Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:47, курсовая работа
В курсовом проекте производится расчет трактора на баз прототипа МТЗ-82 имеющий двигатель Д-240л.
Прототип двигателя трактора МТЗ-82 обладает следующими характеристиками: -тяговый класс трактора:1.4
- номинальное тяговое усилие трактора 14 кН; -конструктивная масса:3200 кг; - габаритные размеры, мм: 3930×1970×2485; - колея колес: 1200-1800 мм; - дорожный просвет: 470 мм;
Введение.
Глава I Тяговый расчет трактора.
Глава II Тепловой расчет.
Глава III Динамический расчет, кривошипно-шатунного механизма.
Глава IV Расчет систем двигателя.
Глава V.Расчет и построение тяговых и динамических характеристик трактора
Заключение
Литература
где R - удельная газовая постоянная воздуха, R=287 Дж/кг°К.
2.1.2. Коэффициент остаточных газов
γг=
2.1.3. Температура в конце впуска
2.1.4. Коэффициент наполнения
2.2. Процесс сжатия:
2.2.1. Давление в конце сжатия
2.2.2. Температура в конце сжатия
2.3. Процесс сгорания:
2.3.1. Теоретическая необходимость
количество воздуха для
где С,Н,О - массовые доли соответственно углерода, водорода и кислорода в элементарном составе топлива.
0,21 - объемное содержание кислорода в 1кг воздуха;
2.3.2. Количество молей свежего заряда.
где α=1,5 - коэффициент избытка воздуха;
μТ =110….120 кмоль/кг, принимаем μТ =115;
2.3.3. Количество молей продуктов сгорания:
При α>1 (сгорание в дизелях):
2.3.4. Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси;
где - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.
2.3.5. Температура и давления в конце видимого сгорания.
В общем виде уравнение сгорания имеет вид для карбюраторных (α>1)
где - коэффициент использования тепла;
λ=1,6 – степень повышения давления;
Qн =42500 - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;
μСvc и μСvz - средние мольные теплоемкости при постоянном объеме, соответственно рабочей смеси и продуктов сгорания, кДж/кмоль0к.
Подставив значения теплоемкостей, уравнение сгорания должно быть приведено к виду:
и определена температура в конце видимого сгорания:
Давления в конце видимого сгорания;
Степень предварительного расширения в дизеле находится по выражения:
2.4. Процесс расширения:
В процессе расширения происходит преобразование тепловой энергии топлива в механическую работу. Давление Рв и температура Тв газов в конце расширения определяются по уравнениям политропного процесса.
, мПа
где, - степень последующего расширения
мПа ;
3. Индикаторные и эффективные показатели двигателя.
В ходе расчета должны быть определенны показатели цикла (среднее индикаторное давление Рi индикаторный КПД , индикаторный удельный расход топлива gi) и эффективные показатели двигателя (среднее эффективное давление Ре, механический КПД , эффективный КПД и эффективный расход топлива ge).
Последовательно определяют:
1. Среднее индикаторное давление расчетного цикла дизеля.
2. Среднее индикаторное
давление действительного
где - коэффициент скругления (полноты) индикаторной диаграммы принимается φ=0,92…0,95. Принимаем φ=0,92
3. Индикаторный КПД цикла.
где Qн в Дж/кг.
4. Индикаторный удельный расход топлива
г/кВт*ч
где Qн в МДж/кг.
5. Среднее давление механических потерь.
Среднее давление механических потерь Рм определяется приближенно по формуле:
для дизелей с неразделёнными камерами сгорания:
Pм = 0,088 + 0,0118 Wср, МПа;
м/с
S - ход поршня в метрах.
Рм=0,088+0,0118 9,1666=0,1961 МПа
6. Среднее эффективное давление и механический КПД двигателя.
Ре=Рi -Pм =1,0941-0,1961= 0,8980 МПа;
7. Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива
г/кВт ч
4. Определение диаметра и хода поршня.
Предварительно по прототипу задаются отношением хода поршня к диаметру цилиндра
где S - ход поршня;
D - диаметр цилиндра прототипа.
Для определения рабочего объема цилиндра используют формулу мощности, из которой следует:
где - тактность двигателя;
i - число цилиндров
NH - номинальная мощность двигателя, кВт
n - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1
Ре - среднее эффективное давление, МПа
После этого должны быть определенны диаметр цилиндра D и ход поршня S.
мм принимаем D=100 мм
мм принимаем S=114мм
По окончательно принятым значениям D и S определяют номинальную мощность двигателя.
кВт
Так как значение мощности расходится со значением мощности, определенной при тяговом расчете автомобиля меньше чем на 3% (отклонение =2,8%), то дальнейшие расчеты ведем на мощность, принятую в тяговом расчете Nн=57,302 кВт и принятые D=100мм и S=114мм.
Таблица 4. Данные теплового расчёта
Модель двигателя |
кВт |
|
|
D, мм |
S, мм |
м/с |
МПа |
|
г/кВтч |
Проектируемый |
57,302 |
2200 |
16 |
100 |
114 |
9,1666 |
0,898 |
0,492 |
172,1664 |
Модель прототипа МТЗ-82 |
58,84 |
2200 |
16 |
110 |
125 |
7,52 |
0,677 |
- |
238 |
5.Построение индикаторной
Индикаторная диаграмма строится в координатах РV. В рабочий объем цилиндра Vh откладывается по оси абсцисс в мм. Тогда объем в камере сгорания в мм, будет:
Масштаб давлений принимают 0,01МПа 3 либо 5мм. По оси давления откладывают значение Р0 и проводят прямую, параллельную оси V. Затем наносятся характерные точки расчетной диаграммы, которые рекомендуется обозначать r, a, c, z1, z, b. Для ускорения построения диаграммы и исключения ошибок в нанесении промежуточных точек политроп сжатия и расширения рекомендуется ниже оси V разместить оси перемещения поршня х и углов поворота коленчатого вала . Вертикальные прямые проводятся через значения х и , принятые для нахождения точек политроп. Выбранные значения х и V в таблице расчета и на графике могут обозначаться порядковыми номерами 1, 2, 3… После нанесения расчетных точек политроп они соединяются плавными кривыми, характеризующими процессы сжатия и расширения.
Индикаторная диаграмма строится по результатам теплового расчета политроп сжатия и расширения на ЭВМ. Расчет политроп сжатия и расширения производится с использованием программы записанной код шифром POL 1. BAS. При составлении программы использовали известные формулы:
Для расчета политропы сжатия:
Для расчета политропы расширения:
Перемещение поршня:
Текущий (расчетный) объем цилиндра:
где - угол поворота коленчатого вала двигателя.
Исходные данные для расчета.
ε=16- степень сжатия;
D=100мм - диаметр цилиндра;
S=114мм - ход поршня;
R=S/2=114/2=57мм – радиус кривошипа;
λ=R/L=0,240 - отношение радиуса кривошипа и длине шатуна (принимается по прототипу);
Pa=0,082МПа - давление в конце такта впуска;
Pв=0,4192МПа - давление в конце такта расширения;
- средний показатель политропы сжатия;
- средний показатель политропы расширения.
В программе и результатах расчетов приняты следующие обозначения:
расчетное значение давления политропы сжатия, МПа;
расчетное значение давления политропы расширения, МПа;
х - перемещение поршня, мм;
расчетное значение объема цилиндра, л.
6.Построение скоростной
Для расчета и построения кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива используются эмпирические формулы:
для дизелей:
где и - номинальная мощность и номинальная частота вращения дизеля;
- эффективный удельный расход топлива дизеля при ;
- расчетные (текущие) частоты двигателя;
a, b, c, - опытные коэффициенты.
Крутящий момент и часовой расход топлива находим по формулам:
где в кВт; в мин ; в .
Расчет кривых скоростной характеристики выполняется на ЭВМ
Исходные данные для расчета:
кВт - номинальная мощность дизеля.
- номинальная частота вращения дизеля.
- удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя.
Опытные коэффициенты для дизеля с неразделённой камерой сгорания:
a=0,87; b=1,13; с=1; a1=1,55; b1=1,55; с1=1.
В программе и результатах расчетов приняты следующие обозначения:
- мощность двигателя (расчетное значение), кВт;
- крутящий момент двигателя, Нм;
- часовой расход топлива, кг/ч;
- удельный расход топлива, г/кВт ч.
По результатам расчета строим скоростную характеристику двигателя и отмечаем точки максимального крутящего момента двигателя , минимального удельного расхода топлива ge min и соответствующую им частоту вращения. Определяется коэффициент приспособляемости двигателя
Для выполненных конструкций дизелей к = 1,05...1,22.
III. Динамический расчёт кривошипно-шатунного механизма
1. Кинематический расчет
Расчет состоит в определении перемещения, скорости и ускорения поршня для различных углов поворота коленчатого вала при постоянной частоте вращения его. Исходными данными для расчета являются радиус кривошипа , длина шатуна L, соотношение и частота вращения Отношение зависит от типа двигателя, его оборотности, конструкции КШМ и находится в пределах 0,22...0,33(1/4,5…1/3,5).
Принимается таким же, как у конструктивного прототипа (приложение I, табл.6).
Определение кинематических параметров производится по формулам:
Перемещение поршня:
Скорость поршня:
Ускорение поршня:
2. Динамический расчет
Динамический расчет КШМ состоит в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов в цилиндре и сил инерции движущихся масс деталей КШМ. По найденным силам рассчитывают детали КШМ на прочность и износ, определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности вращения двигателя.
В ходе расчета должны быть определены:
-инерционные Pj и суммарные Pz силы, действующие на поршневой палец;
-сила N , действующая на стенку цилиндра;
-сила Pw действующая по шатуну и составляющие этой силы:
тангенциальная сила Т, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа, и нормальная (радиальная) сила z, направленная по радиусу кривошипа. Расчет газовых сил, сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс и кинематических параметров x, W и j выполняется на ЭВМ по программе, записанной под шифром РWM1. ВАS.
При составлении программы использованы ранее рассмотренные формулы:
Для расчета политропы сжатия:
Для расчета политропы расширения:
Перемещение поршня:
Скорость поршня:
Ускорение поршня:
и формула для определения
удельных сил инерции возвратно-
где , - площадь поршня;
m, кг - масса возвратно-поступательно движущихся частей КШМ, принимаемая равной сумме массы поршневой группы (mп) и части массы шатунной группы (0,275mш), отнесенной к оси поршневого пальца.
Для использования программы должны быть подготовлены и выписаны исходные данные для расчета:
=16 - степень сжатия;
nmax =2200 мин-1 - максимальная частота вращения дизельного двигателя;
R=S/2=0,114/2=0,057 м - радиус кривошипа;
=0,240 - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (приложение 1, табл.6);
m= 3,5007 кг - масса, совершающая возвратно-поступательное
движение (m =mп+0,375mш=2,369+0,375*3,
Pa = 0,082 МПа - давление в конце впуска;
Pr = 0,11 МПа - давление в конце выпуска (давление остаточных газов);
Pв = 0,4192 МПа - давление в конце процесса расширения;
n1= 1,38 - средний показатель политропы сжатия;
n2= 1,25 - средний показатель политропы расширения;
Fп = 0,00785м2 – площадь поршня;
Vа =0,9281 л - полный объем цилиндра;
Vс =0,0580 л - объем камеры сгорания;
Ввод исходных
данных для выполнения
В программе приняты следующие обозначения:
x - перемещение поршня, м;
W - скорость поршня, м/с;
j - ускорение поршня, м/с2 ;
PЧ - сила инерции, отмеченная к 1 м2 площади поршня, МПа;
V - объем при расчетном (текущем) значении угла поворота коленчатого вала , л;
P - давление при расчетном (текущем) значении угла поворота коленчатого вала , МПа.
IV. Расчет системы двигателя
1.Расчет смазочной системы.
1. Емкость системы смазки
где Vуд - удельная емкость системы, принимаемая по прототипу или аналогичному двигателю, л/кВт;
Nн - номинальная мощность двигателя, кВт.
2. Циркуляционный расход масла
где Qm - - количество тепла, отводимого маслом;
Qm=(0,015…..0,030)Qo=(0,015…0,
Qн= 42500 кДж/кг - низшая теплота сгорания топлива;
GT=13,64 кг/ч – часовой расход топлива, кг/ч;
=900кг/м3 - плотность масла;
=10…..15°С – подогрев масла в двигателе;
СМ =2,094 кДж/кг*с – средняя теплоемкость масла.