Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:54, курсовая работа
Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, на его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Ограниченные государственные запасы материалов и энергии не позволяют в достаточной мере развивать машиностроение, и с целью сохранения парка машин в работоспособном состоянии требуется развивать и совершенствовать ремонтное производство.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ФГОУ СПО «ИПК»)
Специальность 190604 «Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Ремонт автомобилей и двигателей»
Тема проекта : Разработка технологического процесса восстановления шатуна.
4 курс, ТОРА–102д
Шифр 190604
Рахманов Айдар
Руководитель проекта:
..
Дата
Оценка
Подпись
Ижевск 2014
Ведения
Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, на его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Ограниченные государственные запасы материалов и энергии не позволяют в достаточной мере развивать машиностроение, и с целью сохранения парка машин в работоспособном состоянии требуется развивать и совершенствовать ремонтное производство.
Ремонт машин существует со времени создания их парка как объективная необходимость приведения машин в исправное состояние в перерывах между использованием по назначению. Ремонт состоит в устранении неисправностей и восстановлении ресурса машин, а главная задача ремонтного производства заключается в экономически эффективном восстановлении надежности машин в результате наиболее полного использования остаточной долговечности их деталей.
При восстановлении детали обрабатывают меньшее число поверхностей, что объясняет и меньшую трудоемкость обработки. "Обоснованный процесс восстановления обеспечивает получение детали со свойствами, близкими к свойствам новой детали или превосходящими их. Восстановление изношенных деталей в системе вторичного производства машин является природоохранным и ресурсосберегающим производством. Однако послеремонтная наработка техники с восстановленными деталями уступает ее нормативной наработке: он t в 1,5...2,5 раза меньше наработки новых изделий. I (а долю устранения отказов приходится до 60 % общих затрат на поддержание машин в работоспособном состоянии, а наработка па. сложный отказ в среднем на 30 % даже нормативных значений. Эти показатели объясняются тем, что восстановительное производство в количественном и качественном отношениях, оснащены только на 15...25 % по сравнению с предприятиями по изготовлению машин.
Основная задача, которую преследуют ремонтный предприятия, это снижение себестоимости ремонта автомобилей и агрегатов при обеспечении гарантий потребителей т.е. гарантии после ремонтного ресурса.
Исследования ремонтного фонда (автомобилей и агрегатов, поступающих на ремонт) показали, что в среднем около 20% деталей – утильных, 25…40% годных, а остальные 40…55% – можно восстановить.
1.Описание детали
Шатун служит связующим звеном между поршнем и кривошипом коленчатого вала. Так как поршень совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение, а коленчатый вал — вращательное, то шатун совершает сложное движение и подвергается действию знакопеременных, носящих ударный характер нагрузок от газовых сил и сил инерции. Шатуны автомобильных массовых двигателей изготовляют методом горячей штамповки из среднеуглеродистых сталей марок: 40, 45, марганцевистой 45Г2, а в особенно напряженных двигателях из хромо-никелевой 40ХН, хромо-молибденовой улучшенной ЗОХМА и других легированных качественных сталей.
Рис. 1. Шатунно-поршневая
1 — поршень; 2 — гильза цилиндра; 3 — уплотнительные резиновые кольца; 4 — стержень шатуна; 5 — запорное кольцо; б — поршневой палец; 7 — шатунный болт; 8 — нижняя головка шатуна; 9— крышка нижней головки шатуна; 10 — шплинт; 11 — гайка шатунного болта; 12 — вкладыши нижней головки шатуна; 13 — втулка верхней головки шатуна; 14 — верхняя головка шатуна
Наиболее рациональными являются двутавровые стержни, обладающие большой жесткостью при малом весе. Крестообразные профили нуждаются в более развитых головках шатуна, что приводит к переутяжелению его.
Рис. 2. Профили стержня шатуна: а) двутавровый; б) крестообразный; в) трубчатый; г) круглый
В быстроходных двигателях автомобильного типа обе головки, как правило, отковываются за одно целое со стержнем.
Верхняя головка обычно имеет форму, близкую к цилиндрической, но особенности ее конструкции в каждом конкретном случае.
Выбираются в зависимости от методов фиксации поршневого пальца и его смазки. Если поршневой палец закрепляется в поршневой головке шатуна, то ее делают с разрезом, как показано на рис. 3, а. Под действием стяжного болта стенки головки несколько деформируются и обеспечивают глухую затяжку поршневого пальца. Головка при этом не работает на износ и выполняется с относительно небольшой длиной, равной примерно ширине наружной полки стержня шатуна. С точки зрения выполнения монтажно-демонтажных работ предпочтительнее боковые разрезы, но использование их приводит к определенному увеличению размеров и веса головкиу Верхние головки с креплением в них поршневых пальцев применялись на шатунах старых моделей рядных двигателей ЗиЛ, например, на 5 и 101 моделях.
При других методах фиксации поршневых пальцев в верхнюю головку шатуна в качестве подшипника запрессовывают втулки из оловянистой бронзы с толщиной стенок от 0,8 до 2,5 мм (см. рис. 3, б, в, г). Тонкостенные втулки изготовляют свертными из листовой бронзы и обрабатывают под заданный размер поршневого пальца после запрессовки в головку шатуна. Свертные втулки применяют на всех двигателях автомобилей ГАЗ, ЗИЛ-130, МЗМА и др.
Нижние головки шатунов двигателей автомобильного и тракторного типов обычно делают разъемными, с упрочняющими приливами и ребрами жесткости. Типичная конструкция разъемной головки показана на рис. 1. Основная ее половина откована совместно со стержнем 4, а отъемная половина 9, называемая крышкой нижней головки, или просто крышкой шатуна, скрепляется с основной двумя шатунными болтами 7. Иногда крышка крепится четырьмя и даже шестью болтами или шпильками. Отверстие в большой головке шатуна обрабатывают в собранном состоянии с крышкой (см. рис. 4), поэтому ее нельзя переставлять на другой шатун или изменять принятое положение на 180° относительно шатуна, с которым она была спарена до расточки. Чтобы предотвратить возможную путаницу на основной половине головки и на крышке, у плоскости их разъема выбивают порядковые номера, соответствующие номеру цилиндра. При сборке кривошипно-шатунного механизма надо следить за правильной постановкой шатунов на место, строго руководствуясь инструкцией завода-изготовителя.
Рис. 4. Нижняя головка шатуна:
а) с прямым разъемом; б) с косым разъемом; 1 — половина головки, отковываемая совместно со стержнем 7; 2 — крышка головки; 3 — болт шатуна; 4 — треугольные шлицы; 5 — втулочка с калиброванным отверстием; 6 — канал в стержне для подвода масла к поршневому пальцу
3. Обосновать способы восстановления детали
Железнением называется процесс получения твердых износостойких железных покрытий из горячих хлористых электролитов. В качестве электролита при железнении применяют водный раствор хлористого железа (РеС12-4Н2О), содержащий небольшое количество соляной кислоты (НС1), и некоторые другие компоненты, которые вводятся для повышения прочности сцепления покрытия с деталью (хлористый марганец МпС12-4Н2О) или для улучшения износостойкости (хлористый никель NiCl-4H2O). Концентрация хлористого железа в электролите может изменяться в пределах 200 .. . 700 кг/м3. Электролиты с низкой концентрацией хлористого железа (200... 220 кг/м) обеспечивают получение покрытий небольшой толщины (до 0,3...0,4 мм), но с высокой твердостью. Из электролитов высокой концентрации (650...700 кг/м3РеС12-4Н2О) могут быть получены покрытия толщиной 0,8...! мм и более, однако с меньшей твердостью. Содержание соляной кислоты в электролите должно быть в пределах 1,2...3 кг/м3. При более низком ее содержании снижается выход металла по току, и в электролите образуется гидроокись железа, которая, попадая в покрытие, ухудшает его качество. Повышение кислотности электролита не ухудшает качества покрытия, но снижает выход металла по току. Наиболее рациональным является электролит средней концентрации, содержащий (400+200) кг/м3 РеС12-4Н2О, (2+0,2) кг/м3 НС1 и(10+2) кг/м3 МпСЬ*4Н2О. Этот электролит стабилен в работе и почти не требует корректирования состава по содержанию основной соли, обеспечивает получение равномерных покрытий с необходимой твердостью и толщиной, имеет высокий выход металла по току и способствует повышению прочности соединения покрытий с поверхностью детали, так как содержит хлористый марганец.
Процесс нанесения покрытия при железнении производится в стальных ваннах, внутренняя поверхность которых футерована кислотостойким материалом.
Учитывая повышенную агрессивность хлористых электролитов, в качестве футеровки для ванн применяют графитовые плитки, пропитанные смолой, хорошая теплопроводность материала которых позволяет производить нагрев электролита в таких ваннах через водяную рубашку.
Ванны для железнения изготавливают также из фаолита. Этот материал обладает высокой кислотостойкостью, но имеет плохую теплопроводность, поэтому нагрев электролита до требуемой температуры в этом случае производят нагревателями, помещенными в электролит.
Электролизная ячейка для железнения отверстий в нижней головке
2. Технологический
процесс нанесения
Процесс нанесения покрытий на детали включает в себя три группы операций — подготовку деталей к нанесению покрытия, нанесение покрытия и обработку деталей после покрытия. Подготовка деталей к нанесению покрытия включает следующие операции: механическую обработку поверхностей, подлежащих наращиванию; очистку деталей от окислов и предварительное обезжиривание; монтаж деталей на подвесное приспособление; изоляцию поверхностей, не подлежащих покрытию; обезжиривание деталей с последующей промывкой в воде; анодную обработку (активацию). Предварительная механическая обработка деталей имеет цель придать восстанавливаемым поверхностям правильную геометрическую форму. Производится эта обработка в соответствии с рекомендациями по механической обработке соответствующего материала. Очистку деталей от окислов с целью «оживления» поверхности производят путем обработки шлифовальной шкуркой или мягкими кругами с полировальной пастой. Предварительное обезжиривание деталей производят путем промывки в растворителях (уайт-спирите, дихлорэтане, бензине и др.). При монтаже деталей на подвесное приспособление необходимо обеспечить их надежный электрический контакт с токопроводящей штангой, благоприятные условия для равномерного распределения покрытия по поверхности детали и для удаления пузырьков водорода, выделяющихся при электролизе. Для защиты поверхностей, не подлежащих наращиванию, применяют: цапонлак в смеси с нитроэмалью в соотношении 1:2 (его наносят в несколько слоев при послойной сушке на воздухе); чехлы из полихлорвинилового пластиката толщиной 0,3 ... 0,5 мм; различные футляры, втулки, экраны, изготовленные из неэлектропроводных кислотостойких материалов (эбонит, текстолит, винипласт и т. п.). Окончательное обезжиривание подлежащих наращиванию поверхностей деталей производят путем электрохимической обработки в щелочных растворах следующего состава: едкий натр -10 кг/м3, сода кальцинированная — 25 кг/м3, тринатрийфосфат — 25 кг/м3, эмульгатор ОП-7 3...5 кг/м3. Режим обезжиривания: температура раствора 70...80°С; плотность тока 5... 10 А/дм; длительность процесса 1 ... 2 мин. После обезжиривания детали промывают в горячей, а затем в холодной воде. Сплошная без разрывов пленка воды на обезжиренной поверхности свидетельствует о хорошем качестве удаления жиров. Активацию (анодную обработку) производят для удаления тончайших окисных пленок с поверхности детали и обеспечения наиболее прочного сцеплений гальванического покрытия с детал
Подвесное приспособление для хромирования шеек
1. токоподводящая штанга;
2. крючок;
3 . гайка;
4 . изоляционная втулка;
5. хромируемые поверхности;
6 . защитный чехол.
4 План технической операций
№ операц. |
Наименование и содержание операций |
Оборудование |
Приспособления
|
Инструмент | |
рабочий |
измерительный | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
005 |
Моечное оборудование МС-10 |
Моечная ванна |
Подвеска для мойки деталей |
- |
- |
010 |
Железнения |
Ванна для обезжиривания электрических печ |
Подвеска для осталивания |
Кисть для изоляций и электролит |
Нутромер |
015 |
Хонингования |
Хонинговальный станок СС740 |
Приспособления для базирования шатуна |
Хон |
- |
025 |
Контроль |
- |
Приспособления для проверки шатуна |
- |
Нутромер |
Раздел 2
РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ДЕТАЛЕЙ
Величина производственной партии деталей определяется по формуле:
Информация о работе Разработка технологического процесса восстановления шатуна