Раздаточная коробка ГАЗ-66

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:02, практическая работа

Описание работы

Раздаточная коробка является неотъемлемым атрибутом автомобиля, оборудованного системой полного привода. Раздаточная коробка имеет следующее предназначение:
распределяет крутящий момент по осям автомобиля;
увеличивает крутящий момент при движении по плохим дорогам и бездорожью.

Файлы: 1 файл

Раздаточная коробка.docx

— 90.00 Кб (Скачать файл)

1.Назначение, общее устройство:

 Раздаточная коробка является неотъемлемым атрибутом автомобиля, оборудованного системой полного привода. Раздаточная коробка имеет следующее предназначение:

распределяет крутящий момент по осям автомобиля;

увеличивает крутящий момент при движении по плохим дорогам и бездорожью.

Конструкция раздаточной коробки  различается в зависимости от вида системы полного привода. Вместе с тем, можно выделить следующее  общее устройство раздаточной коробки:

ведущий вал;

межосевой дифференциал;

механизм блокировки межосевого дифференциала;

вал привода задней оси;

цепная (зубчатая) передача;

понижающая передача;

вал привода передней оси.

Схема раздаточной коробки (без понижающей передачи)

Ведущий вал передает крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке.

Межосевой дифференциал предназначен для распределения крутящего  момента между осями и позволяет  им вращаться с разными угловыми скоростями. Межосевой дифференциал может быть симметричным и несимметричным. Симметричный дифференциал распределяет крутящий момент между осями поровну, несимметричный – в определенном соотношении. В раздаточных коробках, используемых в системах полного привода подключаемого автоматически и полного привода подключаемого вручную межосевой дифференциал, как правило, не применяется.

Для полной реализации полноприводных возможностей предусматривается блокировка межосевого дифференциала. Под блокировкой межосевого дифференциала понимается полное или частичное выключение дифференциала, обеспечивающее жесткое соединение передней и задней осей между собой. Блокировка может осуществляться автоматически или вручную.

Современными механизмами автоматической блокировки межосевого дифференциала  является:

вискомуфта;

самоблокирующийся дифференциал Torsen;

многодисковая фрикционная муфта.

Вязкостная муфта (вискомуфта) является наиболее простым и недорогим устройством автоматической блокировки дифференциала. Работа муфты основана на возникновении блокирующего момента при разности угловых скоростей осей. Конструктивно муфта состоит из набора перфорированных дисков, половина из которых соединена со ступицей, другая – с корпусом муфты. Диски помещены в силиконовую жидкость. При проскальзывании одной из осей увеличивается частота вращения определенных дисков, силиконовая жидкость становиться более вязкой (густеет) и муфта блокируется – образуется связь ступицы с корпусом муфты. К недостаткам вискомуфты можно отнести срабатывание с запаздыванием, неполная блокировка межосевого дифференциала, перегрев при длительном использовании, несовместимость с системой ABS.

Схема вязкостной муфты 

Самоблокирующийся дифференциал Torsen представляет собой конструкцию, состоящую из червячных шестерен: ведущих (сателлиты) и ведомых (солнечные шестерни приводов осей). Блокировка в дифференциале происходит за счет сил трения в червячной передаче. При движении по твердому покрытию устройство работает как обычный межосевой дифференциал и распределяет крутящий момент по осям в равных отношениях. При проскальзывании одной из осей крутящий момент перебрасывается на ось с лучшими сцепными свойствами, при этом соотношение крутящих моментов может достигать 20:80. Ввиду ограничений по прочности конструкции дифференциал Torsen не применяется на внедорожных автомобилях.

Схема дифференциала Torsen

Многодисковая фрикционная муфта  представляет собой набор фрикционных  дисков с контролируемой степенью сжатия (блокировки). Муфта обеспечивает распределение  крутящего момента между осями  в зависимости от дорожных условий. В нормальных условиях крутящий момент распределяется по осям в равных отношениях. При проскальзывании одной из осей фрикционные диски сжимаются, чем достигается частичная или  полная блокировка межосевого дифференциала. Крутящий момент перераспределяется на ось, имеющую лучшее сцепление с  дорогой. Для выполнения своих функций  муфта может иметь электрический (электродвигатель) или гидравлический (гидроцилиндр) привод и электронную систему управления.

Ручная (принудительная) блокировка дифференциала  производится водителем с помощью  механического, пневматического, электрического или гидравлического привода. На некоторых конструкциях предусмотрены  функции как автоматической, так и ручной блокировки межосевого дифференциала.

Вал привода задней оси выполнен, как правило, соосно с ведущим валом.

Цепная передача обеспечивает передачу крутящего момента на переднюю ось. Она включает ведущее и ведомое  зубчатые колеса и приводную цепь. Вместо цепной передачи в раздаточной  коробке может использоваться цилиндрическая зубчатая передача. Раздаточная коробка  в системе автоматически подключаемого  полного привода представляет собой, как правило, конический редуктор.

Понижающая передача служит для  увеличения крутящего момента при  движении по плохим дорогам и бездорожью. Она присутствует в отдельных  конструкциях раздаточных коробок  внедорожных автомобилей. На современных  автомобилях понижающая передача выполнена  в виде планетарного редуктора.

В раздаточной коробке, устанавливаемой  на автомобили с системой полного  привода подключаемого вручную, предусмотрена возможность подключения  переднего моста (в данном контексте  мост и ось синонимы) в раздаточной  коробке. Отдельные конструкции  раздаточных коробок системы  постоянного полного привода  имеют функцию отключения передней оси.

Режимы работы раздаточной коробки  определяются ее конструкцией. В совокупности раздаточная коробка может иметь  следующие режимы работы:

включен задний мост;

включены оба моста;

включены оба моста при блокировке межосевого дифференциала;

включены оба моста на понижающей передаче при блокировке дифференциала;

включены оба моста при автоматической блокировке дифференциала.

Переключение режимов осуществляется с помощью рычага управления, кнопок на панели приборов или поворотного переключателя.

 

Рис. 8. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:

1— ведущий вал; 2 — шестерня включения прямой и понижающей передач; 3— вал привода заднего моста; 4 — промежуточный вал; 5 — шестерня включения переднего моста; 6 — картер; 7—вал привода переднего моста; 8—шестерня понижающей передачи.

 

2.Основные неисправности и дефекты:

Многие неисправности раздаточной  коробки аналогичны дефектам коробки  передач. Однако некоторые неисправности  присущи только механизмам раздаточных  коробок.

 Основные из них:

1. Трудное включение переднего  моста (передний мост включается с заеданием);

2. Самовыключение переднего моста;

3. Нагрев раздаточной коробки.

 Обычно передний мост, трудно  включается вследствие большой  разницы радиусов качения передних  и задних колес, при ослаблении  болтов крепления крышек подшипников  вала привода переднего моста,  а также если детали привода включения переднего моста сильно износились. Прежде всего необходимо проверить давление воздуха в шинах колес и довести его до нормы, подтянуть болты крепления крышек подшипников. Изношенные детали привода включения переднего моста по возможности заменить.

 Иногда передний мост включается с заеданием. Видимо, ослабли крепления рычага штока включения, вилки включения, вала в подшипниках или повреждены шток и вилка включения муфты. Следует произвести подтяжку; изогнутые вилку и шток попытаться выправить, а изношенные детали заменить новыми.

 Во время движения автомобиля  может возникнуть самовыключение  переднего моста. 

 Причины: 

 а) ослабла или поломалась  пружина фиксатора, в результате  чего ползун не фиксируется,  а легко перемещается в осевом  направлении; 

 б) сильно износились канавки  ползуна, вилки выключения, зубья  муфты включения или шестерни  привода переднего моста; 

 в) ослабло крепление подшипников  вала привода моста, в результате  чего образовался перекос в  зубьях вала и муфты включения. 

 Под действием передаваемого  крутящего момента они легко  выходят из зацепления. Для устранения  неисправности рекомендуется проверить  положение установочного, болта  на рычаге включения переднего  моста и при необходимости  отрегулировать. Если это не помогло,  следует изменить длину тяги  управления включением, подтянуть  болты крепления крышек подшипников.  Если при этом самовыключение  переднего моста не будет устранено,  необходимо заменить неисправные  детали.

 В процессе работы двигателя  может возникнуть нагрев раздаточной  коробки. Причину следует искать  в ненормальном уровне смазки  или плохом качестве масла,  а может быть, в заедании шестерен  и валов либо тугой, затяжке  конических роликоподшипников. Следует  установить требуемый уровень  масла (долить или слить), устранить  заедание шестерен и валов,  а подшипники проверить и при  необходимости отрегулировать. Регулировка  осуществляется изменением количества  прокладок, установленных между  картером раздаточной коробки  и крышками гнезд подшипников,  за исключением подшипников вторичного  вала автомобилей ЗИЛ-151, 157, где  она производится прокладками,  установленными между распорной  втулкой и внутренней обоймой  заднего подшипника.

 На автомобиле ГАЗ-66 устанавливается раздаточная коробка с шариковыми подшипниками и нет надобности в регулировке подшипников. В раздаточной коробке регулируется только положение рычагов управления изменением длины тяг.

 Для этого необходимо:

 — вынуть палец тяги из  вилки;

 — передвинуть шток до  полного включения необходимой  передачи, при этом положение  штока должно быть зафиксировано;

 — перевести рычаг в положение,  соответствующее включенной передаче;

 — вращая вилку установить  требуемую длину тяги;

 — совместить отверстия в  рычаге и вилке тяги, вставить  палец, зашплинтовать его и  завернуть контргайку на тяге.

 Помните, что включать передний  мост следует лишь на плохой  дороге (снег, грязь, песок). Категорически  запрещается езда с включенным  передним мостом по дорогам  с твердым покрытием. Это приводит  к быстрому износу деталей  силовой передачи, шин, значительно  повышает расход бензина. Если  в пути встречаются подъемы,  то желательно включить понижающую  передачу в раздаточной коробке,  предварительно остановив автомобиль  и включив передний мост. Умелое  пользование раздаточной коробкой, тщательный уход за ней позволит  избежать вышеуказанных неисправностей.

Причины неисправности:

1)Вибрация раздаточной коробки и пола кузова ( в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч:

          Раздаточная  коробка не отцентрирована                                   относительно силового агрегата.

          Не затянуты  или повреждены опоры раздаточной  коробки и задняя ось силового  агрегата.

          Тугое  проворачивание или заедание  в одной из плоскостей шарниров  переднего или заднего карданных  валов.

          Неполное растормаживания стояночного тормоза.

          Тугое  проворачивание шарнира равных  угловых скоростей промежуточного  вала.

2)Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (наиболее характерно при скорости 80...90 км/ч):

           Повышенный дисбаланс карданных валов.

           Повышенный  дисбаланс межосевого дифференциала  раздаточной коробки.

           Заедание  карданных шарниров переднего  или заднего карданных валов.

           Заедание  шарнира равных угловых скоростей  промежуточного вала.

          Ослаблены  гайки и болты крепления опор  двигателя или повреждены опоры  двигателя.

          Изгиб  болтов и фланца эластичной  муфты промежуточного вала.

3) Шум при движении на повороте или пробуксовке колес:

           Тугое вращение сателлитов на оси.

           Заедание  шестерен привода мостов в  корпусе дифференциала.

           Повреждение  рабочей поверхности оси сателлитов.

           Большой  осевой зазор шестерен привода  мостов в корпусе дифференциала.

3.Работы, выполняемые при техническом  обслуживании(ЕО,ТО-1,ТО-2,СО):

           ЕО:   При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей; платформы; стекол; зеркал; противосолнечных козырьков; оперения; номерных знаков; запорных механизмов: дверей, опрокидывающейся кабины, бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала. Автомобиль моют, сушат. При необходимости проводят санитарную обработку и уборку салона.

           ТО-1: При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, подножек и брызговиков. Места, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, обрабатывают и на них наносят защитное антикоррозионное покрытие.

             ТО-2:  При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

             СО:   СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите  кузова или кабины и работы, связанные (в зависимости от сезона эксплуатации) с проверкой состояния уплотнений дверей, окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на двигатель автомобиля.

Информация о работе Раздаточная коробка ГАЗ-66