Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа
Наиболее важный фактор снижения затрат – высокое качество капитального ремонта машин. Улучшения качества ремонтных работ можно добиться, с одной стороны, за счет модернизации устаревшего ремонтно-технологического оборудования и совершенствования технологий ремонта на крупных предприятиях, а с другой – за счет увеличения уровня концентрации ремонта разномарочных агрегатов и машин, имеющих близкие по характеру дефекты и конструктивно-технологические свойства (использование принципов узловой и технологической специализации), и углубления профессиональной специализации.
Введение
В новых условиях хозяйствования, когда в производстве после капитального ремонта эксплуатируются более 50 % тракторов и 75 % двигателей, необходимо увеличивать темпы технического перевооружения производственных, перерабатывающих и других отраслей. В связи с этим большое значение имеет повышение качества и надежности выпускаемых машин, уровня их технического обслуживания и ремонта, включая организацию и проектирование ремонтно-обслуживающего производства. Однако с ростом балансовой стоимости сельскохозяйственной техники существенно увеличиваются и затраты на ее ремонт. Следовательно, встает задача снижения этих затрат за счет повышения качества и надежности изготовления и капитального ремонта машин.
Наиболее важный фактор
В системе мер по снижению
затрат на ремонт важное
1 Особенности конструкции детали
Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий трактора, а также для изменения направления движения. Кроме того, через коробку передач обеспечивается привод заднего и бокового ВОМ, ходоуменьшителя, переднего ведущего моста трактора МТЗ-80.
Коробка передач (рисунок 1.1) – механическая с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода, с понижающим редуктором, включение которого удваивает число передач.
В корпусе 5 коробки размещены соосные первичный 3 и вторичный 10 валы, параллельно им расположены промежуточный вал 2 и вал 58 пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.
Первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник размещен в стакане 6, вставленном в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в расточке переднего конца вторичного вала. От осевых перемещений первичный вал удерживает передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными кольцами. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой шестерни 7 четвертой и пятой передач и ведущей шестерни 8 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 4 понижающего редуктора.
Промежуточный вал 2 пустотелый, внутри него проходит внутренний вал 33 привода ВОМ. Спереди промежуточный вал опирается на подшипник 45, установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач; задней опорой является бронзовая втулка 35, запрессованная в отверстие ступицы ведущей шестерни 36 второй ступени редуктора.
Вторичный вал 10, выполненный как одно целое с ведомой шестерней первой ступени редуктора, установлен на двух конических роликовых подшипниках 27 и 29. Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки корпуса коробки, второй подшипник запрессован в стакан, установленный в расточку задней стенки коробки передач. На вторичном валу установлена ведомая шестерня 26 второй ступени редуктора и ведущая шестерня 25 главной передачи. Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым венцом для соединения с ведущей шестерней 8 первичного вала. Подшипники и шестерни на валу стягиваются прорезной гайкой 24.
Рисунок 1.1 – Коробка передач трактора МТЗ-80
1- гайка промежуточного вала; 2 - промежуточный вал; 3 - первичный вал; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - корпус коробки передач; 6 - стакан первичного вала; 7 - скользящая шестерня IV и V передач; 8 - скользящая шестерня III передачи; 9 - ползун; 10 - вторичный вал; 11 - шарик; 12 - крышка коробки передач; 13 - заливная пробка; 14 - Шаровая опора; 15 - рычаг переключения передач; 16 - чехол; 17 - штифт; 18 - рамка; 19 - валик рамки; 20 - шарик выключателя; 21 - выключатель ВК-403;22 - регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 - гайка; 25 - ведущая шестерня; 26 - ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 - конические подшипники; 28 - упорная шайба; 30 - крыльчатка; 31 - гнездо внутреннего вала; 32 - втулка; 33 - внутренний вал; 34 - подшипники; 35 - втулка; 36 - ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 - ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 - промежуточная шестерня; 39 - подшипник; 40 - ведомая шестерня III передачи; 41 - ведомая шестерня IV передачи; 42 - промежуточная шестерня заднего хода; 43 - ось промежуточной шестерни; 44 - ведомая шестерня V передачи; 45 - подшипник; 46 - переднее гнездо внутреннего вала; 47 - промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 - валик переключения редуктора; 49 - поводок; 50 - промежуточная шестерня; 51 - вилка; 52 - пружинное кольцо; 53 - упорное кольцо; 54 - ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 - крышка левого люка; 56 - ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 - скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 - вал I передачи и заднего хода.
Объектом технического контроля является вал I передачи и заднего хода (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Вал I передачи и заднего хода трактора МТЗ-80
Вал первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса коробки передач. Опорами вала служат два шариковых подшипника, установленных в расточках корпуса. На шлицы вала установлены ведомая 56 и скользящая 57 шестерни первой передачи и заднего хода и шестерня 54 включения ходоуменьшителя.
Ведомая шестерня 56 посажена на валу свободно и может вращаться относительно вала, постоянно зацепляясь с промежуточной шестерней 38 вторичного вала, которая, в свою очередь, находится в постоянном зацеплении с шестерней 8 первичного вала. Если шестерня 54 включения ходоуменьшителя сдвинута до упора в шестерню 56 и зафиксирована в этом положении пружинным кольцом 52 (как показано на рисунке), соединяясь своими внутренними шлицами С наружными шлицами ступицы шестерни 56, то обе шестерни и вал объединяются в одно целое и вращаются вместе. Это положение шестерен соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.
Перед установкой
ходоуменьшителя для
Промежуточная шестерня 42 вращается на втулке относительно неподвижной оси 43 и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 44.
Редуктор коробки передач имеет две ступени. При помощи первой ступени включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, а остальные передачи – при помощи второй ступени редуктора. При зацеплении шестерни 37 с наружным венцом вторичного вала включена первая ступень, при перемещении шестерни 37 назад до полного сцепления с внутренним венцом шестерни 36 включается вторая ступень редуктора
В зависимости от ступени редуктора двухвенцовая шестерня 7, перемещаясь на первичном валу, включает пятую или восьмую передачу, а при перемещении назад – четвертую или седьмую. Шестерня 8, перемещаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. При перемещении шестерни 57 назад включаются первая и вторая передачи, а вперед – передачи заднего хода.
На верхней
плоскости коробки передач
Переключение передач осуществляется рычагом 15, установленным на шаровой опоре 14 в верхней крышке 12 коробки передач и уплотненным резиновым чехлом 16. Нижний конец рычага 15 заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.
Вал изготовлен из стали 45 ГОСТ 1050–74.
2 Условия работы детали при эксплуатации
Вал I передачи и заднего хода трактора МТЗ–80 может иметь поломки из-за ненормальных условий эксплуатации, работы в зоне критической частоты вращения, неправильной укладки, нарушении технологии при его изготовлении или усталости металла и чрезмерного изнашивания подшипников.
Недостаточность жесткость корпуса вала приводит к тому, что во время работы он подвергается непрерывным изгибам, что вызывает усталость материала и появления трещин, приводящих к усталостному разрушению.
Вал должен лежать на всех подшипниках качения и обеспечивать максимальное значение передачи крутящего момента.
Основными причинами отказов такого рода деталей является износ наружных поверхностей, износ шлицевого и шпоночного соединения, перераспределение остаточных напряжений, биение наружных поверхностей, приводящие к потере геометрической точности детали, а также усталостные разрушения в материале, и, как следствие, поломка детали.
Поэтому при изготовлении детали важно учитывать механические, физические, химические свойства материала изготовления.
3 Механические свойства
Вал I передачи и заднего хода трактора МТЗ–80 изготовлен из стали 45 ГОСТ 1050–74.
Одной из самых
стойких конструкционных
Назначение: пальцы, коленчатые и распределительные валы, шестерни, шпиндели, бандажи, цилиндры, кулачки и другие нормализованные, улучшаемые и подвергаемые поверхностей термообработке детали, от которых требуется повышенная прочность.
Химический состав представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Химический состав стали 45
Химический элемент |
% |
Кремний (Si) |
0.17-0.37 |
Медь (Cu), не более |
0.25 |
Мышьяк (As), не более |
0.08 |
Марганец (Mn) |
0.50-0.80 |
Никель (Ni), не более |
0.25 |
Фосфор (P), не более |
0.035 |
Хром (Cr), не более |
0.25 |
Сера (S), не более |
0.04 |
Технологические свойства:
Температура ковки – начала 1250, конца 700. Сечения до 400 мм охлаждаются на воздухе;
Свариваемость – трудносвариваемая. Способы сварки: РДС и КТС. Необходим подогрев и последующая термообработка;
Обрабатываемость – резанием;
Склонность к отпускной способности – не склонна;
Флокеночувствительность – малочувствительна;
Механические свойства представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Механические свойства стали 45
Температура испытания, °С |
20 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
Модуль нормальной упругости, Е, ГПа |
200 |
201 |
193 |
190 |
172 |
|||||
Модуль упругости при сдвиге кручением G, ГПа |
78 |
69 |
59 |
|||||||
Плотность, pn, кг/см3 |
7826 |
7799 |
7769 |
7735 |
7698 |
7662 |
7625 |
7587 |
7595 |
|
Коэффициент теплопроводности Вт/(м ·°С) |
48 |
47 |
44 |
41 |
39 |
36 |
31 |
27 |
26 | |
Температура испытания, °С |
20- 100 |
20- 200 |
20- 300 |
20- 400 |
20- 500 |
20- 600 |
20- 700 |
20- 800 |
20- 900 |
20- 1000 |
Коэффициент линейного расширения (, 10-6 1/°С) |
11.9 |
12.7 |
13.4 |
14.1 |
14.6 |
14.9 |
15.2 |
|||
Удельная теплоемкость (С, Дж/(кг · °С)) |
473 |
498 |
515 |
536 |
583 |
578 |
611 |
720 |
708 |
Коэффициент точности шероховатости определяется по формуле
где – средняя точность поверхности детали.
Тогда
4 Выбор рациональных способов восстановления детали и установочных баз
Основные дефекты вала I передачи и заднего хода МТЗ–80 приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Основные дефекты вала I передачи и заднего хода МТЗ–80
№ Деф. |
Наименование дефекта |
Коэффициент повторяемости дефектов |
Основной способ устранения дефекта |
Допускаемый способ устранения дефекта | |
От общего кол-ва деталей поступивших на дефект. |
От общего кол-ва деталей поступивших в ремонт | ||||
1 |
Износ наружной поверхности до размера менее d = 39,99 |
0,08 |
0,09 |
Контактная сварка, лента 50-2-0,4 ГОСТ 2284-79 |
Вибродуговая наплавка. Проволока 1.8 нп-65 ГОСТ 10543-75 в среде водяного пара |
2 |
Износ наружной поверхности до размера менее d = 49,93 |
0,1 |
0,12 |
То же |
То же |
3 |
Биение наружной поверхности более 0,06 мм. |
0,06 |
0,07 |
Рихтовка |
Правка |