Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа выполняется с целью определения тягово-динамических характеристик вновь проектируемого легкового автомобиля. В работе производится расчёт основных рабочих параметров двигателя , его внешней скоростной характеристики. Осуществлен выбор основных параметров трансмиссии и ходовой части автомобиля.
В качестве автомобиля подобного проектируемому был принят автомобиль Fiat Albea. Автомобиль относится к классу легковых, кузов типа седан, обладающий высокими динамическими и скоростными качествами.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................ 3
1. Исходные данные. ....................................................................................................................4
2. Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией.................................................5
2.1. Определение полной массы автомобиля и её распределения по осям.........................5
2.2. Расчёт продольных координат центра масс автомобиля...............................................5
2.3. Выбор шин для проектируемого автомобиля.................................................................6
2.4. Определение характеристик двигателя...........................................................................7
2.5. Определение рабочего объёма двигателя.......................................................................9
2.6. Определение конструктивных параметров автомобиля..............................................10
2.7. Расчёт тягового баланса автомобиля.............................................................................13
2.8. Динамический паспорт автомобиля...............................................................................15
2.9. Характеристика ускорений.............................................................................................17
2.10. Определение пути и времени разгона автомобиля.....................................................20
Заключение. .................................................................................................................................24
Используемая литература...........................................................................................................25
Приложение………………………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая КРиПСИ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

     По результатам проведённых расчётов строится график динамического фактора в зависимости от скорости автомобиля (Рис. 7) – приведён в приложении.

 

 

 

2.9 Характеристика ускорений

 

 

     Ускорение автомобиля Uki на k-ой передаче при i-ой частоте вращения коленчатого вала рассчитывается по формуле:

 

 

где fVi – коэффициент сопротивлению качению при его движении с i-ой скоростью,

соответствующей i-ой частоте вращения коленчатого вала на k-ой передаче (табл.5).

     - коэффициент учёта вращения масс при k-ой передаче,

 

.

 

     Результаты расчётов величин и заносятся в таблицу.

 

Таблица 7 – Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя

 

Номер передачи

Параметр

Размерность

Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

4500

5000

5500

6000

1

Коэффициент учета вращения масс (δк)

-

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

1,054

Скорость (Vv)

м/с

2,12

3,18

4,24

5,30

6,37

7,43

8,49

9,55

10,61

11,67

12,73

Динамический фактор (D1i)

-

0,3639

0,3793

0,3902

0,3965

0,3984

0,3958

0,3886

0,3770

0,3609

0,3402

0,3151

Коэффициент сопротивления  качению (fVi)

-

0,01204

0,01208

0,01214

0,01223

0,01232

0,01244

0,01258

0,01273

0,01290

0,01309

0,01330

Ускорение автомобиля (U1i)

м/с2

3,27451

3,41724

3,51781

3,57623

3,59279

3,56719

3,49972

3,39009

3,23831

3,04438

2,80858

2

δк

-

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

1,05

Vv

м/с

3,00

4,50

6,00

7,51

9,01

10,51

12,01

13,51

15,01

16,51

18,01

D2i

-

0,2570

0,2677

0,2751

0,2792

0,2801

0,2777

0,2720

0,2631

0,2510

0,2355

0,2168

fVi

-

0,01207

0,01216

0,01229

0,01245

0,01265

0,01288

0,01315

0,01346

0,01380

0,01418

0,01460

U2i

м/с2

2,28844

2,38726

2,45519

2,49222

2,49857

2,47403

2,41881

2,33270

2,21569

2,06780

1,88921

3

δк

-

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

1,047

Vv

м/с

4,26

6,39

8,52

10,65

12,78

14,90

17,03

19,16

21,29

23,42

25,55

D3i

-

0,1809

0,1880

0,1926

0,1948

0,1945

0,1917

0,1865

0,1788

0,1687

0,1561

0,1410

fVi

-

0,01215

0,01233

0,01258

0,01291

0,01331

0,01378

0,01432

0,01494

0,01563

0,01639

0,01722

U3i

м/с2

1,58076

1,64565

1,68672

1,70397

1,69753

1,66727

1,61333

1,53556

1,43397

1,30855

1,15945

4

δк

-

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

1,045

Vv

м/с

6,00

9,01

12,01

15,01

18,01

21,02

24,02

27,02

30,02

33,03

36,03

D4i

-

0,1276

0,1319

0,1340

0,1341

0,1321

0,1280

0,1219

0,1137

0,1034

0,0910

0,0766

fVi

-

0,01229

0,01265

0,01315

0,01380

0,01460

0,01553

0,01662

0,01784

0,01921

0,02073

0,02238

U4i

м/с2

1,08271

1,11903

1,134499

1,12912

1,102995

1,05602

0,9883

0,89973

0,7903

0,66004

0,50902

5

δк

-

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

1,044

Vv

м/с

7,51

11,26

15,01

18,76

22,52

26,27

30,02

33,78

37,53

41,28

45,03

D5i

-

0,1013

0,1038

0,1041

0,1025

0,0987

0,0930

0,0852

0,0754

0,0635

0,0495

0,0336

fVi

-

0,01245

0,01301

0,01380

0,01482

0,01606

0,01752

0,01921

0,02113

0,02327

0,02563

0,02822

U5i

м/с2

0,83515

0,85261

0,84872

0,82349

0,77700

0,70916

0,62006

0,50962

0,37783

0,22470

0,05030


 

    Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя (рис. 8) – приведён в приложении.

 

 

2.10. Определение пути и времени разгона автомобиля.

 

 

     Приращение скорости автомобиля при движении на k-ой передаче и изменение частоты вращения коленчатого вала от i до i+ 500 об/мин рассчитывается по формуле:

 

,

где Vki+500 и Vki скорости движения автомобиля на k-ой передаче соответственно при i+500 и i-ой частоте вращения коленчатого вала двигателя (принимается из табл.7)

     Среднее ускорение автомобиля Uki на k-ой передаче за период его разгона от скорости Vki до скорости Vki+500 расчитывается по формуле:

 

 

где Uki и Uki+500 ускорения автомобиля на k-ой передаче соответственно при движении автомобиля при i-ой и i+500 частоте вращения коленчатого вала двигателя (принимается из табл.7).

     Продолжительность разгона автомобиля от скорости до скорости составит:

 


 

     Путь, проходимый автомобилем за период рассчитывается по формуле:

 

 

     Уменьшение скорости движения автомобиля ( ) за период переключения ( ) с k-ой на k+1 передачу составит:

 

     При расчёте разгонной характеристики автомобиля считается, что переключение передачи с нижней на высшую осуществляется при достижении коленчатым валом частоты вращения примерно 0,8 nmax.

  Результаты проведенных расчётов величин , , , , , заносятся в таблицу 8.

 

Таблица 8 - Параметры разгонной характеристики автомобиля.

Номер передачи

Параметр

Размерность

Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

4500

5000

5500

6000

1

Скорость (V1i)

м/с

2,12

3,18

4,24

5,30

6,37

7,43

8,49

9,55

10,61

11,67

12,73

Скорость при i+500 частоте вращения (V1(i+500))

м/с

3,18

4,24

5,30

6,37

7,43

8,49

9,55

10,61

11,67

12,73

-

Приращение  скорости (ΔV1i)

м/с

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

1,061

-

Ускорение (U1i)

м/с2

3,275

3,417

3,518

3,576

3,593

3,567

3,500

3,390

3,238

3,044

2,809

Приращение  ускорения (ΔU1i)

м/с2

3,346

3,468

3,547

3,585

3,580

3,533

3,445

3,314

3,141

2,926

-

Продолжительность разгона автомобиля  Δtn1

с

0,3171

0,3059

0,2991

0,2960

0,2963

0,3002

0,3080

0,3201

0,3377

0,3625

-

Путь автомобиля (ΔS1i)

м

0,8409

1,1360

1,4278

1,7269

2,0434

2,3889

2,7770

3,2261

3,7619

4,4226

-

2

V2i

м/с

3,00

4,50

6,00

7,51

9,01

10,51

12,01

13,51

15,01

16,51

18,01

V2(i+500)

м/с

4,50

6,00

7,51

9,01

10,51

12,01

13,51

15,01

16,51

18,01

-

ΔV2i

м/с

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

1,501

-

U2i

м/с2

2,288

2,387

2,455

2,492

2,499

2,474

2,419

2,333

2,216

2,068

1,889

ΔU2i

м/с2

2,338

2,421

2,474

2,495

2,486

2,446

2,376

2,274

2,142

1,979

-

Δtn2

с

0,6421

0,6200

0,6068

0,6016

0,6038

0,6136

0,6319

0,6601

0,7009

0,7587

-

ΔS2i

м

2,4097

3,2574

4,0993

4,9667

5,8912

6,9083

8,0623

9,4132

11,0475

13,0979

-

3

V3i

м/с

4,26

6,39

8,52

10,65

12,78

14,90

17,03

19,16

21,29

23,42

25,55

V3(i+500)

м/с

6,39

8,52

10,65

12,78

14,90

17,03

19,16

21,29

23,42

25,55

-

ΔV3i

м/с

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

2,129

-

U3i

м/с2

1,581

1,646

1,687

1,704

1,698

1,667

1,613

1,536

1,434

1,309

1,159

ΔU3i

м/с2

1,613

1,666

1,695

1,701

1,682

1,640

1,574

1,485

1,371

1,234

-

Δtn3

с

1,3199

1,2779

1,2560

1,2520

1,2656

1,2981

1,3524

1,4341

1,5528

1,7255

-

ΔS3i

м

7,0261

9,5238

12,0342

14,6618

17,5165

20,7301

24,4768

29,0088

34,7163

42,2519

-

4

V4i

м/с

6,00

9,01

12,01

15,01

18,01

21,02

24,02

27,02

30,02

33,03

36,03

V4(i+500)

м/с

9,01

12,01

15,01

18,01

21,02

24,02

27,02

30,02

33,03

36,03

-

ΔV4i

м/с

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

3,002

-

U4i

м/с2

1,083

1,119

1,134

1,129

1,103

1,056

0,988

0,900

0,790

0,660

0,509

ΔU4i

м/с2

1,101

1,127

1,132

1,116

1,080

1,022

0,944

0,845

0,725

0,585

-

Δtn4

с

2,7272

2,6645

2,6526

2,6901

2,7812

2,9372

3,1803

3,5529

4,1401

5,1362

-

ΔS4i

м

20,4695

27,9987

35,8378

44,4200

54,2738

66,1371

81,1603

101,3352

130,5118

177,3341

-

5

V5i

м/с

7,51

11,26

15,01

18,76

22,52

26,27

30,02

33,78

37,53

41,28

45,03

V5(i+500)

м/с

11,26

15,01

18,76

22,52

26,27

30,02

33,78

37,53

41,28

45,03

-

ΔV5i

м/с

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

3,753

-

U5i

м/с2

0,835

0,853

0,849

0,823

0,777

0,709

0,620

0,510

0,378

0,225

0,050

ΔU5i

м/с2

0,844

0,851

0,836

0,800

0,743

0,665

0,565

0,444

0,301

0,138

-

Δtn5

с

4,4472

4,4117

4,4885

4,6896

5,0504

5,6467

6,6441

8,4576

12,4570

27,2934

-

ΔS5i

м

41,7238

57,9472

75,8007

96,7969

123,1967

158,9331

211,9407

301,5307

490,8666

1177,9232

-


 

По результатам проведенных расчётов строятся графики разгонных характеристик на которых изображаются зависимости:

График зависимости  скорости движения автомобиля от времени (Рис. 9 приложения) строится с учётом того, что частоту вращения коленчатого вала двигателя берём для первой передачи: 1000 – 3000 об/мин; для второй передачи: 2000 – 4000 об/мин; для третей передачи: 2500 – 4500 об/мин; для четвёртой передачи: 3000 – 5000 об/мин; для пятой передачи: 3500 – 5000 об/мин.

График зависимости  проходимого пути от времени (Рис. 10 приложения) строится по таблице 8, с учётом возможности разгона автомобиля с диапазоном частот вращения коленчатого вала двигателя 1000 – 6000 об/мин на каждой передаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В результате выполненной работы осуществлён проверочный расчет основных параметров автомобиля, рассчитана его динамическая характеристика. Проведён сравнительный анализ проверочных значений автомобиля с его аналогами Fiat Albea. Показано, что данные, которые я получил, очень точно совпали с истинными значениями.

 

Характеристики

Проверочные данные

Fiat Albea

Габаритные размеры

   

Ширина, мм

1705

1705

Высота по кабине, мм

1490

1490

Колесная база, мм

2440

2440

Технические характеристики

Грузоподъемность, кг

85

85

Масса автомобиля, Снаряженная (полная), кг

1045 (1530)

1045 (1530)

Двигатель

Мощность, кВт

54

60

Максимальный крутящий момент, Н·м 

103,46

115

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

162

165


 

Примерная кинематическая схема автомобиля Fiat Albea приведена на Рис. 11 приложения. Схема была получена в результате анализа кинематических схем подобных переднеприводных пятиступенчатых автомобилей с поперечным расположением двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

 

  1.  Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Владимир Константинович Вахламов. – М.: издательский центр «Академия», 2004 -528 с.
  2. Бовшовский С.З. Автодело: Двигатели грузовых автомобилей ЗИЛ –М.: ИКЦ «Академкнига», 2003 -160с. : ил.
  3. Гриф М.И Основы создания и развития специализированного автотранспорта для строительства: Учебное пособие М. Изд-ва АСВ,2003 -144 стр.
  4. Строительные машины; Учебник/Волков Д.П., Крикун В.Я. Издание второе, перераб. Доп. 376 стрс.ил.
  5. Шадуя В.Л., Филонов И.П. Человек и машина: Учеб. Пособие/ В.Л. шадуя, и.П. Филонов .- Мн.:УП «Технопринт», 2004 -334с.
  6. Справочник автомобиля. Мн.: Харвест, 2004 -288с.
  7. Автомобили/Б.Лабан: Пер. с анг. Н.А. Зотиной.ь М.: ООО «Издательство Астрель» ООО «Издательство Олимп», 2002 -191 с. ил.
  8. Теория автомотического управления техническими объектами автомобилей и тракторов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведеий /Аркадий Алексеевич Мельников. –М.: Издательский центр «Академия»,2003 – 280 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Рис. 1 - Зависимость внешней эффективной мощности двигателя от частоты вращения коленчатого вала

 

 

Рис.2 – Зависимость внешнего эффективного крутящего момента от частоты  вращения коленчатого вала.

 

 

Рис. 3 – Скорость движения автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя

 

Рис. 4 – Зависимость удельного  эффективного расхода топлива двигателя  от частоты вращения вала двигателя

 

 

 

Рис. 5 – Зависимость полной эффективной силы тяги (PTKi, кН) по передачам, от частоты вращения коленчатого вала двигателя

 

Рис. 6 – зависимость силы сопротивления  дороги (PДU, кН) и силы сопротивления воздуха (РВU, кН) от скорости движения автомобиля

 

 

 

 

 

Рис. 7 – График зависимости динамического фактора ( ) от скорости движения автомобиля по передачам.

 

Рис. 8 - Значения ускорений автомобиля по передачам в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

 

 

 

 

 

Рис. 9 – График разгонной характеристики автомобиля (зависимость скорости от времени)

 

Рис. 10 – График разгонной характеристики автомобиля (зависимость проходимого  пути от времени)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11 – Примерная кинематическая схема рассчитываемого автомобиля

 


Информация о работе Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией