Расчёт колёсного трактора МТЗ-82

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовом проекте производится расчет трактора на баз прототипа МТЗ-82 имеющий двигатель Д-240л.
Прототип двигателя трактора МТЗ-82 обладает следующими характеристиками: -тяговый класс трактора:1.4
- номинальное тяговое усилие трактора 14 кН; -конструктивная масса:3200 кг; - габаритные размеры, мм: 3930×1970×2485; - колея колес: 1200-1800 мм; - дорожный просвет: 470 мм;

Содержание работы

Введение.
Глава I Тяговый расчет трактора.
Глава II Тепловой расчет.
Глава III Динамический расчет, кривошипно-шатунного механизма.
Глава IV Расчет систем двигателя.
Глава V.Расчет и построение тяговых и динамических характеристик трактора
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КП Пояснительная записка.docx

— 691.15 Кб (Скачать файл)

где R - удельная газовая постоянная воздуха, R=287 Дж/кг°К.

 

2.1.2. Коэффициент остаточных газов

γг=

    

2.1.3. Температура в конце впуска

 

2.1.4. Коэффициент наполнения

 

2.2. Процесс сжатия:

2.2.1. Давление в конце сжатия

2.2.2. Температура в конце сжатия

2.3. Процесс сгорания:

2.3.1. Теоретическая необходимость  количество воздуха для сгорания 1 кг топлива

где  С,Н,О - массовые доли соответственно углерода, водорода и кислорода в элементарном составе топлива.

0,21 - объемное содержание кислорода в 1кг воздуха;

2.3.2. Количество молей свежего заряда.

 

где α=1,5 - коэффициент избытка воздуха;

μТ =110….120 кмоль/кг, принимаем μТ =115;

 

2.3.3. Количество молей продуктов сгорания:

При α>1 (сгорание в дизелях):

 

 

2.3.4. Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси;

где - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.

2.3.5. Температура и давления в конце видимого сгорания.

В общем виде уравнение  сгорания имеет вид для карбюраторных (α>1)

где - коэффициент использования тепла;

λ=1,6 – степень повышения давления;

Qн =42500 - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;

μСvc и μСvz - средние мольные теплоемкости при постоянном объеме, соответственно рабочей смеси и продуктов сгорания, кДж/кмоль0к.

Подставив значения теплоемкостей, уравнение сгорания должно быть приведено к виду:

и определена температура  в конце видимого сгорания:

Давления в конце видимого сгорания;

Степень предварительного расширения в дизеле находится по выражения:

2.4. Процесс расширения:

В процессе расширения происходит преобразование тепловой энергии топлива в механическую работу. Давление Рв и температура Тв газов в конце расширения определяются по уравнениям политропного процесса.

, мПа                                             , 0К

где, - степень последующего расширения

мПа ;                  

 

3. Индикаторные и эффективные  показатели двигателя.

В ходе расчета  должны быть определенны показатели цикла (среднее индикаторное давление Рi индикаторный КПД , индикаторный удельный расход топлива gi) и эффективные показатели двигателя (среднее эффективное давление Ре, механический КПД , эффективный КПД и эффективный расход топлива ge).

Последовательно определяют:

1. Среднее индикаторное давление расчетного цикла дизеля.

2. Среднее индикаторное  давление действительного цикла.

где - коэффициент скругления (полноты) индикаторной диаграммы принимается φ=0,92…0,95. Принимаем φ=0,92

3.  Индикаторный КПД цикла.

где Qн в Дж/кг.

4. Индикаторный удельный расход топлива

г/кВт*ч

где Qн в МДж/кг.

5. Среднее давление механических потерь.

Среднее давление механических потерь Рм определяется приближенно по формуле:

для дизелей с неразделёнными камерами сгорания:

Pм  =  0,088 + 0,0118 Wср, МПа;

 м/с

S - ход поршня в метрах.   

Рм=0,088+0,0118 9,1666=0,1961 МПа

6. Среднее эффективное давление и механический КПД двигателя.

Реi -Pм =1,0941-0,1961= 0,8980 МПа;

7. Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива

г/кВт ч

 

4. Определение диаметра и хода  поршня.

Предварительно по прототипу  задаются отношением хода поршня к  диаметру цилиндра

где S - ход поршня;

D - диаметр цилиндра прототипа.

Для определения рабочего объема цилиндра используют формулу  мощности, из которой следует:

где - тактность двигателя;

i - число цилиндров

NH - номинальная мощность двигателя, кВт

n - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1

Ре - среднее эффективное давление, МПа

После этого должны быть определенны  диаметр цилиндра D и ход поршня S.

мм принимаем D=100 мм

мм принимаем S=114мм

По окончательно принятым значениям D и S определяют номинальную мощность двигателя.

кВт

 

Так как значение мощности расходится со значением мощности, определенной при тяговом расчете автомобиля меньше чем на 3% (отклонение =2,8%), то дальнейшие расчеты ведем на мощность, принятую в тяговом расчете Nн=57,302 кВт и принятые D=100мм и S=114мм.

 

Таблица 4. Данные теплового расчёта

Модель двигателя

кВт

D,

мм

S,

мм

м/с

МПа

г/кВтч

Проектируемый

57,302

2200

16

100

114

9,1666

0,898

0,492

172,1664

Модель

прототипа

МТЗ-82

58,84

2200

16

110

125

7,52

0,677

-

238


 

5.Построение индикаторной диаграммы.

Индикаторная  диаграмма строится в координатах  РV. В рабочий объем цилиндра Vh откладывается по оси абсцисс в мм. Тогда объем в камере сгорания  в мм, будет:

Масштаб давлений принимают 0,01МПа 3 либо 5мм. По оси давления откладывают значение Р0 и проводят прямую, параллельную оси V. Затем наносятся характерные точки расчетной диаграммы, которые рекомендуется обозначать r, a, c, z1, z, b. Для ускорения построения диаграммы и исключения ошибок в нанесении промежуточных точек политроп сжатия и расширения рекомендуется ниже оси V разместить оси перемещения поршня х и углов поворота коленчатого вала . Вертикальные прямые проводятся через значения х и , принятые для нахождения точек политроп. Выбранные значения х и V в таблице расчета и на графике могут обозначаться порядковыми номерами 1, 2, 3… После нанесения расчетных точек политроп они соединяются плавными кривыми, характеризующими процессы сжатия и расширения.

Индикаторная  диаграмма строится по результатам  теплового расчета политроп сжатия и расширения на ЭВМ. Расчет политроп сжатия и расширения производится с  использованием программы записанной код шифром POL 1. BAS. При составлении программы использовали известные формулы:

Для расчета политропы  сжатия:

Для расчета политропы  расширения:

Перемещение поршня:

 

Текущий (расчетный) объем  цилиндра:

где  - угол поворота коленчатого вала двигателя.

 

Исходные данные для расчета.

ε=16- степень сжатия;

D=100мм - диаметр цилиндра;

S=114мм - ход поршня;

R=S/2=114/2=57мм – радиус кривошипа;

λ=R/L=0,240 - отношение радиуса кривошипа и длине шатуна (принимается по прототипу);

Pa=0,082МПа - давление в конце такта впуска;

Pв=0,4192МПа - давление в конце такта расширения;

  - средний показатель политропы сжатия;

  - средний показатель политропы расширения.

 

В программе и результатах  расчетов приняты следующие обозначения:

 расчетное значение давления политропы сжатия, МПа;

расчетное значение давления политропы  расширения, МПа;

х - перемещение поршня, мм;

расчетное значение объема цилиндра, л.

 

6.Построение скоростной характеристики  двигателя.

Для расчета  и построения кривых эффективной  мощности и эффективного  удельного  расхода топлива используются эмпирические формулы:

для дизелей:

где и   - номинальная мощность и номинальная частота вращения дизеля;

- эффективный удельный расход топлива дизеля при ;

- расчетные (текущие) частоты двигателя;

a,  b, c, - опытные коэффициенты.

Крутящий момент и часовой расход топлива находим по формулам:

                           

где в кВт;   в мин в .

Расчет кривых скоростной характеристики выполняется на ЭВМ

 

Исходные данные для расчета:

 

кВт   - номинальная   мощность дизеля.

- номинальная частота вращения дизеля.

- удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя.

Опытные коэффициенты для дизеля с неразделённой камерой сгорания:

a=0,87; b=1,13; с=1; a1=1,55; b1=1,55; с1=1.

В программе и результатах  расчетов  приняты  следующие  обозначения:

  -  мощность двигателя (расчетное  значение), кВт;

- крутящий момент двигателя,  Нм;

- часовой  расход топлива,  кг/ч;

- удельный расход топлива,  г/кВт ч.

 

По результатам расчета  строим скоростную характеристику двигателя  и отмечаем  точки максимального  крутящего момента двигателя , минимального удельного расхода топлива ge min и соответствующую им частоту вращения. Определяется коэффициент приспособляемости двигателя

Для выполненных конструкций  дизелей к = 1,05...1,22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Динамический расчёт кривошипно-шатунного механизма

1. Кинематический расчет кривошипно-шатунного  механизма

Расчет состоит в определении  перемещения, скорости и ускорения  поршня для различных углов поворота коленчатого вала при постоянной частоте вращения его. Исходными данными для расчета являются радиус кривошипа , длина шатуна L, соотношение и частота вращения   Отношение зависит от типа двигателя, его оборотности, конструкции КШМ и находится в пределах     0,22...0,33(1/4,5…1/3,5).

 Принимается    таким же, как у конструктивного прототипа (приложение I, табл.6).

Определение кинематических параметров производится по формулам:

Перемещение поршня:  
      Скорость поршня:

Ускорение поршня:

2. Динамический расчет кривошипно-шатунного  механизма

    Динамический расчет  КШМ состоит в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов в цилиндре и сил инерции движущихся масс деталей КШМ. По найденным силам рассчитывают детали КШМ на прочность и износ, определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности вращения двигателя.

В ходе расчета  должны быть определены:

-инерционные  Pj  и суммарные Pz  силы, действующие на поршневой палец;

-сила N , действующая на стенку цилиндра;

-сила Pw действующая по шатуну и составляющие этой силы:

тангенциальная  сила Т, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа, и нормальная (радиальная) сила z, направленная по радиусу кривошипа. Расчет газовых сил, сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс и кинематических параметров x, W и j выполняется на ЭВМ по программе, записанной под шифром  РWM1. ВАS.

 

При составлении программы  использованы ранее рассмотренные  формулы:

Для расчета политропы  сжатия:

Для расчета политропы  расширения:

Перемещение поршня:  
      Скорость поршня:

Ускорение поршня:

и формула для определения  удельных сил инерции возвратно-поступательно  движущихся масс кривошипно-шатунного  механизма

 

где   ,   - площадь поршня;

m, кг - масса возвратно-поступательно движущихся частей КШМ, принимаемая равной сумме массы поршневой группы (mп) и части массы шатунной группы (0,275mш), отнесенной к оси поршневого пальца.

Для использования программы  должны быть подготовлены  и выписаны исходные данные для расчета:

=16 - степень сжатия;

nmax =2200 мин-1 - максимальная частота вращения дизельного двигателя;

R=S/2=0,114/2=0,057  м - радиус кривошипа;

=0,240  - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (приложение 1, табл.6);

m= 3,5007 кг - масса, совершающая возвратно-поступательное движение (m =mп+0,375mш=2,369+0,375*3,018кг – приложение 1, табл. 6)

Pa = 0,082 МПа - давление в конце впуска;

Pr = 0,11 МПа - давление в конце выпуска (давление остаточных газов);

Pв = 0,4192 МПа - давление в конце процесса расширения;

n1= 1,38 - средний показатель политропы сжатия;

n2= 1,25 - средний показатель политропы расширения;

Fп  = 0,00785м2 – площадь поршня;

Vа =0,9281 л  - полный объем цилиндра;

Vс =0,0580 л  - объем камеры сгорания;

    Ввод исходных  данных для выполнения расчетов  должен быть только в указанных  единицах измерения.

 В программе приняты  следующие обозначения:

x - перемещение поршня, м;

W - скорость поршня, м/с;

j - ускорение поршня, м/с2 ;

PЧ - сила инерции, отмеченная к 1 м2 площади поршня, МПа;

V - объем при расчетном (текущем) значении угла поворота коленчатого вала , л;

P - давление при расчетном (текущем) значении угла поворота коленчатого вала , МПа.

 

 

 IV. Расчет системы двигателя

1.Расчет смазочной системы.

1. Емкость  системы смазки

где Vуд - удельная емкость системы, принимаемая по прототипу или аналогичному двигателю, л/кВт;

Nн - номинальная мощность двигателя, кВт.

2. Циркуляционный  расход масла

где Qm - - количество  тепла, отводимого маслом;

Qm=(0,015…..0,030)Qo=(0,015…0,03)*

Qн= 42500 кДж/кг - низшая теплота сгорания топлива;

GT=13,64 кг/ч – часовой расход топлива, кг/ч;

=900кг/м3 - плотность масла;

 =10…..15°С – подогрев масла в двигателе;

СМ =2,094 кДж/кг*с – средняя теплоемкость масла.

Информация о работе Расчёт колёсного трактора МТЗ-82