Размещение и развитие транспортного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.

Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:

1) проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;

2) выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;

3) изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса России;

4) раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике……….. 5

1.1 Структура транспортного комплекса России………………………….... 7

1.2 Роль железнодорожного транспорта в экономике страны………………8

1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны………………….8

1.4 Роль водного транспорта в экономике страны…………………………...9

1.5 Роль трубопроводного транспорта. …………………………………….. .10

1.6 Роль воздушного транспорта в экономике страны……………………....10

Глава 2. Размещение транспортного комплекса России…………………....12

2.1 Размещение железнодорожного транспорта России…………………….12

2.2 Размещение автомобильного транспорта России………………………..15

2.3 Размещение водного транспорта России…………………………………17

2.3.1 Размещение морского транспорта………………………………………17

2.3.2 Размещение внутреннего речного транспорта…………………………18

2.4 Размещение трубопроводного транспорта России……………………….19

2.5 Размещение воздушного транспорта России……………………………..20

Глава 3. Проблемы и перспективы развития

транспорта России……………………………………………………………..22 3.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта России……………………………………………………………...22

3.2 Проблемы и перспективы развития автомобильного

транспорта России……………………………………………………………...27

3.3 Проблемы и перспективы развития водного транспорта России……….31

3.3.1 Проблемы и перспективы развития морского транспорта ……………31

3.3.2 Проблемы и перспективы развития ледокольного флота России…….32

3.3.3 Проблемы и перспективы развития траулерного транспорта…………33

3.3.4 Проблемы и перспективы развития

внутреннего водного транспорта……………………………………………..33

3.5 Проблемы и перспективы развития

авиационного транспорта России……………………………………………..34

Заключение ……………………………………………………………………..36

Приложения

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк-й г-фии.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный  транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. [20, c287]

Вместе все  виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.

Транспортный  комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов. [1, c32]

В сложившейся  современной транспортной системе, представленной широтными направлениями можно выделить три основных магистральных направления:

  1. широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга;
  2. меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями;
  3. меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом. [20, c288]

-8-

Как было сказано  ранее, транспортный комплекс России представлен  всеми видами транспорта. Рассмотрим каждый из них более подробно.

1.2 Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса  страны. Их протяженность равна 7 процентов  всех железных дорог мира, но они  обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе – минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты. [7, c 142]

Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных  пассажирских перевозок, направление  и мощность пассажирских потоков  в значительной мере определяется конфигурацией  и пропускной способностью железнодорожных дорог.

На железнодорожном  транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся  в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях.

Дальние пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь.  

1.3 Автомобильный транспорт

Этот вид транспорта относится к числу динамично  развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов,

-9-

пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении  смешанных перевозок, а также  в обслуживании, главным 

образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность  автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым  покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3  автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или  булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном  транспорте.

От их состояния  зависит состояние этого вида транспорта.

Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.

Несмотря на снижение перевозимых грузов транспортом общего пользования за 1992-1996 на 46,2 процента, а автомобильного транспорта на 42,3 процента, доля автомобильного транспорта по-прежнему остается высокой. В настоящее время он составляет большую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Автомобильный транспорт используется как для  внутрирайонных перевозок, так и  для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре  перевозимых грузов преобладают  строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления. [19, c60]

В последнее  время автомобильный транспорт  наращивает объемы перевозимых грузов. Так, например, российская почта предприняла  попытку перехода перевозок с  железнодорожного транспорта на автомобильный, так как автомобильный транспорт является в этом случае более дешевым, удобным, маневренным, чем другие виды транспорта. 

1.4 Водный транспорт

Водный транспорт  является составной частью единого  транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской  транспорт, в свою очередь подразделяется  на торговый флот и траулерный, или промысловый.

 Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого

-10-

значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет

малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов  в пределах одного или двух смежных  морских бассейнов. Большой каботаж  – плавание судов между портами  России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании  морского транспорта нужно учитывать  природный фактор. [21, c330]

Структура перевозимых  грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний  водный транспорт  в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре  перевозимых грузов лидирующее положение  занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок. 

1.5 Трубопроводный транспорт

За последние 15-20 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство  добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефте -, продукто-, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории. 

1.6 Воздушный транспорт

В транспортной системе России воздушный транспорт  является одним из основных видов  пассажирского транспорта. В его  общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты  – 1/5. Использование 

-11-

авиационного  транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с

другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что  на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

Важную роль играет воздушный вид транспорт  для обеспечения связи с слабо  освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения. 

В общем же о  работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.

(см. приложение  Б, таблица2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-12-

2. Размещение транспортного  комплекса России 

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в  европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь  располагаются основные промышленные центры и населенные пункты. Основные направления движения транспорта представлены в приложении (картосхема 1).

Рассмотрим размещение каждого вида транспорта более подробно. 

2.1 Железнодорожный  транспорт

Как уже было сказано ранее железнодорожный  транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Первые железный дороги были построены в России в  середине 19 века. В 1837 году, через 12 лет  после начала движения на первой в  мире железной дороге общего пользования  Стоктон – Дарлингтон в Англии, была открыта «экспериментальная»  железнодорожная ветка Петербург – Царское село,  а в 1851 году – первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург. Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт России превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз.

Основной каркас железнодорожной сети был сформирован  во 2-ой половине 19 – начале 20 века. Железные строились в первую очередь для  обеспечения транспортно-экономических  связей центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также с морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. [20, c290]

Транспортные  связи центра обеспечили дороги на следующих направлениях:

1) Центр-Запад:  Москва – Смоленск – Минск  – Брест (1871);

Москва –  Ржев – Великие Луки – Виндава.

2) Центр-Север:  Москва – Ярославль – Вологда  (1872), продолженная в 1898 году до  Архангельска;

Дорога через  Санкт-Петербург: Волхов – Петрозаводск – Мурманск;

  1. Центр-Юг: Москва – Рязань – Козлов (Мичуринск) – Воронеж – Ростов-на-Дону – Владикавказ (1875), с ответвлением от Козлова на

-13-

железнодорожную ветку Тамбов – Саратов, продолженная 1894 году от Владикавказа на Махачкалу  и Баку, что обеспечило первый транспортный выход на Закавказье: Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Севастополь с ответвлением от Курска на Киев.

Информация о работе Размещение и развитие транспортного комплекса в России