Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа
Автомобиль – самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.
Первые автомобили в России были собраны на заводах АО «Дукс» и «Фрезе и Ко» в 1890 г. Наиболее крупным предприятием до первой мировой войны являлся Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, где в 1908 г. Началась сборка легковых автомобилей «Руссо-Балт» сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства. С 1908 по 1915 гг. на этом заводе было произведено около 700 автомобилей, в том числе грузовых.
Введение_______________________________________________2
Конструктивные особенности______________________________3
Устройство жидкостной системы охлаждения_____________________________________________4
Основные неисправности жидкостной системы охлаждения____9
Ремонт_________________________________________________10
Техническое обслуживание жидкостной системы охлаждения__11
Охрана труда___________________________________________13
Список литературы______________________________________15
Содержание.
Введение______________________
Конструктивные особенности____
Устройство жидкостной
системы охлаждения____________
Основные неисправности жидкостной системы охлаждения____9
Ремонт________________________
Техническое обслуживание жидкостной системы охлаждения__11
Охрана труда__________________
Список литературы_____________
Введение
Автомобиль – самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.
Первые автомобили в России были собраны на заводах АО «Дукс» и «Фрезе и Ко» в 1890 г. Наиболее крупным предприятием до первой мировой войны являлся Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, где в 1908 г. Началась сборка легковых автомобилей «Руссо-Балт» сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства. С 1908 по 1915 гг. на этом заводе было произведено около 700 автомобилей, в том числе грузовых.
Большим шагом вперед в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй в 1970 г. Волжского автомобильного завода (ВАЗ), ставшего ведущим в стране предприятием в области легкого автомобилестроения. Его первой моделью был автомобиль ВАЗ-2101. Вслед за ним были выпущены более мощные и комфортабельные модели: ВАЗ-2103, -21011, -2106, -2105, -2107, модели ВАЗ-2102 и -2104 с кузовом «универсал» и полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». В 1984 г. На ВАЗе началось производство первого в стране переднеприводного малолитражного автомобиля ВАЗ-2108, а затем ВАЗ-2109. В настоящее время на ВАЗе расширяется производство переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -21099 наряду с продолжением производства автомобилей с классической схемой компоновки ВАЗ-2104, -2105, -2106, и -2107, а также начато производство новой переднеприводной модели ВАЗ-2110.
Совершенствование эксплуатационных свойств автомобилей связано с усложнением их конструкций, и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуется использование современного сложного оборудования, приспособлений, контрольно-измерительных приборов, а так же современных методов и средств технического диагностирования. Вследствие этого повышаются требования к качеству подготовки автомобильных механиков. Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Конструктивные особенности.
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500 градусов, а в среднем при работе двигателя составляет 800… 900 градусов. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режим, что обеспечивается системой охлаждения, которая служит для отвода излишнего тепла от трущихся деталей. В системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы двигателя должна поддерживаться в пределах 80… 100 градусов.
На всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Интенсивность охлаждения жидкости регулируется термостатом, который в зависимости от температуры жидкости пускает ее по большому и малому контуру охлаждения. Составными элементами системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и патрубки.
При пуске холодного двигателя термосиловой элемент термостата находится в крайнем левом положении, при котором основной клапан закрыт, а перепускной открыт. При работе двигателя крыльчатка центробежного насоса, захватывает охлаждающую жидкость из патрубка и нагнетает ее в рубашку блока и головки блока цилиндров двигателя. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и через открытый перепускной клапан термостата будет снова поступать к насосу, т.е. циркуляция будет происходить по малому кругу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По мере прогрева двигателя термосиловой элемент термостата нагревается и перемещает клапана вправо, постепенно закрывая перепускной и открывая основной клапаны. При этом циркуляция жидкости будет происходить как прежде по малому кругу и одновременно, частично по большому кругу через радиатор по патрубкам. Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85… 95 градусов, перепускной клапан полностью закроется, а основной откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по большому кругу.
Устройство жидкостной системы охлаждения
:
Устройство Системы Охлаждения. 1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора; 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы; 6. Термостат; 7. Расширительный бачок; 8. Пробка расширительного бачка: 9. Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 13. Головка блока цилиндров; 14. Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора; 16. Левый бачок радиатора; 17. Крыльчатка электровентилятора; 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора; 23. Охлаждающие пластины радиатора; 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29. Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34. Валик насоса; 35. Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона; 38. Твердый термочувствительный наполнитель; 39. Резиновая вставка; 40. Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата; 44. Входной патрубок (от радиатора); 45. Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата; 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49. Держатель; 50. I. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 51. II. Пробка расширительного бачка; 52. III. Насос охлаждающей жидкости; 53. IV. Схема работы термостата; 54. А. Температура жидкости выше 102 С; 55. В. Температура жидкости от 87-С до 102"С; 56. С. Температура жидкости ниже 87"С.
Жидкостный насос (рис.23) центробежного типа, обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он состоит из корпуса 4 (рис. 3, а), в котором установлен вал 8 на шариковом подшипнике 6. Подшипник стопорится винтом 5, заполняется смазкой Литол-24 на заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессован зубчатый шкив 7, а на задний — крыльчатка 2.
Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается манжетой (сальником) 7 с упорным кольцом .
Привод насоса осуществляется зубчатым шкивом 18 при помощи ремня привода распределительного вала. Для предупреждения попадания охлаждающей жидкости в подшипник при повреждении манжеты (сальника) в корпусе насоса имеется отверстие, через которое жидкость вытекает наружу.
Термостат двухклапанный Автоматически поддерживает тепловой режим двигателя, направляя движение жидкости по малому или большому контуру охлаждения. Имеет четыре патрубка: два входных 10 и 4, выходной 5 и дополнительный 14. Термочувствительный элемент состоит из стакана 8 с резиновой вставкой 9, между стенками которых помещается твердый наполнитель 15 (церезин — кристаллический воск), обладающий большим коэффициентом объемного расширения. Внутри резиновой вставки находится стержень 77, закрепленный в стойке основного клапана 7, который прижимается к седлу конической пружиной 13. На стойке основного клапана помещается перепускной клапан 2 с пружиной 72.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 ° С основной клапан полностью закрыт, а перепускной открыт, поэтому жидкость из радиатора в насос не поступает, а циркулирует по малому кругу от центробежного насоса в рубашку охлаждения и через перепускной клапан обратно к насосу, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. По мере нагрева охлаждающей жидкости церезин в термостате плавится и, расширяясь, преодолевает сопротивление пружины 13, перемещая оба клапана вверх. При температуре 94 °С
циркуляция по малому кругу прекращается, и вся жидкость проходит через основной клапан 7 в радиатор. Для слива охлаждающей жидкости из системы на двигателе имеются две сливные резьбовые пробки. Одна пробка расположена в нижней части правого бачка радиатора, другая — в нижней части рубашки охлаждения блока цилиндров.
От системы охлаждения через шланг жидкость подводится к впускному трубопроводу системы питания для подогрева горючей смеси карбюратора, а через патрубок 4 — к отопителю.
Устройство и работа термостата:
а — основной клапан полностью закрыт, перепускной открыт; б — основной клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 и 2 — соответственно основной и перепускной клапаны; 3 — корпус; 4 и 10 — входные
патрубки соответственно из рубашки охлаждения и из радиаторе; 5 — выходной патрубок (к центробежному
насосу); 6 — крышка; 7 — термочувствительный элемент; 8 — стакан; 9 — резиновая вставка; 11 — стержень;
12 и 13 — пружины соответственно перепускного и основного клапанов; 14 — патрубок для присоединения верхнего шланга расширительного бачка; 15 — твердый наполнитель; / и // — положения термочувствительного элемента термостата при температуре охлаждающей жидкости соответственно менее и более 80 °С (стрелки означают то же, что и на рис. 1)
Радиатор Предназначен для охлаждения жидкости, отводящий теплоту от деталей двигателя. Он состоит из: Сердцевина радиатора, два вертикальных пластмассовых бачка, сливная пробка, датчик включения электровентилятора, алюминиевые трубки радиатора
Вентилятор Обеспечивает обдув радиатора и двигателя за счет усиления движения потока воздуха через сердцевину радиатора. Вентилятор имеет несколько лопастей, изготовленных из стали или пластмассы, имеющих специальную форму для снижения затрат на его привод. Для улучшения обдува двигателя может быть установлен на радиаторе направляющий кожух.
Жалюзи Предназначены для регулирования обдува радиатора встречным потоком воздуха. Жалюзи состоят из отдельных пластин. Для управления их положением из кабины водителя имеется привод.
Расширительный бачок Соединен патрубком с вертикальным бачком и предназначен для компенсации изменения объема низкозамерзающей охлаждающей жидкости («Тосол») при работе двигателя и после его остановки. Пробка бачка имеет паровоздушный клапан.
Основные Неисправности системы охлаждения.
Признаками неисправности
Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие:
недостаточного уровня охлаждающей жидкости; неисправности электровентилятора (не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не дает нужную частоту вращения); засорения проходов в сердцевине радиатора; поломки крыльчатки центробежного насоса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через
радиатор не циркулирует); загрязнения или отложения накипи в рубашке охлаждения и радиаторе. Перегрев двигателя может быть вызван также неисправностями систем питания и зажигания. При перегреве происходят потеря мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, а также выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению неисправностей.
Для проверки исправности термостата непосредственно на автомобиле необходимо пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80 — 90 °С. При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3 — 4 мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80 — 100 на цифровом указателе.
Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
Ремонт
Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях шлангов и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправные или плохо закрывающиеся спускные пробки, а также через контрольное отверстие жидкостного центробежного насоса. При этом на месте стоянки образуются мокрые пятна и возникает необходимость часто доливать охлаждающую жидкость. Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов надо подтянуть стяжные хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтягиванием болтов и гаек крепления. В случае протекания жидкости через дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо заменить изношенные детали самоуплотняющейся манжеты (сальника). Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может являться результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипник насоса и к его разрушению. Подтекание жидкости через трещины в бачках и сердцевине радиатора устраняется запаиванием (заклеиванием) поврежденных мест. Подтекание жидкости через небольшие трещины может быть устранено путем добавления в охлаждающую жидкость специального герметика.
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и радиаторе значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения, после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.