Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
1. Введение Стр.2
2. Население Стр.3
3. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей Стр.3
4. Транспорт района в дореволюционный период Стр.3
5. Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период Стр.4
5.1. Железнодорожный транспорт Стр.5
5.2. Автомобильный транспорт Стр.6
5.3. Трубопроводный транспорт Стр.7
5.4. Речной транспорт Стр.7
5.5. Морской транспорт Стр.8
5.6. Авиационный транспорт Стр.8
6. Внутренние и внешние экономические связи Стр.8
7. Проблемы и пути развития транспорта Стр.8
8. Заключение Стр.10
9. Список литературы Стр.11
План
1. Введение
2. Население
3. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей Стр.3
4. Транспорт района в дореволюционный
период
5. Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период Стр.4
5.1. Железнодорожный
транспорт
5.2. Автомобильный
транспорт
5.3. Трубопроводный
транспорт
5.4. Речной транспорт
5.5. Морской транспорт
5.6. Авиационный
транспорт
6. Внутренние и внешние экономические
связи
7. Проблемы и пути развития
транспорта
8. Заключение
9. Список литературы
Введение
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.
Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов - основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Цель данной работы - характеристика размещения транспорта Западно - Сибирского экономического района.
Западно - Сибирский экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 9 федеральных субъектов:
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Алтай
Алтайский край
2. Население — 16'593'236 чел. (2010), площадь — 2 427 200 кв. км.
3-й по площади
район страны и самый
Города-миллионеры - Новосибирск, Омск
Население района многонационально: 90% русского населения.
Основным фактором развития района являются огромные минеральные богатства:
Нефть
Газ
Железная руда
Каменный уголь
3. Западно - Сибирский экономический район занимает большую часть Западно-Сибирской равнины и лишь около 10% его территории занято горными системами Урала, Алтая, Саян. Большая протяженность равнины с севера на юг и однообразие рельефа обуславливают чётко выпаженную зональность природы: от тундры до степей. На территории Западной Сибири чётко выражены почти все природные зоны северного полушария – от арктической до степной. В своём основании Западная Сибирь имеет молодую платформу, поэтому рельеф этого природного района равнинный, с мощным слоем осадочных горных пород. Высота равнины не превышает 100 м над уровнем океана. Северная часть Западной Сибири подвергалась неоднократному наступлению моря. Рельеф равнины имеет немного вогнутую форму и небольшой уклон к северу.
Важнейшее
значение для страны и
4. Со второй половины XIXв. в связи с развитием капитализма в России важные изменения происходят в хозяйстве Западной Сибири. В этот период идёт особенно широкое земледельческое освоение лесостепных и степных пространств крестьянами-переселенцами, и Западная Сибирь превращается в один из крупных районов товарного зернового земледелия, скотоводства и маслоделия. На её территории развиваются уже существующие и возникают новые торгово-транспортные центры. В этом отношении особое значение имела постройка Великого Сибирского железнодорожного пути, движение по которому открылось в пределах Западной Сибири в 1896 г. С 1844 г. организовано пароходное сообщение по Оби, Иртышу и их притокам. Затем была построена железная дорога с Урала (из Екатеринбурга), подошедшая в 1885 г. у Тюмени к сибирской речной сети.
Газеты начала XX века писали, что после открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги. Самая протяженная и уникальная железная дорога в мире, её длина по главному ходу от Ярославского вокзала столицы до вокзала Владивостока составляет 9288 км.
Перед первой Мировой войной и вначале её была сооружена северная ветвь Сибирской магистрали: Тюмень – Омск, облегчившая выход западносибирскому хлебу на северо-запад; проведены две линии в южные хлебопроизводящие районы: Татарск – Славгород и Новониколаевск (современный Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск (с ответвлением на Бийск) и одна линия в Кузбасс: Юрга – Кольчугино (с ответвлением на Щегловск). Выросли в это время и перевозки грузов по Иртышу и Оби на подъездных к железнодорожной магистрали направлениях. Однако, вместе с тем происходило и резкое снижение транзитных водных перевозок Иртыш – Обь между Тюменью и Томском и почти прекратилось движение по Сибирскому тракту; резко упали извозный промысел и торговля на ярмарках.
5. Сразу же после революции (1927-1928 гг.) вновь началось железнодорожное строительство: в Кузбассе дорога дошла до нынешнего Новокузнецка, в Степном Алтае протянулась от Славгорода до станции Кулунда.
В годы Великой Отечественной войны произошли существенные изменения не только в географии промышленности, но и в её структуре: заметно выросла доля машиностроения и химии, появились энергоёмкие металлургические производства. Естественно, что всё это требовало строительства новых дорог. В это время была проведена ветка вглубь Кулунды до станции Малиновое озеро к созданному в эти годы Михайловскому содовому заводу, началась прокладка первого рельсового пути на Крайнем Севере – от станции Сейда в Печорском каменноугольном бассейне до станции Лабытнанги на Оби.
За ростом производительных мощностей, за появлением новых промышленных центров, увеличением производительности сельского хозяйства и расширением посевных площадей должно было успевать и железнодорожное строительство, и оно в больших масштабах велось в 50-60-х гг. Особенно важное значение имело сооружение Южно-Сибирской магистрали, строительство линии Омск – Барнаул и других звеньев Средне-Сибирской магистрали. Начата была прокладка рельсовых путей на восток в глубь тюменской тайги от Ивдели к Оби. Резко возросла в перевозках пассажиров и грузов доля воздушного транспорта.
Развитию транспортной
сети Западной Сибири способствует не
только наличие разнообразных
Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. Там же, на юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль же водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.
Западносибирский
автомобильный транспорт
По югу Западно - Сибирского района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Кроме того, в северных районах всё более распространяются перевозки на обычных автомобилях по зимним дорогам и замерзающим рекам и на вездеходах, приспособленных для движения по болотам. Для Восточной Сибири огромно значение воздушного транспорта как в связях с другими районами России (особенно в дальних пассажирских связях), так и во внутренних сообщениях, в частности с труднодоступными областями. Самолёты и вертолёты – важнейшее средство хозяйственного освоения, особенно на ранних этапах.
Воздушный транспорт, в условиях недостаточно развитой сети наземных сообщений, имеет для округа важнейшее значение. Воздушным транспортом осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. Главные аэропорты— Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Через них открыто прямое сообщение на Москву, Тюмень, Екатеринбург, Адлер, Краснодар, Санкт-Петербург и другие города России.
5.1. Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение.
Транспортные магистрали
Западной Сибири отличаются высокой
грузонапряженностью. Помимо основной
Сибирской железнодорожной
Была также
построена железная дорога: Иртышская
- Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью
является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск
- Уренгой.. Особенно широкое развитие
в Западной Сибири получили трубопроводный
транспорт и линии электропередач. Большое
значение имеет автомобильная дорога
- Чуйский тракт, обеспечивающая связи
с Монголией. Для пассажирских и грузовых
перевозок велико значение воздушного
транспорта, без которого трудно представить
осуществление регулярных внутренних
и внешних связей. Особую роль при промышленном
освоении новых районов играет
железнодорожный транспорт.
От Тюмени через Широтное Приобье проложена
железнодорожная линия Тобольск-Сургутск-