Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа
Выполнить механический расчет трубопровода и определить толщину стенки
Выполнить гидравлический расчет трубопровода и определить число станций и магистральных насосов
Расставить станции на трассе трубопровод
На первом листе формата А3 привести карту с нанесением трассы нефтепровода
На втором листе формата А3 привести графики напоров станций и гидравлических уклонов, указать положение станций.
Введение 5
1 Определение оптимальных параметров нефтепровода 8
1.1 Расчётные значения вязкости и плотности перекачиваемой нефти 8
1.2 Выбор насосного оборудования нефтеперекачивающей станции и расчет рабочего давления 9
1.3 Определение толщины стенки трубопровода 12
1.4 Расчёт прочности и устойчивости нефтепровода 14
2 Гидравлический расчет трубопровода 20
2.1 Расчет характеристик нефтепровода и нефтеперекачивающих станций 20
2.2 Циклическая перекачка 29
2.3 Расстановка перекачивающих станций на трассе нефтепровода 30
2.4 Напоры, развиваемые магистральными и подпорными насосами 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Введение
Сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов Казахстана имеет протяжённость более 6,2 тысяч километров. «Возраст» значительной её части превышает 20 лет, и низкий уровень аварийности обеспечивается, в частности, снижением рабочих давлений по результатам диагностики. Это приводит к снижению пропускной способности магистралей, хотя рост добычи нефти требует обратного. Следует также отметить, что при транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам значительную долю эксплуатационных затрат составляет плата за потребляемую электроэнергию. В этой связи улучшение параметров работы нефте- и нефтепродуктопроводов, а именно – уменьшение рабочих давлений, увеличение производительности, снижение энергозатрат на перекачку является актуальной задачей. Аналогичные проблемы имеют место в нефтепроводном транспорте Ирака.
В настоящее время в мире накоплен значительный опыт применения противотурбулентных присадок (ПТП). Их используют для увеличения производительности действующих трубопроводов и для уменьшения количества перекачивающих станций (НПС). Попутно достигаемым эффектом является уменьшение давления, развиваемое НПС и потребляемой им электроэнергии.
К сожалению, научные основы применения ПТП на сегодняшний день разработаны недостаточно.
Система магистральных нефтепроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно, что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефти.
Проект нефтепровода «Аральск – Каракоин» предназначен для транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы и на мировые рынки.
В технологической
части проекта определен
В современных условиях нефть и нефтепродукты являются массовыми грузами, в связи, с чем вся система транспорта призвана обеспечивать бесперебойную доставку их на нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы и с заводов или с месторождений до потребителей в минимальные сроки, наиболее дешевым способом, без порчи их в пути и с наименьшими потерями. Поэтому роль трубопроводного транспорта в системе нефтяной и газовой промышленности чрезвычайно велика. Для нефти трубопроводный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране.
Современные
магистральные трубопроводы представляют
собой самостоятельные
Рассматривая
систему трубопроводного
На современном этапе при проектировании систем трубопроводного транспорта нефти необходимо обеспечивать техническую осуществимость в сочетании с передовыми технологиями, экологическую безопасность и экономическую эффективность, а также высокую надежность при эксплуатации, что требует, в свою очередь, высококвалифицированных специалистов в области проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефтепроводов и хранилищ.
Протяженность трубопроводных магистралей Казахстана постоянно увеличивается, осуществляется модернизация и техническое перевооружение ранее построенных трубопроводов, внедряются современные средства связи и управления, совершенствуются технологии транспорта высоковязких и застывающих нефтей, сооружения и ремонта объектов магистральных трубопроводов.
Задание
Спроектировать нефтепровод длиной 678 км для перекачки нефти с параметрами:
кг/м3;
сСт = мм2/с;
сСт = мм2/с.
Производительность нефтепровода 30 млн. т/год, Перепад высот в начале и в конце трубопровода ΔΖ принять равным 46 м.
Температуру грунта на глубине заложения нефтепровода принять равной 8 С.
Исходные данные.
Годовая массовая пропускная способность нефтепровода
Мт/год = млн. т/год.
Протяжённость нефтепровода
(перевальные точки
км илим.
Разность геодезических отметок
м.
Расчётная температура нефти, равная температуре грунта,
К.
В качестве грунта, в котором прокладывается нефтепровод, взять глину тугопластичную.
Ускорение свободного падения gпринимаем равным 9,81 м/с2.
1 Определение оптимальных параметров нефтепровода
1.1 Расчётные значения вязкости и плотности перекачиваемой нефти
Переводим температуры Цельсия в градусы Кельвина
К,
К.
Вводим сокращённые
мм2/с,
мм2/с.
Наиболее просто рассчитать кинематическую вязкость нефтепродуктов по формуле Рейнольдса–Филонова, предварительно определив коэффициент крутизны вискограммы u (перед каждой формулой выводим значения величин, входящих в правую часть формулы, – это нужно для определения правильности выбора значений величин)
1/К.
Формула Рейнольдса–Филонова
мм2/с.
Достаточная точность расчёта по формуле Рейнольдса–Филонова обеспечивается, если для расчётной температуры выполняется неравенствоТ1 <Тр < Т2. В остальных случаях следует пользоваться формулой Вальтера.
Поскольку температура, при которой необходимо найти вязкость не входит в диапазон взятых температур, то расчётную кинематическую вязкость следует определять по формуле Вальтера, предварительно определив постоянные а, b и с:
Кинематическая вязкость
нефти при расчётной
мм2/с.
В качестве расчётной кинематической вязкости набираем последнее значение вязкости.
Найденное значение вязкости должно логически соответствовать значениям в соответствии с их температурами, = 8,1>= 5,2, что логически верно, так как= 281 К, меньше = 293 К.
Вычисляем значение расчётной плотности нефти по формуле Д. И. Менделеева, предварительно вычислив температурную поправку ξ:
кг/(м3.К),
кг /м3.
При изменении рабочих давлений в области до 10 МПа плотность, теплоёмкость, теплопроводность и кинематическая вязкость изменяются несущественно, поэтому при расчётах влияние давления на эти параметры не учитывается.
1.2 Выбор насосного оборудования нефтеперекачивающей станции и расчёт рабочего давления
Расчётная объёмная часовая пропускная способность нефтепровода (плановый объёмный расход, м3/ч) вычисляется по формуле
(1.1)
где Np – число рабочих дней магистральных трубопроводов в году, определяемое по таблице 5.1[4] (все таблицы берутся из книги «Типовые расчёты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов» под редакцией П. И. Тугунова, Уфа, 2002 год).; коэффициент неравномерности перекачки.
Чтобы определить Np, необходимо знать наружный диаметр нефтепровода D. Исходной величиной при выборе диаметра является годовая пропускная способность трубопровода = 30 Мт/год, По таблице 1.3 [4] (с. 16) для этого значения G и заданного диапазона значений выбираем большее значение диаметра D.
Здесь же указываются диапазоны толщины стенки δ от 8 до 16 мм и рабочего давления от 4,6 до 5,6 МПа.
По таблице 5.1 [4] для диаметра 720 мм и длины трубопровода более 500 км выбираем расчётное число рабочих дней магистрального нефтепровода для нормальных условий прокладки:
рабочих дней; Мт/год; кг /м3; .
Подставляя значения найденных величин в (1.1), получим
Округляем значение планового расхода
м3/ч.
В соответствии с полученным
значением объёмного расхода
нефти подбираются
, (1.2)
где объёмная подача выбранного типа насоса при максимальном кпд.
По таблицам 3.3 и 3.7 [4] (с. 62 и 66) выбираем в качестве магистрального насоса спиральный насос типа НМ 5000–210, а в качестве подпорного насоса вертикальный насос типа НПВ 5000–120, номинальная подача которыхм3/ч, а развиваемый напор соответственно 210 м и 120 м.
Вычисляем границы рабочей зоны насоса (3.10) [4]
м3/ч, м3/ч. (1.3)
Проверяем неравенство (1.2) для значения
<.
Неравенство выполняется, следовательно марки магистрального и подпорного насосов выбраны правильно.
Для перекачки нефти и нефтепродуктов, в основном используются центробежные насосы, Их характеристики приводятся в специальных каталогах, Они представляют собой зависимость напора Н, потребляемой мощности N, к.п.д η и допустимого кавитационного запаса от подачи насоса Q.
Учитывая, что возможность пользоваться каталогами центробежных насосов имеется не всегда, удобно представлять их характеристики в аналитическом виде (3.1) и (3.2) [4]
H=, (1.4)
(1.5)
.
где H, Δhдоп, – напор, допустимый кавитационный запас и к.п.д. насоса при подаче Q; Ho, ao, a, b, bo, co, c1, c2 – эмпирические коэффициенты; Qo – безразмерная подача насоса, численно равная Q.
Величины в этих формулах
имеют следующие единичные
Для определения напора, развиваемого
магистральным и подпорным
В результате получаем ( а = 0):
– для магистрального насоса НМ 5000–210 (выбранный ротор 1):
мм;м; м;,
,
м. (1.6)
– для подпорного насоса НПВ 5000–120:
м, , мм,
м,
м. (1.7)
Допустимый кавитационный запас на входе в основные насосы приопределяем по таблице 3.3 [4] м, .
Допустимый
кавитационный запас на входе в основные
насосы при вычисляется по формуле (1.14), где значения
коэффициентов a0 и b0 определя
м. (1.8)
Рабочее давление на выходе головной насосной станции при числе последовательно включённых магистральных насосов
определяется по формуле (5.4) [4]
,
МПа.
Найденное значение давления 5,029 МПа лежит в допустимых пределах от 4,6 до 5,6 МПа, указанных в таблице 1.3 [4].
1.3 Определение толщины стенки трубопровода
По таблице приложения П1.1 для наружного диаметра D = 1020 мм выбираются трубы Волжского трубного завода (ВТЗ, ТУ1104-138100-357-02-96) из стали марки К60, для которой временное сопротивление на разрыв = 588 МПа и предел текучести = 441 МПа, коэффициент надёжности по материалу
=1,4; Мпа; МПа.
Толщина стенки δ определяется по формуле (4.1)
,
где р – рабочее давление (избыточное);
n1 – коэффициент надёжности по нагрузке: n1 = 1,15 для нефтепроводов, работающих по системе из «насоса в насос»; n1 = 1,1 – во всех остальных случаях;
R1 – расчётное сопротивление металла трубы и сварных соединений, МПа.
Считая перекачку по системе из «насоса в насос»(без подключения ёмкостей), принимаем.
Расчётное сопротивление
металла трубы и сварных
,
где mу – коэффициент условий работы
трубопровода:
kн – коэффициент надёжности по назначению трубопровода, зависящий от его диаметра: для = 1; для D = 1,20 = 1,05; следовательно, для м.
Подставляя найденные значения величин в (1.22), определяем расчётное сопротивление материала стенки трубопровода
Мпа.
Расчётное значение толщины стенки трубопровода определяется по (1.6) [4]
Информация о работе Технологический расчёт нефтепровода Тенгиз-Атырау-Астрахань-Грозный