Трубопроводный транспорт в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

Второй год подряд в мире многие инвестиционные проекты по развитию трубопроводного транспорта корректируются вследствие негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса и изменения природоохранного законодательства. Однако процессы глобализации рынков природного газа (несмотря на временное снижение спроса на данный энергоноситель) предполагают дальнейшее развитие трубопроводной инфраструктуры как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективах.

Содержание работы

Развитие трубопроводного транспорта.
История формирования и современное развитие трубопровода Казахстана.
Проблемы и перспектива решений.

Файлы: 1 файл

truboprovodny_transport.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

Костанайский Государственный Педагогический Институт

Естественно-математический факультет

Кафедра биологии и географии

 

 

 

 

 

 

Доклад 

на тему: «Трубопроводный транспорт Казахстана»

 

 

 

 

Выполнили: Студенты 3 курса,

Специальности география,

Авзалова Э, Алиаскарова Г,

Буряк Ю, Жалелова Б,

Касеинова Д, Редбкин П.

Проверила: старший преподаватель,

Баубекова Г.К.

 

 

 

 

Костанай 2013 г

Содержание

  1. Развитие трубопроводного транспорта.
  2. История формирования и современное развитие трубопровода Казахстана.
  3. Проблемы и перспектива решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Развитие  трубопроводного транспорта

Второй год подряд в  мире многие инвестиционные проекты  по развитию трубопроводного транспорта корректируются вследствие негативного  воздействия глобального финансово-экономического кризиса и изменения природоохранного законодательства. Однако процессы глобализации рынков природного газа (несмотря на временное  снижение спроса на данный энергоноситель) предполагают дальнейшее развитие трубопроводной инфраструктуры как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективах. В частности, планируется расширение пропускной способности газопроводной сети в Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и странах Ближнего и Среднего Востока.

В 2010 г. суммарная протяженность  всех типов трубопроводов (газо-, нефте- и продуктопроводов), завершение строительства которых было запланировано на текущий год, может уменьшиться на 24% (до 18,6 тыс. км) по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. При этом инвестиции оцениваются в 44,3 млрд. долл. (в 2008 г. соответствующие планы предусматривали 24,5 тыс. км новых маршрутов на сумму 61,5 млрд. долл.). По данным "OGJ", доля газопроводов в суммарной протяженности строящихся трубопроводов составит менее 50% (около 9,5 тыс. км). Ожидается, что в наименьшей степени сократится (на 8,5% к уровню 2009 г.) протяженность новых нефтепроводов из-за развития нефтяной трубопроводной инфраструктуры в Европе и Африке, сети продуктопроводов в США, а также нефтехимической промышленности на Ближнем и Среднем Востоке.

В 2010 г. капиталовложения в  сегмент наземных трубопроводов (17,6 тыс. км) могут составить 40,8 млрд. долл., из них в проекты по строительству  трубопроводов диаметром 4-10 дюймов (млрд. долл.) - 1,1, 12 -20 дюймов (304,8 - 508,0 мм) - 9,8, 22 - 30 дюймов (558,8 - 762,0 мм) - 10,36, более 32 дюймов (свыше 812,8 мм) - 19,5. Суммарная  протяженность новых морских  трубопроводов оценивается в 1022 км, инвестиции - в 3,5 млрд. долл., из них  в проекты по строительству трубопроводов  диаметром 4-10 дюймов - 177 млн. долл., 12 - 20 дюймов - 1,6 млрд., 22 - 30 дюймов - 1,7 млрд.

В 2010 - 2011 гг. суммарная протяженность  действующих трубопроводов может  вырасти на 88 тыс. км, что потребует  около 207 млрд. долл. (в планах 2009 г. было намечено 100,6 тыс. км и 225,5 млрд. долл.).

Согласно пересмотренным проектам, реализация которых рассчитана на ближайшие 10 лет, к 2020 г. компании, эксплуатирующие  трубопроводные сети, предполагают расширить  мировую трубопроводную инфраструктуру примерно на 108 тыс. км, из них на долю газопроводов приходится примерно 79%.

Следует отметить, что корректировка  проектов в сторону сокращения протяженности  трубопроводов наблюдается второй год подряд. Эта тенденция отражает неуверенность инвесторов, несмотря на позитивный прогноз государственного Управления энергетической информации США ("EIA"), которое предполагает, что к 2030 г. глобальное потребление энергии вырастет на 44% по сравнению с аналогичным показателем 2006 г., а наибольшее увеличение спроса будет наблюдаться в странах, не входящих в ОЭСР (в первую очередь в Китае и Индии). В период после 2010 г. суммарная стоимость прокладки новых наземных трубопроводов (87,3 тыс. км) оценивается в 202 млрд. долл., в том числе для трубопроводных систем диаметром 4-10 дюймов - 1,5 млрд., 12 - 20 дюймов - 11,3 млрд., 22 - 30 дюймов - 18,9 млрд. Для морских трубопроводов (1526 км) данный показатель может достичь 5 млрд. долл., в том числе в проекты по строительству систем диаметром 4-10 дюймов - 241,5 млн., 12 - 20 дюймов - 1,8 млрд., 22 - 30 дюймов - 3,0 млрд.

Следует отметить, что по состоянию на 30 июня 2009 г. в США  средняя стоимость строительства 1 км наземного трубопровода, согласно заявкам, представленным в Федеральную  комиссию по регулированию в области  энергетики ("FERC"), составила 2,32 млн. долл., при этом на морские трубопроводы заявок не поступило. Средняя стоимость  прокладки 1 км морских трубопроводов, строительство которых было завершено  в течение 12 месяцев, предшествовавших 30 июня 2009 г., составила 5,37 млн. долл. Согласно новым требованиям, трубопроводы наружным диаметром более 32 дюймов прокладываются только на суше.

По данным "OGJ", в первой половине 2010 г. в региональном разрезе  ситуация с развитием трубопроводного  транспорта была следующей.

В Северной Америке корпорации "ВР" и "ConocoPhillips" планировали совместно построить газопровод "Denali" по маршруту Аляска (северный склон) - провинция Альберта (ПХГ "Alberta Hub") мощностью 41,3 млрд. куб. м газа в год и стоимостью 20 млрд. долл. Ранее в рамках данного проекта партнеры заключили с компанией "Bechtel Corp." договор на проектирование магистрального трубопровода. Одновременно фирма "TransCanada Alaska" начала процесс подготовки к официальной подаче документов по собственному газопроводу (право на его строительство она получила в январе 2008 г.). В июне 2009 г. "TransCanada Alaska" договорилась о совместной работе с "ExxonMobil", которая будет нести расходы, связанные с технической, коммерческой, нормативно-правовой и финансовой сторонами проекта. В январе 2010 г. в "FERC" был направлен план по обеспечению доступа третьих сторон, согласно которому предприятие "TransCanada Alaska" также предусматривает возможность транспортировки газа из района "Prudhoe Bay" (крупнейшее в Северной Америке газонефтяное месторождение) в г. Валдез для последующего его экспорта в виде СПГ. Таким образом, указанные предложения включали строительство двух трубопроводов диаметром 48 дюймов: "Denali" (41 млрд. куб. м газа в год) и "TransCanada" (52 млрд.). Администрация по развитию газовой отрасли Аляски оценивала также варианты строительства межштатных газопроводов для их подключения к "Denali" или "TransCanada".

  В Канаде компании (доли в проекте, %) "Aboriginal Pipeline Group", "Imperial Oil" (34,4%), "ConocoPhillips" (15,7%), "Shell" (11,4%) и "ExxonMobil" (5,2%) наметили строительство газопровода "Mackenzie Valley" (протяженность - более 1,2 тыс. км, начальная пропускная способность - 12,4 млрд. куб. м газа в год с возможностью увеличения данного показателя до 19,7 млрд.) по маршруту: дельта реки Маккензи - провинция Альберта. Инвестиции в проект оценивались в 16,2 млрд. к. долл., из них 4,9 млрд. необходимы для начала разработки месторождений углеводородов.

В США продолжалась реализация крупных проектов. В ноябре 2009 г. компании "Kinder Morgan Energy Partners", "Sempra" и "ConocoPhillips" ввели в эксплуатацию трубопровод "Rockies Express" (протяженность 2,7 тыс. км), соединивший штаты Колорадо и Огайо. Данная трубопроводная система стала крупнейшим трубопроводом, построенным в США за последние 20 лет.

История формирования и современное развитие трубопровода Казахстана.

 

Трубопроводный  транспорт, который называют транспортом черного золота и голубого огня, является наиболее специализированным по сравнению с другими видами транспорта. Этот вид транспорта имеет важное значение для развития нефтяной и газовой промышленности. Трубопроводный транспорт по объему грузооборота, вышел на второе место после железнодорожного транспорта. Наиболее крупные нефтепроводы: Омск-Павлодар-Шымкент, протяженностью по территории республики более 2000 км, Озень-Атырау-Самара – 1500 км, Озень-Жетыбай-Актау-141 км. и др.

В Казахстане приоритетно  будет развиваться трубопроводный транспорт экспортного направления, что связано с перспективой увеличения объема добычи нефти.

История

Идею использования трубопроводов  для перекачки нефти и нефтепродуктов предложил великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он объяснил основные принципы строительства и привел аргументы в пользу этого вида транспорта. Сейчас нефтепроводы можно наблюдать практически в любой стране, желающей вывести свой товар на внутренний и внешние рынки. Для Казахстана, обладающего богатыми запасами углеводородного сырья, одной из основных задач так же является развитие нефтетранспортной инфраструктуры. Именно нефтедобыча занимает лидирующую позицию в экономике республики, все более определяя ее характер и направление развития. На долю нефтедобывающей промышленности уже сейчас приходится более 40% объемов промышленного производства и экспорта. Всего этого Казахстан бы не достиг, не делая упор на развитие нефтепроводов.

Казахстан обладает огромными  подтвержденными запасами нефти  и газа. Для транспортировки углеводородов  в республике используется около 10715 км нефте- и газопроводов. Тем не менее перед страной сегодня стоит ряд нерешенных проблем, связанных с поставкой нефти на внутренний и международный рынки. Проблемы, касающиеся внутреннего рынка, заключаются в том, что большинство запасов и основные объемы добычи нефти сосредоточены на западе, в то время как ее потребители (крупные города и промышленные центры) находятся на юго-востоке и индустриальном севере. Как наследие советской экономической системы, добываемая на западе нефть транспортируется через Россию на мировые рынки, а внутренняя потребность на востоке удовлетворяется путем импорта из Сибири. Кроме того, большинство из существующих трубопроводов были построены несколько десятилетий назад и предназначались для реализации целей бывшего Советского Союза, а не Казахстана как независимого государства. В настоящее время несколько проектов, направленных на улучшение сложившейся ситуации, находятся на различных этапах развития, при этом наиболее значительным из них является трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

 

Нефтепроводы

Хотя расположенный на востоке трубопровод Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу  пересекает страну с севера на юг, все  же большинство трубопроводов находится  в западной части страны. Существующие нефтепроводы доставляют нефть на один из трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (в Атырау, Шымкенте и Павлодаре), на южные российские или украинские НПЗ, а также на мировой рынок. Основным международным маршрутом транспортировки казахстанской нефти является экспортный трубопровод Атырау-Самара. В 2001 г. по нему запланировано прокачать рекордный объем нефти - 13 млн. т (в сравнивнении с 1999 г., когда было транспортировано 10,5 млн. т, и 2000 г. - 11,7 млн. т). Часть нефти (на 2001 г. запланирован объем в 1,2 млн. т) транспортируется морем (на баржах) до Баку, где затем закачивается в трубопроводную систему Азербайджана (трубопровод Махачкала-Тихорецк-Новороссийск). Другая значительная часть казахстанской нефти поставляется железнодорожным транспортом в Западную Европу.

Более того, осенью этого  года планируется осуществить загрузку в танкеры первой партии нефти, прокаченной  по трубопроводу КТК. Предполагается, что его первоначальная мощность составит 28 млн. т в год, а это  приведет к трехкратному увеличению существующей пропускной способности  экспортных трубопроводов страны.

В 2001 г. НКТН «КазТранОйл» разработала два новых маршрута транспортировки нефти Актюбинского региона (с наливной эстакады Бестамак, далее по трубопроводам транзитом через Россию). Это даст возможность поставлять на мировые рынки нефть, добываемую на месторождениях Жанажол и Кенкияк.

Поскольку республика практически  не имеет морских границ, транспортировка  является основной проблемой развития казахстанского нефтяного рынка. Тарифы, возможность использования трубопроводов  и их пропускная способность имеют  решающее значение для любых нефтяных проектов. Введение в эксплуатацию трубопровода КТК создает дополнительные возможности для экспорта, в то время как обнаружение Кашаганского месторождения в казахстанском секторе Каспийского моря увеличивает потребность в его пропускной способности.

В контексте обнаружения  на Каспийском шельфе значительных запасов  нефти, Президент страны Нурсултан  Назарбаев заявил, что проект КТК  сможет разрешить только часть транспортной проблемы, поэтому Казахстан должен присоединиться к проекту Баку-Джейхан. В июне 2001 г. между НКТН «КазТрансОйл» и Правительством США (представленным коммерческим департаментом) было подписано Соглашение о субсидии, предназначенной для финансирования технической поддержки при изучении возможности создания транскаспийского маршрута транспортировки нефти. Предоставление такой субсидии свидетельствует о том, что правительства Казахстана и США проявляют большую заинтересованность в создании условий для участия казахстанских нефтедобывающих предприятий в проекте Баку-Джейхан.

 

Трубопровод КТК

В 1992 г. правительства России, Казахстана и Султаната Оман подписали  соглашение о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Тенгиз до черноморского порта Новороссийск общей протяженностью в 930 миль. С  момента создания КТК в Казахстане, помимо «Шеврона», начали свою деятельность еще несколько нефтяных компаний. Они также были заинтересованы в транспортировке добываемой нефти по трубопроводу, который стал бы альтернативой, уже существовавшему российскому, поэтому присоединились к КТК.

В настоящее время акционерами  КТК являются: компании «Каспиан Пайплайн Венчерз», «Мобил», «Шелл», «Бритиш Петролеум», «Орикс», «Бритиш Газ», «Аджип», «Лукарко БВ», «Роснефть - Шелл Каспиан Венчерз», «Казахстан Пайплайн Венчерз ЛЛС», «Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компани», «Мобил Каспиан Пайплайн Компани», «Аджип Интернэшнл (НА) НВ», «БГ Оверсиз Холдинг Лимитед», «Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС», «Роснефть», «ЛУКОйл», а также Россия, Казахстан и Султанат Оман.

КТК признан одним из наиболее важных проектов по транспортировке казахстанской нефти. Затраты акционеров уже превысили $2,5 млрд. Ожидается, что первоначальная пропускная способность составит 28 млн. т в год с максимальным увеличением до 67 млн. т. 3 августа 2001 г. акционеры КТК подписали соглашение о транспортировке нефти, которое считается одним из завершающих этапов перед фактическим пуском в эксплуатацию трубопровода Тенгиз-Новороссийск.

Существуют немаловажные последствия перевода казахстанской  нефти из системы Транснефти в КТК. Поскольку Транснефть имеет ряд требований в отношении качества входящей в ее систему нефти, то по мере того, как направление транспортировки тенгизской и другой, более легкой, нефти будет меняться, с оставшейся, более тяжелой, нефтью будет все сложнее отвечать этим требованиям.

Трубопровод КТК был одобрен  специальным постановлением Правительства  Казахстана, в соответствии с которым  консорциуму разрешается устанавливать  тарифы и взимать плату за транспортировку  нефти по трубопроводу на территории республики. Кроме того, постановление  разрешает КТК устанавливать  и регулировать нормы, определяющие доступ пользователей к системе  КТК на территории Казахстана. Аналогичное  постановление было принято и  в России.

Согласно Генеральному соглашению, заключенному между акционерами  КТК, трубопровод построен исключительно  для транспортировки нефти, добываемой акционерами. Объем транспортируемой по трубопроводу нефти, принадлежащей  акционерам, не обязательно соответствует  их доле в акционерном капитале. 50% акций принадлежат компаниям-производителям и 50% находятся во владении России, Казахстана и Султаната Оман. Если акционер не использует всей выделенной ему  доли пропускной способности трубопровода, то он обязан, в первую очередь, предложить неиспользуемую пропускную способность  другим акционерам - прежде всего, компаниям-производителям, а затем - государствам-акционерам. Если никто из акционеров не выражает желания зарезервировать эту  пропускную способность, то она может  быть предложена третьим лицам, тарифы для которых будут устанавливаться  в отдельном договоре.

Информация о работе Трубопроводный транспорт в РК