Расчет привода и двигателя автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа является важным этапом подготовки студентов к решению задач применительно к практике по обработке исходной информации и по обучению оформления технической и нормативной документации в соответствии с ГОСТ и ЕСКД.
Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части в виде принципиальной схемы привода автомобиля (рис. 1), схемы работы четырехтактного двигателя (рис. 2), замкнутой и развернутой индикаторной диаграммы (рис. 3, рис.4), схемы кривошипно-шатунного механизма и действия сил давления газов на поршень (рис.5), графика зависимости пути «S», скорости «» и ускорения «а» поршня от угла «» поворота коленчатого вала(рис. 6), графика зависимости усилий Рш, Рн, Рр, Рт и крутящего момента Мкр на валу двигателя от угла «» поворота коленчатого вала.
По исходным данным вначале построить индикаторные диаграммы (рис.3, рис.4).

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОФСС.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Динамический анализ кривошипно-шатунного  механизма.

К основным силам,  действующим  в кривошипно-шатунном механизме, относят: силы давления газов на поршень, силы инерции масс движущихся частей и  полезное сопротивление на колесах  заднего моста автомобиля. Силами трения в кривошипно-шатунном механизме пренебрегаем из-за их небольшой величины.

Силы давления газа на поршень находятся  в прямой зависимости от рабочего цикла двигателя внутреннего  сгорания (см. индикаторные диаграммы (рис. 3, рис. 4)).

Давление газа на поршень изменяется в зависимости от угла поворота кривошипа и для любого положения  поршня определяется по индикаторной диаграмме для данного варианта исходных данных и заносится в таблицу 3.

Силы инерции зависят от масс движущихся деталей и числа  оборотов двигателя. График зависимости сил инерции от угла поворота кривошипа коленчатого вала представлен на развернутой индикаторной диаграмме (рис. 4).

Мгновенная сила от давления газов, действующая на поршень:

Р = Рг * F = Рг * (π*Д2 / 4); МН;

где  Д – диаметр цилиндра, м;

        F – площадь поршня, м2;

        Рг – давление газов, МПа;

 

Движущее усилие Рд = Р + Ри равно сумме силы от давления газов на поршень Р и сил инерции движущихся частей Ри.

Рд = Р*F = π*Д2 / 4 * Р;

Рд = 3,14*0,0802/4*-0,9= -0,0057   Рд =3,14*0,0802/4*4,3=0,0012

Рд = -0,8*3,14*0,0802/4=-0,0063 Рд = 2,9*3,14*0,0802/4=0,0017

Рд = -0,5*3,14*0,0802/4= -0,01 Рд = 2,6*3,14*0,0802/4=0,0019

Рд = 0,3*3,14*0,0802/4=0,0167 Рд=2,4*3,14*0,0802/4=0,0021

Рд = 0,8*3,14*0,0802/4=0,0063 Рд=2,5*3,14*0,0802/4=0,002

Рд = 1*3,14*0,0802/4=0,0050   Рд=2,55*3,14*0,0802/4=0,002

Рд = 1,1*3,14*0,0802/4=0,0046 Рд=2,3*3,14*0,0802/4=0,0022

Рд = 1,1*3,14*0,0802/4=0,0046 Рд=1,75*3,14*0,0802/4=0,0029

Рд = 1*3,14*0,0802/4=0,0050    Рд= 0,75*3,14*0,0802/4=0,0067

Рд = 0,5*3,14*0,0802/4=0,01     Рд=-0,5*3,14*0,0802/4= -0,01

Рд = 0*3,14*0,0802/4=0                Рд= -0,8*3,14*0,0802/4= -0,0063

Рд=-0,2*3,14*0,0802/4=-0,0251   Рд= -0,9*3,14*0,0802/4= -0,0057

Рд = 1*3,14*0,0802/4=0,0050

 

Сила давления газов на поршень Р (см. рис. 5.) разлагается на силу, направленную по оси шатуна Рш, и силу, перпендикулярную оси цилиндра Рн.

Рш = Рд / Cosb

Рш = -0,0057/1= -0,0057

Рш =-0,0063/0,99= -0,0064

Рш =-0,01/0,98= -0,0102

Рш =0,0167/ 0,97=0,0172

Рш =0,0063/ 0,98= 0,0064

Рш =0,0050/ 0,99=0,0051

Рш =0,0046/1=0,0046

Рш =0,0046/ -0,99= -0,0046

Рш =0,0050/ -0,98= -0,0051

Рш =0,01/-0,97= -0,0103

Рш =0/-0,98= 0

Рш =-0,0251/ -0,99=0,0254

Рш =0,0050/ -1= -0,0050

Рш =0,0012/ -0,99= -0,0012

Рш =0,0017/ -0,98= -0,0017

Рш =0,0019/-0,97= -0,002

Рш =0,0021/-0,98= -0,0021

Рш =0,002/-0,99= -0,002

Рш =0,002/ 1=0,002

Рш =0,0022/ 0,99=0,0022

Рш =0,0029/0,98=0,003

Рш =0,0067/0,97=0,0069

Рш =-0,01/0,98= -0,0102

Рш =-0,0063/0,99= -0,0064

Рш =-0,0057/1= -0,0057

 

Рн = Рд * tgb;

Рн = -0,0057*0=0

Рн =-0,0063*0,13= -0,0008

Рн =-0,01*0,22= -0,0022

Рн =0,0167*0,26=0,0043

Рн =0,0063*0,22=0,0014

Рн =0,0050*0,13=0,0007

Рн =0,0046*0=0

Рн =0,0046*(-0,13)= -0,0006

Рн =0,0050*(-0,22)= -0,0011

Рн =0,01*(-0,26)= -0,0026

Рн =0*(-0,22)=0

Рн =-0,0251*(-0,13)=0,0033

Рн =0,0050*0=0

Рн =0,0012*(-0,13)= -0,0002

Рн =0,0017*(-0,22)= -0,0004

Рн =0,0019*(-0,26)= -0,0005

Рн =0,0021*(-0,22)= -0,0005

Рн =0,002*(-0,13)= -0,0003

Рн =0,002*0=0

Рн =0,0022*0,13=0,0003

Рн =0,0029*0,22=0,0006

Рн =0,0067*0,26=0,0017

Рн =-0,01*0,22= -0,0022

Рн =-0,0063*0,13= -0,0008

Рн =-0,0057*0=0

 

Сила Рш стремится сжать или растянуть шатун, а сила Рн прижимает поршень к стенке цилиндра и направлена в сторону, противоположную вращению двигателя.

Сила Рш может быть перенесена по линии её действия в центр шейки кривошипа и разложена на тангенциальную силу Рт, касательную к окружности, и радиальную силу Рр, действующую по радиусу кривошипа

 

Рр = Рш*Cos (a + b) = Pд * (Cos(a + b) / Cosb);

Рр = -0,0057*1= -0,0057

Рр =-0,0063*0,8= -0,0035

Рр =-0,01*0,31= -0,0031

Рр =0,0167*(-0,26)= -0,0042

Рр =0,0063*(-0,69)= -0,0043

Рр =0,0050*(-0,93)= -0,0047

Рр =0,0046*(-1)= -0,0046

Рр =0,0046*(-0,93)= -0,0044

Рр =0,0050*(-0,69)= -0,0034

Рр =0,01*(-0,26)= -0,0026

Рр =0*0,31=0

Рр =-0,0251*0,8= -0,0201

Рр =0,0050*1=0,0050

Рр =0,0012*0,8=0,001

Рр =0,0017* 0,31=0,0005

Рр =0,0019*(-0,26)= -0,0005

Рр =0,0021*(-0,69)= -0,0014

Рр =0,002*(-0,93)= -0,0019

Рр =0,002*(-1)= -0,002

Рр =0,0022*(-0,93)= -0,002

Рр =0,0029*(-0,69)= -0,002

Рр =0,0067*(-0,26)= -0,0017

Рр =-0,01*0,31= -0,0031

Рр =-0,0063*0,8= -0,0035

Рр =-0,0057*1= -0,0057

 

Силы Рт и Р’т образуют на коленчатом валу пару сил с плечом R, момент которой приводит во вращение коленчатый вал и называется крутящим моментом двигателя.

Мдв= Рт*R = Рд * (Sin(a + b) / Cosb) * R;

где Рт = Рд * (Sin(a + b) / Cosb); R – радиус кривошипа в м.

Мдв=0,04*(-0,0057)*0=0

Мдв=0,04*(-0,0063)*0,61= -0,0002

Мдв=0,04*(-0,01)*0,98= -0,0004

Мдв=0,04*0,0167*1=0,0007

Мдв=0,04*0,0063*0,75=0,0002

Мдв=0,04*0,0050*0,39=0,000078

Мдв=0,04*0,0046*0=0

Мдв=0,04*0,0046*(-0,39)= -0,000071

Мдв=0,04*0,0050*(-0,75)= -0,0002

Мдв=0,04*0,01*(-1)= -0,0004

Мдв=0,04*0*(-0,98)=0

Мдв=0,04*(-0,0251)*(-0,61)=0,00061

Мдв=0,04*0,0050*0=0

Мдв=0,04*0,0012*(-0,61)= -0,000029

Мдв=0,04*0,0017*(-0,98)= -0,000066

Мдв=0,04*0,0019*(-1)= -0,000076

Мдв=0,04*0,0021*(-0,75)= -0,000063

Мдв=0,04*0,002*(-0,39)= -0,000031

Мдв=0,04*0,002*0=0

Мдв=0,04*0,0022*0,39=0,000034

Мдв=0,04*0,0029*0,75=0,000087

Мдв=0,04*0,0067*1=0,0003

Мдв=0,04*(-0,01)*0,98= -0,0004

Мдв=0,04*(-0,0063)*0,61= -0,0002

Мдв=0,04*(-0,0057)*0=0

 

Рт =-0,0057*0=0

Рт =-0,0063*0,61= -0,0038

Рт =-0,01*0,98= -0,0098

Рт =0,0167*1=0,0167

Рт =0,0063*0,75=0,0047

Рт =0,0050*0,39=0,002

Рт =0,0046*0=0

Рт =0,0046*(-0,39)= -0,0018

Рт =0,0050*(-0,75)= -0,0038

Рт =0,01*(-1)= -0,01

Рт =0*(-0,98)=0

Рт =-0,0251*(-0,61)=0,0153

Рт =0,0050*0=0

Рт =0,0012*(-0,61)= -0,0007

Рт =0,0017*(-0,98)= -0,0017

Рт =0,0019*(-1)= -0,0019

Рт =0,0021*(-0,75)= -0,0016

Рт =0,002*(-0,39)= -0,0008

Рт =0,002*0=0

Рт =0,0022*0,39=0,0009

Рт =0,0029*0,75=0,0022

Рт =0,0067*1=0,0067

Рт =-0,01*0,98= -0,0098

Рт =-0,0063*0,61= -0,0038

Рт =-0,0057*0=0

 

На подшипники коленчатого вала действует сила Р’ш, которая может быть разложена на силу P’ = P и Р’н = Рн. Значение расчетных величин Рд, Рш, Рн, Рр, Рт и Мдв занести в табл. 3 и построить зависимости от a.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Силовой расчет трансмиссии  автомобиля.

Трансмиссия автомобиля (рис. 1) включает в себя фрикционную муфту сцепления 3, коробку перемены передач 4, главную передачу 5 заднего моста, дифференциал 6 и полуоси 7.

Коробка перемены передач состоит  из двух пар шестерен: первая пара с  числом зубьев Z1 и Z2, вторая пара с числом зубьев Z3 и Z4.

Шестерня Z2 – подвижная по промежуточному валу и может выходить из зацепления с Z1. Прямая передача может включаться с помощью кулачковой муфты при разъединении шестерен Z1 и Z2.

Передаточное отношение коробки  перемены передач вычисляется по выражению:

ip = i1*i2.

Передаточное отношение первой зубчатой пары

i1 = Z2 / Z1,

а второй i2 = Z4 / Z3, т.е. ip = (Z2 / Z1) * (Z4 / Z3).

Ip =(48/24)*(88/22)=8

Передаточное отношение конических шестерен главной передачи:

iк = Z6 / Z5=120/24=5

Общее передаточное отношение 

iобщ = iр * iк .

Iобщ =8*5=40

Частота вращения выходного вала коробки передач

Пвых = Пg / ip; а ведомого вала Пведом = Пвых / iк.

Пвых =2200/8=275об/мин

Пведом =275/2=137,5 об/мин

Крутящий момент на ведомом валу:

Мведомдв*iобщ

Мведом=0*40=0

Мведомкр=-0,0002*40=-0,008

Мведомкр=-0,0004*40=-0,016

Мведом=0,0007*40=0,0028

Мведом=0,0002*40=0,008

Мведом=0,000078*40=0,00312

Мведом=0*40=0

Мведом=-0,000071*40=-0,00284

Мведом=-0,0002*40=-0,008

Мведомкр=-0,0004*40=-0,016

Мведом=0*340=0

Мведом=0,00061*40=0,0244

Мведом=0,000029*40=0

Мведом=-0,000066*40=-0,00264

Мведом=-0,000076*40=-0,00304

Мведом=-0,000063*40=-0,00252

Мведом=-0,000031*40=-0,00124

Мведом=0*40=0

Мведом=0,000034*40=0,00136

Мведом=0,000087*40=0,00348

Мведом=0,0003*40=0,012

Мведом=0,0003*40=0,012

Мведом=-0,0004*40=-0,016

Мведом=-0,0002*40=-0,008

Мведом=0*32=0

 

 

 
 

      1. Прочностной расчет узлов и деталей двигателя

9.1 Поршень

Поршень рассчитывается на сжатие от силы давления газов Рг по наименьшему сечению, расположенному выше поршневого пальца, на удельное давление тронка, на прочность днища, а поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление (рис. 7).

Напряжение сжатия определяется из выражения:

ϭсж = Рг/Fmin ≤ [ϭсж] Н/мм2,

где Fmin – наименьшее сечение поршня над пальцем (в большинстве конструкций  проходит по канавке последнего кольца), мм2.

Fmin= (ð*Д2 / 4)- (ð*Д12 / 4)= ð / 4*( Д2- Д12)

Д1=Д-(0,05…0,07)*Д=Д*(1-0,06)=80*0,94=75,2 мм

Fmin=3,14/4*(6400-5655,04)=584,79 мм2

т.к. Рг = Ргmax * (ð*Д2 / 4);

Pг=4,5*(3,14*6400/4)=22608 Н.

ϭсж =22608/584,79=38,66 Н/мм2 ≤ [ϭсж]

Допустимое напряжение для поршней  из алюминиевых сплавов [ϭсж] = 50,0 … 70,0 Н/мм2, и для стальных [ϭсж] = 100 Н/мм2.

Расчет тронка поршня на удельное давление и определение длины  направляющей части производится по формуле 

Lp = Pн. max / Д*к,

где Pн. max = (0,07…0,11) Pг; [к] = 2…7 кг/см2.

Lp =0,09*22608/(8,0*5)=50,868

Днище поршня рассчитывается на изгиб. При плоском днище условие  прочности (максимально-допустимое напряжение изгиба) имеет вид

ϭи = Pг. max / 4d2 ≤ [ϭsи],

где d - толщина днища поршня, мм.

Допустимое напряжение на изгиб  днищ для алюминиевого поршня

и] = 70 н/мм2, а для стальных - [ϭи] = 100 н/мм2.

При проектировании пользуются эмпирическими  зависимостями, установленными практикой.

Толщина днища алюминиевых поршней  d = (0,1 … 0,12) Д и стальных (0,06 … 0,1) Д.

Для алюминиевых: ϭи = 22608/ 4*(0,12*80)2 =61,32 ≤ [ϭи]

Для стальных: ϭи = 22608 / 4*(0,1*80)2=88,31 ≤ [ϭи]

Толщина стенки поршня за кольцами принимается  равной (0,05 … 0,07) Д;

Общая длина поршня L = (1,2 … 1,8)S,

Где S – ход поршня, S = 2R, [мм] S=2*85=170 мм

Расстояние от нижней кромки поршня до оси пальца

С = (0,7 … 1,2) Д. С=0,9*80=72

Поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление.

Рmax = (Pг. max /dп )* lп, н/мм2

Где dп – наружный диаметр поршнего пальца, мм, dп / Д = 0,4.

dп=0,4*Д=0,4*80=32 мм

lп – длина гнезд пальца, мм, lп = 2 dп .

Lп=2*32=64 мм

Рmax =(4,5/32)*64=9 н/мм2

Допускаемые удельные давления составляют [р] = 20 … 40, н/мм2

 

 

 

9.2 Поршневой палец

Поршневой палец проверяется по наибольшему давлению сгорания Рг. max = Р4 на изгиб и на срез.

Палец рассматривается как балка  с равномерно распределенной нагрузкой  и концами, лежащими на опорах.

Изгибающий момент относительно опасного сечения I –I:

Ми = Pг/2 (L/2 - а/4), Н*мм,

Где L – расстояние между опорами, мм,

L = Д – dп=80-32=48 мм

а – длина подшипников верхней  опоры шатуна, мм,

а = dп=32мм

Следовательно:

Ми = 22608/2(48/2 – 32/4)=180864 Н*мм

 

Напряжение изгиба

ϭи = Ми / Wи , н/мм2 ; £ [ϭи],

где Wи – момент сопротивления изгибу

Wи = 0,1 * ((d4п – d4в) / d п), мм3,

Где dв – внутренний диаметр поршневого пальца, мм;

dв = 0,5*dп

dв=0,5*32=16 мм

Wи =0,1*((324-164)/32)=3072 мм3

ϭи =180864/3072=58,875 н/мм2 ; ≤ [ϭи],

и] = 1200 н/мм2 для углеродистой стали.

Срезывающие напряжения пальца ϭср = Pг / 2F < [ϭср]

F – поперечное сечение пальца, мм2,

F = (π/4) * (d2п – d2в)=(3,14/4)*(32 2-162)=602,88 мм2

ϭср =180864/(2*602,88)=150 Н/мм2< [ϭср]

ср] = 500…600 Н/см2.

Список использованных источников

 

  1. Е.Росляков, И.Кравчук, В.Гладкевич, А.Дружинин. «Энергосиловое оборудование систем жизнеобеспечения». Учебник – СПб: Политехника, 2004. – 350 с.: ил.
  2. «Многоцелевые гусеничные и колесные машины.» Под ред. Акад., докт. техн. наук,проф. Г.И.Гладкова – М: Транспорт, 2001. – 214 с.
  3. Скойбеда А.Т. и др. «Детали машин и основы конструирования.» Учебник М:, Высшая школа, 2000. – 584 с.

 


Информация о работе Расчет привода и двигателя автомобиля