Роль транспорта в экономическом развитии КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Китайская народная республика является одной из самых мощных экономических держав в мире. Наравне с этим Китай обладает огромной территорией, следовательно, развитие всех видов транспорта в стране является необходимым условием экономического прогресса в КНР. Транспорт занимает одно из основополагающих мест в экономике любой страны. Для Китая, учитывая численность его населения, размеры территории и уровень развития экономики, транспорт имеет огромное значение. Проблема развития транспорта в КНР, его влияние на экономику страны в целом являются актуальной в настоящее время. Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и исследование влияния развития транспорта на экономику Китайской народной республики, а также сравнение транспортной системы Китая с системами других развитых стран мира, на примере соединенных штатов Америки и Японии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Роль транспорта в развитии экономики…………………………………..5
1.1 Транспорт в экономике страны в целом……………………………...5
1.2 Транспортная составляющая в развитии экономики ведущих стран мира……………………………………………………………………..9
2. Роль транспорта в экономическом развитии КНР……………………...20
2.1 Транспорт в экономике КНР во второй половине ХХ века ……….20
2.2 Влияние развития транспорта на экономику КНР 2000-2014 гг…..25
Заключение ………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Vlianie_razvitia_transporta_na_ekonomiku_KNR (1).docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Роль транспорта в развитии экономики…………………………………..5
    1. Транспорт в экономике страны в целом……………………………...5
    2. Транспортная составляющая в развитии экономики ведущих стран мира……………………………………………………………………..9
  2. Роль транспорта в экономическом развитии КНР……………………...20
    1. Транспорт в экономике КНР во второй половине ХХ века ……….20
    2. Влияние развития транспорта на экономику КНР 2000-2014 гг…..25

Заключение ………………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Значение транспорта в экономике отдельного города,  региона, страны и мировой системы в целом трудно переоценить. От устойчивого и эффективного функционирования транспортных систем зависит безопасность, стабильность, целостность и эффективность любых экономических систем. При этом безопасность – это не только обороноспособность страны,  но и улучшение условий и уровня жизни населения.

          Китайская народная республика является одной из самых мощных экономических держав в мире. Наравне с этим Китай обладает огромной территорией, следовательно, развитие всех видов транспорта в стране является необходимым условием экономического прогресса в КНР. Транспорт занимает одно из основополагающих мест в экономике любой страны. Для Китая, учитывая численность его населения, размеры территории и уровень развития экономики, транспорт имеет огромное значение. Проблема развития транспорта в КНР, его влияние на экономику страны в целом являются актуальной в настоящее время. Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и исследование влияния развития транспорта на экономику Китайской народной республики, а также сравнение транспортной системы Китая с системами других развитых стран мира, на примере соединенных  штатов Америки и Японии.

          Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается роль транспорта в развитии экономики любой страны в целом, а также транспортная составляющая в экономике ведущих стран мира.

          Во второй главе исследуется транспортная система КНР и ее влияние на развитие экономики страны (1949-2014 гг.).

          В качестве теоретической базы были использованы труды как российских и дальневосточных специалистов в области изучения экономики Китая, таких как Кучук О.В., Роменкова В.А. , Каменских И.В., так и труды зарубежных исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.  Роль транспорта в развитии экономики

          1.1 Транспорт в экономике страны в целом

          Транспорт(отлатинского transporto- перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

          Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

           Пути сообщения  -  это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги,  железнодорожный  путь, воздушные трассы,  морские пути и.т.д.)

          Технические устройства и сооружения- это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.1

          Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

          Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

          Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют приблизительно 10% от валового общественного продукта любой страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

          Правда традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

          Однако данное положение действует только при определённых условиях. К важнейшему из них относится наличие достаточных транспортных резервов.

          Значение транспорта, как важной составной части экономики любой страны, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.2

          Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

          Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

          Важной особенностью транспортной системы страны является её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях обычно можно выделить три стадии.

          На первой стадии производство и транспорт находятся в непосредственном единстве, между ними нельзя провести разграничительную черту.

          На второй стадии они формируют самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделяется в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой.

          На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

          Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с колеблющимися ритмами работы, т. е. с учетом постоянно изменяющихся и в перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей производства в транспортных услугах.      

          Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать "пиковые" потребности в перевозках - вот те требования, которые предъявляются современным транспортным системам.

          Перечисленные выше общие особенности транспортных систем разных стран мира ставят целый ряд проблем их территориальной организации. Важную роль в их решении призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.

    1.2 Транспортная составляющая в развитии экономики ведущих стран мира

          Сейчас более детально рассмотрим транспортные системы стран с мощнейшим экономическим сектором в мире на примере США и Японии.

          Транспортная система США является самой мощной в мире, которая обеспечивает постоянную и надежную работу экономики страны. Безусловно, транспорт США – это не только система средств для осуществления перевозок грузов, но и для перевозки пассажиров. Основные перевозки осуществляются авиацией и на автомобильном транспорте, а в некоторых городах есть метрополитен.

          В настоящее время в США существует высокоразвитая и разветвленная транспортная система, включающая такие многообразные виды транспорта как автомобильный, воздушный, железнодорожный. Однако лишь первые два вида можно назвать основными, так как количество перевозимых ими людей во много раз превышает количество пассажиров железных дорог. Основное средство передвижения населения в большинстве регионов страны — личный автотранспорт. Oбщественный транспорт, особенно вне крупных городов, развит существенно слабее, чем в Европе, хотя практически в любом городе США имеется та или иная форма общественного транспорта. Кроме того, в ряде городов существует паромное сообщение через водные массивы. США в отношении наземных транспортных средств — самая автомобильная держава в мире. 
          Подавляющая часть американских городов и пригородов создаётся и развивается с расчётом на автомобили и с учётом нужд автодорожного транспорта. С развитием автомобилей в Северной Америке популярность железных дорог начала падать, a с построением всеохватной сети автомобильных дорог и скоростных автотрасс в 50-60е годы XX века, железнодорожный транспорт утратил некогда первостепенные экономические позиции, и если продолжает приносить прибыль, то только в грузовых перевозках. В отличие от европейских государств, вкладывающих деньги в железнодорожный транспорт наравне с другими видами, власти США сделали упор на автомобильный и воздушный транспорт, оставив железную дорогу в стороне. В результате частные железнодорожные компании начали терять прибыль на пассажирских перевозках, что привело к резкому сокращению таковых. Лишь создание Конгрессом в 1971 году полугосударственной корпорации Amtrak спасло пассажирский железнодорожный транспорт в США от полного исчезновения.                Популярность поездов несколько увеличилась во времена резкого повышения цен на бензин в 1970е годы, и после атаки 11 сентября 2001 года и последовавшего кризиса авиатранспорта. Стихийные явления, такие как ураган "Катрина" в 2005 году и сильные снегопады в Колорадо в декабре 2006 года, в очередной раз показали насколько важную роль может сыграть железнодорожный транспорт в перевозке людей при чрезвычайных ситуациях.3 Кроме того, перегрузка автотрасс и аэропортов неизменно вызывает задержки. Все эти факторы способствуют возрождению у американцев интереса к железной дороге как дополнительному способу передвижения по стране. 
          В некоторых крупных американских городах существуют особо разветвлённые, несущие ежедневную большую нагрузку системы общественного транспорта, представленные различными его видами. В ряде особо крупных городов имеются метрополитены. Крупнейший и один из старейших метрополитенов - нью-йоркский. Самые молодые метрополитены на территории самих США - Вашингтонский и Атлантский. Кроме того, совсем недавно открылся метрополитен в Сан-Хуанe (ПуэртоРико). Практически в каждом городе существует автобусное сообщение. Троллейбусное сообщение существует лишь в пяти городах США: Кембридж,Филадельфия,Сан-Франциско,Сиэтл и Дейтон. 
          До второй половины XX века во многих крупных городах существовало трамвайное и, в меньшей степени, троллейбусное сообщение. Однако в течение 50-ых и 60-ых годов трамвайные и троллейбусные линии в большинстве городов были ликвидированы и заменены автобусами. Исключения составляют такие города как Сан-Франциско, Филадельфия, Бостон, в которых данные виды транспорта удалось сохранить. В ряде американских городов наблюдается возрождение трамвая, однако новые трамвайные линии имеют существенные отличия от традиционного трамвая.  
Современные скоростные трамвайные линии называются легкорельсовыми. Наиболее молодые легкорельсовые линии — в Денвере и Миннеаполисе.4

Информация о работе Роль транспорта в экономическом развитии КНР