Тормозная система автомобиля ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещен.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………3 стр.
2.Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130…………………..4 стр.
3.Работа тормозной системы…………..……………………………………8 стр.
4. Неисправности тормозной системы……………………………………..9 стр.
5.Техническое обслуживание…………………………...…………………10 стр.
6. Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения…………………………………………………………………………………………………11 стр.
7.Ремонт……………………………………………………………………13 стр.
8. Правила и меры безопасности…… ………………………………….15 стр.
9. Заключение………...……………………………………………………..16 стр.
10. Список литературы…………………………………………………….17 стр.

Файлы: 1 файл

referatbank-7181.docx

— 183.05 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования РФ. ГОУ профессиональное училище №15

 

 

 

 Дипломная  работа по теме: тормозная система  автомобиля ЗИЛ 130.

 

 

 

 

                                                                      

 

                                                                       Выполнил: учащийся группы      №10 Галактионов А.С

                                                                Проверил: Озерцов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кондопога 2010 г.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………3 стр.

2.Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130…………………..4 стр.                                                                                  

3.Работа тормозной системы…………..……………………………………8 стр.

4. Неисправности тормозной  системы……………………………………..9 стр.

5.Техническое обслуживание…………………………...…………………10 стр.

6. Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения…………………………………………………………………………………………………11 стр.

7.Ремонт……………………………………………………………………13 стр.

8. Правила и меры безопасности…… ………………………………….15 стр.

9. Заключение………...……………………………………………………..16 стр.

10. Список литературы…………………………………………………….17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

   Тормозная система служит для  снижения скорости и быстрой  остановки автомобиля, а также  для удержания его на месте  при стоянке. Наличие надежных  тормозов позволяет увеличить  среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещен.Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.                                                                                  Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.                                                 Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги.                        Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы.                                                                             Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.                                                                  Тормозная система прицепа, работающая в составе автопоезда, служит как и для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического торможения его при обрыве сцепки с тягачом.

 

 

       Устройство тормозной системы  автомобиля ЗИЛ 130.                                                                                     

Компрессор:                                                                                  

 

1 – нижняя  крышка, 2 – поршень, 3 – цилиндр, 4 – картер, 5 – коленчатый вал, 6 – плунжер,7 – поршневой палец, 8 – головка блока, 9 – нагнетательная  камера, 10 – нагнетательный клапан, 11 – робка клапана, 12 – впускной  клапан, 13 – выпускной клапан, 14 –  шток, 15 – блок цилиндров, 16 –  канал подвода воздуха от регулятора, 17 – регулятор давления, 18 – камера, 19 – коромысло, 20- уплотнитель.

 

1)Компрессор служит для создания запаса воздуха под высоким давлением. 
Устройство компрессора. Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода.

 

2)Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе. 
3)Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от неисправности регулятора давления, причем клапан установлен на правом воздушном болоне и отрегулирован на давление воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа. 
4) Воздушный баллон служит для хранения запасов сжатого воздуха поступающего от компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для накачки с жатым воздухом шин используется кран отбора воздуха отверстие которого закрывается колпачковой гайкой, чтобы не был загрязнен. На автомобиле ЗИЛ 130 используют несколько баллонов.

5) Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль. Тормозной кран (рис 3.) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя – тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.

 

Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 3)

 

 

  1. шток нижней секции, 2 – корпус рычагов, 3 – малый рычаг, 4 – большой рычаг, 5 – направляющая штока верхней секции, 6 – шток верхней секции, 7 – валик рычага ручного привода, 8 – тяга,9 – рычаг ручного привода, 10 – корпус крана, 11 – уравновешивающая пружина, 12,22 – диафрагмы, 13,23 – седла выпускных клапанов, 14,20 – выпускные клапаны, 15, 19- впускные клапаны, 16, 21 – крышка корпуса клапана, 17,24 – направляющие стаканы, 18 – пружина диафрагмы нижней секции, 25 – уравновешивающая пружина диафрагмы нижней секции, 26 – атмосферный клапан.

 

6) Соединительная головка на задней поперечине рамы и служит для соединения воздухопровода между отдельными прицепами.

7)Разобщительный кран служит для отключения магистрали от прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения пневматической системы прицепа.

8)Манометр позволяет проверять давление воздуха как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней - в воздушных баллонах.

9) Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

10)Антифризионный насос предохраняет пневматическую систему от замерзания в ней конденсата в условиях зимней эксплуатации автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа тормозной системы

Пневматический  привод тормозов действует так. При  работающем двигателе компрессор нагнетает  воздух в баллоны под определенным давлением. Если нажать на тормозную  педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.                               При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ.

К неисправностям тормозов, возникающих  в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: слабое действие тормозов, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов.                                                                                              Неэффективное действие тормоза исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям.                                     Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении. 
Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов.                                                                                      Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность системы пневматического привода, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное давление воздуха в пневматической системе тормозов.                  Не одновременность действия тормозов колес может быть вызвана: нарушением регулировок привода или тормозных механизмов, заклинивание тяг, а так же засорением шлангов и трубопроводов.                                   Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных пружин или обрыва накладок тормозных колодок, заедание валиков разжимных кулаков и привода, неисправность тормозных кранов.

 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Ежедневное  обслуживание - проверка давления воздуха  и герметичность пневматической системы, состояние шлангов пневматического  привода, работы и одновременности  действия тормозов, слив конденсата из воздушных баллонов.

Техническое обслуживание

1). Проверка шплинтовки пальцев  штока тормозных камер, величины  свободного хода тормозной педали, состояние и действие привода  тормозного крана, состояние и  действие привода стояночного  и моторного тормозов.

2). Проверка крепления тормозного крана, воздушных баллонов, тормозных кранов, опор разжимных кулаков, деталей тормозного привода; снятие ступицы с тормозными барабанами и проверка состояния колодок, барабанов, стяжных пружин, опорных тормозных дисков, фрикционных накладок, регулировка тормозного привода и колесных тормозных механизмов. 
Сезонное обслуживание - снятие и передача в агрегатный участок тормозных кранов для проверки и регулировки, отсоединения головки компрессора, очистка поршней, клапанов, седел клапанов, воздушных клапанов, проверка герметичности клапанов и один раз в год воздушных баллонов на герметичность, состояние диафрагм камер, промывка антифризного насоса и влагопоглотителя.

 

 

 

Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы  устранения

Основными неисправностями  тормозных систем могут быть:        1)слабое действие тормозов;                                                               2)неодновременное действие тормозов;                                                                3)плохое растормаживание;                                                                         4)заклинивание колодок тормозных механизмов колес;                                                                                                       5)плохое удержание автомобиля на месте.

Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию  тормозного пути, для автомобиля ЗИЛ-130 без нагрузки при торможении со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги тормозной путь не должен превышать 11 м.

1. Причиной  слабого действия тормозов может  быть не герметичность тормозного привода, или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки привода или тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки или неисправности компрессора.                                                                                          Не герметичность пневматического привода обнаруживается по падению давления воздуха в системе при неработающем двигателе. Не герметичность привода устраняется подтягиванием соединений, заменой поломанных или изношенных деталей.                                                                                            Замасленные тормозные колодки и барабаны промывают.                                      При малом давлении, развиваемом компрессором, проверяют натяжение ремня его привода и работу регулятора давления.

2. Неодновременность действия тормозов обнаруживается по заносу автомобиля в сторону при торможении. Причиной этого может быть нарушение регулировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замасливание отдельных колодок. Неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, промывкой замасленных колодок, очисткой засорившихся трубопроводов.

3. Плохое растормаживание или  заклинивание колес происходит  вследствие поломки оттяжных  пружин, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков разжимных кулаков,  неисправности тормозного крана,  недостаточного свободного хода  тормозной педали, разбухания манжет  или заклинивание поршней колесных  цилиндров, засорения компенсационного  отверстия в главном тормозном  цилиндре.                                                                        В зависимости от неисправности производятся: замена поломанных пружин, оборванных накладок, регулировка свободного хода педали, замена манжет колесных цилиндров, очистка главного цилиндра, ремонт тормозного крана.                      

Основной неисправностью стояночной тормозной системы может быть плохое удержание автомобиля на месте. Эта неисправность возникает  вследствие большого зазора между колодками  и барабаном (устраняется регулировкой тормоза) или из-за заедания или коррозии в разжимном устройстве (устраняется  разборкой, промывкой и смазкой  деталей).

 

 

 

 

 

РЕМОНТ.

Причиной  слабого действия тормозов может  быть не герметичность системы пневматического  привода, нарушение регулировки  привода или тормозного механизма, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное  давление воздуха в пневматической системе тормозов.

Не  герметичность системы пневматического  привода может быть устранено  заменой неисправных соединений и не герметичность соединений надо подтянуть.                                                                                                     Регулировка пневматического привода тормозов сводится к установке педали в исходное положение под углом 45-50 градусов к полу. Это достигается изменением длины тяги. Момент включения тормозов, то есть тормозных кранов обеспечивается регулировкой тяг, а так же регулировочными винтами. После регулировки необходимо затянуть контргайками и проверить наличие шплинтов на колпачках.                                                                 Регулировка зазора между накладками и барабанов в тормозах с пневматическим приводом может быть частичной и полной.                                Частичная регулировка осуществляется поворотом оси червяка регулировочного рычага.                                                                                             Перед регулировкой необходимо нажатием на педаль проверить величину выхода штоков тормозных камер, которая должна быть в пределах 20-40 мм. 
Если выход штока превышает установленную норму необходимо произвести регулировку.                                                                                                                  Для этого вывести колесо и вращая его поворачивать червяк до полной остановки колеса, а отпустить на 2-3 щелчка или до свободного вращения колеса. После регулировки проверяют выход штоков, которые должны быть одинаковыми для правых и левых тормозных камер одной оси.                      Полную регулировку производят при замене накладок и производится на передней оси автомобиля, нижние кончики раздвигают вращением эксцентричных пальцев, а верхние вращением разжимного кулака, который поворачивается в ручную или давлением воздуха передаваемого в тормозную камеру. После полной производится частичная регулировка.                                             Износ или замасливание накладок тормозных колодок: если колодки изношены то их заменяют на новые, а затем притачивают, если они замаслились их лучше всего протереть чистой тряпкой смоченной в бензине и отчистить от грязи.

Информация о работе Тормозная система автомобиля ЗИЛ 130