Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа
Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1) проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;
2) выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;
3) изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса России;
4) раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике……….. 5
1.1 Структура транспортного комплекса России………………………….... 7
1.2 Роль железнодорожного транспорта в экономике страны………………8
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны………………….8
1.4 Роль водного транспорта в экономике страны…………………………...9
1.5 Роль трубопроводного транспорта. …………………………………….. .10
1.6 Роль воздушного транспорта в экономике страны……………………....10
Глава 2. Размещение транспортного комплекса России…………………....12
2.1 Размещение железнодорожного транспорта России…………………….12
2.2 Размещение автомобильного транспорта России………………………..15
2.3 Размещение водного транспорта России…………………………………17
2.3.1 Размещение морского транспорта………………………………………17
2.3.2 Размещение внутреннего речного транспорта…………………………18
2.4 Размещение трубопроводного транспорта России……………………….19
2.5 Размещение воздушного транспорта России……………………………..20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
транспорта России……………………………………………………………..22 3.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта России……………………………………………………………...22
3.2 Проблемы и перспективы развития автомобильного
транспорта России……………………………………………………………...27
3.3 Проблемы и перспективы развития водного транспорта России……….31
3.3.1 Проблемы и перспективы развития морского транспорта ……………31
3.3.2 Проблемы и перспективы развития ледокольного флота России…….32
3.3.3 Проблемы и перспективы развития траулерного транспорта…………33
3.3.4 Проблемы и перспективы развития
внутреннего водного транспорта……………………………………………..33
3.5 Проблемы и перспективы развития
авиационного транспорта России……………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..36
Приложения
Список используемой литературы
12 изношенных
российских судов стояло
3.3.5 Внутренний водный транспорт.
Проблем у данного вида транспорта хватает. Это все тот же физический износ. Большую роль в развитии этого вида транспорта играет и наличие каналов, сокращающих и удешевляющих стоимость перевозки, а также судоходных рек. В 1992 году был введен в строй канал Майн-Дунай,
-34-
связывающий 18 государств Западной Европы, Балкан, Восточной Европы, Украины и России.
Благодаря введению этого канала усилились экономические связи в сфере торговли. В последнее время этот вид транспорта перестал развиваться, ему не уделяется внимание со стороны государства.
3.4 Авиационный транспорт.
В гражданской авиации, как и в других сферах российской экономики, наблюдаются кризисные явления. Они продолжаются несколько лет с тех пор, как перестало осуществляться государственное централизованное плановое управление авиацией. Авиационным компаниям не удалось объединить усилия и организовать эффективное управление отраслью.
Спад производства
в авиационном комплексе
Правительство было вынуждено принять решение о списании 500 самолетов из-за крайней опасности полетов на них без отнесения расходов на авиакомпании. К 2001 году устаревшие российские самолеты перестанут выпускать за рубеж по экономическим соображениям. К этому времени Россия будет нуждаться в 652 воздушных судах. В условиях переходной экономики авиакомпании России очень строго ощутили на себе жесткую конкуренцию со стороны западных авиационных компаний. Работа в рыночных условиях потребовала от них жесткого коммерческого расчета, в котором не последнее место заняли технические характеристики машин, предназначенных к эксплуатации. Например, специалисты компании «Трансаэро» подсчитали, что повышение цены на авиакеросин делает самолет Боинг-737 более экономически выгодным в эксплуатации, нежели наши отечественные самолеты. И это несмотря на то, что цена лизинга иностранных лайнеров из-за девальвации рубля возросла в несколько раз.
Удельный расход
топлива у российских самолетов
в 1,5-2 раза выше, чем у зарубежных
аналогов. При очень близких летных
характеристиках самолетов ИЛ-
эксплуатируемых компанией «Аэрофлот», в течение 7 лет только 3 из них находились в исправном состоянии. В результате компания понесла убытки в 70 млн. руб., то есть примерно столько, сколько стоит новый лайнер.
На авиалиниях,
обслуживаемых российскими
-35-
опытных летчиков, они должны быть доработаны. Российские летчики вовсе не идеализируют качество самолетов, произведенных на Западе. По некоторым данным, на которые они ссылаются, эксплуатируемые в настоящее время Боинги-737 и 767 по ряду экологических параметров к 2001 перестанут вписываться в жесткие американские требования по экологии.
Пока же авиационные компании, как и в других подотраслях, подсчитывают понесенные потери. Крупнейшие из них, как показали итоги, подведенные на собраниях акционеров, закончили 1998 год с нелучшими экономическими показателями. «Трансаэро» - с убытками, «Аэрофлот» – с минимальной прибылью. Компания «Внуковские авиалинии» балансирует на грани банкротства.
В условиях экономического кризиса отрасли авиаторы России ищут пути развития авиационной отрасли без опоры на государственный бюджет. Они прилагают усилия для привлечения крупнейших зарубежных фирм к сотрудничества в целях создания новых и совершенствования существующих образцов авиационной техники. Военно-транспортный самолет АН-70 является одним из лучших кандидатов для такого сотрудничества, а также на роль «среднего транспортного самолета», в производстве которого заинтесованы европейские потребители. Это подтверждается готовностью специалистов Германии, Италии, Испании, Великобритании совместно работать с Россией и Украиной над проектам его модификации, чтобы в дальнейшем в виде самолета АН-7Х он был принят европейскими странами для серийного производства.
К концу 2000 года
планируется поднять в воздух
первый летный экземпляр российско-
Но все же, несмотря на все имеющиеся проблемы, в российской авиационной промышленности сохранен немалый потенциал, позволяющий надеяться на возрождение авиации. Именно у нас сейчас существуют новейшие технологии, но, к сожалению, не воплощенные в жизнь из-за отсутствия финансирования. Но при соответствующем финансировании можно поднять не только отечественную авиационную промышленность, но и авиацию в целом, так как авиация на сегодняшний день является самым быстрым способом транспортировки. [21, c367]
-36-
Заключение
Проведя курсовое исследование, можно сделать следующие выводы:
Наличия инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как
-37-
большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены.
Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса.
Именно на уровне достижений в науке и технике транспорт может развиваться. Пример, Япония достигла высокого уровня прогресса в области транспорта и экономике в целом не только за счет иностранного капитала, сколько путем приобретения мировых патентов новейших технологий.
Тема развития
транспорта в нашей стране не до
конца понимается нашим правительством.
Есть множество проектов по реформированию
транспортного хозяйства
Таблица 1:
зависимость размещения производства
от транспортного фактора.[23, c108]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+++ - решающее значение.
++ - большое значение.
+ - малое значение.
* - незначительное.
Приложение
Б
Таблица 1: протяженность
транспортных путей и пассажирооборот
различных видов транспорта 1996 год. [20,
c290]
Вид транспорта | Протяженность тр. путей тыс. км | Грузооборот | Пассажирооборот | ||
Млрд. тыс. км | Удельный вес | Млрд. пассажиро-км | Удельный вес | ||
Ж/Д транспорт | 87 | 1214 | 35 | 192,2 | 35 |
Морской | --- | 297 | 8 | 0,2 | --- |
Внутренний водный | 84 | 90 | 3 | 1,1 | --- |
Трубопроводный | 210 | 1899 | 53 | --- | --- |
Автомобильный | 745 | 31 | 1 | 182,2 | 34 |
Воздушный | --- | 1,6 | --- | 71,7 | 13 |
Другие виды | --- | --- | --- | 99,5 | 18 |
Транспорт всего | --- | 3532,6 | 100 | 552,3 | 10 |
Информация о работе Размещение и развитие транспортного комплекса в России