Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 06:44, контрольная работа
Основной характеристикой двигателя является его внешняя скоростная характеристика – график зависимости мощности Ne, крутящего момента Ме, удельного расхода топлива gе от угловой скорости коленчатого вала е при максимальной подаче топлива. Внешняя скоростная характеристика определяется экспериментально на заводах по производству двигателей.
Исходные данные
ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ
Основной характеристикой двигателя является его внешняя скоростная характеристика – график зависимости мощности Ne, крутящего момента Ме, удельного расхода топлива gе от угловой скорости коленчатого вала е при максимальной подаче топлива. Внешняя скоростная характеристика определяется экспериментально на заводах по производству двигателей. Для расчёта ВСХ используют эмпирическое уравнение
где а,b,c – эмпирические коэффициенты (см. исходные данные);
Nemax-максимальная мощность двигателя;
wn- скорость вращения вала двигателя при максимальной мощности.
Построение внешней скоростной характеристики производим в диапазоне we от 80 рад/с до 220 рад/с.
Крутящий момент двигателя определяем по формуле
;
Удельный эффективный расход топлива рассчитываем по формуле
,
где gn-удельный эффективный расход топлива при максимальной мощности в г/кВт ч;
kw-коэффициент, учитывающий частоту вращения вала двигателя.
Удельный эффективный расход топлива для дизеля составляет gn=210-240 г/кВт ч. Принимаем gn=220 г/кВт ч.
Коэффициент kw можно определить по эмпирическому выражению
.
При угловой скорости вала двигателя we= 220 рад/с
кВт;
Me=1000*132,4/220 = 602 Нм;
;
ge= 220*1= 220 г/кВт ч.
Результаты расчёта внешней скоростной характеристики заносим в таблицу 1.
Таблица 1. Параметры ВСХ
We,рад/с | Ne, кВт | Me, Нм | ge, г/кВтч | Kw |
80 | 45,6 | 569,8 | 226,4 | 1,03 |
100 | 61,3 | 613,5 | 219,0 | 1,00 |
120 | 77,3 | 644,1 | 213,8 | 0,97 |
140 | 92,6 | 661,7 | 210,8 | 0,96 |
160 | 106,6 | 666,3 | 209,9 | 0,95 |
180 | 118,4 | 657,8 | 211,1 | 0,96 |
200 | 127,3 | 636,3 | 214,5 | 0,97 |
220 | 132,4 | 601,8 | 220,0 | 1,00 |
По данным таблицы 1 строим внешнюю скоростную характеристику двигателя.
ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ
Тяговый баланс автомобиля представляет собой зависимости сил тяги на ведущих колёсах Fk, и сил сопротивления движению автомобиля от его скорости
Fk=F+Fj+Fв,
где F - сила сопротивления дороги;
Fj – сила инерции автомобиля;
- коэффициент учёта вращающихся масс;
Fв- сила сопротивления воздуха автомобиля.
Сила тяги определяется по формуле
Fk=Me*Uкп*Uрк*U0*тр/rд,
где тр – кпд трансмиссии автомобиля;
rд – динамический радиус ведущих колёс.
КПД трансмиссии для грузовых автомобилей равен 0,8…0,92. Принимаем тр = 0,85. Динамический радиус колеса принимаем равным статическому радиусу.
В контрольной работе тяговый баланс автомобиля определяется при его движении по горизонтальной дороге, поэтому сила сопротивления дороги равна силе сопротивления качению. Сила сопротивления качению равна
Ff=f*Ma*g,
где Ма-полная масса автомобиля (см. исходные данные);
g=9,81 м/с2-ускорение свободного падения;
f- коэффициент сопротивления качению. Возрастает с увеличением скорости движения автомобиля. Для учёта его зависимости от скорости пользуются эмпирической формулой
f=f0 [1+0,00067*Va2],
где f0 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости (см. исходные данные).
После определения силы сопротивления качению Ff рассчитывают силу сопротивления воздуха по формуле
Fв=kв*Sм*Va2,
где kв-коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4;
Sм – площадь миделевого сечения автомобиля.
Для грузового автомобиля коэффициент сопротивления воздуха равен kв=0,4…0,6 Н*с2/м4. Принимаем kв=0,5 Н*с2/м4.
Площадь миделевого сечения автомобиля можно определить по формуле
Sм=ам*В*Н,
где ам – коэффициент заполнения площади. Для грузовых автомобилей ам=0,75…0,9. Принимаем ам=0,75;
В и Н – соответственно ширина и высота автомобиля (см. исходные данные). Площадь миделевого сечения автомобиля составит
Sм= 0,8*2,5*2,72=5,44 м2.
Скорость автомобиля определяется по формуле
Va=we*rk/(Uкп*Uрк*U0),
где we – угловая скорость вращения вала двигателя, рад/с;
Uкп, Uрк, U0 – передаточные числа соответственно коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи.
На 5 передаче при we =220 рад/с
Va = 220*0,505/(0,66*7,24) = 23,25 м/с;
Fk = 602*0,66*7,24*0,85/0,505 = 4842 Н;
Ff = 0,015*(1+0,000067*23,252)*
Fв= 0,5*5,44*23,252 = 1470 Н.
Результаты расчётов для каждой передачи заносим в таблицу 2. По данным таблицы 2 строим графики тягового баланса автомобиля.
БАЛАНС МОЩНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Баланс мощности автомобиля представляет собой зависимости мощности двигателя Ne, Мощности на ведущих колёсах Nk, и мощностей, расходуемых на преодоление сопротивления дороги N, воздуха Nв и инерции Nj в зависимости от скорости движения автомобиля
Ne=Nтр+ N+ Nj+Nв,
где Nтр – мощность, потерянная в трансмиссии;
N - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги. Для горизонтальной дороги N=Nf;
Nj-мощность инерции автомобиля;
Nв- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха.
Мощность, потерянная на трение в трансмиссии и мощность. подведённая к ведущим колёсам
Nтр=Ne-Nk,
Nk=Ne*тр.
Мощности Nf и Nв можно определить, умножив соответствующие силы на скорость движения автомобиля
Nf=Ff*Va,
Nв=Fв*Va.
На 5 передаче при Va = 23,25 м/с
Nk = 132,4 *0,85 = 112,5 кВт;
Nf= 2991*23,25 = 69,6 кВт;
Nв= 1470*23,25 = 34,2 кВт.
Результаты расчётов для каждой передачи заносим в таблицу 3. По данным таблицы 3 строим графики баланса мощности автомобиля.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ
Динамическая характеристика автомобиля представляет собой зависимость динамического фактора D, рассчитанного для различных передач и коэффициента сопротивления дороги в зависимости от скорости движения автомобиля. Динамический фактор определяется по формуле
Результаты рачётов для каждой передачи заносим в таблицу 2 и строим динамическую характеристику.
ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Топливно-экономическая характеристика представляет собой зависимость путевого расхода топлива на различных передачах в зависимости от скорости при установившихся режимах движения автомобиля. Путевой расход топлива – это количество топлива в литрах, израсходованного на 100 км пути, проходимого автомобилем, который можно определить по уравнению
,
где ku- коэффициент, учитывающий степень использования мощности двигателя;
- плотность топлива. Для ДТ принимаем =850 кг/м3.
Коэффициент kw можно определить по формуле
.
Коэффициенты au, bu, cu можно принять равными для дизеля au=1,65; bu=2,3; cu = 1,65.
На 5 передаче при V = 23,25 м/с
л/100 км
Результаты расчётов путевого расхода топлива на каждой передаче заносим в таблицу 3 и строим топливно-экономическую характеристику автомобиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6
Таблица 2 – Тяговый баланс автомобиля
V,м/с | Fk, kH | Ff, кН | Fв, кН | Ff+Fв, кН | D | f |
0,00 | 0,00 | 2,20 | 0,00 | 2,20 | 0,000 | 0,015 |
1,06 | 36,52 | 2,20 | 0,00 | 2,20 | 0,249 | 0,015 |
1,33 | 39,32 | 2,20 | 0,00 | 2,21 | 0,268 | 0,015 |
1,59 | 41,29 | 2,20 | 0,01 | 2,21 | 0,281 | 0,015 |
1,86 | 42,41 | 2,20 | 0,01 | 2,21 | 0,289 | 0,015 |
2,12 | 42,71 | 2,21 | 0,01 | 2,22 | 0,291 | 0,015 |
2,39 | 42,17 | 2,21 | 0,02 | 2,22 | 0,287 | 0,015 |
2,65 | 40,79 | 2,21 | 0,02 | 2,23 | 0,278 | 0,015 |
2,92 | 38,58 | 2,21 | 0,02 | 2,24 | 0,263 | 0,015 |
|
| U2= | 2,90 |
|
|
|
1,92 | 20,14 | 2,21 | 0,01 | 2,22 | 0,137 | 0,015 |
2,41 | 21,68 | 2,21 | 0,02 | 2,22 | 0,148 | 0,015 |
2,89 | 22,76 | 2,21 | 0,02 | 2,23 | 0,155 | 0,015 |
3,37 | 23,38 | 2,22 | 0,03 | 2,25 | 0,159 | 0,015 |
3,85 | 23,55 | 2,22 | 0,04 | 2,26 | 0,160 | 0,015 |
4,33 | 23,25 | 2,23 | 0,05 | 2,28 | 0,158 | 0,015 |
4,81 | 22,49 | 2,23 | 0,06 | 2,30 | 0,153 | 0,015 |
5,29 | 21,27 | 2,24 | 0,08 | 2,32 | 0,144 | 0,015 |
|
| U3= | 1,52 |
|
|
|
3,67 | 10,55 | 2,22 | 0,04 | 2,26 | 0,072 | 0,015 |
4,59 | 11,36 | 2,23 | 0,06 | 2,29 | 0,077 | 0,015 |
5,51 | 11,93 | 2,24 | 0,08 | 2,33 | 0,081 | 0,015 |
6,42 | 12,26 | 2,26 | 0,11 | 2,37 | 0,083 | 0,015 |
7,34 | 12,34 | 2,28 | 0,15 | 2,43 | 0,083 | 0,016 |
8,26 | 12,18 | 2,30 | 0,19 | 2,49 | 0,082 | 0,016 |
9,18 | 11,79 | 2,32 | 0,23 | 2,55 | 0,079 | 0,016 |
10,10 | 11,15 | 2,35 | 0,28 | 2,63 | 0,074 | 0,016 |
|
| U4= | 1,00 |
|
|
|
5,58 | 6,94 | 2,25 | 0,08 | 2,33 | 0,047 | 0,015 |
6,98 | 7,48 | 2,27 | 0,13 | 2,40 | 0,050 | 0,015 |
8,37 | 7,85 | 2,30 | 0,19 | 2,49 | 0,052 | 0,016 |
9,77 | 8,06 | 2,34 | 0,26 | 2,60 | 0,053 | 0,016 |
11,16 | 8,12 | 2,38 | 0,34 | 2,72 | 0,053 | 0,016 |
12,56 | 8,02 | 2,43 | 0,43 | 2,86 | 0,052 | 0,017 |
13,95 | 7,75 | 2,49 | 0,53 | 3,01 | 0,049 | 0,017 |
15,35 | 7,33 | 2,55 | 0,64 | 3,19 | 0,046 | 0,017 |
|
| U5= | 0,66 |
|
|
|
8,45 | 4,58 | 2,30 | 0,19 | 2,50 | 0,030 | 0,016 |
10,57 | 4,93 | 2,36 | 0,30 | 2,67 | 0,032 | 0,016 |
12,68 | 5,18 | 2,44 | 0,44 | 2,87 | 0,032 | 0,017 |
14,80 | 5,32 | 2,52 | 0,60 | 3,12 | 0,032 | 0,017 |
16,91 | 5,36 | 2,62 | 0,78 | 3,40 | 0,031 | 0,018 |
19,02 | 5,29 | 2,73 | 0,98 | 3,71 | 0,029 | 0,019 |
21,14 | 5,12 | 2,86 | 1,22 | 4,07 | 0,027 | 0,019 |
23,25 | 4,84 | 2,99 | 1,47 | 4,46 | 0,023 | 0,020 |