Управление пассажирскими перевозками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человек опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Содержание работы

1. Организация и управление пассажирских перевозок
1.1. Организация автомобильных пассажирских перевозок
2. Управление пассажирскими перевозками
2.1. Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах
2.2. Качество обслуживания пассажиров
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Пассажирские перевозки.docx

— 97.71 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

1. Организация и управление  пассажирских перевозок

1.1. Организация  автомобильных пассажирских перевозок

2. Управление пассажирскими перевозками

2.1. Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах

2.2. Качество обслуживания пассажиров

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация  и управление пассажирских перевозок

 

1.1. Организация пассажирских перевозок.

Современное общество характеризуется  интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал  общества, формируют новый жизненный  стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения  людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической  функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человек  опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость  перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали  объединения людей во времени  и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения  людей от места проживания к месту  временного пребывания. Разрешение этого  противоречия обеспечил городской  пассажирский транспорт.

Пассажирское сообщение  между отдельными населенными пунктами постоянно развивалось. Усиление транспортных экономических связей между соседними  населенными пунктами привело к  возникновению более крупных  сообществ, сформировавшихся в отдельные  регионы и государства. Между  регионами и государствами также  развивались транспортные связи.

Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные  регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государство  образующих факторов.

Транспорт (от лат. transport – перемещаю) – народно-хозяйственный комплекс, осуществляющий перевозки людей и грузов. По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт – часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной глади и багажа в различных видах сообщения.  Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных (бытовых) целях.

Большинство людей ежедневно  затрачивают на транспортные передвижения значительное время.  Прежде всего это касается жителей городов,  в которых проживает около 68% россиян, а также жителей пригородных зон. Свободное время работающего человека составляет примерно 7 часов в сутки (8 часов – работа и 9 часов – сон и личное время). Следовательно, при средних затратах времени на поездки 1 час 30 минут в сутки, транспорт «забирает» более 1/5 свободного времени.

В России особое внимание уделяется  развитию общественного маршрутизированного  транспорта. Сущность задачи на современном  этапе его развития сводится к  разработке новых методов организации  движения пассажирского транспорта на основе автоматизированных систем управления движением; совершенствования  традиционных видов городского пассажирского  транспорта, включая изменение конструкции  подвижного состава и путевых  устройств; разработке новых видов  маршрутизированного пассажирского  транспорта. Характерными чертами современного периода являются: специализация  городских улиц и дорог по назначению и виду движения с целью повышения  однородности транспортных потоков; системный  подход к решению вопросов городской  транспортной сети в свете увязки и резервирования линий всех видов  городского транспорта; максимальное исключение конфликтных точек и  разводка транспортных потоков в  разных уровнях; развитие городских  скоростных дорог.

Для современных городов  характерно срастание жилых и  промышленных районов с пригородами, зонами отдыха, другими населенными  пунктами, т.е. образование так называемых мегаполисов. В решении транспортной проблемы будущих мегаполисов приемлем лишь один путь – быстрое и разумное расширение сети общественного транспорта, состоящего из двух систем: транзитной и местной. Очевидно, что справиться с большим объемом перевозок пассажиров в крупных городах с помощью одного вида транспорта не представляет возможным. Поэтому необходимо широко использовать все имеющиеся виды городского пассажирского транспорта.

Виды городского пассажирского транспорта



 


 


 


 

 

Метрополитен представляет собой рельсовый вид городского пассажирского транспорта с обособленным путевым устройством тоннельного, наземного или эстакадного исполнения. Это самый мощный вид городского пассажирского транспорта с пропускной способностью в 48 пар поездов в час и провозной возможностью 40-50тыс. пассажиров в час. Метрополитен как рельсовый транспорт, требующий значительных капитальных вложений, применяется в крупнейших городах на направлениях с устойчивым пассажиропотоком. Он эффективен в городах с населением свыше 1 млн. жителей и только и только на направлениях с максимальным пассажиропотоком, превышающим 21 тыс. чел. в час.

Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения. Провозная возможность трамвая находится в пределах 12-15 тыс.пассажиров в час. По провозной возможности это второй после метрополитена вид городского пассажирского транспорта. Долгое время трамваи были основным видом городского транспорта. Трамвай – экономичный по эксплуатационным затратам и экологически чистый вид городского транспорта. Однако его маневренность по сравнению с другими уличными видами транспорта низкая; неисправности вызывают пробки и заторы, он создает шум.

Троллейбус – безрельсовый вид транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Провозная возможность его – 8-9 тыс.пассажиров в час.  Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она загромождает улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения. Троллейбус целесообразно использовать в городах с населением более 250 тыс. жителей на линиях с устойчивыми пассажиропотоками не ниже 2-2,5 тыс. пассажиров в час в качестве, как основного, так и вспомогательного вида транспорта. Применяемый подвижной состав может иметь среднюю, большую и особо большую вместимость.

Автобус – безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств.  Может эксплуатироваться на улицах с переходными типами дорожных покрытий. Может осваивать пассажиропотоки от 200 до 4500 пас/ч. Это позволяет создать в городах и населенных пунктах разветвленную сеть маршрутов с плотностью до 3 км/км2. Используется как основной, так и подходящий вид транспорта. Провозная возможность автобусного транспорта – 9-10 тыс. пассажиров в час. Автобус обеспечивает легкое изменение маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой постройки. Автобус является единственным видом транспорта в малых городах и рабочих поселках со сравнительно небольшими пассажиропотоками и вспомогательным на подвозящих и развозящих маршрутах в крупных и крупнейших городах. Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложностью автономного двигателя внутреннего сгорания, со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума.

Благодаря преимуществам  автобусного транспорта перед другими  видами и несмотря на присущие ему недостатки он получил значительное распространение. Автобусное сообщение организовано у нас в стране более чем в 1500 городах и поселках городского типа. За последнее время средняя дальность поездок пассажиров достигла 6 км.

Необходимо отметить, что  автобусный транспорт в основном тяготеет к городским перевозкам и является преимущественно городским  транспортом. В связи с этим при  организации работы по перевозке  пассажиров автотранспортное предприятия, прежде всего, осуществляют городские  и от части пригородные перевозки пассажиров.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит  в оказании услуг по перевозке  пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребностей людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере  услуг населению.

Пассажирские перевозки  могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие перевозки выполняются  перевозчиком с целью получения  экономического результата (выгоды) и  подразделяются на перевозки транспортом  общественного пользования и  технологические перевозки (перевозки  транспортом не общего пользования). Некоммерческие перевозки выполняются  гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) потребностей, а также  организациями в интересах государственной  или муниципальной службы.

В правовом государстве ведущая  роль в регулировании общественных отношений, в том числе и в  области перевозок пассажиров, принадлежит  праву. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками  осуществляется на правовой основе, формируемой  Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и подзаконными актами. Правовые акты устанавливают ряд важных  требований и ограничений, которые следует  учитывать при организации перевозок  пассажиров.

Общественные отношения, возникающие и складывающиеся между  различными участниками (субъектами)  транспортной деятельности в области  пассажирских перевозок, представляют собой транспортные отношения. Основные субъекты таких транспортных отношений  – пассажиры – физические лица,  использующие транспортные средства с  целью передвижения, но не осуществляющие при этом функций по управлению данными  транспортными средствами или иных служебных функций, связанных с  поездкой.

Юридические лица, осуществляющие перевозки пассажиров, являются перевозчиками (транспортными операторами). Органы государственной и муниципальной  власти, осуществляющие полномочия и  функции регулирования деятельности перевозчиков, установленных действующим  законодательством, также являются участниками транспортных отношений.

В рассматриваемых транспортных отношениях предметом деятельности выступает перемещение пассажира  из одного пункта в другой. Пассажир может перевозить ручную кладь и  багаж. Вещи пассажиров относятся к  ручной клади или багажу в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Принципы пассажирских перевозок автомобильным транспортом









 




Пассажирские  перевозки автомобильным транспортом осуществляются при соблюдении ряда принципов [таблица ], основными из которых являются:

  • принцип законности, предполагающий обязательное использование правовых норм, установленных действующим законодательством;
  • принцип приоритета безопасности, устанавливающий, что в первоочередном и безусловном порядке при перевозках пассажиров обеспечивает безопасность для граждан, окружающей природной среды, интересов общества и государства. Необходимо учитывать, что транспортная деятельность связана с эксплуатацией источников повышения опасности. В этой связи следует предусматривать специальные меры, направленные на конкретизацию соответствующих гражданско-правовых отношений (общие основы  таких отношений установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и ряде федеральных законов);
  • принцип социальной справедливости, устанавливающий баланс между частными и общественными интересами. Например, для городского маршрутизированного транспорта используют специально выделенные полосы движения, в месте расположения остановочных пунктов ограничивают парковку;
  • принцип научности, предполагающий формирование транспортных отношений в соответствии с известными фундаментальными и прикладными (отраслевыми) научными результатами и теоретическими положениями, подкрепленными опытом практического использования, результатами теоретических и экспериментальных исследований и разработок;
  • принцип приоритета большинства, исходящий из разрешения противоречий в интересах различных субъектов транспортных отношений на основе большинства голосов или максимума совпадения интересов пассажиров. Действие данного принципа проявляется при регулировании маршрутных перевозок, когда решающее значение имеет полное или частичное совпадение целей передвижения группы пассажиров, пользующихся совместно одним транспортным средством, маршрутом и остановочными пунктами. Приоритет большинства позволяет разрешить и противоречие между интересами индивидуума и общества в части проблем экологической безопасности автотранспортных средств;
  • принцип возможности, требующий организовать перевозки пассажиров исходя из располагаемых возможностей перевозчика и общества;
  • принцип аккумулирования опыта, предполагающий наличие у организаторов перевозок эффективных процедур изучения, обобщения, обмена, распространения и аккумулирования известного производственного опыта;
  • принцип комплексности регулирования отношений, предполагающих, что используются все возможные направления и аспекты регулирования транспортных отношений: правовые организационные, экономические, материально-кадровые, административно-управленческие и т.д.
  • принцип эффективности, исходящий из предпосылки, что принимаемые при организации пассажирских автомобильных перевозок управленческие решения приводят к эффективным (заметным, существенным, значимым) и позитивным изменениям результатов транспортной деятельности;
  • принцип надзорности и контроля, предполагающий, что все значимые результаты осуществления транспортных отношений, регулируемые действующим законодательством, подлежат надзору, контролю и проверкам с целью установления соответствия фактического положения дел предъявляемым требованиям. Надзор следует рассматривать как обязательную функция государственного регулирования транспортного комплекса, замыкающую обратные связи в транспортных отношениях;
  • принцип ответственности, исходящий из того, что обеспечена ответственность конкретных лиц за предписываемые им обязанности. Не допускается такое формулирование нормы, при котором неясно, кто и как именно отвечает за ее надлежащее исполнение. Должны быть предусмотрены механизмы принуждения к исполнению возможных обязанностей и меры ответственности за их ненадлежащее использование;
  • принцип соответствия, требующий установления взаимосвязи прав и обязанностей. Согласно этому принципу каждому праву одного из субъектов транспортных отношений ставится в соответствие обязанность другого субъекта и наоборот. Не могут быть предоставлены права, не подкрепленные чьей-либо обязанностью исполнить действия по обеспечению данных прав.

Информация о работе Управление пассажирскими перевозками