Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:50, реферат
Безопасность движения автомобилей, особенно в темное время суток, во многом зависит от состояния и характеристик приборов системы освещения и световой сигнализации. Поэтому требования к автомобильным световым приборам и нормы на их светотехнические характеристики определяются требованиями безопасности и существующими условиями дорожного движения.
Для включения указателей поворота применяют отдельные переключатели. Переключатель П110-А (рис. 9) указателей поворота устанавливается на рулевой колонке и состоит из механического привода, обеспечивающего ручное включение и автоматическое отключение, и переключателя 9, предназначенного для соединения электрической цепи сигнальных ламп указателей поворота с источниками тока. На рулевой колонке устанавливаются также переключатели указателей поворота П105-А, П109-А с автоматическим выключением после завершения автомобилем поворота. При повороте автомобиля направо рукоятку переключателя перемещают вправо, при этом мигающим светом горят лампы правых передних, задних указателей поворота и боковых повторителей. При повороте автомобиля налево рукоятку переключателя перемещают влево, при этом проблесковым светом горят лампы указателей поворота левого борта автомобиля.
Комбинированные многофункциональные переключатели представляют собой устройства, объединяющие функции переключателей света фар и указателей поворота, а также других электротехнических устройств. Они обычно устанавливаются в кожухе рулевой колонки под рулевым колесом.
Рис. 9. Переключатель П110-А указателей поворота:
1 — хомут крепления переключателя; 2 — рулевая колонка; 3 — ступица рулевого колеса; 4 — рулевое колесо; 5 — ролик; б—ось ролика; 7 — крышка переключателя; 8 — рычаг; 9 — переключатель; 10 — корпус переключателя; 11— пружина; 12 — провода
При перемещении рычага управления переключателя П149-01 вверх и вниз подвижный контакт включает соответственно лампы правого и левого указателей поворота. Перемещая рычаг управления на себя, водитель управляет переключением света фар. Три положения переключателя фиксируются подпружиненным шариком. Включение дальнего света фар не фиксируется.
Рычаг переключения света фар в двухрычажном комбинированном переключателе П135-М, дополнительно управляющем указателями поворота, фиксируется в трех положениях, соответствующих выключенным фарам, включенному ближнему свету и включенному дальнему свету. В любом положении водитель может перемещать рычаг на себя вдоль оси рулевой колонки для сигнализации дальним светом независимо от положения клавиши выключателя наружного освещения.
Трехрычажный комбинированный переключатель для легковых автомобилей (рис. 10) состоит из переключателей света фар, указателей поворота, стеклоочистителя, стеклоомывателя и выключателя звукового сигнала. Дальний и ближний свет переключаются за счет перемещения вокруг оси рычага 6.
Рис. 10. Комбинированный переключатель:
1 — стопорное кольцо; 2 — корпус переключателя света; 3 — контакты ближнего и дальнего света; 4 — выключатель электродвигателя омывателя ветрового стекла; 5 — контактные пластины переключателя света фар; 6 — рычаг переключения света фар; 7 — контактные пластины переключателя указателей поворота; 8 — корпус переключателя указателей поворота; 9 — контакты переключателя указателей поворота; 10 — контактная пластина переключения указателей поворота; 11 — рычаг переключателя указателей поворота; 12 — диск автоматического выключения переключателя указателей поворота; 13 — ступица; 14 — контактная пластина кнопки звукового сигнала; /5 — шариковые фиксаторы; 16—выступы; 17—собачка автоматического выключения указателей поворота; 18 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 19 — контакты переключателя стеклоочистителя; 20 — выключатель, обеспечивающий сигнализацию дальним светом фар
Перемещением рычага вдоль рулевой колонки водителем на себя обеспечивается независимое включение дальнего света.
Включение указателей поворота осуществляется поворотом рычага 11. При этом контактная пластина 10 соединяет соответствующие контакты 9, а собачка 17, вращаясь вокруг своей оси, позволяет одному из ее плеч занять вертикальное положение. Переключатель указателей поворота автоматически выключается после завершения маневра. Когда водитель возвращает рулевое колесо в исходное положение, выступ 16 диска 12 переводит собачку 17 и вместе с ней рычаг 11 в нейтральное положение.
Рис. 11. Комбинированный переключатель П145:
1, 12 — части корпуса; 2 — рукоятка; 3 — кнопочный выключатель; 4 — контакт; 5 — шариковый фиксатор; 6 — пружина; 7—ротор; 8—контактная пластина; 9 — провод с наконечниками; 10 — переключатель указателей поворота; 13— соединительные колодки; 11 — рычаг
Комбинированный переключатель П145 (рис. 11) выполняет функции включения и переключения света фар, передних и задних габаритных огней, указателей поворота, электрического и электропневматического звуковых сигналов. Устанавливается переключатель на рулевой колонке.
Корпус переключателя состоит из двух равных частей 1 и 12.В корпусе расположены кнопочный выключатель 3 электропневматического звукового сигнала, переключатель света фар и выключатель габаритных огней, рычага 11 переключения указателей поворота и электрического двухтонального звукового сигнала.
К переключателю света относятся контактная пластина 8, контакты которой в соответствии со схемой коммутации соединяются металлическим ротором 7. Ротор, прижимаемый к пластине 8 пружиной б, вращается рукояткой 2, положение которой фиксируется шариковым фиксатором 5. Кнопочный выключатель 3 электропневматического сигнала установлен в рукоятке 2. Перемещение рукоятки переключателя света в направлении от водителя обеспечивает сигнализацию дальним
Рис. 12. Многофункциональный комбинированный переключатель 681.3709:
а — положение рычагов переключателя вдоль оси рулевого колеса; б — положение рычагов переключателя при перемещении вокруг рулевой колонки; / — переключатель наружного освещения указателей поворота и света фар; 2 — соединитель; 3 — контактные штифты звуковых сигналов; 4 — переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя
светом фар. Это положение рукоятки не фиксируется. При перемещении водителем рукоятки на себя возможны четыре фиксированных положения: 1-е — все выключено; 2-е — включены передние и задние габаритные огни; 3-е — включены габаритные огни в сочетании с ближним светом фар головного освещения; 4-е — включены габаритные огни в сочетании с дальним светом фар головного освещения.
Символы-указатели перечисленных положений рукоятки изображены на корпусе переключателя.
Включение указателей поворота осуществляется рычагом 11, который также имеет четыре положения: нейтральное; левый поворот; правый поворот; включение электрического звукового сигнала (для этого рычаг 11 перемещается вверх в нефиксируемое положение). Фиксацию трех положений рычага 11 обеспечивает шариковый фиксатор внутри переключателя 10. Возвращение рычага 11 в нейтральное положение обеспечивается механизмом автоматического выключения.
Многофункциональный комбинированный переключатель 681.3709 (рис. 12) с помощью соединителя 2 и хомута закреплен на кронштейне рулевой колонки. Комбинированный переключатель содержит два самостоятельных переключателя, установленных и зафиксированных с помощью пружинных защелок в соответствующих гнездах соединителя. Левый переключатель 1 коммутирует цепи наружного освещения, указателей поворота и фар головного освещения, а правый — цепи систем очистки лобового и заднего стекол автомобиля и стекол фар головного освещения. При перемещении водителем рычага переключателя 1 от себя (положения VII рычага) включается дальний свет фар. В нефиксируемом положении VII рычага переключателя 1 обеспечивается включение дальнего света фар при световой сигнализации. Жгут проводов к обоим переключателям присоединяется штекерными колодками.
Выключатели
Клавишный выключатель (рис. 13) с соответствующим символом на клавише, имея два фиксированных положения, выключает лампы габаритных огней, лампы фонарей освещения номерного знака, освещения багажника, а также соединяет с источником тока переключатель света фар и выключатель освещения приборной панели. Выключатель закрепляется в отверстиях приборной панели с помощью пружинных распорок 1 на его корпусе 4. Клавишный выключатель освещения приборной панели обычно действует только при включенных наружном освещении и зажигании.
Рис. 13. Клавишный выключатель:
1 — пружинные распорки; 2 — клавиша; 3 — контактная пластина; 4 — корпус
Выключатели фонаря заднего хода устанавливаются в коробке передач и служат для автоматического включения фонаря при движении автомобиля задним ходом. При соответствующем положении рычага переключения передач замыкаются контакты в цепи электроснабжения фонарей заднего хода. Рычаг коробки передач воздействует на шарик, замыкает контакты с выводами 1 контактной пластиной 4.
Реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации
Для формирования прерывистого светового сигнала указателей поворота применяют электромагнитные и электронные реле-прерыватели. Реле-прерыватели предназначены для работы в режиме маневрирования, когда мигают лампы указателей поворота одного борта автомобиля, и в режиме аварийной сигнализации, при котором мигают лампы указателей поворота двух бортов одновременно.
Реле-прерыватели выполняют следующие функции:
- генерацию импульсов напряжения, подаваемых на лампы указателей поворота и боковых повторителей;
- отображение информации, свидетельствующей об отказе в работе любой из сигнальных лампы указателей поворота.
Электромагнитные реле-прерыватели указателей поворота
На гетинаксовом основании 1 (рис.14) электромагнитного прерывателя РС57 установлен магнитопровод 7 электромагнита с обмоткой 12. К магнитопроводу прикреплены два якоря 5 и 10 с подвижными контактами, а также изолированные от него и друг от друга неподвижные контакты.
При включенном зажигании в момент включения указателей правого или левого поворота поступающий на вывод Б реле-прерывателя ток от аккумуляторной батареи проходит через магнитопровод 7 электромагнита, якорь 5, нихромовую струну 3, резистор 4, обмотку 12 и далее с вывода СЛ через переключатель на сигнальные лампы указателей поворота соответствующего борта автомобиля.
Контакты 6 в нормально разомкнутом состоянии удерживает струна 3, закрепленная в изолирующей стеклянной бусинке. При прохождении тока струна нагревается и удлиняется. Ее натяжение уменьшается. Магнитопровод 7 электромагнита притягивает якорь 5. Контакты 6 замыкаются, и ток к сигнальным лампам указателей поворота подводится минуя резистор 4 и струну 3. Лампы горят полным накалом. Выключенная из работы струна 3 охлаждается, становится короче и размыкает контакты 6. Далее процесс повторяется. Реле-прерыватель обеспечивает проблесковый режим работы лампы с частотой 60—120 циклов за 1 мин.
Вследствие увеличения силы тока в обмотке 12 электромагнита после замыкания контактов 6 к магнитопроводу 7 притягивается якорь 10, подпружиненный плоской пластиной 11, и через замкнутую контактную пару ток поступает в контрольную лампу 13.
В случае перегорания одной из ламп указателей поворота сила тока в обмотке электромагнита уменьшается. Намагничивающей силы электромагнита будет недостаточно для притягивания якоря 10 и замыкания контактной пары, поэтому контрольная лампа не загорается. При этом уменьшается также частота мигания исправных ламп указателей поворота. Нарушение регулировки реле-прерывателя происходит вследствие изменения натяжения струны 3, что приводит к изменению частоты мигания ламп указателей поворота.
а)
Рис. 1. Электромагнитные реле-прерыватели указателей поворота:
а — РС57; б — РС57В; / — основание; 2 — регулировочный винт; 3 — струна; 4 — резистор; 5, 10—якорь; 6— контакты в цепи сигнальных ламп; 7—магнитопровод электромагнита; 8 — металлическая планка; 9 — контакты в цепи контрольной лампы; 11 — пластина; 12- обмотка электромагнита; 13 – контрольная лампа.
Если струна натянута слишком сильно, то лампы гореть не будут и, наоборот, если натяжение струны ослаблено, то лампы будут гореть с постоянным накалом. Натяжение струны регулируется винтом 2. Для большего натяжения струны и увеличения частоты мигания ламп винт следует ввертывать. При вывертывании винта натяжение струны и частота мигания ламп уменьшаются.
В случае обрыва струны 3 контакты 6 прерывателя остаются в замкнутом состоянии, поэтому при включении указателей поворота их лампы горят с постоянным накалом. Перегорание струны 3 или резистора 4 происходит обычно при сильном натяжении струны, повышенном регулируемом напряжении генераторной установки и длительной работе реле-прерывателя.
Нарушение регулировки моментов замыкания контактов 6 и 9 в реле-прерывателе РС57 приводит к несогласованной работе сигнальных и контрольных ламп. Эта несогласованность в работе устраняется подгибанием металлической планки 8, за счет чего изменяется натяжение пружинящей пластины 11.
Электромагнитные реле-прерыватели достаточно надежны в работе, однако не удовлетворяют современным требованиям, согласно которым в аварийных ситуациях должны одновременно включаться сигнальные лампы указателей поворота двух бортов автомобиля. Так как электромагнитные реле-прерыватели чувствительны к нагрузке, одновременное включение ламп указателей поворота двух бортов вызывает изменение частоты и скважности проблесков по отношению к установленным нормам.
Электромагнитные реле-прерыватели указателей поворота могут вызвать значительные изменения параметров световых сигналов (например, частоты мигания ламп) в зависимости от подводимого напряжения, температуры окружающей среды, продолжительности эксплуатации.
Информация о работе Системы освещения и световой сигнализации