Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа
Настоящая работа выполняется с целью определения тягово-динамических характеристик вновь проектируемого легкового автомобиля. В работе производится расчёт основных рабочих параметров двигателя , его внешней скоростной характеристики. Осуществлен выбор основных параметров трансмиссии и ходовой части автомобиля.
В качестве автомобиля подобного проектируемому был принят автомобиль Fiat Albea. Автомобиль относится к классу легковых, кузов типа седан, обладающий высокими динамическими и скоростными качествами.
Введение........................................................................................................................................ 3
1. Исходные данные. ....................................................................................................................4
2. Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией.................................................5
2.1. Определение полной массы автомобиля и её распределения по осям.........................5
2.2. Расчёт продольных координат центра масс автомобиля...............................................5
2.3. Выбор шин для проектируемого автомобиля.................................................................6
2.4. Определение характеристик двигателя...........................................................................7
2.5. Определение рабочего объёма двигателя.......................................................................9
2.6. Определение конструктивных параметров автомобиля..............................................10
2.7. Расчёт тягового баланса автомобиля.............................................................................13
2.8. Динамический паспорт автомобиля...............................................................................15
2.9. Характеристика ускорений.............................................................................................17
2.10. Определение пути и времени разгона автомобиля.....................................................20
Заключение. .................................................................................................................................24
Используемая литература...........................................................................................................25
Приложение………………………………………………………………………………………26
По результатам проведённых расчётов строится график динамического фактора в зависимости от скорости автомобиля (Рис. 7) – приведён в приложении.
2.9 Характеристика ускорений
Ускорение автомобиля Uki на k-ой передаче при i-ой частоте вращения коленчатого вала рассчитывается по формуле:
где fVi – коэффициент сопротивлению качению при его движении с i-ой скоростью,
соответствующей i-ой частоте вращения коленчатого вала на k-ой передаче (табл.5).
- коэффициент учёта вращения масс при k-ой передаче,
Результаты расчётов величин и заносятся в таблицу.
Таблица 7 – Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя
Номер передачи |
Параметр |
Размерность |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | ||||||||||
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 | |||
1 |
Коэффициент учета вращения масс (δк) |
- |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
1,054 |
Скорость (Vv) |
м/с |
2,12 |
3,18 |
4,24 |
5,30 |
6,37 |
7,43 |
8,49 |
9,55 |
10,61 |
11,67 |
12,73 | |
Динамический фактор (D1i) |
- |
0,3639 |
0,3793 |
0,3902 |
0,3965 |
0,3984 |
0,3958 |
0,3886 |
0,3770 |
0,3609 |
0,3402 |
0,3151 | |
Коэффициент сопротивления качению (fVi) |
- |
0,01204 |
0,01208 |
0,01214 |
0,01223 |
0,01232 |
0,01244 |
0,01258 |
0,01273 |
0,01290 |
0,01309 |
0,01330 | |
Ускорение автомобиля (U1i) |
м/с2 |
3,27451 |
3,41724 |
3,51781 |
3,57623 |
3,59279 |
3,56719 |
3,49972 |
3,39009 |
3,23831 |
3,04438 |
2,80858 | |
2 |
δк |
- |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
Vv |
м/с |
3,00 |
4,50 |
6,00 |
7,51 |
9,01 |
10,51 |
12,01 |
13,51 |
15,01 |
16,51 |
18,01 | |
D2i |
- |
0,2570 |
0,2677 |
0,2751 |
0,2792 |
0,2801 |
0,2777 |
0,2720 |
0,2631 |
0,2510 |
0,2355 |
0,2168 | |
fVi |
- |
0,01207 |
0,01216 |
0,01229 |
0,01245 |
0,01265 |
0,01288 |
0,01315 |
0,01346 |
0,01380 |
0,01418 |
0,01460 | |
U2i |
м/с2 |
2,28844 |
2,38726 |
2,45519 |
2,49222 |
2,49857 |
2,47403 |
2,41881 |
2,33270 |
2,21569 |
2,06780 |
1,88921 | |
3 |
δк |
- |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
1,047 |
Vv |
м/с |
4,26 |
6,39 |
8,52 |
10,65 |
12,78 |
14,90 |
17,03 |
19,16 |
21,29 |
23,42 |
25,55 | |
D3i |
- |
0,1809 |
0,1880 |
0,1926 |
0,1948 |
0,1945 |
0,1917 |
0,1865 |
0,1788 |
0,1687 |
0,1561 |
0,1410 | |
fVi |
- |
0,01215 |
0,01233 |
0,01258 |
0,01291 |
0,01331 |
0,01378 |
0,01432 |
0,01494 |
0,01563 |
0,01639 |
0,01722 | |
U3i |
м/с2 |
1,58076 |
1,64565 |
1,68672 |
1,70397 |
1,69753 |
1,66727 |
1,61333 |
1,53556 |
1,43397 |
1,30855 |
1,15945 | |
4 |
δк |
- |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
1,045 |
Vv |
м/с |
6,00 |
9,01 |
12,01 |
15,01 |
18,01 |
21,02 |
24,02 |
27,02 |
30,02 |
33,03 |
36,03 | |
D4i |
- |
0,1276 |
0,1319 |
0,1340 |
0,1341 |
0,1321 |
0,1280 |
0,1219 |
0,1137 |
0,1034 |
0,0910 |
0,0766 | |
fVi |
- |
0,01229 |
0,01265 |
0,01315 |
0,01380 |
0,01460 |
0,01553 |
0,01662 |
0,01784 |
0,01921 |
0,02073 |
0,02238 | |
U4i |
м/с2 |
1,08271 |
1,11903 |
1,134499 |
1,12912 |
1,102995 |
1,05602 |
0,9883 |
0,89973 |
0,7903 |
0,66004 |
0,50902 | |
5 |
δк |
- |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
1,044 |
Vv |
м/с |
7,51 |
11,26 |
15,01 |
18,76 |
22,52 |
26,27 |
30,02 |
33,78 |
37,53 |
41,28 |
45,03 | |
D5i |
- |
0,1013 |
0,1038 |
0,1041 |
0,1025 |
0,0987 |
0,0930 |
0,0852 |
0,0754 |
0,0635 |
0,0495 |
0,0336 | |
fVi |
- |
0,01245 |
0,01301 |
0,01380 |
0,01482 |
0,01606 |
0,01752 |
0,01921 |
0,02113 |
0,02327 |
0,02563 |
0,02822 | |
U5i |
м/с2 |
0,83515 |
0,85261 |
0,84872 |
0,82349 |
0,77700 |
0,70916 |
0,62006 |
0,50962 |
0,37783 |
0,22470 |
0,05030 |
Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя (рис. 8) – приведён в приложении.
2.10. Определение пути и времени разгона автомобиля.
Приращение скорости автомобиля при движении на k-ой передаче и изменение частоты вращения коленчатого вала от i до i+ 500 об/мин рассчитывается по формуле:
где Vki+500 и Vki скорости движения автомобиля на k-ой передаче соответственно при i+500 и i-ой частоте вращения коленчатого вала двигателя (принимается из табл.7)
Среднее ускорение автомобиля Uki на k-ой передаче за период его разгона от скорости Vki до скорости Vki+500 расчитывается по формуле:
где Uki и Uki+500 ускорения автомобиля на k-ой передаче соответственно при движении автомобиля при i-ой и i+500 частоте вращения коленчатого вала двигателя (принимается из табл.7).
Продолжительность разгона автомобиля от скорости до скорости составит:
Путь, проходимый автомобилем за период рассчитывается по формуле:
Уменьшение скорости движения автомобиля ( ) за период переключения ( ) с k-ой на k+1 передачу составит:
При расчёте разгонной характеристики автомобиля считается, что переключение передачи с нижней на высшую осуществляется при достижении коленчатым валом частоты вращения примерно 0,8 nmax.
Результаты проведенных расчётов величин , , , , , заносятся в таблицу 8.
Таблица 8 - Параметры разгонной характеристики автомобиля.
Номер передачи |
Параметр |
Размерность |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | ||||||||||
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 | |||
1 |
Скорость (V1i) |
м/с |
2,12 |
3,18 |
4,24 |
5,30 |
6,37 |
7,43 |
8,49 |
9,55 |
10,61 |
11,67 |
12,73 |
Скорость при i+500 частоте вращения (V1(i+500)) |
м/с |
3,18 |
4,24 |
5,30 |
6,37 |
7,43 |
8,49 |
9,55 |
10,61 |
11,67 |
12,73 |
- | |
Приращение скорости (ΔV1i) |
м/с |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
1,061 |
- | |
Ускорение (U1i) |
м/с2 |
3,275 |
3,417 |
3,518 |
3,576 |
3,593 |
3,567 |
3,500 |
3,390 |
3,238 |
3,044 |
2,809 | |
Приращение ускорения (ΔU1i) |
м/с2 |
3,346 |
3,468 |
3,547 |
3,585 |
3,580 |
3,533 |
3,445 |
3,314 |
3,141 |
2,926 |
- | |
Продолжительность разгона автомобиля Δtn1 |
с |
0,3171 |
0,3059 |
0,2991 |
0,2960 |
0,2963 |
0,3002 |
0,3080 |
0,3201 |
0,3377 |
0,3625 |
- | |
Путь автомобиля (ΔS1i) |
м |
0,8409 |
1,1360 |
1,4278 |
1,7269 |
2,0434 |
2,3889 |
2,7770 |
3,2261 |
3,7619 |
4,4226 |
- | |
2 |
V2i |
м/с |
3,00 |
4,50 |
6,00 |
7,51 |
9,01 |
10,51 |
12,01 |
13,51 |
15,01 |
16,51 |
18,01 |
V2(i+500) |
м/с |
4,50 |
6,00 |
7,51 |
9,01 |
10,51 |
12,01 |
13,51 |
15,01 |
16,51 |
18,01 |
- | |
ΔV2i |
м/с |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
1,501 |
- | |
U2i |
м/с2 |
2,288 |
2,387 |
2,455 |
2,492 |
2,499 |
2,474 |
2,419 |
2,333 |
2,216 |
2,068 |
1,889 | |
ΔU2i |
м/с2 |
2,338 |
2,421 |
2,474 |
2,495 |
2,486 |
2,446 |
2,376 |
2,274 |
2,142 |
1,979 |
- | |
Δtn2 |
с |
0,6421 |
0,6200 |
0,6068 |
0,6016 |
0,6038 |
0,6136 |
0,6319 |
0,6601 |
0,7009 |
0,7587 |
- | |
ΔS2i |
м |
2,4097 |
3,2574 |
4,0993 |
4,9667 |
5,8912 |
6,9083 |
8,0623 |
9,4132 |
11,0475 |
13,0979 |
- | |
3 |
V3i |
м/с |
4,26 |
6,39 |
8,52 |
10,65 |
12,78 |
14,90 |
17,03 |
19,16 |
21,29 |
23,42 |
25,55 |
V3(i+500) |
м/с |
6,39 |
8,52 |
10,65 |
12,78 |
14,90 |
17,03 |
19,16 |
21,29 |
23,42 |
25,55 |
- | |
ΔV3i |
м/с |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
2,129 |
- | |
U3i |
м/с2 |
1,581 |
1,646 |
1,687 |
1,704 |
1,698 |
1,667 |
1,613 |
1,536 |
1,434 |
1,309 |
1,159 | |
ΔU3i |
м/с2 |
1,613 |
1,666 |
1,695 |
1,701 |
1,682 |
1,640 |
1,574 |
1,485 |
1,371 |
1,234 |
- | |
Δtn3 |
с |
1,3199 |
1,2779 |
1,2560 |
1,2520 |
1,2656 |
1,2981 |
1,3524 |
1,4341 |
1,5528 |
1,7255 |
- | |
ΔS3i |
м |
7,0261 |
9,5238 |
12,0342 |
14,6618 |
17,5165 |
20,7301 |
24,4768 |
29,0088 |
34,7163 |
42,2519 |
- | |
4 |
V4i |
м/с |
6,00 |
9,01 |
12,01 |
15,01 |
18,01 |
21,02 |
24,02 |
27,02 |
30,02 |
33,03 |
36,03 |
V4(i+500) |
м/с |
9,01 |
12,01 |
15,01 |
18,01 |
21,02 |
24,02 |
27,02 |
30,02 |
33,03 |
36,03 |
- | |
ΔV4i |
м/с |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
3,002 |
- | |
U4i |
м/с2 |
1,083 |
1,119 |
1,134 |
1,129 |
1,103 |
1,056 |
0,988 |
0,900 |
0,790 |
0,660 |
0,509 | |
ΔU4i |
м/с2 |
1,101 |
1,127 |
1,132 |
1,116 |
1,080 |
1,022 |
0,944 |
0,845 |
0,725 |
0,585 |
- | |
Δtn4 |
с |
2,7272 |
2,6645 |
2,6526 |
2,6901 |
2,7812 |
2,9372 |
3,1803 |
3,5529 |
4,1401 |
5,1362 |
- | |
ΔS4i |
м |
20,4695 |
27,9987 |
35,8378 |
44,4200 |
54,2738 |
66,1371 |
81,1603 |
101,3352 |
130,5118 |
177,3341 |
- | |
5 |
V5i |
м/с |
7,51 |
11,26 |
15,01 |
18,76 |
22,52 |
26,27 |
30,02 |
33,78 |
37,53 |
41,28 |
45,03 |
V5(i+500) |
м/с |
11,26 |
15,01 |
18,76 |
22,52 |
26,27 |
30,02 |
33,78 |
37,53 |
41,28 |
45,03 |
- | |
ΔV5i |
м/с |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
3,753 |
- | |
U5i |
м/с2 |
0,835 |
0,853 |
0,849 |
0,823 |
0,777 |
0,709 |
0,620 |
0,510 |
0,378 |
0,225 |
0,050 | |
ΔU5i |
м/с2 |
0,844 |
0,851 |
0,836 |
0,800 |
0,743 |
0,665 |
0,565 |
0,444 |
0,301 |
0,138 |
- | |
Δtn5 |
с |
4,4472 |
4,4117 |
4,4885 |
4,6896 |
5,0504 |
5,6467 |
6,6441 |
8,4576 |
12,4570 |
27,2934 |
- | |
ΔS5i |
м |
41,7238 |
57,9472 |
75,8007 |
96,7969 |
123,1967 |
158,9331 |
211,9407 |
301,5307 |
490,8666 |
1177,9232 |
- |
По результатам проведенных расчётов строятся графики разгонных характеристик на которых изображаются зависимости:
График зависимости скорости движения автомобиля от времени (Рис. 9 приложения) строится с учётом того, что частоту вращения коленчатого вала двигателя берём для первой передачи: 1000 – 3000 об/мин; для второй передачи: 2000 – 4000 об/мин; для третей передачи: 2500 – 4500 об/мин; для четвёртой передачи: 3000 – 5000 об/мин; для пятой передачи: 3500 – 5000 об/мин.
График зависимости проходимого пути от времени (Рис. 10 приложения) строится по таблице 8, с учётом возможности разгона автомобиля с диапазоном частот вращения коленчатого вала двигателя 1000 – 6000 об/мин на каждой передаче.
Заключение
В результате выполненной работы осуществлён проверочный расчет основных параметров автомобиля, рассчитана его динамическая характеристика. Проведён сравнительный анализ проверочных значений автомобиля с его аналогами Fiat Albea. Показано, что данные, которые я получил, очень точно совпали с истинными значениями.
Характеристики |
Проверочные данные |
Fiat Albea |
Габаритные размеры |
||
Ширина, мм |
1705 |
1705 |
Высота по кабине, мм |
1490 |
1490 |
Колесная база, мм |
2440 |
2440 |
Технические характеристики | ||
Грузоподъемность, кг |
85 |
85 |
Масса автомобиля, Снаряженная (полная), кг |
1045 (1530) |
1045 (1530) |
Двигатель | ||
Мощность, кВт |
54 |
60 |
Максимальный крутящий момент, Н·м |
103,46 |
115 |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч |
162 |
165 |
Примерная кинематическая схема автомобиля Fiat Albea приведена на Рис. 11 приложения. Схема была получена в результате анализа кинематических схем подобных переднеприводных пятиступенчатых автомобилей с поперечным расположением двигателя.
Используемая литература
Приложение
Рис. 1 - Зависимость внешней эффективной мощности двигателя от частоты вращения коленчатого вала
Рис.2 – Зависимость внешнего эффективного крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала.
Рис. 3 – Скорость движения автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя
Рис. 4 – Зависимость удельного эффективного расхода топлива двигателя от частоты вращения вала двигателя
Рис. 5 – Зависимость полной эффективной силы тяги (PTKi, кН) по передачам, от частоты вращения коленчатого вала двигателя
Рис. 6 – зависимость силы сопротивления дороги (PДU, кН) и силы сопротивления воздуха (РВU, кН) от скорости движения автомобиля
Рис. 7 – График зависимости динамического фактора ( ) от скорости движения автомобиля по передачам.
Рис. 8 - Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Рис. 9 – График разгонной характеристики автомобиля (зависимость скорости от времени)
Рис. 10 – График разгонной характеристики автомобиля (зависимость проходимого пути от времени)
Рис. 11 – Примерная кинематическая
схема рассчитываемого
Информация о работе Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией