Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человек опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.
1. Организация и управление пассажирских перевозок
1.1. Организация автомобильных пассажирских перевозок
2. Управление пассажирскими перевозками
2.1. Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах
2.2. Качество обслуживания пассажиров
Список литературы:
Для автомобильных перевозок
транспортом общего пользования
характерно наличие состоятельности
двух ведущих технологических
Маршрутный принцип основан на совпадении интересов достаточно большого числа пассажиров и позволяет организовывать регулярные автобусные маршруты. Поездки по маршрутам практически удовлетворяют транспортные потребности подавляющего числа пассажиров при приемлемых тарифах на оказываемые услуги.
Индивидуальный принцип
основан на признании существенности
интересов отдельной личности и
позволяет выполнить
Практика автотранспортной
деятельности выработала также форму
транспортного обслуживания, в которой
сочетаются преимущества маршрутного
и индивидуального принципов
– перевозка в режиме маршрутного
такси. Эта разновидность
Различные изменения на пассажирском транспорте проводятся на основании предварительно разработанных концепций и в соответствии с планами, проектами.
Транспортная деятельность в целом, рассматриваемая как сфера профессиональной деятельности, обеспечивает примерно 7% от общего числа рабочих место только в самой транспортной отрасли без учета транспортного машиностроения, транспортного строительства и других сопряженных отраслей). Доля пассажирских перевозок всеми видами транспорта в объеме платных услуг населению составляет 22,2%. В транспортном комплексе эксплуатируется около 11% основных производственных фондов народного хозяйства. Значительная часть этих трудовых и материальных ресурсов задействована в перевозках пассажиров автомобильным транспортом.
2. Управление пассажирскими перевозками
2.1. Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах.
Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте
Согласно Уставу автомобильного
транспорта, к пригородным относятся
перевозки, осуществляемые за пределы
города (другого населенного пункта)
на расстоянии до 50 км включительно. Эти
перевозки, как правило, выполняются
маршрутными автобусами общего пользования
и частично маршрутными автомобилями-
В последнее время постоянно
растет значение пригородных сообщений
в общей системе пассажирских
перевозок. Пассажирооборот в пригородном
сообщении увеличивается в
Анализ структуры автобусных перевозок по видам сообщений показывает уменьшение доли городских и увеличение доли пригородных сообщений, которая в настоящее время достигла 28%.
В крупных городах и
городских агломерациях до 50-60% объема
перевозок в направлении мощных
пассажиропотоков может приходиться
на пригородный электрический
Планирование, организация работы и управление движением автобусов в пригородном сообщении имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего они состоят в том, что пригородные перевозки пассажиров включают не только трудовые, деловые и культурно-бутовые поездки, но и массовые перевозки трудящихся в предвыходные и выходные дни с целью отдыха в загородных условиях.
В то время как в городах
пассажиропотоки в субботние
и воскресные дни уменьшаются, в
пригородном сообщении –
Исследования пригородных перевозок, позволили выявить некоторые особенности. К первой особенности необходимо отнести то, что все пригородные перевозки можно разделить на несколько типов.
Отличительной особенностью «смешанных перевозок является то, что они сочетают в себе черты двух первых. В осеннее - зимние месяцы пассажиропоток стабилен, а его увеличение наблюдается с наступлением дачного сезона. В июле пассажиропоток, по сравнению со среднегодовыми значениями, возрастает примерно в 1,8 раза.
Падение пассажиропотока в осеннее – зимние месяцы на маршрутах происходит более плавно, так как дачники посещают дачи до наступления последней осени.
Техническая скорость на разных видах пригородных перевозок различна и в основном зависит от условий эксплуатации подвижного состава. Так, на «чисто» пригородных техническая скорость достаточна высока и составляет около 40 км/ч. Это объясняется тем, что весь маршрут проходит по дорогам с асфальтобетонным покрытием и автобусы делают редкие остановки через большие расстояния.
Сравнительная характеристика видов пригородных перевозок
(в среднем по группам маршрутов)
Характеристики маршрутов |
«Чисто» пригородные маршруты |
«Дачные» пригородные маршруты |
«Смешанные» пригородные маршруты |
Длина оборотного рейса, км |
97,3 |
42,0 |
84,1 |
Максимальное время движения по маршруту, мин.: |
85 |
90 |
85 |
Минимальное время движения по маршруту, мин.: |
65 |
25 |
60 |
На маршруте за сутки проехало, пас. |
180 |
302 |
480 |
Количество выполненных пассажирокилометров, тыс.чел-км |
1,8 |
6,3 |
24,0 |
Средняя дальность поездки пассажиров, км |
35 |
20,3 |
29 |
Максимальное количество перевезенных пассажиров в час, пас. |
80 |
250 |
200 |
Среднее количество перевезенных пассажиров в час, пас. |
37 |
35 | |
Коэффициент сменности пассажиров |
1,61 |
1,04 |
1,07 |
Количество остановочных пунктов на маршруте |
3-4 |
10-12 |
6-7 |
Техническая скорость, км/ч |
39 |
27 |
30 |
На "дачных" перевозках техническая скорость значительно ниже, чем на "чисто" пригородных перевозках и в среднем составляет около 27 км/ч. Такое снижение скорости объясняется тем, что часть "дачных" маршрутов проходит по грунтовым дорогам с большим количеством остановок. Расстояния между остановками в пределах города и дачных массивов не превышают 300-350 м, что не позволяет автобусу развивать большие скорости и ведет к уменьшению технической скорости. Так как "смешанные" перевозки сочетают особенности "чисто" пригородных и "дачных" видов перевозок, то значение технической скорости находится несколько выше, чем на "дачных" перевозках и равно 30 км/ч.
Другой особенность является нехватка подвижного состава и его как моральная, так и физическая изношенность. Это приводит к тому, что руководство ПАТП в ряде случаев вынуждено в весенне-осенний период снимать автобусы с городских маршрутов (тем самым ухудшая состояние перевозок пассажиров в городах). Нехватка подвижного состава, особенно в период массового сбора урожая, когда у пассажиров большое количество ручной клади приводит к тому, что пассажиры не могут гарантированно уехать на первом автобусе, подошедшем к остановке, что увеличивает время их ожидания. Такая ситуация создает благоприятные условия для активного подключения к перевозке пассажиров частных перевозчиков.
Процесс организации работы автобусов
Использование системного подхода к перевозочному процессу автобусов, обслуживающих конкретную сеть пригородных маршрутов, позволяет выделить следующую последовательность работ:
Работа автобусов
на пригородных маршрутах
Полное и своевременное выявление пассажиропотоков и характер распределения по часам суток, дням недели, длине маршрута и направлениям следования во многом определяет эффективную работу автобусов на пригородных маршрутах. Пригородные автобусные маршруты начинаются в черте города и выходят за его пределы на расстояние до 50 км, заканчиваясь в загородном жилом массиве, крупном специфическом предприятии, в зоне отдыха, дачном массиве, поселке городского типа и т. д. Протяженность их в пределах городской черты составляет 10-20 %. Как правило, в пределах города происходит увеличение мощности пассажиропотока, затем он стабилизируется, а по мере подхода к конечной остановке пассажиропоток постепенно уменьшается.