Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:50, курсовая работа
В данном курсовом проекте представлен расчёт двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора. Проводится выбор электродвигателя, исходя из мощности на выходном валу редуктора, частоты вращения валов редуктора и рассчитанного коэффициента полезного действия (КПД), выбор материала зубчатых колёс, определяется допускаемые контактные напряжения и изгибные, определяются основные параметры передачи, предварительные диаметры валов, выбор подшипников, рассчитывается на прочность и выносливость выходной вал редуктора и шпоночные соединения, определяется ресурс подшипников.
Напряжение кручения:
; ∙ 2,2 = 24,6МПа.
− = 0,2 ∙ 1103 − = 266199,95мм³ – полярный момент сопротивления, в месте нарезки шпоночного паза.
Напряжение растяжения (сжатия):
; ∙ 2,2 = 0,0 МПа.
Эквивалентное напряжение:
; = 53МПа.
Расчетный запас прочности:
; = 6,03 ≥ ,
где – предел текучести материала вала,
– допускаемый запас
Проверка опасного сечения вала на усталостную прочность (выносливость)
Коэффициенты концентрации напряжений для заданного сечения:
; = + 1,05 − 1 = 2,37;
; = + 1,05 − 1 = 2,02,
где 1,65, 1,40 − эффективные коэффициенты концентраций напряжений для данного сечения вала в зависимости от его формы по таблице 10.6 [3];
0,71 − коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения на предел выносливости по таблице 10.3 [3];
1,05 − коэффициент влияния шероховатости, по таблице 10.7 [3];
1 − коэффициент влияния
Амплитуда нормальных напряжений:
; = 14,5 МПа.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
; = 12,3 МПа.
Коэффициент влияния асимметрии цикла для рассматриваемого сечения вала:
; = = 0,02
где 0,05 − коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений по таблице 10.2 [3].
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:
; = = 105 МПа;
; = 74 МПа;
где предел выносливости для материала вала при симметричном цикле изгиба;
предел выносливости для материала вала при кручении.
Расчетный запас выносливости по нормальным напряжениям изгиба:
; = 7,24
Расчетный запас выносливости по касательным напряжениям кручения:
; = = 5,9
Расчетный коэффициент запаса прочности:
; S = = 4,6 > ,
где - допускаемый запас усталостной прочности.
Условие усталостной прочности выполняется.
Толщина стенки корпуса редуктора:
δ = 0,025 ∙ аw + 1 ≥ 8, δ = 0,025 ∙ 225 + 1 = 6,6 мм, принято δ = 8 мм.
Толщина стенки крышки редуктора:
δ1 = 0,02 ∙ аw + 1 ≥ 8, δ1 = 0,02 ∙ 225+ 1 = 5,5 мм, принято δ1 = 8 мм.
Толщина нижнего фланца крышки:
b1 = 1,5· δ, b1 = 1,5 · 8 = 12 мм.
Толщина верхнего фланца корпуса:
b = 1,5 · δ1, b = 1,5 ·8 = 12 мм.
Толщина нижнего пояса корпуса:
p = 2,35 ∙ δ, p = 2,35 ∙ 8= 19 мм.
Толщина рёбер основания корпуса:
m = (0,85...1) ∙ δ, m = 0,9 ∙ 8 = 7 мм.
Толщина рёбер крышки:
m1 = (0,85...1) ∙ δ1 , m1 = 0,9 ∙ 8 = 7 мм.
Диаметр фундаментных болтов:
d1 = (0,03…0,036) · аw + 12, d1 = 0,03 · 225 + 12 = 18,05=18 мм.
Диаметр болтов у подшипников:
d2 = (0,7…0,75) · d1, d2 = 0,75 · 18 = 12 мм.
Диаметр болтов, соединяющие фланцы:
d3 = (0,5…0,6) · d1, d3 = 0,55 · 18 = 10 мм.
Диаметр болтов, соединяющие смотровую крышку:
d5 = (0,3…0,4) · d1, d3 = 0,3 · 18 = 5 мм.
Минимальное расстояние от зубчатого колеса до стенки корпуса должно составлять не менее:
А = 1,2 · δ,
Размеры штифта:
dш ≈ d3 = 10 мм (согласовано ГОСТ 9464-79);
lш ≈ b + b1 + 5 = 12 +12 + 5 = 29 мм. Принято lш = 30 мм (согласованно ГОСТ 9464-79);
Ведущий вал
Определение суммарных реакций в подшипниках
= = 4109 Н;
= = 11349 Н.
Роликовые радиально-упорный подшипник 007315
Fа1 = Fx =2550Н – осевая сила;
С = 180000 Н – динамическая грузоподъемность;
е = 0,33 – параметр осевого нагружения;
Y = 1,829 – коэффициент осевой нагрузки.
Осевые составляющие опорных реакций:
0,83 · 0,83 · 4109 = 1125 Н;
0,83 · 0,83 · 11349 = 3108 Н.
Расчетные осевые силы, нагружающие подшипники:
Fa(А)=Fх + Fb =2550+3108=5658Н;
Fa(B)=Fb = 3108 Н.
= = 0,27<e, значит Х(А)= 1, Y(А)= 0.
= = 0,27<e, значит Х(В)= 1, Y(В)= 0,
где V= 1,0 − коэффициент вращения (вращающееся внутреннее кольцо подшипника );
Эквивалентные динамические нагрузки на опоры А и В:
( 1,0 · 1 · 4109 + 0 ∙ 1125 ) · 1,3 · 1,0 = 5341Н,
( 1,0 · 1 · 11349 + 0 · 3108 ) · 1,3 · 1,0 = 14753 Н,
где Х– коэффициент радиальной нагрузки;
КТ = 1,0 – температурный коэффициент (рабочая температура подшипников менее 100ºС);
КТ= 1,3 − коэффициент безопасности (зубчатые передачи, редукторы всех типов).
P = mах{PА ; PВ}= mах{ 5341 ; 14753 }= 14753Н.
Расчетный срок службы подшипника:
где а23 = 0,65– коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс подшипника качества металла колец, тел качения и условий эксплуатации ( для конических)
р= 3,33 – показатель степени ( для роликовых конических подшипников)
Ведомый вал
Определение суммарных реакций в подшипниках
= = 32328Н;
= = 8314 Н.
Роликовые радиально-упорные подшипники 7522:
С = 200000 Н ,е = 0,83, Y= 0,72.
Осевые составляющие опорных реакций:
0,83 · 0,83 · 32328 = 22270Н;
0,83 · 0,83 · 8314 = 5727Н.
Расчетные осевые силы, нагружающие подшипники:
Fa(E)= Fa = 22270Н;
Fa(F) = Fa + Fх=5727+776=6503 Н.
= 0,69<e,, значит Х(E)= 1, Y(E)= 0.
= 0,51 <e, значит X(F)= 1, Y(F)= 0.
Приведенные динамические нагрузки на опоры E и F:
( 1,0 · 1 ·32328 + 0 ∙ 22270 ) · 1,3 · 1,0 = 42026 Н,
( 1,0 ∙ 1 · 8315 + 0 · 6503 ) ∙ 1,3 ∙ 1,0 = 10809 Н.
P = mах{PE ; PF}= mах{ 42026 ; 10809 }= 42026 Н.
Расчетный срок службы подшипника:
, =11913часов .
Промежуточный вал
Определение суммарных реакций в подшипниках
= = 7110 Н;
= = 1506 Н.
Роликовые радиально-упорные подшипники 7318:
С = 187000 Н ,е = 0,83, Y= 0,72.
Осевые составляющие опорных реакций:
0,83 · 0,83 · 7110 = 4898Н;
0,83 · 0,83 · 1506 = 1037Н.
Расчетные осевые силы, нагружающие подшипники:
Fa(C )= Fa =4898 Н;
Fa(D ) = Fa + Fх =0+4898= 4898Н.
= 0,68<e,, значит Х(С)= 1, Y(С)= 0.
= 3,25>e, значит Х(D)= 0,83, Y(D)= 0,72.
Приведенные динамические нагрузки на опоры C и D:
( 1,0 · 1 · 7110 + 0 ∙ 4898) · 1,3 · 1,0 = 9243 Н,
( 1,0 ∙0,83 · 1506 + 0,72 · 4898) ∙ 1,3 ∙ 1,0 = 6209 Н.
P = mах{PC ; PD}= mах{ 9243 ; 6209 }= 9243 Н.
Расчетный срок службы подшипника:
, =403353 часов.
Расчетный срок службы подшипников
удовлетворяют заданному
Проверка шпоночных соединений по критерию сопротивления смятия боковых поверхностей шпонки:
Т – передаваемый момент, Нм;
d– диаметр вала, мм;
h– высота шпонки, мм;
–глубина паза вала, мм;
– расчетная длина шпонки (см. рис. 8.);
МПа допускаемое напряжение смятия (при стальной ступице).
Расчетное сопротивление смятия, на ведущем валу:
= 38 МПа;
Расчетное сопротивление смятия, на промежуточном валу, под колесо:
= = 108 МПа; , поэтому для данного элемента приняты две шпонки, расположенные под углом 180° друг к другу.
Расчетное сопротивление смятия, на ведомом валу, под колесо:
= = 190МПа; , поэтому для данного элемента приняты две шпонки, расположенные под углом 180° друг к другу.
= = 95МПа;
Расчетное сопротивление смятия, на ведомом валу.
= = 196 МПа; , поэтому для данного элемента приняты две шпонки, расположенные под углом 180° друг к другу.
= = 98 МПа
Список литературы
1. В.И. Анурьев. Справочник
2. И.А. Биргер. Расчёт на прочность деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979.
3. П.Ф. Дунаев. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа, 2000.
4. В.Н. Кудрявцев. Курсовое
5.Подшипники качения.
6. Г.Н. Попова, С.Ю. Алексеев. Машиностроительное черчение. Справочник. - Л.: Машиностроение, 1986.
7.Детали машин. Атлас
8. Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М., Ицкевич Г.М., Козинцов В.П. 'Курсовое проектирование деталей машин': Учебное пособие для учащихся. М.:Машиностроение, 1988 г., 416с.
9.Д.В.Чернилевский. Детали машин.
Проектирование приводов