Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:33, лекция
1. Понятие расходов АТП и их классификация
2. Понятие себестоимости перевозок и ее структура.
3. Учет и калькулирование себестоимости перевозок
4. Пути снижения себестоимости перевозок
Тема 7. Себестоимость транспортных услуг
1. Понятие расходов АТП и их классификация
2. Понятие себестоимости перевозок и ее структура.
3. Учет и калькулирование себестоимости перевозок
4. Пути снижения себестоимости перевозок
1. Понятие расходов АТП и их классификация
В экономической литературе существуют такие понятия как «расходы», «затраты» и «издержки». Некоторые экономисты употребляют их как синонимы, но между ними имеются серьезные различия.
Понятие «издержки» является наиболее обобщающим показателем. Издержки – это денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью.
Затраты – это издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг.
Понятие расходов тесно связано с понятием доходов. Затраты предприятия накапливаются на бухгалтерских счетах и не являются расходами до тех пор, пока продукция не будет реализована. Лишь в момент реализации продукции, когда предприятие получает доходы, та часть затрат, которая связана с получением доходов, может быть признана расходами. Затраты, не связанные непосредственно с получением дохода в данном периоде, относятся в активы организации (например, приобретение основных фондов, нематериальных активов и т.д.). Они способны принести доход в будущем.
Общая совокупность расходов АТП включает следующие элементы:
1) расходы по обычным видам деятельности. Они обеспечивают реализацию процесса перевозок, содержание, ремонт и ТО подвижного состава и других основных фондов, приобретение запасных частей, ремонтных материалов и других производственных запасов.
В бухгалтерской отчетности их сумма указывается в Приложении к бухгалтерскому балансу «Расчеты по обычным видам деятельности (по элементам затрат» (стр. 760) и в Отчете о прибылях и убытках (сумма стр.020, 030,040).
2) прочие расходы. В Форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» это стр.070 и 100. До 2006 года прочие расходы в бухгалтерской отчетности были разделены на операционные, внереализационные и чрезвычайные.
Прочие расходы включают 2 элемента:
1) Проценты к уплате (стр.070);
2) Прочие расходы (стр.100):
а) Операционные расходы:
расходы, сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных фондов;
расходы, связанные с кредитованием АТП (плата за пользование кредитов банков и т.д.);
расходы, связанные с участием в уставных капиталах предприятий и др.
б) Внереализационные расходы:
пени и штрафы;
перечисляемые в бюджет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на перевозку;
средства, перечисляемые профсоюзным организациям;
оплата путевок на лечение и отдых;
компенсация за использование для служебных поездок автомобилей и мотоциклов;
суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
суммы материальной помощи работникам на приобретение или строительство жилья;
оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам АТП и др.
в) Чрезвычайные расходы - расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д.).
Себестоимость продукции формируется ТОЛЬКО на базе расходов по обычным видам деятельности!
Классификация расходов
В АТП все расходы классифицируются по следующим критериям:
1) По способу включения в себестоимость перевозок:
- прямые;
- косвенные.
Прямые расходы связаны с производством отдельных видов услуг и могут быть отнесены на себестоимость непосредственно по данным первичных документов. К ним относят статью калькуляции «Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг».
Косвенные расходы – расходы, которые включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ, услуг пропорционально общей сумме прямых расходов. К косвенным затратам относится статья калькуляции «Общехозяйственные расходы». При этом «Затраты на содержание аппарата управления» распределяются между видами перевозок и деятельности АТП пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из этих видов. А «Общепроизводственные затраты», «Сборы и отчисления» и «Непроизводительные затраты» распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из видов перевозок.
Общая величина затрат по каждому виду перевозок определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов.
2. По назначению:
- основные
- накладные.
Основные расходы непосредственно связаны с производственным процессом. Накладные расходы связаны с управлением предприятием и почти совпадают с косвенными расходами.
3. По зависимости от пробега автомобилей:
-переменные
-постоянные
- условно-постоянные.
К переменным относятся все расходы, которые изменяются пропорционально общему пробегу автомобилей – на топливо, смазочные материалы, ТО и ремонт, восстановление и ремонт шин, амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава.
Постоянные затраты не зависят от пробега подвижного состава и остаются практически неизменными на протяжении отчетного периода. К ним относят накладные расходы, а также заработную плату водителей при почасовой оплате труда.
К условно-постоянным затратам относятся затраты, которые изменяются в течение периода, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой (пропорциональной пробегу). К таким затратам в АТП относится заработная плата водителей при сдельной форме оплаты труда, т.к. ее размер зависит от выработки в тоннах, пассажирах и т.д. В эту же группу могут быть отнесены расходы на аренду, если по условиям арендного договора арендные платежи могут изменяться в течение отчетного периода.
2. Понятие себестоимости перевозок и ее структура.
Себестоимость перевозок (работ, услуг) – это стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок и других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом.
На себестоимость влияет множество факторов – размер партии груза, тип подвижного состава, цены на материальные ресурсы, состояние дорожного покрытия, расстояние перевозки и др. Поэтому ее величина может быть неодинакова даже для АТП, выполняющих аналогичные по характеру и объему перевозки.
Затраты, входящие в себестоимость перевозок и других работ и услуг АТП, разнородны по своему составу, экономическому назначению и роли в оказании транспортных услуг. В связи с этим их классифицируют по следующим признакам:
а) по элементам затрат;
б) по статьям калькуляции;
в) по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;
г) по видам оплаты работ: грузовым автомобилям, работающим по тарифу за 1 тонну перевозимого груза; грузовым автомобилям, работающим по почасовому тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за автотонно - час; автобусам, работающим по почасовому тарифу; автобусам, работающим по тарифу за 1 пассажиро - километр, и в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах, другим видам оплаты за перевозки грузов и пассажиров.
Группировка по элементам затрат:
В соответствии с ней все затраты, образующие себестоимость перевозок автомобильным транспортом, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат:
материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);
расходы на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие расходы.
Группировка по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятий материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (услуг) по транспортно - экспедиционному обеспечению. Она используется в бухгалтерском учете для расчета налогооблагаемой прибыли.
На основе поэлементной группировки расходов формируется смета затрат на производство транспортных услуг, которая позволяет определить общую сумму расходов на заработную плату, материалы и другие ресурсы, рассчитать размер амортизации и оценить величину других затрат. Данная смета затрат необходима для составления бухгалтерской отчетности.
Группировка затрат по статьям калькуляции установлена в соответствии с Инструкциями для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости от особенностей производственного процесса, в которых приводится перечень статей калькуляции.
В соответствии с «Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта», утвержденной Минтрансом РФ 29.08.1995 г., на автомобильном транспорте применяются следующие статьи калькуляции:
а) Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:
- заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
- отчисления на социальные нужды;
- автомобильное топливо;
- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
- износ и ремонт автомобильной резины;
- техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;
- амортизация подвижного состава.
б) Общехозяйственные расходы, в том числе:
- затраты на содержание аппарата управления
- общепроизводственные затраты
- сборы и отчисления
- непроизводительные затраты.
Группировка затрат по статьям калькуляции необходима для управления затратами при составлении калькуляции себестоимости перевозок – в частности, определении непосредственного участия отдельных видов затрат в образовании себестоимости и вскрытии факторов, формирующих достигнутый уровень себестоимости
Группировка затрат по статьям калькуляции используется для определения затрат по видам перевозок, центрам ответственности и местам возникновения расходов (цехам, участкам, бригадам и другим внутрипроизводственным подразделениям), а также для расчета себестоимости единицы транспортных услуг (калькуляция себестоимости). При разработке калькуляции на единицу продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Структура себестоимости АТП зависит от характера перевозок, величины АТП, уровня специализации производства, типа используемого на предприятии подвижного состав, расстояния перевозок и др.
Как правило, в структуре себестоимости преобладает заработная плата, высокий удельный вес имеют также затраты на автомобильное топливо.
На АТП различают 2 основных вида себестоимости - плановую и отчетную (фактическую).
Плановая себестоимость определяет плановый уровень расходов на единицу транспортной продукции по отдельным статьям затрат исходя из норм и нормативов затрат труда, материалов, топлива, использования оборудования.
Отчетная себестоимость – это сумма затрат на единицу продукции за календарный период, определенная по данным бухгалтерского учета. Она дает возможность проверить, как выполняется план по себестоимости продукции и какие отклонения от плана имеют место по отдельным статьям затрат на отдельных участках производства. При сопоставлении плановой и отчетной себестоимости необходимо выявить причины отклонений, т.е. экономии или перерасхода денежных средств, определить место возникновения отклонений
3. Учет и калькулирование себестоимости перевозок
Калькулирование себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг – это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции (работы, услуги).
На стадии планирования для калькулирования себестоимости и перевозок используют данные транспортно-финансового плана деятельности АТП, в частности – данные плана первозок, производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, плана по труду и заработной плате, материально-технического снабжения и финансового плана.
В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу.
При сдельной форме оплаты труда за калькуляционную единицу обычно принимают 10 тонно-километров, 1 тонну, 1 ездку.
При повременной форме оплаты труда – 10 автомобиле-часов, при перевозке пассажиров на автобусах – 10 пассажиро-километров, при таксомоторных перевозках – 10 км платного пробега.
В АТП при учете и калькулировании себестоимости перевозок применяется группировка затрат по статьям калькуляции.
Основными задачами учета и калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг) являются:
- своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки и другие виды работ и услуг АТП;
- выявление фактических расходов по видам перевозок (грузовым, пассажирским), отдельным предприятиям и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам), видам оплаты работ;
- контроль за рациональным использованием трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок и выполнения работ и услуг, и выявление ресурсов сокращения затрат;