В Китае
создан «Новый Шелковый путь» - северный
трансазиатский коридор. В ряде документов
его называют «Вторым евразийским сухопутным
мостом». Он пролегает от китайского порта
Ляньюньган через центральный и северо-западный
Китай до Казахстана и через Россию выходит
на Западную Европу. Протяженность от
Ляньюньганя до Роттердама составляет
10900 км, в настоящее время он функционирует
и развивается.
Автомобильный транспорт
Автомобильный
транспорт играет ведущую роль в перевозках
пассажиров, а также грузов на короткие
и средние расстояния. Китай имеет наиболее
развитую сеть автодорог в мире. Системы
городских автодорог имеют сложную структуру
и высокое качество дорожного покрытия.
К концу 2008 г. протяженность дорог составила
3,7 млн. км, в том числе 60,3 тыс. км скоростных
автодорог, по этому показателю Китай
вышел на второе место в мире после США.
Плотность автодорог достигла 3733 км на
10 тыс. кв. км.
Автодорожная сеть состоит из дорог
государственного, провинциального и
местного уровня. Их протяженность составляет
соответственно 155, 263 и 3244 тыс. км.
Государственные дороги являются костяком
автодорожной сети и соединяют основные
города, порты, железнодорожные станции
и промышленные центры. Половина дорог
местного уровня не имеет твердого покрытия.19
Интенсивное строительство автодорог
является необходимым условием для роста
доли автоперевозок в общем объеме
перевозок и особенно пассажирских перевозок
в стране. По оценкам специалистов, дорожное
строительство, как в количественном,
так и в качественном отношении явно отставало
от потребностей развития экономики,
в связи с чем в последние годы значительно
выросли инвестиции в строительство дорог.
В первое десятилетие нового века основное
внимание уделяется строительству автомагистралей
государственного значения, формированию
региональной автодорожной сети и прокладке
дорог, соединяющих населенные пункты
в сельской местности. Приоритетным направлением
также является строительство автодорожной
сети в западных районах, в том числе
скоростных автомобильных дорог, соединяющих
западные районы с восточными и центральными
районами страны. К 2010 г. предполагается
построить свыше 200 тыс. км дорог в сельской
местности. Очень быстро растет протяженность
скоростных автомобильных трасс, за период
2000-2005 гг. она выросла практически в 2 раза.
Хотя автодорожное строительство является
важным направлением государственной
политики, очень большие инвестиции в
автодорожное строительство вкладывают
региональные власти всех уровней, так
как это является необходимым условием
развития местной экономики, улучшения
инвестиционного климата, повышения жизненного
уровня населения.
Китай лидировал в строительстве платных
дорог. По данным Всемирного банка,
на него приходилось 100 тыс. км из общей
мировой протяженности платных дорог,
которая составляла 140 тыс. км, однако в
2009 г. большая часть их была переведена
в категорию общественных дорог.
Интенсивное строительство автодорог
является базой роста доли автоперевозок
в общем объеме перевозок в стране,
доля автомобильной отрасли в совокупном
грузообороте за период 1978-2008 гг. повысилась
с 2,8 до 12,3%, а в совокупном пассажирообороте
– с 30% до 54%. Наибольшие перспективы развития,
таким образом, автомобильный транспорт
имеет в пассажирских перевозках. Что
касается грузоперевозок, то оптимальным
является использование автомобильного
транспорта для перевозок небольших партий
груза на короткие расстояния. Важным
фактором его роста является автомобилестроение,
которое развивается в последние годы
очень высокими темпами. Автомобильный
парк страны вырос за последние 20 лет
более чем в 10 раз и в 2008 г. составил
уже 64,6 млн. ед., при этом, количество автомобилей
в личном пользовании выросло до 41,7
млн. ед. В то же время при оценке
перспектив развития автомобильного транспорта
следует учитывать такие важные факторы,
как дефицит нефтепродуктов и рост цен
на нефть и нефтепродукты, большая протяженность
платных дорог и высокая плата за проезд
по ним. 20
Водный транспорт
В Китае насчитывается более 400 портов,
в том числе 20 имеют годовой грузооборот
более 100 млн. т. Из общего объема грузооборота
портов 64% приходится на морские и 36% - на
речные порты. Морской и речной флот насчитывает
184 тыс. судов, общим тоннажем 124 млн. т.
На востоке Китай омывается морями: Бохайским,
Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским
морем, что обеспечивает выход судов в
Тихий океан. Между Шанхаем, Тяньцзинем,
Далянем и японскими портами Кобе, Осака,
Иокогама и портом Инчхон (Республика
Корея) курсируют международные люксовые
пассажирские лайнеры. Морские каботажные
рейсы связывают между собой все морские
порты Китая. В стране 116 современных, высокотехнологичных
морских портов, открытых для внешнеторговых
операций. Порты насчитывают более 1 тыс.
причалов, в т.ч. 230 глубоководных для судов
водоизмещением более 10 тыс. т, 20 - для судов-контейнеровозов.
По объему контейнерных перевозок Китай
занимает первое место в мире, на него
приходится 25-30% мирового рынка перевозок.
Самыми крупными контейнерными портами
являются Шанхай и Шэньчжэнь, за ними следуют
Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь. Морские
порты Шанхая и Шэньчжэня занимают соответственно
первое и четвертое место в мире по объему
контейнерных перевозок. Шанхай обрабатывает
больше грузов, чем все российские морские
порты. В Китае в основном сформировалась
транспортная сеть контейнерных перевозок
по внутренним рекам. Самые большие работы
по углублению русла были проведены на
реке Янцзы, вдоль которой вплоть до Чунцина
было построено 9 глубоководных портов.
Общая протяженность внутренних водных
путей в 2008 г. составила 122,8 тыс. км. Главным
внутренним водным путем, протяженность
которого увеличилась до 55 тыс. км,
является река Янцзы. Основная часть перевозок
осуществляется в нижнем течении реки
между Шанхаем и Нанкином. Перевозки по
Янцзы составляют 1/3 контейнерных перевозок
по внутренним и прибрежным водам Китая.
Основные виды грузов, перевозимые по
внутренним путям, включают руду, минеральное
сырье, цемент, зерно и сельскохозяйственную
продукцию.
Крупнейшие китайские компании морского
судоходства – ChinaOceanShippingGroup (COSCO), ChinaShippingGroup,
в том числе COSCO занимает 5-е место в
мире по морским перевозкам. Иностранный
капитал имеет право не только участвовать
в грузоперевозках и строительстве портов,
но и создавать предприятия транспортной
логистики со 100% иностранным капиталом.
В связи с быстрым ростом внешней торговли,
и особенно растущими потребностями в
импорте нефти, нефтепродуктов и природного
газа важнейшей задачей для страны является
увеличение масштабов строительства судов
торгового и военно-морского флота для
перевозок нефти и сжиженного газа, которые
на настоящий момент в основном обеспечиваются
за счет фрахта иностранных судов. 21
Авиационный транспорт
Как уже отмечалось, авиационный транспорт
является одним из динамично развивающихся
секторов транспортного комплекса страны.
Тем не менее, доля его в грузообороте
страны пока очень незначительна и растет
преимущественно в пассажирообороте,
что прежде всего объясняется ростом доходов
населения. По общему пассажиро- и грузообороту
Китай переместился с 35-го на 5-е место
в мире, а к 2020 г. должен войти в число первых
трех ведущих стран мира. В стране совершаются
регулярные рейсы более чем на 1257 гражданских
авиалиниях, включая 233 международных.
Общая протяженность авиалиний составляет
2 млн. км, одна треть которых приходится
на международные. Парк самолетов гражданского
назначения в 2010 г. насчитывал 1580 единиц.
К 2025 году данная цифра должна возрасти
до 4000. Представлен воздушными лайнерами,
в основном купленными у наиболее
известных западных самолетостроительных
компаний. Они используются не только
для международных, но и для внутренних
рейсов. Отечественные самолетостроительные
компании производят небольшие самолеты
для внутренних рейсов, предполагается,
что примерно 70% потребностей в легких
пассажирских самолетах в будущем
будет удовлетворяться за счет отечественной
продукции.
Специалисты считают, что авиационный
транспорт имеет очень большое будущее
не только в пассажирских, но и грузовых
перевозках. Об этом свидетельствуют более
высокие темпы роста грузоперевозок по
сравнению с пассажирскими перевозками,
которые наблюдаются в последние годы.
В частности, в 2007 г. они составили соответственно
23,5 и 17,8%. Главное преимущество грузоперевозок
– скорость доставки. Самый большой грузовой
аэропорт страны находится в Пудуне, по
объемам грузоперевозок он занимает 4-е
место в мире. Основные направления авиаперевозок
экспортных грузов идут в Азию, Европу
и США. Значительная часть экспортных
грузов перевозится с юга Китая через
Гонконг. 22
По прогнозам, к 2020 г. авиация придет на
смену железнодорожному транспорту в
перевозках пассажиров на средние и дальние
расстояния.
Авиационный транспорт относится к числу
отраслей, наиболее монополизированных
государством, доля государственного
сектора в нем составляет около 90%. Частные
компании появились совсем недавно и на
их долю приходится пока только 4% рынка
внутренних авиаперевозок. До недавнего
времени в Китае насчитывалось 34 авиакомпании,
что, по мнению специалистов, отрицательно
сказывалось на эффективности отрасли.
Поэтому на основе слияния компаний
было создано девять крупных авиационных
объединений, которые занимаются авиационными
перевозками, импортом и экспортом авиационной
техники, поставками авиационного топлива.
Следующим шагом стало слияние девяти
государственных компаний в три большие
группы – AirChina (Пекин), ChinaEastern (Шанхай)
и ChinaSouthern (Гуанчжоу).
Трубопроводный транспорт
Общая протяженность трубопроводного
транспорта (нефтепроводы и газопроводы)
растет в последние годы довольно быстро.
В 2008 г. она превысила 60 тыс. км, в том числе
протяженность газопроводов – 33 тыс. км,
нефтепроводов - 29 тыс. км и протяженность
трубопроводов, проложенных по дну моря
– 3 тыс. км. Доставка природного газа
полностью осуществляется трубопроводным
транспортом, а добываемой в стране нефти
– более чем на 90%. Учитывая стремительно
растущие потребности Китая в энергетических
ресурсах, имеющиеся в стране мощности
трубопроводного транспорта являются
абсолютно недостаточными. Так, если сравнить
Китай с двумя крупнейшими владельцами
трубопроводов США и Россией, то на Россию
приходится 200 тыс. км трубопроводов (в
том числе 140 тыс. км из них составляют
газопроводы), а на США приходится свыше
320 тыс. км нефтепроводов с общим ежегодным
объемом поставляемого топлива в 1 млрд.
тонн.
Поэтому в первом десятилетии ХХI века
Китай вкладывает большие инвестиции
в строительство трубопроводного транспорта.
Так как значительные запасы нефти и газа
находятся в западной части страны, прежде
всего в Синьцзян-Уйгурском автономном
районе, то для обеспечения постоянного
и стабильного снабжения нефтью и газом
экономически наиболее развитых восточных
районов страны необходимо ускорить строительство
нефте- и газопроводов. Основной акцент
в развитии трубопроводного транспорта
в последние годы сделан на строительство
газопроводов, так как потребление газа
будет зависеть в первую очередь от внутренних
поставок. В настоящее время ведется уже
строительство третьей линии газопровода
«Запад-Восток», по которому газ из
Синьцзян-Уйгурского автономного района
подается в Шанхай. Новая газопроводная
магистраль, включающая одну основную
линию и восемь разветвлений, три газохранилища
и одну станцию для переброски сжиженного
природного газа в случае необходимости,
будет проходить через территории двух
автономных районов /СУАР, Нинся-Хуэйский
АР/ и восьми провинций: Ганьсу, Шэньси,
Хэнань, Хубэй, Хунань, Цзянси, Фуцзянь
и Гуандун, ее общая протяженность достигает
7378 км, а проектная пропускная способность
-- 30 млрд кубометров газа в год. По новой газовой артерии будет
транспортироваться в основном импортный
природный газ, в частности, из Туркменистана
и Узбекистана ежегодно будет поставляться
по 10 млрд кубометров, из Казахстана --
5 млрд кубометров, остальные 5 млрд кубометров
угольного газа будет поставляться из
Или-Казахского автономного округа СУАР.
Строительство газопроводной
магистрали, прокладка которой по плану
должна завершиться в 2015 году, имеет важное
значение для лучшего использования зарубежных
ресурсов природного газа, оптимизации
структуры энергетического баланса и
ускоренной трансформации модели экономического
развития в Китае.23
Китай участвует в различных международных
проектах по освоению месторождений
нефти и газа. Проекты, которые имеют отношение
не только к освоению месторождений, но
и строительству трубопроводов, связаны
со странами Центральной Азии (Центральная
Азия – Китай - Корейский полуостров -
Япония) и с Россией. Что касается России,
то Китай заключил целый ряд соглашений,
которые касаются участия в разведке,
освоении и прокладке трубопроводов с
Ковыктинского, Уренгойского газовых
месторождений, газовых месторождений
Саха-Якутия, острова Сахалин, нефтепровода
из Восточной Сибири. В 2013 году подписано
важное соглашение с Россией по поставкам
газа в Китай по восточному маршруту сроком
на 30 лет.24
Совершенно очевидно, что активное привлечение
иностранного капитала к строительству
объектов трубопроводного транспорта
является необходимым условием увеличения
мощностей в этой отрасли и обеспечения
энергетической безопасности страны.
Заключение
В соответствии с целями данной курсовой
работы была исследована транспортная
инфраструктура Китайской народной республики
и влияние ее развития на экономику страны.
Данная работа была выполнена на основе
сопоставления и сравнения транспортной
системы Китая с транспортными системами
таких развитых стран как Япония и США.
Подводя итог, стоит отметить, что в настоящее
время Китай находится на стадии глобального
обновления своей транспортной инфраструктуры.
До сегодняшнего дня китайская
экономика росла, несмотря на неразвитость
инфраструктуры, но сейчас этот фактор
сдерживает рост, поэтому правительство
Китая прикладывает усилия по созданию
эффективной системы перемещения людей
и грузов по стране и за рубеж. Развитию и финансированию
транспортного сообщения в Китае уделяется
особенное значение, так как правительство
справедливо считает развитую транспортную
инфраструктуру залогом стабильного экономического
роста по всей стране. Сейчас Китай осуществляет
последовательное глобальное обновление
транспортной сети: проводит реконструкцию
портов, строит самые крупные в мире мосты,
запускает самые скоростные поезда, строит
сеть самых высокогорных железнодорожных
магистралей и т.д. Хотя неразвитость транспортных
сетей и логистической системы Китая в
90-е годы сильно снижали уровень развития
экономики страны, однако обновление и
модернизация транспортной сети в последнее
десятилетие выводит экономику Китайской
народной республики на абсолютно новый
уровень.