Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:02, курсовая работа
Предметом исследования является: морские, речные, железнодорожные, автобусные путешествия и перевозка туристов воздушным транспортом, а также организация транспортных услуг в гостиничных и туристских комплексах.
Цель курсовой работы - рассмотреть различные типы средств перемещения (автомобильный, авиа-, железнодорожный и морской транспорт) в туристической индустрии и выявить их специфические особенности развития и проблемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ
1.1 Использование транспортных средств при туристических путешествиях.6
1.2 Классификация транспортных туров………………………………………..8
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ТУРОВ
2.1 Перевозка туристов воздушным транспортом…………………………….10
2.2 Морские и речные путешествия………………………………………........12
2.3 Железнодорожные туристские путешествия……………………………....19
2.4 Роль автобусных перевозок………………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..……….….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….…...30
Железнодорожные перевозки представляют собой эффективный инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвижении на малые и средние расстояния. Наибольшее применение железнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных и, экскурсионных туров и туризма выходного дня.
В железнодорожном туристском сообщении используются специализированные туристские составы, работающие как в графиковом, так и в специальном режиме движения. Как правило, они состоят из 12 пассажирских вагонов, 2-3 вагонов ресторанов, вагона-клуба и т.д.
Реализация железнодорожных туристских путешествий связана со строительством пунктов длительного отстоя поездов и их снабжения средствами жизнеобеспечения. Обычно железнодорожные туристские путешествия планируются в режиме кольцевого маршрута.
В России перевозка туристов на ж/д транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов: групповые маршруты, туристско-экскурсионные поезда, поезда «Здоровье».
Групповые путешествия реализуются, как правило, к месту отдыха и обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и др.)
Туристско-экскурсионные
поезда представляют собой полный комплекс
обслуживания в поезде (проживание,
питание, досуг и др.) за исключением
экскурсионного обслуживания. Групповые
путешествия и туристско-
Поезда «Здоровье»
(«Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и
др.) - это однодневные маршруты с
оздоровительными или спортивными
целями. К числу таких маршрутов
относятся и культурно-
Сегодня железнодорожный транспорт хранит свою популярность при проведении туристических путешествий в Западной Европе. На его долю приходится 38% общего объема перевозок всеми видами транспорта.
Большую популярность у туристов имеют фирменные поезда и эксклюзивные фешенебельные туристские пассажирские составы. Путешествия на поездах с высоким уровнем комфорта иногда даже называют круизами. Это самые настоящие отели на колесах. В них есть все – от кондиционеров до мраморных ванн. К услугам пассажиров предоставляются вагоны-рестораны с меню из нескольких европейских кухонь, вагоны-бары, вагоны-клубы и т. д. Экскурсии и другие мероприятия устраиваются во время остановок поезда.
Между Москвой и Петербургом ходит несколько фирменных поездов, в частности, «Аврора», «Красная стрела», «Николаевский экспресс», «Гранд Экспресс», «Мегаполис».
Всемирно известный поезд «Восточный экспресс» (принадлежит компании «Orient-Express») был спроектирован в 1883 г. бельгийским инженером Ж. Нагельмакерсом. Пассажирами этого фешенебельного поезда в свое время были император Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Н.С. Хрущев, Агата Кристи и др. Изначально поезд курсировал по маршруту Париж – Стамбул. С 1993 г. после передачи части его вагонов в Россию функционировал в качестве туристического поезда между Москвой и Пекином.6
В 2004 г. после реставрации состав вернулся на маршрут. В салонах вагонов были восстановлены интерьеры начала XX в., объединяющие историческую обстановку и современное техническое оснащение.
Таким образом, маршруты ж/д туров разнообразны по географии, форме и содержанию. Они могут быть довольно увлекательными, интересными и неутомительными. Достигается это благодаря созданию высококомфортабельных поездов, организации экскурсионных мероприятий во время путешествия и высокому уровню сервисного обслуживания, обеспечиваемого проводниками вагонов туристского поезда.
2.4 Роль автобусных перевозок в путешествиях
Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, гибкость в установлении графиков движения.
Преимущества: -транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.
К Автомобильным перевозкам относится:
- международные автобусы
- тур. автобусы
для поездки на дальние
- городские
и пригородные пассажирские
- чартерные и экскурсионные автобусы
- автомобили с водителями и без (прокат)
- такси
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
-организация автобусных путешествий;
-организация
путешествий на личном
-прокат автомобилей
Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.
Объединенные в громадные сети международных и городских маршрутов автобусы перевозят огромное количество людей. Они обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. Автобусная индустрия зарабатывает миллиарды каждый ГД перевозя путешественников на дальние и короткие расстояния.
Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте «занят» один автобус.
По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.
По российской классификации автобусом считается автотранспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, вместимостью более восьми мест.
Основной привлекательной чертой автобуса по сравнению с другими видами транспорта долгое время остается более низкая стоимость проезда.
Определением качества и комфорта туристических автобусов занимается организация IRU – Международный союз автомобильного транспорта, который имеет классификационные комитеты в 18 странах. Совместно с организациями-членами IRU практикует сертификаты, присваивающие автобусу от одной до четырех звезд в зависимости от уровня комфорта. Сертификаты ежегодно обновляются после проверки качества оборудования и комфорта туристических автобусов.7
Класс определяется количеством звезд (от одной до пяти), нанесенных на кузов автобуса у входной двери, служащих показателями уровня комфорта (аналогично гостиничной звездочной системе).
Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными параметрами выступают: расстояние между сиденьями, высота спинки сиденья, обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-кухни. В четвертом и пятом классе комфорта обязательно наличие в автобусе кондиционера, гардероба и других средств обеспечения комфортного путешествия. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио– и видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические автобусы, как правило, полутора– и двухэтажные. Связано это не только с обязательным предоставлением по 0,5 м2 пространства для багажа каждого туриста, но и улучшением обзора для пассажиров.
Высококомфортабельные туристские автобусы используются на длинных маршрутах (например: Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожный отель).
Для привлечения большего числа пассажиров многие автобусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобуса:
— Чартерные туры. Обычно используются клубами, организациями для обслуживания школьных вечеров или другими сформированными группами. Любая группа может взять напрокат или нанять автобус у оператора по прокату для однодневной поездки на спортивные соревнования, в музей, торговый центр или казино. Также существуют пакеты праздничных ту ров, длительностью неделя и более. В них обычно включаются размещение, питание, экскурсии. В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает;
— Сопровождаемые туры. Таковыми являются поездки запланированных групп, которые путешествуют, например, из основных городов России по туристическим местам всей страны.
— Независимо сформированные группы. В туры входит посещение нескольких городов или интересных мест на автобусах, ходящих по расписанию. Включены экскурсии и размещение в отелях;
— Гибкие туры. Направление в индустрии автобусных туров, отличающееся переплетением с другими видами транспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XX в. в России была создана мощная транспортная система. Протяженность сети сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн км.
С развитием туризма транспортные пути постоянно расширяются, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.
К настоящему времени
во многих странах сформировалась и
стабильно развивается
Перемещение представляет собой наиболее характерную черту туризма, а транспорт, обеспечивающий это перемещение, является важнейшей отраслью, оказывающей услуги туристского типа. Без транспорта нет туризма, если не говорить о пеших экскурсиях и походах, ограниченных как числом туристов, так и расстоянием.
Туристский транспорт подразделяется на: сухопутный (ж\д, автомобильный), водный (речной и морской) и воздушный.
При выборе пассажиром того ли иного вида транспорта учитываются многие факторы: скорость, комфорт, безопасность и другие. Наибольшей популярностью у туристов пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия. Что касается воздушных перевозок, то они характеризуются высокой скоростью доставки туристов и высоким уровнем сервиса. Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета.
Нужно отметить, что ж/д перевозки по скорости уступают авиаперевозкам. Железнодорожные маршруты очень разнообразны. Существуют маршруты различные по продолжительности и по дальности. Для перевозок пассажиров используются скорые, скоростные и пассажирские поезда. Спецификой ж/д путешествий в Европе является разграничение вагонов на классы, а купе на мужские/женские/семейные, курящие/некурящие и т.д. Комфортабельность ж/д перевозок повышается за счет использования специализированных туристских поездов, так называемых «отелях на колесах».
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения.
Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте. Правда, с парковкой возникают трудности во многих городах Европы и России.
Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах
Итак, туристские перевозки играют немаловажную роль в организации путешествий. Выбор туриста во многом определяется качеством и уровнем сервиса. Поэтому следует уделять особое внимание к повышению качества предоставляемых услуг.