Транспортная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров

Файлы: 1 файл

транспортная система.docx

— 60.57 Кб (Скачать файл)

транспортная система

Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров [1].

 

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей  основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и  сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему  материально-технического снабжения.

 

Транспорт как отрасль  производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

 

В понятие «транспорт»  входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы  и др.), взаимодействующие между  собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать  транспорт как систему. Система  представляет собой единство закономерно  расположенных и находящихся  во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как  элемент большой системы - экономики  в целом - или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические  связи в сфере обращения всеми  видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.

 

Транспортная политика во всех развитых странах рассматривается  как одна из важнейших составляющих общегосударственной стратегии, а  сам транспорт, как правило, находится  под постоянным и достаточно жестким  контролем со стороны государства. При этом транспортная система и  единая транспортная политика считаются  решающими элементами развития как  внутреннего, так и внешнего рынков. Главной целью государственной  транспортной политики является формирование высокоэффективной национальной транспортной системы, призванной обеспечить удовлетворение спроса на перевозки грузов и пассажиров, повышение их безопасности и качества, создание условий для финансового  оздоровления предприятий транспорта за счет инвестиционной активности, повышение  конкурентоспособности отечественных  перевозчиков на внутреннем и внешнем  рынке транспортных работ и услуг.

 

В отличие от понятий «транспорт»  и «транспортный комплекс» понятие  «транспортная система» является понятием более широким, включающим в себя государственную транспортную политику, а также систему органов управления предприятия. Таким образом, транспортная система - это такое территориальное  сочетание сети путей сообщения, технических средств транспорта и организации перевозок, которое  на основе единой политики, обеспечивает взаимодействие отдельных видов  транспорта и звеньев транспортного  процесса для реализации транспортно-экономических  связей и бесперебойного функционирования всего народнохозяйственного комплекса.

 

Транспортная система  представляет собой совокупность автомобильного, железнодорожного, наземного и подземного городского электрического, воздушного, водного и иных видов транспорта. В структуру транспортной системы  входят транспортные средства и транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные  трассы, водные пути, информационные и  навигационные системы и т.д.), транспортные предприятия и прочие организации и службы, обеспечивающие функционирование транспорта.

 

Системные качества транспорта проявляются на разных уровнях управления - на республиканском, областном, районном, а также на уровне крупных промышленных узлов. Своеобразна и организационно-управленческая структура транспортной системы, поскольку  она построена по территориально-отраслевому  принципу и сочетает в себе элементы отраслевого и регионального  управления. Транспортная система имеет  и свою внутреннюю отраслевую (видовую) структуру, отражающую состав и соотношение  элементов различных видов транспорта.

 

Повышение эффективности  транспортной системы происходит как  за счет слаженной работы всех видов  транспорта, так и на основе доступности, надежности и мобильности каждого  из них. При этом все средства сообщения  рассматриваются как составные  части единой транспортной системы, учитывающей сильные стороны  каждого вида транспорта, а также  местные условия его работы. Важность такого замечания очевидна, поскольку  транспортные сети проектировались  исходя преимущественно из ведомственных  интересов, т.е. упор делался на развитие отдельных видов транспорта, а  не на взаимодействие и взаимосвязь  между ними, тем более на необходимость  их интеграции в единую транспортную систему.

 

Осуществление транспортного  процесса сопровождается большим потоком  информации, включающим в себя: путевой  лист на транспортное средство с указанием  груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации  движения на маршруте, оперативную  информацию при сбойных ситуациях  и т. д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия  создает большие трудности для  контроля и оперативного вмешательства  из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электроэнергии на фронте погрузки-разгрузки  и т. п.

 

Транспорт продолжает и завершает  процесс производства продукции  до момента доставки ее в сферу  потребления. Процесс производства продукции считается завершенным  лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после  того, как груз (пассажир) доставлен  в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время  движения транспортного средства с  грузом или пассажирами.

 

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли - невозможность создания запаса «продукции транспорта». Без запаса, который снимает часть риска  сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически  работать нельзя, поэтому этот запас  создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

 

Особую роль транспортно-технологические  системы играют на предприятиях, имеющих  разветвленную и распределенную филиальную сеть, таких как ФГУП «Почта России». Компания с распределенной филиальной сетью – по сути, объединение  территориально рассредоточенных предприятий, выполняющих идентичные функции, имеющих  сильные вертикальные связи с  аппаратом управления, где вырабатывается стратегия развития компании в целом, формируются управляющие решения  и, как следствие, присутствует большой  объем технологической, административно  распорядительной и отчетной документации (сложный документооборот). Уровень  управляемости такой компании во многом зависит от наличия достоверной  и оперативной информации в аппарате управления по всем направлениям деятельности филиалов.

 

Почтовая сеть России - это  порядка 900 почтамтов, 42 тыс. отделений  почтовой связи и более 400 тыс. сотрудников. В 2010 году единое почтовое пространство Российской Федерации окончательно сформировано присоединением ко ФГУП «Почта России» ФГУП УПС «Татарстан Почтасы», и в Казани заработает наш полноценный филиал. Похожей инфраструктуры в России, в общем-то, нет ни у одного предприятия.

 

В заключение отметим, что  управление такой компанией, безусловно, требует создания особого механизма  управления. Таким механизмом может  являться корпоративная транспортно-технологическая  информационная система, обеспечивающая ряд управленческих функций, таких  как: мониторинг деятельности, прогнозирование  и планирование деятельности, учетные  функции, автоматическая отчетность, поддержка  принятия управленческих решений.

 

 

 

 

2. «Классификация и назначение автомобильного подвижного состава»

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные  поезда, прицепы и полуприцепы.

Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных  операций.

Подвижной состав автомобильного транспорта очень разнообразен. Его можно  классифицировать по назначению и проходимости (рис.1)

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только для определенных транспортных перевозок, а специальный — для производства разнообразных нетранспортных работ

 

Классификация

Грузовой подвижной  состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25... 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят  из автомобилей-тягачей, прицепов и  полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).

Прицепной подвижной  состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами  и полуприцепами состоит в  том, что прицепы соединяются  с автомобилем-тягачом тягово-сцепным  устройством типа крюк — петля  или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут  быть одноосными, двухосными и многоосными  в зависимости от того, для перевозки  каких грузов предназначены. Кроме  того, прицепы и полуприцепы также  могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы  имеют ведущие колеса, к которым  подводятся мощность и момент от двигателя  автомобиля-тягача, а без активного  привода — не имеют ведущих  колес.

Проходимость  подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.

В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам  с твердым покрытием и сухим  грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых  ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4x2, где первая цифра (4) означает общее  число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие  колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также  индексом 4x2.

Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4x4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6 х 4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6x6 и 8x8.

 

 

Тентованные  полуприцепы ( тенты)

Тентованные полуприцепы чрезвычайно востребованы как российскими, так и зарубежными транспортными компаниями,  логистическими центрами. Тентованные полуприцепы предназначены для перевозки техники, аппаратуры, мебели, товаров народного потребления, упакованных продовольственных товаров, иных грузов, не нуждающихся в особом температурном режиме хранения и транспортировки, но чувствительных к воздействию атмосферных осадков. Удобство погрузки-разгрузки, возможность перевозки крупногабаритных неделимых длинномерных грузов делает тентованные полуприцепы незаменимой техникой не только транспортной индустрии, но и производственной, строительной отрасли, сельского хозяйства, других отраслей экономики.

Информация о работе Транспортная система