Система охлаждения Зил-130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Создание конструкции и освоение производства новых грузовых автомобилей семейства ЗИЛ-130, принципиально отличающихся, является серьезной трудовой победой коллективов Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева и многочисленных заводов поставляющих приборы, агрегаты, материалы, заготовки и оборудование для производства автомобилей. Московский автозавод имени И.А. Лихачева первый среди автомобильных заводов страны приступил к массовому выпуску автомобилей с мощными карбюраторами 8-ми цилиндровыми двухрядными двигателями

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
1.Устройство и принцип действия системы охлаждения Зил-130…
2.Возможные неисправности системы охлаждения Зил-130……….
3.Техническое обслуживание системы охлаждения Зил-130………
4.Ремонт системы охлаждения автомобиля Зил-130………………..

Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

система охлаждения двигателя газ-130.docx

— 247.43 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

           КП 00000.12.000 ПЗ

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

 Реценз

 

 Н. Контр.

 

 Утверд.

 

 

 

Лит.

Листов

22

 



Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

 

           КП 190702.12.000 ПЗ

 


                                                    Содержание

 

Введение……………………………………………………………….

1.Устройство  и принцип действия системы  охлаждения Зил-130…

2.Возможные  неисправности системы охлаждения  Зил-130……….

3.Техническое  обслуживание системы охлаждения  Зил-130………

4.Ремонт  системы охлаждения автомобиля  Зил-130………………..

 

Заключение…………………………………………………………….

Список  использованной литературы…………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение.

Создание  конструкции и освоение производства новых грузовых автомобилей семейства  ЗИЛ-130, принципиально отличающихся, является серьезной трудовой победой  коллективов Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева и многочисленных заводов поставляющих приборы, агрегаты, материалы, заготовки и оборудование для производства автомобилей. Московский автозавод имени И.А. Лихачева первый среди автомобильных заводов  страны приступил к массовому  выпуску автомобилей с мощными  карбюраторами 8-ми цилиндровыми двухрядными  двигателями. В связи с большим  запасом мощности двигателя высокоэффективное  использование автомобилей ЗИЛ-130 и его модификации достигается  прежде всего, при использовании  с ними прицепов и полуприцепов. Новые возможности получения  высоких эксплутационных показателей возникают при использовании длиннобазного автомобиля ЗИЛ - 130 Г. Автомобили ЗИЛ – 130 обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёму новых автомобилей. Следует иметь в виду, что высокая эффективность использования, долговечность и надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130 гарантированны только при условии применения предусмотренных заводов высококачественных топлив и смазочных материалов.

        Автомобиль ЗИЛ – 130 обладает значительно более высокими динамическими качествами Внешняя характеристика двигателя ЗИЛ – 130 составляет 41 кГн. Высокие мощные показатели двигателя ЗИЛ – 130 получены за счёт увеличения степени сжатия. Максимальная скорость, развиваемая полностью груженым автомобилем на горизонтальном, прямом и равном автомобильной дороги с твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.

 

 

 

 

 

1.Устройство и принцип действия  системы охлаждения Зил-130.

 

Назночение системы охлаждения Зил-130.

 

Система охлаждения предназначена для принудительного  отвода от деталей лишней теплоты  и передачи её окружающему воздуху. В результате этого создается  определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается  и не переохлаждается, т.е. рабочий  цикл протекает нормально. Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости 80 –95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя (рис.1.).

На двигатели  ЗИЛ-130 приняты жидкостная система  охлаждения закрытого типа, т. е. она  не связана непосредственно с  атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и  повышается температура кипения  охлаждающей жидкости (до 108 – 119°), а  также снижается расход жидкости на испарение.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока, головок цилиндров и впускного трубопровода, радиатор, патрубки, шланги, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, сливные краники.

              

                        Принцип действия системы охлаждения Зил-130.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена  охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7 % от ёмкости системы, может прекратиться её циркуляция, что при низких температурах приводит к образованию накипи, а при высоких температурах к перегреву двигателя. Для контроля температурного состояния системы в рубашке охлаждения впускного трубопровода установлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Если температура охлаждающей жидкости свыше 115° (у Зил-130) на щетке загорается сигнальная лампа, включаемая датчиком, установленным в верхнем бочке радиатора.

Охлаждающая жидкость из радиатора  поступает по нижнему патрубку с  распорной пружиной в водяной  насос, из которого по двум раструбам  и поступает в правую и левую  рубашки охлаждения блока цилиндров. Охлаждающая жидкость в рубашке  охлаждения двигателя нагревается  за счет отбора теплоты от цилиндров. По рубашке охлаждения жидкость поднимается  вверх и по каналам, проходящим у  выпускных клапанов, поступает в  рубашки охлаждения головок цилиндров, из которых горячая жидкость проходит в рубашку впускного трубопровода и нагревает его, обеспечивая  лучшие условия смесеобразования. Далее  жидкость проходит через клапан термостата и по выпускному патрубку и его  шлангу возвращается в радиатор, где  она растекается по тонким латунным трубкам и отдаёт им свою теплоту. Охлаждению жидкости способствует интенсивный  обдув радиатора и двигателя  встречным воздухом, усиленным вентилятором который приводится во вращение вместе с валом водяного насоса от шкива  коленчатого вала.

 

                      Устройство системы охлаждения Зил-130.

 

  • Радиатор.

Радиатор состоит из нижнего и верхнего  бачков, сердцевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной трубки.

Радиатор, расположенный  на раме впереди двигателя, крепят на резиновых подушках с пружинами. Он охлаждается встречным потоком  воздуха, а вентилятор установленный  между радиатором и двигателем, усиливает  этот поток.

Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы.

У трубчатых сердцевина образована несколькими рядами латунных трубок пропущенных через горизонтальные пластины увеличивающие поверхность охлаждения  и предающих радиатору жесткость.

У пластинчатых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.

Верхний бачок  радиатора (кроме КАМАЗа) имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора герметически закрывается пробкой имеющей  два клапана.

 

  • Пробка радиатора.

Пробка радиатора  закрывается герметично, что уменьшает  потери воды от испарения или расплескивания. Паровой клапан предохраняет систему, и особенно радиатор, от разрыва  и выпучивания: он открывается, когда  вода закипает и давление в системе  достигает 1,25 кгс/см2 (125 кн/м2). Воздушный клапан предотвращает смятие радиатора при охлаждения (конденсации паров воды). При разрежении 0,8 кгс/см2  (80 кн/м2 ) он открывается и в радиатор поступает воздух. В герметично закрытую систему охлаждения не нужно часто доливать воду, это уменьшает отложение накипи на стенках рубашки головки и блока цилиндров и теплопередачу стенок не ухудшает. У автомобиля КАМАЗ и Газ-24 в системе охлаждения имеется расширительный бачок, позволяющий охлаждающей жидкости изменить объем при расширении или охлаждении.

 

  • Жалюзи.

Жалюзи (металлические  створки), установленные перед радиатором, позволяют водителю регулировать поток  воздуха, проходящий через радиатор. При прогреве двигателя и движении в холодное время жалюзи прикрывают, чтобы обеспечить наиболее выгодную температуру охлаждающей жидкости.

 

  • Вентилятор.

Вентилятор усиливает  поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора  крепят на валу водяного насоса, они  вместе приводятся во вращение от шкива  колен вала одним или двумя  трапециевидными ремнями. Вентилятор заключен в установленный на рамке  радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха  проходящего через радиатор.

 

  • Электротепловой указатель температуры.

Температуру воды в системе охлаждения контролируют по электротепловому термометру. Он состоит  из датчика, установленного в головке  блока цилиндров и указателя, расположенного на щитке приборов.

При включенном зажигании  термометр не действует и стрелка  занимает положение за 100°. Когда  зажигание включено, ток через  замкнутые контакты датчика протекает  по спирали указателя и нагревает  биметаллическую пластину. Пластина изгибается, и ее верхний конец  перемещает стрелку в крайнее  левое положение (за число «40»). Биметаллическая  пластина датчика, нагретая током, проходящим по спирали, изгибается и размыкает  контакты, прерывая цепь тока по спирали. Пластина охлаждается и начинает выпрямляться. Одновременно охлаждается  и пластина датчика, так как по ее спирали также прекратится  течение тока. Контакты датчик снова  замкнутся.

У непрогретого двигателя  размыкание контактов кратковременно, пластина датчика интенсивно нагревается, и стрелка показывает соответствующую  низкую температуру. С увеличением  температуры воды контакты разомкнуты длительнее. Стрелка перемещается вправо и указывает более высокую  температуру.

 

  • Водяной насос.

Охлаждающая жидкость в системе охлаждения должна прокачиваться  до 10 раз в 1 минуту. Для обеспечения  циркуляции жидкости в систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 включен укрепленный  на переднем торце блока двигателя  ЗИЛ-130 центробежный водяной насос (рис.2) с односторонним подводом жидкости. Вал (рис.2) привода водяного насоса (6) установлен в чугунном корпусе (9) на двух шариковых подшипниках между  которыми находится распорная втулка. Крыльчатка наоса находится на одном  валу с вентилятором. Для предупреждения попадания жидкости в корпус подшипников (5) на заднем конце вала (6) в ступице  крыльчатки помещен самоподжимный сальник, состоящий из резиновой манжеты (2) с пружиной (1), обоймы (4) и текстолитовой шайбы (3), которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса (9).

Охлаждающая жидкость поступает  в центр крыльчатки 7 насоса от радиатора  по патрубку, и далее от крыльчатки подаётся под паром 1,4 – 2,6 кГ/см.2 через раструбы в правую и левую группы цилиндров двигателя.

В корпусе подшипников (5) имеется отверстие, через которое  при износе деталей сальника жидкость вытекает наружу. Для смазки подшипников  в их корпусе имеются масленка и контрольное отверстие для  выхода лишнего смазочного материала.

 

  • Термостат.

Термостат установлен на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускного трубопровода двигателя (у двигателя ЗИЛ-645 два  термостата, установленных в закрепленной на крышке распределительных шестерен термостатной коробке). В системе  охлаждения двигателя ЗИЛ-130 и ЗИЛ-645 применен термостат (рис.3.4.б, в) с твердым  наполнителем, состоящим из смеси  церезина с медным порошком.

Наполнитель  помещен в медном баллоне (14), закрытом резиновой диафрагмой (15), упирающейся в резиновый буфер (9). Сверху буфера установлен шток (10), соединенный с рычагом, который при помощи пружины удерживается в закрытом положении. При нагревании охлаждающей жидкости до70° C  наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер и шток передается на рычаг, который открывает заслонку (11) термостата. У двигателя ЗИЛ-645 имеется, помимо основного радиаторного клапана (20), перепускной клапан (22), который открыт при прогреве двигателя и закрывается при нагреве жидкости до температуры 78°…95° C. При этом открывается основной клапан и жидкость начинает циркулировать через радиатор.

При работе двигателя жидкость из нижнего бачка радиатора (26) через  отводящий шланг (21) нагнетается  водяным насосом в рубашку  охлаждения блока цилиндров и  головок блока. При прогреве холодного  двигателя патрубок, соединяющий рубашку охлаждения двигателя, перекрыт клапаном термостата и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор и поступая из рубашки охлаждения (включая рубашку охлаждения компрессора пневматического привода тормозов) опять к водяному насосу. При прогреве жидкости открывается клапан термостата, и она начинает циркулировать по большому кругу через радиатор, который обеспечивает необходимый отвод тепла.

 

 

2. Возможные неисправности системы  охлаждения Зил-130.

 

  • Перегрев двигателя.

 Перегрев двигателя возможен в результате появления следующих неисправностей: недостаточное количество охлаждающей  жидкости, пробуксовка или обрыв ремня вентилятора и водяного насоса, не включение электромагнитной фрикционной муфты, выключения вентилятора, заедание термостата и жалюзи радиатора в закрытом положении, отложение большого количества накипи. Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклинится поршни в цилиндрах и выплавится вкладыши подшипников.

 

  • Переохлаждение двигателя

 

Переохлаждения  двигателя может быть при заедании термостата и жалюзи в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных  чехлов в зимнее время. При переохлаждении увеличиваются потери на трении, уменьшается мощность двигателя на холодных деталях конденсируются поры бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра смывая смазку, возрастает износ деталей и чаще требуется заменять масла.

 

  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости.

Информация о работе Система охлаждения Зил-130