Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа
Настоящая работа выполняется с целью определения тягово-динамических характеристик вновь проектируемого легкового автомобиля. В работе производится расчёт основных рабочих параметров двигателя , его внешней скоростной характеристики. Осуществлен выбор основных параметров трансмиссии и ходовой части автомобиля.
В качестве автомобиля подобного проектируемому был принят автомобиль Fiat Albea. Автомобиль относится к классу легковых, кузов типа седан, обладающий высокими динамическими и скоростными качествами.
Введение........................................................................................................................................ 3
1. Исходные данные. ....................................................................................................................4
2. Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией.................................................5
2.1. Определение полной массы автомобиля и её распределения по осям.........................5
2.2. Расчёт продольных координат центра масс автомобиля...............................................5
2.3. Выбор шин для проектируемого автомобиля.................................................................6
2.4. Определение характеристик двигателя...........................................................................7
2.5. Определение рабочего объёма двигателя.......................................................................9
2.6. Определение конструктивных параметров автомобиля..............................................10
2.7. Расчёт тягового баланса автомобиля.............................................................................13
2.8. Динамический паспорт автомобиля...............................................................................15
2.9. Характеристика ускорений.............................................................................................17
2.10. Определение пути и времени разгона автомобиля.....................................................20
Заключение. .................................................................................................................................24
Используемая литература...........................................................................................................25
Приложение………………………………………………………………………………………26
Где d – посадочный диаметр обода колеса в дюймах; В’ – ширина профиля шины, мм.
- обороты двигателя при максимальной скорости (мощности), принимается ;
- передаточное число высшей передачи коробки перемены передач ( );
- максимальная скорость автомобиля, м/с.
Передаточное число первой передачи рассчитывается по формуле
где - сила тяжести автомобиля, Н;
- максимальное дорожное сопротивление ( );
- величина максимального внешнего эффективного крутящего момента, Н·м, принимается из таблицы 1;
- коэффициент полезного действия трансмиссии (раздел 2.4).
Количество ступеней в коробке переменных передач принимается первоначально на основе анализа конструкций существующих однотипных автомобилей. Ориентировочные значения передаточных чисел промежуточных передач рассчитываются по формуле
где - порядковый номер передачи;
- общее количество передач без учета повышенной передачи и передачи заднего хода ( );
Передаточное число задней передачи рассчитывается по формуле
Скорость движения автомобиля на различных передачах при различных оборотах двигателя рассчитывается по формуле
Результаты расчетов величин заносятся в таблицу 2.
Таблица 2 - Изменение скорости движения автомобиля ( ) в зависимости от оборотов двигателя по передачам
Частота вращения коленчатого вала двигателя, nei, об/мин |
Порядковый номер передачи | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1000 |
2,12 |
3,00 |
4,26 |
6,00 |
7,51 |
1500 |
3,18 |
4,50 |
6,39 |
9,01 |
11,26 |
2000 |
4,24 |
6,00 |
8,52 |
12,01 |
15,01 |
2500 |
5,30 |
7,51 |
10,65 |
15,01 |
18,76 |
3000 |
6,37 |
9,01 |
12,78 |
18,01 |
22,52 |
3500 |
7,43 |
10,51 |
14,90 |
21,02 |
26,27 |
4000 |
8,49 |
12,01 |
17,03 |
24,02 |
30,02 |
4500 |
9,55 |
13,51 |
19,16 |
27,02 |
33,78 |
5000 |
10,61 |
15,01 |
21,29 |
30,02 |
37,53 |
5500 |
11,67 |
16,51 |
23,42 |
33,03 |
41,28 |
6000 |
12,73 |
18,01 |
25,55 |
36,03 |
45,03 |
На основании полученных данных строится график скорости движения автомобиля ( ) на различных передачах (рис.3), приведён в приложении.
Величина коэффициента приспособляемости двигателя рассчитывается по формуле
где - максимальный внешний эффективный крутящий момент на валу двигателя, ;
- крутящий момент на валу двигателя при максимальной мощности.
Удельный эффективный расход топлива соответствующий работе двигателя на ых оборотах, рассчитывается по формуле
где - коэффициент, учитывающий равномерность горения заряда топлива (для карбюраторных двигателей );
- минимальный расход топлива (для карбюраторных двигателей ), г/кВт ;
А, В, С – коэффициенты, соответственно равны: А=1.3; В=0.85; С=0.6.
Результаты расчёта величины заносятся в таблицу:
Таблица 3 - Удельный расход топлива в зависимости от оборотов двигателя
Частота вращения коленчатого вала (n), об/мин |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 |
Удельный эффективный расход топлива (ge), г/(кВт*ч) |
302,45 |
289,58 |
278,85 |
270,27 |
263,84 |
259,55 |
257,40 |
257,40 |
259,55 |
263,84 |
270,27 |
На основании полученных данных на внешнюю скоростную характеристику наносится зависимость .
2.7. Расчёт тягового баланса автомобиля
Уравнение движения автомобиля имеет в общем случае следующий вид:
где - полная эффективная сила тяги, кН;
- сила сопротивления движению автомобиля, оказываемая дорогой, кН;
- сила сопротивления воздуха, кН;
- сила сопротивления подъёма, кН;
- сила инерции автомобиля, кН;
- крюковая нагрузка, приложенная к автомобилю, кН.
Если предположить, что автомобиль движется равномерно на горизонтальном участке без крюковой нагрузки то уравнение имеет вид
Величина полной эффективной силы тяги
Величина силы, сопротивления движению автомобиля, при движении с U-ой скоростью оказываемой дорогой рассчитывается по формуле
При расчёте данной величины рекомендуется принимать шаг сужения скорости U в размере 5 м/сек.
Сила сопротивления воздуха, соответствующая U-ой скорости движения автомобиля рассчитывается по формуле
При расчёте величины рекомендуется принимать шаг изменения скорости U в размере 5 м/сек.
Результат расчётов величин , , заносятся в следующие таблицы:
Таблица 4 - Значения полной эффективной силы тяги ( ) по передачам
Частота вращения коленчатого вала двигателя(n) , об/мин |
Порядковый номер передачи | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1000 |
5463,83 |
3861,36 |
2722,26 |
1930,68 |
1544,55 |
1500 |
5697,07 |
4026,20 |
2838,47 |
2013,10 |
1610,48 |
2000 |
5863,54 |
4143,85 |
2921,41 |
2071,92 |
1657,54 |
2500 |
5963,24 |
4214,30 |
2971,08 |
2107,15 |
1685,72 |
3000 |
5996,63 |
4237,90 |
2987,72 |
2118,95 |
1695,16 |
3500 |
5963,24 |
4214,30 |
2971,08 |
2107,15 |
1685,72 |
4000 |
5863,54 |
4143,85 |
2921,41 |
2071,92 |
1657,54 |
4500 |
5697,07 |
4026,20 |
2838,47 |
2013,10 |
1610,48 |
5000 |
5463,83 |
3861,36 |
2722,26 |
1930,68 |
1544,55 |
5500 |
5163,81 |
3649,34 |
2572,78 |
1824,67 |
1459,74 |
6000 |
4797,49 |
3390,45 |
2390,27 |
1695,23 |
1356,18 |
По результатам расчетов строим график зависимости эффективной силы тяги по разным передачам от числа оборотов двигателя (Рис. 5) – приведён в приложении.
Таблица 5 - Сопротивление движению автомобиля оказываемое дорогой ( ) и воздухом ( )
Параметр |
Размерность |
Скорость автомобиля | ||||||||
Скорость движения автомобиля (V) |
м/сек |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
Коэффициент сопротивления качению автомобиля (fv) |
- |
0,0122 |
0,013 |
0,014 |
0,015 |
0,017 |
0,019 |
0,022 |
0,025 |
0,028 |
Сила сопротивления воздуха (PBU) |
кН |
10,5 |
42,0 |
94,5 |
168,1 |
262,6 |
378,2 |
514,7 |
672,3 |
850,9 |
Сила сопротивления дороги (PДU) |
кН |
183,1 |
192,1 |
207,1 |
228,1 |
255,2 |
288,2 |
327,2 |
372,2 |
423,3 |
PBU + PДU |
кН |
193,6 |
234,1 |
301,7 |
396,2 |
517,8 |
666,4 |
841,9 |
1044,6 |
1274,2 |
По результатам проведённых расчётов строится график силового баланса автомобиля (Рис. 6), на котором изображаются следующие кривые: , и .
2.8. Динамический паспорт автомобиля
Динамический паспорт представляет собой универсальную характеристику динамичности автомобиля. Величина динамического фактора при движении автомобиля, на какой то передаче при i – ой частоте вращения коленчатого вала рассчитывается по формуле
Результаты расчётов величин заносятся в таблицу 6.
Таблица 6 - Значения динамического фактора ( ) по передачам
№ передачи |
Показатель |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | |||||||||||
Обозначение |
Размерность |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 | |
1 |
Скорость движения автомобиля (V1i) |
м/с |
2,12 |
3,18 |
4,24 |
5,30 |
6,37 |
7,43 |
8,49 |
9,55 |
10,61 |
11,67 |
12,73 |
Полная эффективная сила тяги (РT1i) |
H |
5463,83 |
5697,07 |
5863,54 |
5963,24 |
5996,628 |
5963,24 |
5863,54 |
5697,07 |
5463,83 |
5163,81 |
4797,49 | |
Сила сопротивления воздуха (PBU) |
H |
1,89 |
4,26 |
7,57 |
11,82 |
17,03 |
23,17 |
30,27 |
38,31 |
47,29 |
57,22 |
68,10 | |
Динамический фактор (D1i) |
- |
0,3639 |
0,3793 |
0,3902 |
0,3965 |
0,3984 |
0,3958 |
0,3886 |
0,3770 |
0,3609 |
0,3402 |
0,3151 | |
2 |
(V2i) |
м/с |
3,00 |
4,50 |
6,00 |
7,51 |
9,01 |
10,51 |
12,01 |
13,51 |
15,01 |
16,51 |
18,01 |
(РT2i) |
H |
3861,36 |
4026,20 |
4143,85 |
4214,30 |
4237,899 |
4214,30 |
4143,85 |
4026,20 |
3861,36 |
3649,34 |
3390,45 | |
(PBU) |
H |
3,79 |
8,52 |
15,15 |
23,67 |
34,09 |
46,40 |
60,60 |
76,70 |
94,69 |
114,57 |
136,35 | |
(D2i) |
- |
0,2570 |
0,2677 |
0,2751 |
0,2792 |
0,2801 |
0,2777 |
0,2720 |
0,2631 |
0,2510 |
0,2355 |
0,2168 | |
3 |
(V3i) |
м/с |
4,26 |
6,39 |
8,52 |
10,65 |
12,78 |
14,90 |
17,03 |
19,16 |
21,29 |
23,42 |
25,55 |
(РT3i) |
H |
2722,26 |
2838,47 |
2921,41 |
2971,08 |
2987,72 |
2971,08 |
2921,41 |
2838,47 |
2722,26 |
2572,78 |
2390,27 | |
(PBU) |
H |
7,62 |
17,15 |
30,48 |
47,63 |
68,58 |
93,35 |
121,93 |
154,31 |
190,51 |
230,52 |
274,34 | |
(D3i) |
- |
0,1809 |
0,1880 |
0,1926 |
0,1948 |
0,1945 |
0,1917 |
0,1865 |
0,1788 |
0,1687 |
0,1561 |
0,1410 | |
4 |
(V4i) |
м/с |
6,00 |
9,01 |
12,01 |
15,01 |
18,01 |
21,02 |
24,02 |
27,02 |
30,02 |
33,03 |
36,03 |
(РT4i) |
H |
1930,68 |
2013,10 |
2071,92 |
2107,15 |
2118,95 |
2107,15 |
2071,92 |
2013,10 |
1930,68 |
1824,67 |
1695,23 | |
(PBU) |
H |
15,15 |
34,09 |
60,60 |
94,69 |
136,35 |
185,59 |
242,40 |
306,79 |
378,76 |
458,29 |
545,41 | |
(D4i) |
- |
0,1276 |
0,1319 |
0,1340 |
0,1341 |
0,1321 |
0,1280 |
0,1219 |
0,1137 |
0,1034 |
0,0910 |
0,0766 | |
5 |
(V5i) |
м/с |
7,51 |
11,26 |
15,01 |
18,76 |
22,52 |
26,27 |
30,02 |
33,78 |
37,53 |
41,28 |
45,03 |
(РT5i) |
H |
1544,55 |
1610,48 |
1657,54 |
1685,72 |
1695,16 |
1685,72 |
1657,54 |
1610,48 |
1544,55 |
1459,74 |
1356,18 | |
(PBU) |
H |
23,67 |
53,26 |
94,69 |
147,95 |
213,05 |
289,98 |
378,76 |
479,36 |
591,81 |
716,08 |
852,20 | |
(D5i) |
- |
0,1013 |
0,1038 |
0,1041 |
0,1025 |
0,0987 |
0,0930 |
0,0852 |
0,0754 |
0,0635 |
0,0495 |
0,0336 |
Информация о работе Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией