Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:50, реферат
Безопасность движения автомобилей, особенно в темное время суток, во многом зависит от состояния и характеристик приборов системы освещения и световой сигнализации. Поэтому требования к автомобильным световым приборам и нормы на их светотехнические характеристики определяются требованиями безопасности и существующими условиями дорожного движения.
Техническое обслуживание систем освещения и световой сигнализации
Неисправности световых приборов. Правила эксплуатации
Система освещения и световой сигнализации исправна, если все световые приборы нормально функционируют, обеспечивая заданные выходные характеристики. Она считается частично исправной, если передает полную информацию об автомобиле другим участникам движения, но водитель не получает необходимой информации.
О частичной неисправности системы свидетельствует увеличение угла наклона фары к дороге или выход из строя (перегорание) лампы в одной из фар дальнего света. В обоих случаях фары не мешают другим участникам дорожного движения, но заставляют водителя автомобиля уменьшить скорость движения для необходимого уровня безопасности.
Система освещения неисправна, когда она не передает участникам дорожного движения весь предусмотренный объем информации.
Неисправности фар являются признаком опасности только при ухудшении допустимого светораспределения. Любая неисправность, изменяющая функциональные свойства обязательного для применения светосигнального прибора, делает автомобиль опасным по отношению к другим участникам дорожного движения.
Основные неисправности в системе освещения и световой сигнализации, возможные причины их возникновения и способы устранения приведены в таблице.
Чаще всего выходят из строя (перегорают) лампы. Формально такая неисправность считается незначительной, поэтому некоторые автомобили эксплуатируют с одним из двух парных световых приборов, что является серьезным нарушением правил дорожного движения.
Два световых прибора одного функционального назначения не дублируют друг друга, а дополняют, обеспечивая необходимые углы видимости сигнального огня в различных дорожных ситуациях. Обычно лампы перегорают при включении, когда сила тока, протекающего через лампу, может в 8—10 раз превышать номинальное значение.
В процессе эксплуатации эффективность светового прибора снижается из-за уменьшения коэффициента пропускания колб обычных ламп накаливания. Не следует касаться пальцами стеклянной колбы галогенной лампы при ее установке в фару. При высокой температуре колбы жировые следы от пальцев вызывают потемнение кварцевого стекла.
Световая отдача лампы уменьшается при увеличении сопротивления переходных контактов в штекерных соединениях, не защищенных от пыли, грязи или влаги. Неисправность в цепях электроснабжения световых приборов определяют по падению напряжения в них, измеряя напряжение в начале и в конце цепи вольтметром. Падение напряжения в электрических цепях фар головного освещения, сигналов торможения и указателей поворота не должно быть выше 0,9 и 0,6 В соответственно для 12- и 24-вольтовых систем электрооборудования. В цепи электроснабжения остальных световых приборов падение напряжения должно составлять 0,6 и 0,4 В. При большем падении напряжения необходимо проверить надежность соединений и техническое состояние коммутационной аппаратуры.
Техническое обслуживание световых приборов
При длительной эксплуатации, даже в случае точного выполнения правил технического обслуживания, изменяются оптические свойства рассеивателей. Они подвергаются воздействию твердых частиц и солнечных лучей. Относительно мягкие рассеиватели из пластмассовых материалов покрываются микровпадинами и сетью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличивается коэффициент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при перегреве, если лампа большой мощности (21 Вт) длительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двухцветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели следует заменить.
Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях. Поэтому заменяют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85000 кд.
У отражателей световых приборов обычно нарушаются оптические свойства рабочей поверхности ввиду коррозии при недостаточной вентиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность. Это приводит к образованию царапин и искажению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отражателя, отслоении алюминиевого покрытия на его рабочей поверхности.
Специфично проявляется нарушение контакта светового прибора с массой. В двухфарных системах освещения в фаре, у которой отсутствует контакт с корпусом автомобиля, очень слабо светятся нити их лампы, так как при включении ближнего света его нить соединяется с корпусом через нити дальнего света ламп обеих фар. При этом горит контрольная лампа дальнего света. С меньшей световой отдачей будут работать в проблесковом режиме оба задних указателя поворота при нарушении контакта с массой у заднего группированного светового прибора. Причем могут гореть лампы других сигнальных фонарей.
Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Такие неисправности могут быть обнаружены при внешнем осмотре световых приборов. Ухудшение светотехнических характеристик отдельных световых приборов в процессе эксплуатации приводит к постепенному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только специальными измерительными приборами.
Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо проводить ежедневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его механическое повреждение. При ежедневном техническом обслуживании следует проверять состояние рассеивателей, работу всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света, исправность контрольных ламп. Особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии, на правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота. Сигналы торможения должны быть красного цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых импульсов в течение 5—10 с). Обнаруженная неисправность должна быть немедленно устранена. Эксплуатация автомобиля с неисправным световым прибором, который входит в обязательный комплект не разрешается.
Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транспортной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомобиля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Так, правильность функционирования сигналов торможения можно проверить, наблюдая через зеркало заднего обзора фары стоящего сзади автомобиля. Если при движении автомобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализируют о необходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и неисправность нужно немедленно устранить.
Неисправности выключателей, переключателей, реле и прерывателей тока указателей поворота системы освещения и световой сигнализации необходимо определять с помощью контрольных ламп в соответствии со схемами внутренних соединений и коммутации. Зазоры между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей свободного хода и рабочего перемещения штоков выключателей фонарей заднего хода и мембран выключателей сигналов торможения регулируют в соответствии с техническими условиями на данный коммутационный аппарат.
Основные неисправности системы освещения, световой сигнализации и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ обнаружения |
Способ устранения |
Система освещения и световой сигнализации не работает | ||
Обрыв в общей цепи (от амперметра до центрального переключателя) |
Проверка надежности соединений и исправности проводов |
Соединения зачистить и подтянуть, неисправные провода заменить |
Нарушение контакта в переключателе |
Проверка исправности переключателя с помощью контрольной лампы |
Неисправный переключатель отремонтировать или заменить |
Не горят отдельные лампы фар и фонарей | ||
Перегорание предохранителя |
Проверка предохранителя |
Предохранитель заменить |
Перегорание или обрыв нити накала лампы |
Осмотр лампы после извлечения ее из светового прибора и определение наличия обрыва или перегорания нити накала |
Неисправную лампу заменить |
Нарушение контакта в соединительных колодках |
Проверка надежности соединений в колодках |
Подтянуть соединения в колодках |
Нарушение контакта в патроне лампы |
Проверка состояния цоколя лампы и деталей патрона после ее вывертывания из патрона |
Зачистить окислившийся контакт, подогнуть пружинный контакт патрона |
Ненадежное крепление наконечников проводов на выводах |
Проверка надежности соединений |
Подтянуть крепление наконечников проводов на выводах |
Неисправность(окисление контактов, разрегулировка реле) вспомогательного реле включения (если оно имеется) |
Проверка исправности вспомогательного реле, измерение напряжения включения реле вольтметром |
Зачистить крепление наконечников проводов на выводах |
Выход из строя выключателя или переключателя |
Проверка исправности выключателя или переключателя
контрольной лампой |
В разобранном выключателе или переключателе зачистить контакты, по возможности исправить механизм переключения. Неразборный выключатель или переключатель заменить |
Частое перегорание нитей ламп накаливания | ||
Повышенное напряжение генераторной установки |
Проверка регулятора напряжения, как описано выше |
Отрегулировать уровень напряжения генераторной установки |
Повышенная вибрация спирали лампы накаливания вследствие слабого крепления ламп в патроне, оптического элемента в корпусе или светового прибора на автомобиле |
Проверка крепления элементов в световом приборе и светового прибора на автомобиле |
Надежно закрепить элементы в световом приборе и световой прибор на автомобиле |
Мигание света ламп | ||
Плохой контакт в патроне лампы |
Проверка технического состояния патрона после извлечения лампы |
Подогнуть пружинный контакт в патроне |
Обрыв жилы провода и периодический контакт оборванных концов вследствие вибрации |
Осмотр провода |
Заменить поврежденный участок провода |
Плохой контакт провода в местах соединений |
Проверка надежности соединений штекерных колодок и проводов |
Обеспечить надежное соединение проводов в штекерных колодках |
Периодическое замыкание на «массу» в цепи электроснабжения световых приборов |
Проверка изоляции проводов |
Заменить поврежденные участки провода. Закрепить провод, замыкающий на «массу» |
Не переключается ближний и дальний свет фар головного освещения | ||
Окисление контактов переключателя света фар |
Проверка переключателя контрольной лампой |
Разобрать неисправный переключатель и зачистить контакты |
Не включается сигнал торможения | ||
Выход из строя выключателя сигнала торможения |
Проверка выключателя сигнала торможения контрольной лампой |
Неисправный выключатель заменить |
Отсоединение провода от выключателя сигнала торможения |
Проверка соединения провода с выводом выключателя |
Присоединить провод |
Сигнал торможения не выключается | ||
Неправильно отрегулирован выключатель сигнала торможения |
Проверка выключателя с помощью контрольной лампы |
Разрегулированный выключатель отрегулировать, неисправный заменить |
Лампы указателей поворота горят без мигания | ||
Спекание контактов исполнительного реле прерывателя |
Проверка исполнительного реле прерывателя контрольной лампой |
Снять реле прерывателя, разомкнуть и зачистить контакты, отрегулировать зазор между контактами |
Не работают указатели поворота в режиме как маневрирования автомобиля, так и аварийной сигнализации | ||
Перегорание предохранителей в цепях указателей поворота |
Проверка предохранителя |
Проверить правильность монтажа проводов, устранить повреждения или заменить провода и предохранители |
Плохой контакт в штекерных колодках прерывателя указателей поворота или выключателя аварийной сигнализации |
Проверка надежности соединений |
Обеспечить надежное соединение штекерных соединений |
Вышел из строя выключатель аварийной сигнализации |
Проверка выключателя контрольной лампой |
По возможности разобрать и отремонтировать выключатель, при необходимости заменить его |
Не работает контрольная лампа указателей поворота | ||
Перегорание лампы в одном из указателей поворота |
Разборка указателя поворота и проверка целостности спирали в лампе |
Неисправную лампу заменить |
Не фиксируются рычаги переключателей указателей поворота и света фар | ||
Разрушение гнезд фиксаторов рычага |
Оценка технического состояния механизма переключения после снятия переключателя с автомобиля |
Неисправный переключатель заменить |
Выскакивание шарика фиксатора |
Разборка переключателя после снятия со штатного места |
Устранить неисправность фиксатора и установить шарик фиксатора на место |
Указатели поворота не выключаются автоматически после завершения маневрирования | ||
Сильный износ или разрушение механизма, обеспечивающего возвращение рычага переключателя указателей поворота в нейтральное положение |
Проверка механизма возвращения рычага переключателя в нейтральное положение после снятия переключателя |
Неисправный переключатель заменить |
Рычаги переключателей указателей поворота и света фар не перемещаются | ||
Заедание шариков фиксаторов рычага, сектора возврата рычага переключателя |
Проверка работы механизма фиксации рычага переключателя после его снятия |
По возможности устранить заедание шарика, при необходимости заменить |
Фары плохо освещают дорогу | ||
Нарушение регулировки фар |
Проверка регулировки фар |
Отрегулировать фары |
Повреждение или потускнение отражателя |
Проверка состояния отражателя осмотром |
Заменить оптический элемент фары |
Загрязнение рассеивателя |
Проверка состояния рассеивателя |
Очистить рассеиватель |
Затемнение колбы лампы |
Проверка наличия затемнения колбы после ее извлечения из узла крепления |
Лампу с затемненной колбой заменить. Перед установкой в фару колбу галогенной лампы рекомендуется протереть спиртом |
Информация о работе Системы освещения и световой сигнализации