Транспорт Западно-сибирского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.

Содержание работы

1. Введение Стр.2
2. Население Стр.3
3. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей Стр.3
4. Транспорт района в дореволюционный период Стр.3
5. Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период Стр.4
5.1. Железнодорожный транспорт Стр.5
5.2. Автомобильный транспорт Стр.6
5.3. Трубопроводный транспорт Стр.7
5.4. Речной транспорт Стр.7
5.5. Морской транспорт Стр.8
5.6. Авиационный транспорт Стр.8
6. Внутренние и внешние экономические связи Стр.8
7. Проблемы и пути развития транспорта Стр.8
8. Заключение Стр.10
9. Список литературы Стр.11

Файлы: 1 файл

Развитие транспорта ЗападноСибирского экономического района.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Особую роль при промышленном  освоении  новых  районов  играет   железнодорожный      транспорт. От Тюмени через Широтное Приобье проложена железнодорожная  линия Тобольск-Сургутск-Нижневартовск.  Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или  выйти  на  Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь,  Тавда-Сотник,  Асино-Белый  Яр. 

5.2. Большое  значение  для  решения локальных задач имеет автодорожный транспорт.  В настоящее время вокруг Самотлора  построены  внешнее  и внутреннее  автодорожное  кольцо с твердым покрытием,  создаются  подъездные автодороги к  железнодорожной  магистрали  Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита.  В расчете на один квадратный километр территории  протяженность  железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше,  чем  в  целом  по  стране.

Немало важны  и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных  дорог в экономике и социальной сфере, разработанная "Концепция  строительства магистральных автомобильных  дорог в Западно - Сибирском регионе" определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

* Автомобильная  дорога в широтном направлении  "Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

* на запад  - г. Ивдель - г. Серов (Свердловская область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

* на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный  коридор вдоль главной Сибирской  железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

* Автомобильная  дорога в меридиональном направлении  "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

* Автомобильная  дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое  развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона. Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

5.3. Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных  перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона  построены  нефтепроводы  Шаим-Тюмень,  Усть-Балык-Омск, Александровское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альметьевск,  Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы  на  участках  Медвежье-Надым-Урал (две очереди),  Надым-Пунга-Центр,  Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск-Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск-Новокузнецк,  Ямбург-Западная граница России.  Этот мощный трубопроводный  транспорт обеспечивает  доставку потребителям почти 400млн.т нефти и 450 миллиардов кубических метров газа.  В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров.  Газовые магистрали протянулись более чем на 12  тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм.

5.4. Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности. В дальнейшем   значение речного транспорта существенно возрастет в связи со строительством  речных  портов  в Томске,  Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе.

5.5. Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна.

5.6. Поскольку многие районы Сибири считаются труднодоступными и удалены на значительное расстояние как друг от друга, так и от других районов страны, большое значение для жизни региона имеет авиационный транспорт, который в некоторых случаях не имеет альтернативы. Он позволяет повысить мобильность населения Сибири. Узловые аэропорты находятся в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Бийске, Норильске, Иркутске, Новокузнецке, Омске, Томске, Улан-Удэ, Кемерово, Чите, Абакане и Горно-Алтайске. Основной проблемой в сфере воздушного сообщения является моральное устаревание аэропортовых комплексов и общедоступность услуг авиакомпаний населению. Также существует необходимость восстановить инфраструктуру аэропортов Шушенское, Игарка, Енисейск, Дудинка, Богучаны, Хатанга, Усть-Кокса, Кош-Агач, Тура, Туруханск, Байкит и Ванавара.

6. Для Западной Сибири большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Железная дорога сконцентрирована на юге и имеет преимущественно широтное направление. Железные дороги обслуживают все виды связей района: ввоз, вывоз, внутрирайонные перевозки, а также транзит.

 В Западно - Сибирском районе автомобильные дороги и речные пути также являются в основном средством внутрирайонной связи. Большинство межрайонных перевозок обеспечиваются железной дорогой. Это связано с тем, что речная система практически не выходит за пределы района, а морской транспорт, развит очень слабо.

 Для Западной  Сибири также характерно преобладание  вывоза над ввозом. Это объясняется  тем, что на территории района  располагаются крупнейшие месторождения  нефти и газа, играющие ведущую  роль. Основными способами транспортировки этих грузов является достаточно сильно развитая сеть трубопроводов. Кроме нефти и газа район является избыточным по добыче каменного угля (Кузбасс).

 

7. Перспективы  развития транспортного комплекса  Западной Сибири можно разделить  на два этапа:

 Первый этап  – это стабилизация работы  транспортного комплекса. Главной  задачей является создание экономической  и законодательно-нормативной основы  деятельности транспорта, направленной  на стимулирование развития производства  и повышения конкурентоспособности экспортной продукции Западной Сибири.

Важнейшим направлением является совершенствование системы  транспортных тарифов, главным образом  на железнодорожном и воздушном  транспорте.

Необходимо  учитывать, что вследствие дефицитности федерального бюджета, финансирование указанных работ, а также федеральных программ осуществляется в неполном объеме. Это может повлечь перенос строительства ряда объектов и реализацию программ в целом на более поздние сроки.

Второй этап - это развитие транспортного комплекса для вовлечения экономики России в мировые хозяйственные процессы Азиатско-Тихоокеанского региона в период 2001-2005 гг. и до 2010 года, а также завершение реконструкции и строительства объектов в рамках реализации федеральных программ " Возрождение торгового флота России", "Дороги России" и др. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, будет освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок.

Несмотря на общую адаптацию транспорта к  рыночным условиям, состояние транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

Транспорт –  важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Западно-Сибирского. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения.

 Наиболее  развитым является железнодорожный  транспорт, ему принадлежит огромная  роль в перевозке грузов и  пассажиров.

 Роль трубопроводного  транспорта также велика, как и роль железных дорог. Этот вид транспорта развит практически во всех регионах Западной Сибири. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридиональном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного комплекса  Западно - Сибирского экономического района и перспектив его развития.

Для понимания  специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного  комплекса.

Западно - Сибирский район относится к наиболее перспективным районам страны, но тем не менее для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с технических обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.

В связи с  «ударной» промышленностью страдает экология Западной Сибири. И, хотя, ответственные за это лица стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.

Таким образом, можно сделать вывод о важности Западно - Сибирского района для России в географическом и экономическом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Воронин,  В.В. «Экономическая география Российской Федерации, в 2 ч., ч 1. /В.В. Воронин. - Самара: СГЭА; 1997.- 453 с.

Громов, Н.Н. «Единая  транспортная система»./Н.Н. Громов, Т.А. Панченко, А.Д Чудновский. –М.; Транспорт, 2000.-234 с.

«Региональная экономика»/Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Вавилова, Е.В. Экономическая  география и регионалистика: Учебное  пособие (для вузов по эконом.спец. и направлениям), - 2-е изд./ Е.В. Вавилова. - М.: Гардарик, 2005. - 267 с.

Видяпин,В.И. Экономическая  география России/В.И. Видяпин. -М.: Финансы и статистика, 2004. -489 с.

Гладкий ,Ю.Н. Экономическая  география России./Ю.Н. Гладкий, В.А  Доброскок., С.П. Семёнов - М.: Гардарика, 2003. - 128 с.

 Помус, М.  И. Западная Сибирь/М.И. Помус. -  М.: Юрист, 2004. - 174 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Транспорт Западно-сибирского района