины; для легковых автомобилей λ’=0,97;

rk=0,97*291,25 =282.5 мм = 0,28м.

 

 

3.2. Расчёт параметров двигателя.

Мощность двигателя необходимая  для движения автомобиля с установившейся максимальной скоростью в характерных дорожных условиях определяют из уравнения мощностного баланса:

Nmax = (1,1...1,3) [GaΨVmax + 0,077 kFV3max]* 3*10-4T = 1,1*[16900*0,035*130+0,077*0,2*1,82*1303]*3*10-4/0,9=50.8 кВт

где Nmax - мощность, кВт;

Ψ - суммарный коэффициент дорожного сопротивления:

Ψ = f+I =0,02+0,015=0,035

f- коэффициент сопротивления качению колёс

f =0,015.....0,02 - для сухого асфальтобетонного шоссе

f = 0,03.....0,04 - для грунтовых и песчаных дорог.

i - подъём преодолеваемый автомобилем при движении на максимальной скорости

i =0,015.....0.035 - для легковых автомобилей;

k - коэффициент аэродинамического сопротивления нс24

F - лобовая площадь (миделево сечение), м2

F = 0,78ВаНа =0,78*1.62*1.443=1,82 м2;

Здесь:

Ва - наибольшая ширина, м

На - наибольшая высота, м.

Ориентировочные значения К и F представлены в таблице 4.

Таблица 1

Тип автомобиля

К, не /м

F,m2

Легковые автомобили

0,15...0,35

1,5...2,5

Автобусы особо малого и малого класса

0.25...0.4

3...5

Городские и междугородные  автобусы

0,5...0,6

4...5

Грузовые автомобили с  открытой платформой или с фургоном

0,5...0,6

4...5

Тягачи с прицепом или  полуприцепом

0,6..0,75

5...7


 

ήT - КПД трансмиссии, значение которого ήT = 0,8...0,95.

Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nс , удельного расхода топлива gе и крутящего момента Мк от частоты вращения коленчатого вала двигателя n (об/мин) при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.

Эта характеристика строится на основе результатов испытаний двигателей на специальных стендах. Для проектных расчетов зависимость gе = f(n) строится на основе статистических данных и является сугубо ориентировочной.

Для построения зависимостей Ne = f(n) и Мк = f(n) чаще всего используется метод С.Р. Лейдермана.

Текущие значения Ne:

Ne = Nmax[n/nN + (n/nN)2-(n/nN)3]

Текущие значения Мк:

Мк = 9554*Ne/n ,нм

 

Таблица 2

Текущие значения n об/мин

n/nN

(n/nN)2

(n/nN)3

Ne,кВт

Мк,нм

1000

0,24

0,06

0,013

14,6

139,5

2000

0,48

0,23

0,11

30,5

145,7

3000

0,71

0,51

0,36

43,7

140,2

4200

1

1

1

50,8

115,6


 

 

Скоростная характеристика

 

3.3 Определение  параметров трансмиссии

Vi_2 ....V4.5 - перекрытие скоростей.

Из задания следует, что  автомобиль не имеет дополнительной коробки и i = 1, a

iкв = 0,8.

 

i0=iтв=0,377*rk*nN/ iкв* i*Vmax,

где  i – передаточное число дополнительной коробки на высшей передаче;

       iкв – передаточное число основной коробки на высшей передаче;

i0=iтв=0,377*0,28*4200/(0,8*130)= 4,263

Находим передаточное число  коробки на 1-ой передаче:

i1=Ga*Ψ*rk/Mkmax* i0* i* ήT* iкв=16900*0,27*0,28/(145,7*4,263*1*0,9*0,8)=2,86

При наибольшем коэффициенте сцепления ведущих колес с  дорогой на горизонтальном участке:

i1=Ga*rk*m*φmax/ Mkmax* i0* i* ήT* iкв

i1=16900*0,28*0,55*0,27/(145,7*4,263*1*0,9*0,8)=1,57

Проверим обеспечивает ли эти пределы необходимый диапазон изменения скоростей по условию:

i1>= Vmax*nM/(Vmin*nN)*(iкв*i)

i1>=130*2000*0,8*1/(3*4200)=1,65

здесь nN и nM принимаются по графику ВСХ; в соответствии с рекомендациями принимаем наибольшее из трех полученных, т.е. i1=2,86;

Находим знаменатель геометрической прогрессии q:

q= ,

где z – заданное число передач;

q= = 1,38

По закону геометрической прогрессии следует:

i2 =i1/q = 2,86/1,38=2,07;

i3=i2/q=2,07/1,38=1,5;

i4=i3/q= 1,5/1,38=1,09;

i5=0,8– из задания.

iT=i0*ik*ig Полученныезначения сводятся в таблице 3.

 

Таблица 3

показатель

Номер передачи

1

2

3

4

5

Расчетное значение Iк

2,86

2,07

1,5

1,09

0,8

Принятое значение IТ

12,2

8,8

6,4

4,6

3,4


 

Таблица 4  Vmin и Vmax на всех передачах

Скорость, км/ч

 

1

2

3

4

5

Vmin (1000 об/мин)

8,65

12,00

16,5

22,95

31,05

Vmax (4200 об/мин)

36

50,4

69,3

96,4

130,4


 

 

 

Диапазоны скоростей  автомобиля

 

 

3.4. Тяговая характеристика.

Тяговой характеристикой  называют зависимость сил тяги Рт от скорости автомобиля V на всех передачах в трансмиссии. Для расчета воспользуемся формулой:

 

Рт= Мк*а,

Где а = IТ* ήT/ rк,

Где Мк, из таблицы 2; IТ-из таблицы 3; rк=0,28 м; V, км/ч скорость.

Здесь а- величина постоянная для рассчитываемой передачи. Результаты вычислений заносятся в таблицу 5 и график PT=f(V) в удобном для работы масштабе

Таблица 5

Передача

Сила тяги РТ

и скорость V,км/ч

Частота вращения n об/мин

 

 

1000

2000

3000

4200

 

 

Крутящий момент Мк,нМ

 

 

139,5

145,7

140,2

115,6

1-ая, IТ =12,2

РТ1

V1

5470,393

8,652459

5713,521

17,30492

5497,843

18,3

4533,171

25,62

2-ая IТ =8,8

РТ2

V2

3945,857

11,99545

4121,229

23,99091

3965,657

35,98636

3269,829

50,38091

3-ая, IТ =6,4

РТ3

V3

2869,714

16,49375

2997,257

32,9875

2884,114

49,48125

2378,057

69,27375

4-ая IТ =4,6

РТ4

V4

2062,607

22,94783

2154,279

45,89565

2072,957

68,84348

1709,229

96,38087

5-ая IТ =3,4

РТ5

V5

1524,536

31,04706

1592,293

62,09412

1532,186

93,14118

1263,343

130,3976


 

 

3.5. Динамическая характеристика.

Динамической характеристикой  называется зависимость динамического  фактора Д от скорости автомобиля V на различных передачах.

Д= (Ртw)/Ga,

Где Рw – сила аэродинамического сопротивления; Рw= k*F*V2/13,

Здесь: k и F из таблицы 1, Рт и V из таблицы 5для каждого значения n в принятом диапазоне.

Передача

показатель

Частота вращении n об/мин

1000

2000

3000

4200

1-ая

Рw1

2,096221

8,384887

9,37692

18,37876

Д1

0,323568

0,337582

0,324761

0,267147

2-ая

Рw2

4,028943

16,11579

36,26051

71,07061

Д2

0,233359

0,243364

0,234099

0,192394

3-ая

Рw3

7,617226

30,4689

68,55503

134,3679

Д3

0,169682

0,176856

0,170103

0,139626

4-ая

Рw4

14,74488

58,9795

132,7039

260,0996

Д4

0,121924

0,126976

0,122105

0,10005

5-ая

Рw5

26,98976

107,959

242,9078

476,099

Д5

0,090085

0,093722

0,090107

0,073667


 

 

Определим ускорение автомобиля по дороге с твердым покрытием  хорошего качества при отсутствии буксования ведущих колес:

Ja=(Д-Ψ)*g/δ,

Где δ – коэффициент учета вращающихся масс, который показывает во сколько раз работа, затрачиваемая на разгон автомобиля больше работы, необходимой для разгона автомобиля , все детали которого движутся только поступательно;

Информация о работе Расчет автомобиля ВАЗ 21045