Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:31, реферат
Основной по популярности машиной‚ используемой на строительных площадках для производства земляных работ‚ перегрузки сыпучих и кусковых материалов и выполнения других работ‚ в зависимости от установленного дополнительного оборудования‚ вне всякого сомнения, является экскаватор. Простота, надежность и впечатляющая универсальность позволяют ему играть главенствующую роль практически на любой стройке. Первые экскаваторы были построены в России еще в начале девяностых годов 19 века, на бывшем Путиловском заводе. До 1917 г. было выпущено около 50 машин, из них около 40 железнодорожных одноковшовых экскаваторов и 10 - многоковшовых.
1.1 Общие сведения.
Основной по популярности машиной‚ используемой на строительных площадках для производства земляных работ‚ перегрузки сыпучих и кусковых материалов и выполнения других работ‚ в зависимости от установленного дополнительного оборудования‚ вне всякого сомнения, является экскаватор. Простота, надежность и впечатляющая универсальность позволяют ему играть главенствующую роль практически на любой стройке.
Первые экскаваторы были
построены в России еще в начале
девяностых годов 19 века, на бывшем Путиловском
заводе. До 1917 г. было выпущено около 50
машин, из них около 40 железнодорожных
одноковшовых экскаваторов и 10 - многоковшовых.
При организации серийного
Экскаваторами называются землеройные
машины, предназначенные для копания
и перемещения грунта, являющиеся
основным типом землеройных погрузочно-
Многоковшовые экскаваторы обе операции - копание грунта и его перемещение - выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, рабочее время машины, в течение которого выбирают грунт, и производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности, т.е. возможности применять их как на земляных, так и на погрузочно-разгрузочных работах в самых тяжелых, в том числе скальных (с предварительным взрыванием), грунтах.
1.2 Классификация одноковшовых экскаваторов.
Существуют три основные группы:
строительно-универсальные - с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для производства земляных работ;
карьерные - с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений;
вскрышные - с ковшами емкостью более 6 м3, предназначенные для разработки верхних слоев пород (вскрыши).
Одноковшовые экскаваторы различают по использованию их с различными видами рабочего оборудования.
Универсальные экскаваторы предназначены для работы с различными видами сменного оборудования; прямой и обратной лопатой, драглайном, крановой стрелой с крюковой подвеской или грейфером, копром для забивки свай и т.д.
Полу-универсальные
Специальные мощные экскаваторы имеют лишь один вид оборудования, например прямую лопату.
Одноковшовым универсальным экскаватором называется машина цикличного действия, предназначенная для выемки и перемещения грунтов и иных материалов с помощью одного из видов рабочего оборудования с одним ковшом, и для выполнения погрузочных сваебойных и прочих работ другими видами сменного рабочего оборудования.
Рабочий цикл этого распространённого класса экскаваторов складывается из:
операций резания (копания) грунта (с одновременным заполнением ковша);
перемещения заполненного ковша к месту разгрузки;
выгрузки грунта из ковша и возвращения ковша в забой;
Продолжительность рабочего цикла в зависимости от мощности и типа экскаватора и условий работы колеблется от 12 до 80 сек. Производительность одноковшового экскаватора на 1 м3 ёмкости ковша в зависимости от условий работы составляет от 100 до 350 тыс. м3в год, или 80-180 м3/ч. Одноковшовые экскаваторы используются для разработки любых, в том числе самых крепких и неоднородных, грунтов с крупными твёрдыми включениями. Для работы в более мягких грунтах одноковшовые экскаваторы могут снабжаться ковшами увеличенной ёмкости. Скальные породы и мёрзлые грунты перед разработкой одноковшовым экскаватором разрыхляют (обычно взрывом)
По роду ходового оборудования различают гусеничные, колёсные, шагающие, на ж. - д. ходу, плавучие, колёсно-гусеничные одноковшовые экскаваторы.
По типу привода - с одним двигателем и со смешанным и индивидуальными приводами всех рабочих механизмов.
По роду силовой установки - с приводом от двигателя внутреннего сгорания (дизельные, редко карбюраторные и газогенераторные), электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные.
По виду управления - с ручным, гидравлическим, пневматическим, электрическим и смешанным.
По виду рабочего оборудования экскаваторы подразделяются на одноковшовые с жёсткой шарнирно-скользящей связью ковша со стрелой (прямая лопата), с жёсткой шарнирной связью ковша со стрелой (обратная лопата), с гибкой связью ковша со стрелой (драглайн, грейфер и др.).
Наиболее распространено
оборудование прямой лопаты; им оснащаются
экскаваторы любой мощности с
ковшами ёмкостью до 153 м3. Экскаваторы
с оборудованием прямой лопаты и
с разгрузкой в транспортные средства
или отвал целесообразно
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна
состоит из стрелы и ковша, подвешенного
к стреле при помощи подъёмного и
тягового канатов. Выемку грунта драглайн
производит, как правило, ниже уровня
установки экскаватора; ковши применяются
различной ёмкости - в скальных предварительно
разрыхлённых породах допускается
работа драглайна при ёмкости
ковша свыше 10 м3. Продолжительность
цикла обычно на 10-20 больше, чем при
работе экскаватора с оборудованием
прямой лопаты. С оборудованием драглайна
работает до 40 одноковшовых экскаваторов.
Драглайны, имеющие т. н. шагающий ход,
получили название шагающих драглайнов.
Оборудование грейфера применяется
для погрузочных работ, рытья
котлованов с отвесными стенками,
для работ под водой. Оборудование
струга приспособлено для
Получают широкое
В зависимости от назначения одноковшовые экскаваторы подразделяют на строительные, карьерные, строительно-карьерные и вскрышные, кроме того, выделяют тоннельные экскаваторы, плавучие и др.
Строительные экскаваторы - самый распространённый тип одноковшовых экскаваторов: насчитывают около 200 моделей, выпускаемых более чем 80 отечеств. и зарубежными заводами. Различают: универсальные малой мощности (ёмкость ковша 0,05-1,8 м3, грузоподъёмность крана 0,7-45 т, масса 1,5-65 т); средней мощности – полу - универсальные (ёмкость ковша 2-3 м3, грузоподъёмность крана 60-80 т, масса 72-105 т); большой мощности – полу - универсальные (ёмкость ковша 3,25-6 м3, грузоподъёмность крана 100-150 т, масса 115-210 т). Удельная масса на 1 м3 ёмкости ковша для крепких грунтов составляет для этих экскаваторов 33-36 т. Экскаваторы малой мощности часто имеют сменное гусеничное и пневмоколёсное ходовое оборудование и одномоторный привод.
У гидравлических экскаваторов
индивидуальный или смешанный привод.
Карьерные экскаваторы
Строительно-карьерные
Тоннельные и шахтные экскаватор используют в подземных условиях в выработках большого поперечного сечения при проходке тоннелей, сооружении камер подземных сооружений, выемке полезных ископаемых. Ёмкость ковша 0,75-1 м3, масса 16-30 т.
1.3 Устройство одноковшовых экскаваторов.
Одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей: ходового устройства - 1; поворотной части - 3 и рабочего оборудования - 2.
Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт) нагрузки от массы машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора.
Ходовое устройство экскаваторов бывает следующих типов:
Г - гусеничное с минимально допустимой опорной поверхностью гусениц;
ГУ - гусеничное с увеличенной опорной поверхностью гусениц, предназначенное для работы на грунтах с низкой несущей способностью;
П - пневмоколесное, позволяющее
увеличить мобильность
Ш - специальное шасси
автомобильного типа, отличающееся от
типа П тем, что, кроме двигателя,
установленного на поворотной части
экскаватора, на шасси установлен более
мощный двигатель, обеспечивающий передвижение
экскаватора с большой
А - шасси грузового автомобиля;
Тр - тракторное (обычно используют пневмоколесные тракторы).
Поворотная часть состоит из поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием и рабочего оборудования.
Поворотная платформа опирается через специальное роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на ходовые устройства различных типов.
В зависимости от угла поворота поворотной платформы в горизонтальной плоскости экскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными.
Поворотная часть
Рабочим оборудованием называется комплекс узлов экскаватора, содержащий рабочий орган (например, ковш, крюк или грейфер, с помощью которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы) и обеспечивающий его действие в зоне работы экскаватора.
Основной рабочий орган экскаватора - ковш - предназначен для копания, удерживания при перемещении и разгрузки грунта или другого материала. Копанием называется одновременное срезание грунта и заполнение им ковша. Срезаемая часть грунта называется стружкой.