Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:09, курсовая работа
Учёт подвижного состава железных дорог характеризуется работой с большим объемом информации, которая к тому же изменяется достаточно быстро. Проблема накопления и обработки информации являются одной из самых распространённых в практической деятельности предприятий и организаций. Предлагаемым кардинальным решением этой проблемы является разработка, внедрение и использование различных баз данных, позволяющих хранить и обрабатывать нужную информацию, а так же получать различного рода отчёты в нужной форме. Работа с использованием базы данных позволяет существенно повысить эффективность деятельности любого предприятия.
Введение ………………………………………………………………....4
Анализ предметной области ………………………………………..6
Разработка информационной модели данных….………………….9
Описание структуры базы данных …………………...……..…….11
Разработка структуры базы данных……………………………….15
Разработка программного обеспечения ..……………………........17
Заключение……………………………………………………………...48
Список использованной литературы ....................................................49
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы ..............................
Учёт подвижного состава железных дорог характеризуется работой с большим объемом информации, которая к тому же изменяется достаточно быстро. Проблема накопления и обработки информации являются одной из самых распространённых в практической деятельности предприятий и организаций. Предлагаемым кардинальным решением этой проблемы является разработка, внедрение и использование различных баз данных, позволяющих хранить и обрабатывать нужную информацию, а так же получать различного рода отчёты в нужной форме. Работа с использованием базы данных позволяет существенно повысить эффективность деятельности любого предприятия. Только с помощью базы данных, например, можно получить сведения о количестве свободных единиц подвижного состава для заданного поезда в указанную дату, найти свободного машиниста, выдать перечень вагонов находящихся в ремонте. Эффективность работы базы данных зависит непосредственно от времени, требуемого для выполнения доступа к информации, её обработки и вывода. Использование современных инструментов разработки позволяет создавать производительные и надёжные базы данных ориентированные на конкретные задачи предприятия, обеспечивающие контроль вводимых данных, хранение и поддержание целостности баз данных, а так же обработку и вывод информации в форме удобной для дальнейшего использования.
Выбор конкретной СУБД, где будет организованна база данных, имеет большое значение. В данном курсовом проекте база данных будет строиться в Microsoft Access. Это в настоящее время самая популярная настольная СУБД и является наиболее простым и доступным средством проектирования и разработки базы данных. Сила таких реляционных баз данных заключается в том, что они могут быстро найти и связать данные из различных таблиц при помощи запросов, форм и отчётов. Главными достоинствами этого программного продукта является его совместимость с большинством приложений Windows, легкость и удобство в эксплуатации, а так же возможность импорта или связывания данных из других приложений и файлов иных форматов. Допускается импорт не только таблиц, но и форм, отчётов из другой БД. Для управления доступа к данным используется конструктор форм. Для генерирования отчётов используется конструктор отчётов. Если необходимо разработать сложное приложение, то используются микрокоманды. Access допускает использование встроенных объектов (OLE). Access поддерживает встроенный язык запросов SQL.
Нашей задачей является: разработать базу данных для обеспечения информационных потребностей сотрудников железных дорог, предусматривающую возможность легкого просмотра необходимых данных, а также следующие приложения для работы с базой данных:
Приложения должны быть выполнены в виде SQL-запросов, по которым формируются отчеты для вывода нужной информации на печать.
Проанализировав все требования, приходим к заключению, что учёт подвижного состава железной дороги можно представить одиннадцатью основными объектами:
Детальное описание объектов приведено в таблице (Таблица 1).
Таблица 1.
№ п/п |
Объект |
Характеристика объекта |
1 |
2 |
3 |
1. |
Вокзал |
Наименование вокзала |
Адрес | ||
Начальник вокзала | ||
2. |
Тип вагона |
Наименование типа (купе, СВ, плацкарта, почтовый и т. д.) |
3. |
Тип локомотива |
Наименование типа (электровоз, тепловоз, паровоз и т. д.) |
4. |
Вагон |
Инвентарный номер |
Марка вагона | ||
Вид вагона | ||
Дата приписки | ||
Дата последнего ремонта | ||
Стоимость | ||
Номер поезда | ||
5. |
Использование вагона |
Инвентарный номер вагона |
Дата отправления | ||
Признак использования (в рейсе, в ремонте, в резерве) | ||
6. |
Локомотив |
Инвентарный номер |
Марка | ||
Вид локомотива | ||
Дата приписки | ||
Дата последнего ремонта | ||
Стоимость | ||
7. |
Использование локомотива |
Номер поезда |
Дата отправления | ||
Признак использования (в рейсе, в ремонте, в резерве) | ||
Инвентарный номер | ||
8. |
Поезд |
Номер поезда |
Номер локомотива | ||
Наименование вокзала | ||
Тип поезда (скорый, пассажирский, экспресс) | ||
Дата отправления | ||
Дата прибытия | ||
9. |
Кадры |
Табельный номер |
Фамилия, имя, отчество | ||
Специальность | ||
Адрес | ||
Стаж | ||
Оклад | ||
Рабочий маршрут | ||
Номер поезда | ||
Признак состояния (в рейсе, в резерве, в отпуске, болен) | ||
Номер бригады | ||
Дата отправления | ||
Продолжение таблицы 1. | ||
1 |
2 |
3 |
10. |
Бригада |
Номер бригады |
Номер поезда | ||
11. |
Тип поезда |
Наименование типа (скорый, почтовый и т.д.) |
Определимся с правилами взаимодействия для заданной предметной области. Рассмотрим отдельно каждый объект и наметим для него связи с другими объектами.
Очевидно, что объект Поезд должен быть связан с Вокзалом, что бы можно было установить через какой вокзал проезжает конкретный поезд. Также с Поездом должен быть связан Локомотив, так как конкретный локомотив принадлежит к конкретному поезду. С Локомотивом должны быть связанны Тип локомотива и Использование локомотива для получения дополнительной информации о локомотиве. Объект Бригада должен быть связан с Поездом, так как конкретная бригада принадлежит какому-то поезду. Для получения более подробной информации о бригаде, объект Бригада необходимо связать с Кадрами, а объект Вагон с Использованием вагона и Типом вагона.
Информационная модель данных отражает структуру данных, описывающих предметную область и взаимодействие между объектами предметной области. Процесс создания информационной модели начинается с определения концептуальных требований к разработанной информационной системе. Эти требования объединяются в единую концептуальную модель. Концептуальная модель представляет собой объекты предметной области и их взаимосвязи, но не содержит вопросов реализации. Концептуальная модель служит основой для разработки логической модели данных. Логическая модель отражает логические связи между элементами данных с учётом реализации конкретной СУБД.
Взаимосвязь данных в модели была определена в предыдущем пункте, поэтому остается определиться с типом связи. Связь между таблицами определяет отношение подчинённости, при котором одна таблица является главной (родительской), а вторая – подчинённой (дочерней). Существуют следующие виды связи: отношение ''один-к-одному '', ''один-ко-многим'', ''много-к-одному '', ''многие-ко-многим ''.
Связь между объектами Поезд и Вокзал будет осуществляться по типу ''один-ко-многим'', так как объект Вокзал может содержать нескольких поездов, а в объекте Вокзал ключ вида является уникальным.
При связи ''один-ко-многим''
одной записи в первом объекте
может соответствовать
С Поездом должен быть связан Локомотив связью ''один-ко-многим'', так как объекту Поезд может быть сопоставлено несколько локомотивов, а в объекте Поезд ключ вида является уникальным.
Локомотив должны быть связан с Тип локомотива связью ''один-ко-многим'', так как локомотив бывает разных видов, а в объекте Тип локомотива ключ вида является уникальным.
Использование локомотива связанно с Локомотивом связью ''один-ко-многим'', а в объекте Локомотив ключ вида является уникальным.
Объект Бригада связан с Поездом связью ''один-ко-многим'', так как на конкретном поезде может работать несколько бригад. В объекте Поезд ключ вида является уникальным.
Объект Бригада необходимо связать с Кадрами связью ''один-ко-многим'', так как в одной бригаде могут работать несколько человек. В объекте Бригада ключ вида является уникальным.
Объект Вагон связан с Использованием вагона связью ''один-к-одному''. При этом типе связи, каждая запись одного объекта однозначно соответствует записи в другом объекте. В объекте Вагон и Использование вагона ключ вида является уникальным.
Объект Вагон связан с Типом вагона связью ''один-ко-многим'', так как вагоны бывают разных видов. В объекте Типом вагона ключ вида является уникальным.
На основании вышеизложенных рассуждений построим схему взаимосвязи между объектами с учетом типа связи (Рисунок 1):
Рисунок 1. «Взаимосвязь между объектами с учетом типа связи»
Описание структуры базы данных включает в себя описание таблиц и полей (с ограничениями значений), связей, первичных индексов и т.д.
Как уже упоминалось в информационной модели, в нашей базе данных мы выделяем одиннадцать таблиц:
1. Вокзал
2. Тип вагона
3. Тип локомотива
4. Вагон
5. Использование вагона
6. Локомотив
7. Использование локомотива
8. Поезд
9. Кадры
10. Бригада
11. Тип поезда
Таблица Вагон связана с таблицами Тип вагона и Использование вагона.
Таблица Поезд связана с таблицами Тип поезда, Вокзал, Бригада, Локомотив.
Таблица Локомотив связана с таблицей Использование локомотива.
Таблица Бригада связана с таблицей Кадры.
Связи осуществляются по типу – ''один-ко-многим'', ''много-к-одному''.
Связи между таблицами, представленные на схеме данных Microsoft Access представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. «Связи между таблицами, представленные
на схеме данных Microsoft Access»
Вся наглядная информация о таблицах базы данных, их полях и связях между ними, а также о ключевых полях представлена в окне Схема данных, вызываемой командой Сервис | Схема данных верхнего меню Microsoft Access. Описание форматов всех полей вышеперечисленных таблиц приведено в следующей таблице (Таблица 2):