Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 04:30, курсовая работа
Расчет тяговых показателей трактора производится с учетом назначения и места, занимаемого трактором в типаже сельскохозяйственных тракторов.
При этом должно учитываться выполнение всех основных видов работ данной зоны, соответствующих его тяговому классу и некоторой части работ, относящихся к тяговой зоне соседнего с ним предыдущего класса.
Расчет тяговых показателей трактора производится с учетом назначения и места, занимаемого трактором в типаже сельскохозяйственных тракторов.
При этом должно учитываться выполнение всех основных видов работ данной зоны, соответствующих его тяговому классу и некоторой части работ, относящихся к тяговой зоне соседнего с ним предыдущего класса.
Для более
полного и эффективного использования
тяговых показателей трактора необходимо
учитывать взаимосвязь и
Тяговый диапазон трактора определяется по формуле
где Рн и Р1н - соответственно номинальная сила тяги (по заданию) и сила тяги трактора предыдущего класса; e - коэффициент расширения тяговой зоны
трактора, рекомендуемый в среднем 1,3.
Для тракторов класса тяги 0,2...0,6 тяговый диапазон можно принять d=2.
Зная тяговый диапазон и номинальную силу тяги трактора, можно определить его минимальную силу тяги из соотношения
Масса трактора оценивается его состоянием. Если трактор не имеет заправочных материалов, балласта и тракториста, то такая масса называется конструкционной (mк). Полностью заправленный трактор с трактористом и балластом будет иметь массу эксплуатационную (mэ).
Эксплуатационную массу колесного трактора можно определить из следующих условий
Рк.max£jдоп×lк×mэ×g (условия по сцеплению),
Рк.max³Рн+f×mэ ×g (условия по типажу)
откуда jа×n×lк×mэ×g³Рн+f×mэ×g. При условии равенства будем иметь
где где - номинальная сила тяги на первой рабочей передаче;
- коэффициент использования массы, для гусеничных тракторов =0,55...0,65 , принимаем =0,6;
- коэффициент нагрузки ведущих колес, =1 для гусеничного трактора;
f – коэффициент сопротивления качению
g – ускорение свободного падения, .
Конструктивная масса
Расчет номинальной мощности двигателя производится с учетом номинального тягового усилия трактора, силы сопротивления качению, массы трактора, потерь на трение в трансмиссии и необходимого запаса мощности двигателя.
Учитывая вышеизложенное, номинальная мощность двигателя определяется по формуле
где Рн и Vн1 - соответственно номинальное тяговое усилие - (Н) и расчетная скорость движения на низшей рабочей передаче при номинальной силе тяги, км/ч (по заданию); mэ - эксплуатационная масса трактора (кг); g - ускорение свободного падения (м/с2); hтр - КПД, учитывающий потери мощности в трансмиссии и
определяемый по формуле
где hц и hк - соответственно КПД цилиндрической и конической пары шестерен. Принимаются равными hц =0,985 и hк = 0,975; hх - КПД, учитывающий потери мощности на холостом ходу; принимается hх = 0,96; n и n1- степенные показатели числа пар шестерен, работающих в трансмиссии на данной передаче;
хэ - коэффициент эксплуатационной нагрузки тракторного двигателя - 0,85.
Для расчета ряда основных рабочих скоростей трактора определяется диапазон скоростей, который характеризуется отношением высшей рабочей скорости к скорости на первой передаче
где Vн1 - расчетная скорость на первой передаче (по заданию) принимается в км/ч;
Vz - высшая рабочая скорость, которую необходимо определить.
Для расчета высшей и промежуточных скоростей необходимо определить знаменатель геометрической прогрессии - q.
Зная, что =q, можно получить
V2 = V1×q; V3 = V2×q =V1×q2; V4=V1×q3;...Vz = V1×qz-1;
отсюда
Зная, число q определим скорость на всех передачах
24.07
Определив знаменатель геометрической прогрессии, подсчитывают скорости V2, V3, V4...Vz.
Окончательный ряд скоростей корректируется в соответствии с практическими возможностями подбора чисел зубьев шестерен коробки передач проектируемого трактора.
Передаточное число трансмиссии колесного трактора на первой передаче определяется по формуле:
где nн - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; rк - радиус качения ведущего колеса трактора, м; Vн1 - скорость движения трактора на 1-й
расчетной передаче, согласно заданию, км/ч.
Радиус качения ведущего-колеса подсчитывается по формуле
rк=[0,5d+(0,8…0,85)b] м,
где d - наружный диаметр обода колеса, на который монтируется шина, м; b - ширина
профиля шины; (0,8...0,85) - коэффициент деформации шины ведущего колеса.
Размеры шин подбираются по табл. 5 в зависимости от нагрузки на одно ведущее колесо трактора.
d=32 b=9,5
Остальные передаточные числа трансмиссии подсчитываются по формуле
где q - знаменатель геометрической прогрессии.
Зная расчетные общие передаточные числа трансмиссии на каждой передаче - tтр и передаточные числа шестерен с постоянным зацеплением трактора-прототипа io, определяют передаточные числа коробки перемены передач по формуле
где io - передаточное число шестерен с постоянным зацеплением прототипа.
iо=iпц×iкп, iо=5,308*3,417=18.7
где iпц - передаточное число центральной передачи; iкп - передаточное число конечной
передачи.
Далее приводится схема коробки передач, на которой указывается какие шестерни находятся в зацеплении на каждой передаче и подбираются для них числа зубьев в соответствии с требуемыми передаточными числами. При необходимости округления дробных значений чисел зубьев шестерен действительные передаточные числа коробки передачи могут отличаться от расчетных. В этом случае соответственно вносятся изменения в общие передаточные числа трансмиссии и в расчетные скорости движения трактора.
Подсчитанные числа зубьев шестерен трансмиссии и уточненные значения передаточных чисел iтр и скоростей движения V для всех основных и транспортных расчетных передач вносятся в табл. 1.
Таблица 1
Номер шестерни |
1 |
2 |
3 и т.д. | ||||||
число зубьев |
|||||||||
передачи |
основные |
транспортные |
центральная передача |
конченая передача | |||||
Шестерни в зацеплении |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II | ||
Передаточные числа трансмиссии |
19.30 |
13.68 |
9.7 |
6.86 |
4.9 |
||||
Теоретические скорости движения, км/ч |
5 |
7 |
Энергонасыщенность трактора характеризуется отношением номинальной, мощности тракторного двигателя к эксплуатационной массе трактора. Величину энергонасыщенности определяют по формуле
Металлоемкости трактора характеризуется отношением (mк) конструкционной массы к номинальной мощности (Nен) двигателя. Этот показатель по мере совершенствования конструкций тракторов и повышения их энергонасыщенности непрерывно снижается. Снижение металлоемкости не должно ухудшать сцепных свойств трактора и понижать его надежность в работе. Величину металлоемкости определяют по формуле
Регуляторная характеристика тракторного двигателя показывает изменение эффективной мощности, частоты вращения коленчатого вала, крутящего момента, удельного и часового расходов топлива в зависимости от скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.
Расчет и построение регуляторной характеристики двигателя в функции от скоростного режима рекомендуется вести в следующем порядке
1. Задаваясь различными значениями частот вращения вала двигателя в процентах (100, 80, 60, 40, 20) от номинальной величины (по заданию), определяют текущие значения Ne мощности двигателя на безрегуляторной ветви характеристики по эмпирической формуле
где nе и nн - текущее и номинальное значение частот вращения коленчатого вала двигателя; C1 = 0,5; C2 = 1,5 - для дизелей с непосредственным впрыском топлива;
C1 = 0,7; C2 = l,3 - для дизелей с вихрекамерным смесеобразованием.
На регуляторной ветви характеристики принимают изменения мощности Ne по закону прямой линии от Ne = 0 до Nе max.
2. Для определения Ne = 0 определяют частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу по формуле:
nк=(1+dр)nн, мин-1,
где dр - коэффициент неравномерности регулятора: для современных тракторных
двигателей принимают dр = 0,07...0,08.
3. Зная мощность и частоту вращения коленчатого вала двигателя, определяют крутящий момент по формуле
где ; ni - частота вращения коленчатого вала соответственно
мощности двигателя Nei.
4. По удельному расходу geн топлива при номинальной мощности двигателя определяют максимальный часовой расход топлива по формуле
5. Для холостого хода двигателя принимают:
Gт х= (0,25...0,3) Gт max, кг/ч.
Промежуточные точки часового расхода топлива на регуляторной ветви принимают по закону прямой линии.
6. По часовому расходу топлива и соответствующей мощности двигателя на регуляторном участке, определяют удельный расход топлива по формуле
Кривая
удельного расхода топлива
Результаты расчетов показателей работы двигателя заносят в сводную табл. 2 для построения регуляторной характеристики.