Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть различные типы средств перемещения (авиационный, железнодорожный, автомобильный, морской и речной транспорт) в туристической индустрии и выявить их специфические особенности.
Реализация избранной цели исследования обуславливает необходимость постановки и решения следующего ряда задач:
изучить структуру и специфику туристского продукта;
проанализировать роль и место транспортных услуг в туризме;
исследовать основные виды и средства транспортных перевозок в индустрии туризма.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Транспортное обеспечение как важнейший элемент туристского продукта…..…………………………………………………………………………..5
Понятие, структура и специфика туристского продукта……………5
Мотивация выбора транспортного средства в туристских перевозках………………………………………………………………9
Глава 2. Анализ транспортных услуг в индустрии туризма……………………..12
Виды и средства транспортных перевозок в туризме……………...12
Влияние систем перевозок на развитие общества………………….16
Современное состояние туристских транспортных услуг в России………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….....22
Литература…………………………………………………………………………..24
Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности (9,с.217). Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влиянии туризма на развитие общества.
Прямое влияние туризма – результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма. К статьям туристских расходов в соответствии с рекомендациями ООН ВТО относятся:
Прямое влияние туризма понимается как результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма, создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход страны (региона), обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии (9,с.217).
Косвенное влияние туризма на экономику известно под названием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе). Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов местной экономики (9,с.219). Например, гостиницы пользуются услугами строительных и коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей продовольственных товаров и др.
Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны (региона).
Услуги перевозки, как составная часть туризма, несут в себе глубокую социальную функцию, заключающуюся в возможности удовлетворения одной из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил. Поэтому система перевозок туристов как активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту, поскольку туризм предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.
Гуманитарная функция перевозки туриста заключается в использовании возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразие тематики экскурсий и туров – деловые, познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др. – позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма (13,с.89).
Наряду с
позитивными последствиями
Таким образом, система перевозок, как составная часть туризма, влияет на развитие общества как положительно, так и отрицательно. Развитие же туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты, в частности, строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.
В настоящее время на российском туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Во-первых, перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги. Во-вторых, в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным видам перевозок (4,с.71). Таким образом, основными причинами низкой эффективности отрасли туризма в России является высокая цена и низкое качество услуги туристической перевозки по сравнению с зарубежными аналогами.
Спрос на туристские транспортные услуги внутри России сократился. Это связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиационные и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами (4, с.105).
Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских круизов практически прекратили туристские рейсы. Почти отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма (19, с.407).
Доля затрат на транспортные услуги в России в последние годы находится на уровне 30–40% (35–40 млн. рублей в год) и характеризуется тенденцией к росту. При этом по данным Росстата доля затрат на гостиничные услуги в течение нескольких лет падает (с 68% в 2009 г. до 62% в 2010 г.), а доля транспортных услуг возрастает с 24% до 30% соответственно (21). Однако, приведенные данные о туристических транспортных услугах не являются полными, поскольку в официальной статистической отчетности не принимаются во внимание расходы туристов на трансферт; транспортные затраты туристов, не вошедшие в структуру туристского пакета и часть затрат, которая оплачивается иностранными перевозчиками. С учетом представленных компонентов доля транспортных услуг может превышать 40%, а в некоторых случаях достигать 50% при оценке полного объема туристско-транспортных услуг в составе туристского продукта (21).
Основными направлениями
совершенствования механизма
Эти изменения позволят решить следующие задачи:
Итак, подводя итоги по данной главе, можно заключить, что перевозки туристов осуществляются различными видами транспорта: наземным, воздушным, водным. Популярность или востребованность разных видов транспорта для туристских перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей и от других факторов. У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, обусловленные историческим развитием, техническими, экономическими и экологическими характеристиками. Все виды транспорта отличаются степенью комфортности, скорости движения, коммерческой нагрузкой, безопасностью и стоимостью перевозок.
Все виды транспортных систем преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей туристов при реализации услуг по перевозке. В связи с этим имеет смысл говорить о транспортном обслуживании туристов как о совокупности целого ряда услуг, предназначенных для перевозки туристов и их багажа из одного пункта в другой с достаточной скоростью и максимальным уровнем комфорта.
Заключение
Туристское обслуживание удовлетворяет целый комплекс разнообразных потребностей: перевозки, питании, проживании, познавательных экскурсиях, спортивных и развлекательных мероприятиях и т.д. Этап перевозки является одним из доходообразующим элементом туристского продукта. Без транспорта нет туризма, если не говорить о пеших экскурсиях и походах, ограниченных как числом туристов, так и расстоянием. С развитием туризма транспортные пути постоянно расширяются, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.
Туристский транспорт подразделяется на воздушный, сухопутный (железнодорожный, автомобильный) и водный (речной и морской).
При выборе пассажиром того ли иного вида транспортного средства учитываются многие факторы: скорость, комфорт, безопасность и другие. Правильность выбора вида перевозки во многом определяет эффективность путешествия и достижения цели.
Наибольшей популярностью у туристов пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия. Что касается воздушных перевозок, то они характеризуются высокой скоростью доставки туристов и высоким уровнем сервиса. Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета.
Нужно отметить, что железнодорожные перевозки по скорости уступают авиаперевозкам. Железнодорожные маршруты очень разнообразны. Существуют маршруты различные по продолжительности и по дальности. Для перевозок пассажиров используются скорые, скоростные и пассажирские поезда.
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансфертов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили – транспорт местного и внутрирегионального значения.
Водные путешествия имеют как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, деловой, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах.
Средство и
методы перевозки играют огромное значение
в организации туров и
Итак, туристские перевозки играют немаловажную роль в организации путешествий. Выбор туриста во многом определяется качеством и уровнем сервиса, поэтому следует уделять особое внимание к повышению качества предоставляемых услуг. Туризм будет и дальше развиваться и совершенствоваться и дополняться сервисными услугами. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью человеческого социума.
Литература
а) Документы
Информация о работе Услуги перевозки в составе туристского продукта