Тормозная система автомобилей КамАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Тормозная система автомобилей Камаз-5320 состоит из четырех автономных тормозных системам: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.
Хотя тормозные системы КамАЗ имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Кроме того, автомобиль КамАЗ оснащен приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность возобновления движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Файлы: 1 файл

Тормозная система автомобилей КамАЗ.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

 Тормозная система автомобилей КамАЗ.

 

Тормозная система автомобилей  Камаз-5320 состоит из четырех автономных тормозных системам: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Хотя тормозные системы КамАЗ имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Кроме того, автомобиль КамАЗ оснащен приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность возобновления движения автомобиля (автопоезда)  при автоматическом  его торможении  из-за  утечки  сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Тормозная рабочая система  Камаз-5320 предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки.

Тормоза рабочей тормозной  системы Камаз-5320 установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы Камаз-5320 — пневматический двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные  механизмы передней оси и задней тележки автомобиля.

Управляется привод ножной педалью, механически связанной  с тормозным краном. Исполнительными  органами привода рабочей тормозной  системы Камаз-5320 являются тормозные  камеры.

Тормозная запасная система  Камаз-5320 предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.

Тормозная стояночная система  Камаз обеспечивает торможение неподвижного автомобиля на горизонтальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя.

Стояночная тормозная  система на автомобилях Камаз  выполнена как единое целое с  запасной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксированное  положение.

Таким образом, тормоза КамАЗ задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пневматический привод.

Тормозная вспомогательная  система КамАЗ служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочей тормозной системы.

Вспомогательной тормозной  системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются выпускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива.

Система растормаживания  аварийная КамАЗ предназначена для оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.

Привод системы аварийного растормаживания КамАЗ сдублирован: кроме пневматического привода имеются винты аварийного оттормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

 

8.1. Система аварийной сигнализации и контроля КамАЗ состоит из двух частей:

 

- Световой и акустической  сигнализации о работе тормозных систем и их приводов. В различных точках пневматического привода Камаз встроены пневмо-электрические датчики, которые при действии любой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала».

Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

- Клапанов контрольных  выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода Камаз, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха. На автомобилях-тягачах установлен также комплекс пневматических аппаратов для приведения в действие тормозных механизмов прицепа Камаз (полуприцепа) с однопроводным и двухпроводным приводом.

Наличие на тягачах такого привода обеспечивает их агрегатирование  с любыми прицепами (полуприцепами), имеющими пневматический привод тормозных  механизмов.

Тормоза Камаз (рис.1) установлены на всех шести колесах, основной узел тормозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем моста.

 

Рис.1. Тормоз автомобиля Камаз:

1 - ось колодки; 2 - суппорт; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 - накладка  осей колодок;   6 - чека оси колодки; 7 - колодка тормозная; 8 - пружина;   9 - накладка фрикционная; 10-кронштейн разжимного кулака; 11 - ось ролика; 12 - кулак разжимной; 13 - ролик; 14 - рычаг регулировочный

 

На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опираются две тормозные колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характером их износа.

Оси колодок с эксцентричными опорными поверхностями позволяют  при сборке тормозных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного барабана.

Тормозной барабан Камаз-5320 крепится к ступице колеса пятью  болтами.

При торможении колодки  Камаз-5320 раздвигаются S-образным кулаком 12 и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения.

В отторможенное состояние  колодки возвращаются четырьмя оттяжными  пружинами 8. Разжимной кулак 12 вращается  в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами.

На этом кронштейне устанавливается  тормозная камера. На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный  со штоком тормозной камеры Камаз-5320 при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защищает тормозной механизм от грязи.

Регулировочный рычаг  Камаз предназначен для уменьшения зазора между колодками и тормозным  барабаном, увеличивающимся вследствие износа фрикционных накладок.

Устройство регулировочного  рычага Камаз показано на рис.2. Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7.

Рис.2. Регулировочный рычаг  Камаз:

1- крышка; 2 - заклепка; 3 - колесо зубчатое; 4 - заглушка; 5 - червяк; 6 - корпус; 7 - втулка; 8- болт стопорный; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик фиксатора; 11 - ось червяка; 12 - масленка

 

В корпусе находится  червячное зубчатое колесо 3 со шлицевыми  отверстиями для установки на разжимной кулак и червяк 5 с  запрессованной в него осью 11.

Для фиксации оси червяка  имеется стопорное устройство, шарик 10 которого входит в лунки на оси 11 червяка под действием пружины 9, упирающейся в стопорный болт 8.

Зубчатое колесо удерживается от выпадания крышками 1, прикрепленными к корпусу 6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает колесо 3, а вместе с ним поворачивается разжимной кулак, раздвигая колодки и уменьшая зазор между колодками и тормозным барабаном.

При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной  камеры Камаз. Перед регулированием зазора стопорный болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно затянуть.

 

8.2. Регулировка тормозов КамАЗ.

 

В тормозах КамАЗ выполняются две регулировки - частичная и полная. Частичная регулировка тормозов КамАЗ производится в процессе эксплуатации и имеет целью восстановление нормального зазора между накладками колодок и тормозным барабаном.

О необходимости регулировки  тормозов КамАЗ судят по выходу штоков тормозных камер, который должен составлять при нажатии на тормозную педаль 20мм.

Необходимую величину хода устанавливают с помощью червячной пары регулировочного рычага. При регулировке тормоз автомобиля КамАЗ должен быть холодным, стояночный тормоз отпущен, стопорный болт 8 ослаблен на один-два оборота и снова надежно затянут.

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес выход штоков правых и левых тормозных камер на каждом мосту должен быть одинаков.

Полная регулировка  тормозов КамАЗ производится после их разборки (замены накладок или колодок). Цель этой регулировки - правильно установить колодки относительно барабана.

Регулировка тормозов КамАЗ производится с помощью эксцентриковых осей колодок и регулировочного рычага.

Тормоз считается отрегулированным правильно, если зазор между накладкой  и тормозным барабаном, замеренный щупом через люк в опорном диске на расстоянии 30 мм от края накладку в верхней и нижней частях находится в пределах 0,2... 0,4 мм, а щуп толщиной 0,1 мм не проходит вдоль всей ширины колодки.

 

 

 

 

8.3. Привод тормозов КамАЗ.

 

Принципиальные схемы  тормозного привода КамАЗ приведены на рис.1. Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9.

Компрессор, регулятор  давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха.

Пневматический тормозной  привод Камаз-5320 разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.

Пневматический привод тормозов КамАЗ состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами.

Контур I привода рабочих  тормозов передней оси КамАЗ состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 ограничения давления; двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур привода  рабочих тормозов передней оси Камаз входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 31 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

 

Рис. 96. Схема пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ 5320:

А - контрольный вывод контура IV; В, Е - клапаны контрольных выводов III контура; С - вывод контрольный контура I; D - вывод контрольный контура II; N - магистраль тормозная управляющая двухпроводного привода; Р - магистраль соединительная однопроводного привода; К - магистраль питающая двухпроводного привода; 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - кран управления стояночной тормозной системой; 3 - кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - манометр двухстрелочный; 6 - лампы контрольные и звуковой сигнализатор; 7 - клапан контрольных выводов; 8 - клапан ограничения давления; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 - регулятор давления; 12 - предохранитель от замерзания; 13 - клапан двойной защитный; 14 - датчик включения электромагнитного клапана тормозного механизма прицепа; 15 - батареи аккумуляторные; 16 - кран двухсекционный тормозной; 17 - клапан тройной защитный; 18 - датчик падения давления в ресивере; 19 - краны слива конденсата; 20 - ресивер конденсационный; 21 - клапан отбора воздуха; 22 - ресиверы контура II; 23 - пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательной тормозной системы; 24, 25 - ресиверы I и III контуров; 26 - камеры тормозные типа 20x20; 27 - датчик включения контрольной лампы стояночной тормозной системы; 28 - энергоаккумуляторы; 29 - клапан ускорительный; 30 - регулятор автоматический тормозных сил; 31 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - клапан двухмагистральный; 33 - датчик включения сигнала торможения; 34 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35 - клапан одинарный защитный; 36 - фонари задние; 37 - краны разобщительные; 38, 39 - соединительные головки типа А и типа "Палм"

 

Рис.2. Схема пневматического  привода тормозов автомобилей КамАЗ:

1 - водоотделитель; 2 -компрессор; 3 - охладитель; 4 -четырехконтурный защитный  клапан;5- автоматической регулятор  тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7 -выключатель сигнала торможения; 8 -тормозной кран; 9 - пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 -пропорциональный клапан; 12 -пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 13 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 14 - манометр; 15-  тормозные камеры типа 30/30; 16 -ресивер контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11; 18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные камеры типа 20/20; 20,24 - ускорительные клапаны; 21- двухмагистральный перепускной клапан; 26 выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура I; 26 - выключатель контрольной лампы падения давления воздуха в контуре III; 27 - кран экстренного растормаживания

 

Контур II привода рабочих тормозов задней тележки Камаз состоит из части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью 40 л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана контрольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов задней тележки (промежуточного и заднего мостов); трубопроводов и шланга между этими аппаратами.

В контур привода рабочих тормозов задней тележки КамАЗ входит также трубопровод от верхней секции тормозного крана 16 к клапану 31 управления тормозными механизмами с двухпроводным приводом.

Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем КамАЗ, а также, комбинированного привода тормозов прицепа (полуприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29; части двух-магистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных камер; датчика 27 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; одинарного защитного клапана 35; клапана 34 управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединительных головок; головки 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа "Палм" двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; пневмоэлектрического датчика 33 "стоп-сигнала", трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Информация о работе Тормозная система автомобилей КамАЗ