Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа
Целью проектного расчета является определение основных параметров автомобиля, обеспечивающих наибольшую эффективность его использования в характерных для заданного класса условиях. К таким параметрам относятся массовые характеристики, размер шин, литраж двигателя, его мощность, крутящий момент и характер их протекания на внешней скоростной характеристике (ВСХ), передаточные числа агрегатов трансмиссии и тягово-динамические характеристики. Число таких характеристик зависит от назначения работы (курсовое проектирование, дипломная работа и др.).
Введение
Тягово-динамические расчеты могут выполняться как проектные и как поверочные. Последний является частным случаем проектного.
Целью проектного
расчета является определение основных
параметров автомобиля, обеспечивающих
наибольшую эффективность его
1. Назначение автомобиля и эффективность его использования
Раздел излагается на основе изучения задания после подбора соответствующей литературы. Класс автомобиля указывается по классификации, принятой в РФ и по 180. Описываются характерные условия эксплуатации и возможные модификации, а также потенциал эффективности его использования.
2. Выбор компоновочной схемы
Схему разрабатывают на основе
анализа технических
В заключении приводится краткая характеристика выбранной компоновки.
3. Тягово-динамичсский расчет
3.1. Определение массовых показателей автомобиля и размера шин
В расчетах используется полная масса автомобиля (тягача) Gа, н.
Gа = Gс + Gп = 11.9+5=16,9 кН (1690 кг);
где Gп - масса полезной нагрузки;
Gс - собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии. Для нахождения Gс используют статистические данные современных автомобилей, выраженные через коэффициент использования массы Км.
Км= Gп/Gc;
Gc= Gп/ Км=5/0,42=11.9 кН
По табличным данным принимаем, что 0,45 Gа приходится на переднюю ведущую ось, т.е.:
Gп=16,9 *0,45 =7,605 кН;
Нагрузка на одно колесо:
Рк= Gп/2=7,605/2=3,8025 кН;
Шины выбирают в зависимости от назначения автомобиля, преимущественных условий его эксплуатации и максимальной нагрузки на одно колесо Рmax.
Рmax= Рк*Фс*Фт,
Где Фс – коэффициент, учитывающий фактор скорости (Фс =1,1);
Фт – коэффициент, учитывающий тормозной фактор (Фт =1,0);
Рmax=3,8025*1,2*1= 4,563 кН;
По ГОСТ 20993-75 для такой нагрузки подходит шина 155R15.
Свободный радиус, определяемый по маркировке выбранной шины:
r0=d/2+(0,6…0,9)=15*25,4/2+0,
Радиус качения выбранной шины – статистический радиус колеса:
rk=λ’*r0,
где λ’ – коэффициент деформации шины; для легковых автомобилей λ’=0,97;
rk=0,97*291,25 =282.5 мм = 0,28м.
3.2. Расчёт параметров двигателя.
Мощность двигателя
Nmax = (1,1...1,3) [GaΨVmax
+ 0,077 kFV3max]* 3*10-4/ήT
= 1,1*[16900*0,035*130+0,077*0,
где Nmax - мощность, кВт;
Ψ - суммарный коэффициент дорожного сопротивления:
Ψ = f+I =0,02+0,015=0,035
f- коэффициент сопротивления качению колёс
f =0,015.....0,02 - для сухого асфальтобетонного шоссе
f = 0,03.....0,04 - для грунтовых и песчаных дорог.
i - подъём преодолеваемый автомобилем при движении на максимальной скорости
i =0,015.....0.035 - для легковых автомобилей;
k - коэффициент аэродинамического сопротивления нс2/м4
F - лобовая площадь (миделево сечение), м2
F = 0,78ВаНа =0,78*1.62*1.443=1,82 м2;
Здесь:
Ва - наибольшая ширина, м
На - наибольшая высота, м.
Ориентировочные значения К и F представлены в таблице 4.
Таблица 1
Тип автомобиля |
К, не /м |
F,m2 |
Легковые автомобили |
0,15...0,35 |
1,5...2,5 |
Автобусы особо малого и малого класса |
0.25...0.4 |
3...5 |
Городские и междугородные автобусы |
0,5...0,6 |
4...5 |
Грузовые автомобили с открытой платформой или с фургоном |
0,5...0,6 |
4...5 |
Тягачи с прицепом или полуприцепом |
0,6..0,75 |
5...7 |
ήT - КПД трансмиссии, значение которого ήT = 0,8...0,95.
Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nс , удельного расхода топлива gе и крутящего момента Мк от частоты вращения коленчатого вала двигателя n (об/мин) при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.
Эта характеристика строится на основе результатов испытаний двигателей на специальных стендах. Для проектных расчетов зависимость gе = f(n) строится на основе статистических данных и является сугубо ориентировочной.
Для построения зависимостей Ne = f(n) и Мк = f(n) чаще всего используется метод С.Р. Лейдермана.
Текущие значения Ne:
Ne = Nmax[n/nN + (n/nN)2-(n/nN)3]
Текущие значения Мк:
Мк = 9554*Ne/n ,нм
Таблица 2
Текущие значения n об/мин |
n/nN |
(n/nN)2 |
(n/nN)3 |
Ne,кВт |
Мк,нм |
1000 |
0,24 |
0,06 |
0,013 |
14,6 |
139,5 |
2000 |
0,48 |
0,23 |
0,11 |
30,5 |
145,7 |
3000 |
0,71 |
0,51 |
0,36 |
43,7 |
140,2 |
4200 |
1 |
1 |
1 |
50,8 |
115,6 |
Скоростная характеристика
3.3 Определение параметров трансмиссии
Vi_2 ....V4.5 - перекрытие скоростей.
Из задания следует, что автомобиль не имеет дополнительной коробки и igв = 1, a
iкв = 0,8.
i0=iтв=0,377*rk*nN/ iкв* igв*Vmax,
где igв – передаточное число дополнительной коробки на высшей передаче;
iкв – передаточное число основной коробки на высшей передаче;
i0=iтв=0,377*0,28*4200/(0,8*
Находим передаточное число коробки на 1-ой передаче:
i1=Ga*Ψ*rk/Mkmax*
i0* igв* ήT* iкв=16900*0,27*0,28/(145,7*4,
При наибольшем коэффициенте сцепления ведущих колес с дорогой на горизонтальном участке:
i1=Ga*rk*m*φmax/ Mkmax* i0* igв* ήT* iкв
i1=16900*0,28*0,55*0,27/(145,
Проверим обеспечивает ли эти пределы необходимый диапазон изменения скоростей по условию:
i1>= Vmax*nM/(Vmin*nN)*(iкв*igв)
i1>=130*2000*0,8*1/(3*4200)=1,
здесь nN и nM принимаются по графику ВСХ; в соответствии с рекомендациями принимаем наибольшее из трех полученных, т.е. i1=2,86;
Находим знаменатель геометрической прогрессии q:
q= ,
где z – заданное число передач;
q= = 1,38
По закону геометрической прогрессии следует:
i2 =i1/q = 2,86/1,38=2,07;
i3=i2/q=2,07/1,38=1,5;
i4=i3/q= 1,5/1,38=1,09;
i5=0,8– из задания.
iT=i0*ik*ig Полученныезначения сводятся в таблице 3.
Таблица 3
показатель |
Номер передачи | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Расчетное значение Iк |
2,86 |
2,07 |
1,5 |
1,09 |
0,8 |
Принятое значение IТ |
12,2 |
8,8 |
6,4 |
4,6 |
3,4 |
Таблица 4 Vmin и Vmax на всех передачах
Скорость, км/ч |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Vmin (1000 об/мин) |
8,65 |
12,00 |
16,5 |
22,95 |
31,05 |
Vmax (4200 об/мин) |
36 |
50,4 |
69,3 |
96,4 |
130,4 |
Диапазоны скоростей автомобиля
3.4. Тяговая характеристика.
Тяговой характеристикой называют зависимость сил тяги Рт от скорости автомобиля V на всех передачах в трансмиссии. Для расчета воспользуемся формулой:
Рт= Мк*а,
Где а = IТ* ήT/ rк,
Где Мк, из таблицы 2; IТ-из таблицы 3; rк=0,28 м; V, км/ч скорость.
Здесь а- величина постоянная для рассчитываемой передачи. Результаты вычислений заносятся в таблицу 5 и график PT=f(V) в удобном для работы масштабе
Таблица 5
Передача |
Сила тяги РТ,Н и скорость V,км/ч |
Частота вращения n об/мин | ||||
|
|
1000 |
2000 |
3000 |
4200 | |
|
|
Крутящий момент Мк,нМ | ||||
|
|
139,5 |
145,7 |
140,2 |
115,6 | |
1-ая, IТ =12,2 |
РТ1 V1 |
5470,393 8,652459 |
5713,521 17,30492 |
5497,843 18,3 |
4533,171 25,62 | |
2-ая IТ =8,8 |
РТ2 V2 |
3945,857 11,99545 |
4121,229 23,99091 |
3965,657 35,98636 |
3269,829 50,38091 | |
3-ая, IТ =6,4 |
РТ3 V3 |
2869,714 16,49375 |
2997,257 32,9875 |
2884,114 49,48125 |
2378,057 69,27375 | |
4-ая IТ =4,6 |
РТ4 V4 |
2062,607 22,94783 |
2154,279 45,89565 |
2072,957 68,84348 |
1709,229 96,38087 | |
5-ая IТ =3,4 |
РТ5 V5 |
1524,536 31,04706 |
1592,293 62,09412 |
1532,186 93,14118 |
1263,343 130,3976 |
3.5. Динамическая характеристика.
Динамической характеристикой называется зависимость динамического фактора Д от скорости автомобиля V на различных передачах.
Д= (Рт-Рw)/Ga,
Где Рw – сила аэродинамического сопротивления; Рw= k*F*V2/13,
Здесь: k и F из таблицы 1, Рт и V из таблицы 5для каждого значения n в принятом диапазоне.
Передача |
показатель |
Частота вращении n об/мин | |||
1000 |
2000 |
3000 |
4200 | ||
1-ая |
Рw1 |
2,096221 |
8,384887 |
9,37692 |
18,37876 |
Д1 |
0,323568 |
0,337582 |
0,324761 |
0,267147 | |
2-ая |
Рw2 |
4,028943 |
16,11579 |
36,26051 |
71,07061 |
Д2 |
0,233359 |
0,243364 |
0,234099 |
0,192394 | |
3-ая |
Рw3 |
7,617226 |
30,4689 |
68,55503 |
134,3679 |
Д3 |
0,169682 |
0,176856 |
0,170103 |
0,139626 | |
4-ая |
Рw4 |
14,74488 |
58,9795 |
132,7039 |
260,0996 |
Д4 |
0,121924 |
0,126976 |
0,122105 |
0,10005 | |
5-ая |
Рw5 |
26,98976 |
107,959 |
242,9078 |
476,099 |
Д5 |
0,090085 |
0,093722 |
0,090107 |
0,073667 |
Определим ускорение автомобиля по дороге с твердым покрытием хорошего качества при отсутствии буксования ведущих колес:
Ja=(Д-Ψ)*g/δ,
Где δ – коэффициент учета вращающихся масс, который показывает во сколько раз работа, затрачиваемая на разгон автомобиля больше работы, необходимой для разгона автомобиля , все детали которого движутся только поступательно;