Устройство Сцепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Сцепление представляет собой фрикционную муфту, в которой передача крутящего момента происходит за счет силы трения. Оно позволяет кратковременно отсоединять вращение коленчатого вала двигателя от вращения первичного вала коробки передач и вновь плавно соединять их.
На современных моделях легковых автомобилей устанавливается сухое однодисковое сцепление с одной центральной диафрагменной пружиной 10 в виде усеченного конуса Пружина

Файлы: 1 файл

Сцепление.docx

— 250.41 Кб (Скачать файл)

Устройство  Сцепления

 

Сцепление

Сцепление представляет собой фрикционную муфту, в которой передача крутящего момента происходит за счет силы трения. Оно позволяет кратковременно отсоединять вращение коленчатого вала двигателя от вращения первичного вала коробки передач и вновь  плавно соединять их. 

На современных  моделях легковых автомобилей устанавливается  сухое однодисковое сцепление с  одной центральной диафрагменной  пружиной 10 в виде усеченного конуса  Пружина


 
 

Диафрагменное сцепление:

/—шпилька, 2 —  кожух сцепления, 3 — звено, 4 —  опорное кольцо, 5 — пята, 6 — выжимной  подшипник, 7—обойма подшипника, 8 —  сальник, 9 — стяжной палец, 10 —  диафрагменная пружина,' 11 — нажимной  диск, 12 — ведомый диск, 13 — картер, 14.— маховик, 15 — щиток, 116 — ведущий вал коробки передач,/7—демпферная пружина диска

 

отштампована из листовой пружинной стали толщиной 0,9 мм. Радиально расположенные 18 лепестков пружины не только создаю упругие элементы, но и одновременно являются выжимными рычагами.

Конструктивно сцепление с диафрагменной пружиной выполнено в виде двух неразборных  узлов. Один состоит из нажимного диска 11 в сборе с диафрагменной пружиной и кожухом 2, другой из ведомого диска 12 с гасителем крутильных колебаний. Сцепление заключено в картер 13, крепящийся к блоку двигателя. Для выключения сцепления, служит скользящая муфта с подшипником  усилие на которую передается от педали управления через гидравлический или тросовый привод. Крутящий момент от двигателя! через маховик и нажимной! диск 11 передается ведомому диску 12, а от него через демпферные пружины 17, ступицу ведомого диска и шлицевое соединение — ведущему валу коробки передач 16.     

При нажатии  на педаль муфта выключения, перемещаясь вместе с подшипником в сторону маховика, давит через упорный фланец, к которому приклеено фрикционное кольцо, на  лепестки диафрагменной пружины. При этом наружная кромка пружины, перемещаясь в 
обратном направлении, отходит от кольцевого выступа на нажимном диске и через фиксаторы отводит его от ведомого диска, освобождая последний от крутящего момента двигателя.

1 — нажимной диск, 2 — картер  сцепления, 3 — маховик, 4 — рычаг включения сцепления, 5 — ведомый диск, 6, 7—пружины, 8 — выжимной, 9 — муфта выключения сцепления, 10— ведущий  вал коробки  передач, 11 - оттяжная пружина,

12 — вилка выключения сцепления, 13 — опорная вилка, 14 — кожух сцепления

 

На автомобилях  ГАЗ-24, ВАЗ и ЗАЗ-968 установлено  сухое однодисковое сцепление с  периферийными нажимными пружинами . К маховику' привернут кожух пружин 6 и 7. Когда сцепление включено, нажимной диск  под действием пружин прижимает к торцовой поверхности маховика, ведомый диск 5, сидящий на шлицах ведущего вала 10 коробки передач. Выключают сцепление отводя муфту 9, действующую на нажимной диск посредством рычага 4.

К ведомому диску  приклепаны фрикционные накладки из материала с большим коэффициентом  трения.

Демпферные пружины  служат для быстрого гашения крутильных колебаний, передаваемых сцеплению  от коленчатого вала  двигателя.      

Легковые автомобили имеют гидравлический или механический тросовый привод выключения сцепления. Главный цилиндр 2 гидравлического  привода выключения сцепления автомобиля ГАЗ-3102 соединен трубопроводом с  рабочим цилиндром 10. Плунжер рабочего цилиндра через толкатель 9 действует  на вилку выключения сцепления, взаимосвязанную с нажимным подшипником.

У механического  тросового привода выключения сцепления при нажатии на педаль 10 трос  воздействует на рычаг 2,связанный посредством оси с рычагом 11, который перемещает выжимной подшипник 1.

Гидравлический привод выключения сцепления:

/ — трубопровод, 2 — главный цилиндр, 3 — пружина  педали, 4 — пружина муфты [подшипника, 5 — шаровая опора вилки, 6 —  вилка выключения сцепления, 7 —  оттяжная [пружина, 8—-педаль, 9 — толкатель  рабочего цилиндра, 10 — рабочий  цилиндр


Тросовый привод выключения сцепления :

1-выжимной подшипник, 2,9-рычаги, 3-грязезащитный чехол, 4- регулировочная  втулка, 5-контрогайка, 6-оболочка троса, 7-перегородка кузова, 8- трос, 10-педаль,11-рычаг  выжимного подшипника.

 

Неисправности Сцепления

 

СЦЕПЛЕНИЕ                                                   

Сцепление пробуксовывает

Если при движении автомобиля возникает специфический запах (гари) фрикционных накладок сцепления, наблюдаются замедленный разгон автомобиля, снижение скорости или замедленное преодоление подъема, то причиной этого является пробуксовка сцепления, т. е. сцепление не полностью включается. Чтобы окончательно убедиться, пробуксовывает ли сцепление, необходимо при работающем двигателе затянуть рукоятку стояночной тормозной системы до отказа и включить передачу. Затем, плавно нажимая на педаль управления дроссельной заслонки, медленно отпускать педаль сцепления. Если при полностью отпущенной педали сцепления и открытойдроссельной заслонке двигатель останавливается, то сцепление не пробуксовывает, если же двигатель продолжает работать, сцепление пробуксовывает.

Для устранения причин пробуксовки сцепления необходимо прежде всего проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления . Если сцепление при нормальном свободном ходе педали по прежнему пробуксовывает, то следует обратиться к специалистам на СТО. В случае, когда нет такой возможности, можно самому устранить причины пробуксовки сцепления . Для этого необходимо отвернуть болты 7 крепления кожуха 5 к маховику 8, предварительно сняв коробку передач. Затем снять кожух сцепления в сборе с нажимным диском 6. При этом освобождается ведомый диск 2 (с фрикционными накладками / и 3) сцепления. В этом случае следует внешним осмотром тщательно проверить, не замаслены ли функционные  

Сцепление автомобиля ВАЗ:

а —  детали механической части сцепления;

б — гидравлический  привод                                  

выключения  сцепления; 1 и 3— фрикционные накладки; 2 — ведомый диск;

4 —заклёпка             

5—  кожух; 6— нажимный диск; 7—болты;  

8—  маховик; 9— подшипник; 

10—  бачок; //— шланг; 12— главный цилиндр привода включения 

сцепления; 13— подводящая трубка; 

14—  рабочий цилиндр; 15— толкатель; 16— пружина

 
 

накладки / и 3 ведомого диска, нет ли увеличенного их износа. Для устранения замасливания фрикционных накладок следует тщательно промыть бензином (керосином) накладки, насухо протереть их и зачистить мелкой шкуркой. Сильно замасленный ведомый диск заменить новым в сборе с фрикционными накладками и устранить также причины замасливания. При износе фрикционных накладок ведомого диска сцепление также пробуксовывает, так как свободный ход педали сцепления уменьшается.

При небольшом  износе накладок ведомого диска (накладка полностью изношена, если расстояние между заклепками 4 и рабочими поверхностями меньше 0,2 мм) пробуксовку сцепления можно устранить регулировкой свободного хода, а при большом износе только заменой ведомого диска в сборе с изношенными накладками. Фрикционные накладки следуеттакже заменять при обнаружении на их поверхностях трещин, при их неравномерном износе (односторонних задирах) и прогорании.

Проверку состояния  поверхностей трения маховика, кожуха сцепления, нажимного диска целесообразно производить на СТО, так как требуются специальные приспособления и приборы.

Пробуксовка сцепления  может возникнуть из-за разбухания резиновых уплотнительных (манжет) колец 5  и резинового кольцевого плавающего клапана 7 поршня 6 главного цилиндра / и засорения компенсационного отверстия 2 или разбухания резиновых уплотнительных колец 12 и 14  рабочего цилиндра 9 привода выключения сцепления.

Причинами разбухания резиновых деталей является применение тормозной жидкости плохого качества или несоответствующего состава или попадание в рабочую жидкость бензина, керосина, минерального

Главный (а) и  рабочий (б) цилиндры привода выключения сцепления:

/—  корпус главного цилиндра привода  включения сцепления; 2—компенсационное отверстие; 3— резиновый защитный колпачок; 4 и 17 — стопорные кольца; 5— уплотнительное кольцо; 6— поршень; 7—кольцевой плавающий клапан поршня; 8 и /5— пружины; 9— корпус рабочего цилиндра привода включения сцепления; 10— защитный колпачок; И— толкатель; 12 и 14— резиновые уплотнительные кольца; /3—поршень; 16— шайба

масла. Для устранения этой неисправности необходимо снять главный и рабочий цилиндры привода сцепления, разобрать их (см. разд. «Сцепление ведет»), промыть всю систему гидропривода спиртом или свежей тормозной жидкостью, заменить поврежденные резиновые детали, очистить компенсационное отверстие мягкой проволокой и заполнить ее тормозной жидкостью соответствующего состава и качества.

 

Сцепление «ведет»

При неполном включении  сцепления автомобиль -движется рывками, затруднено переключение передач, так как при нажатии на педаль выключения сцепления его диски полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться. Распространенным признаком неисправности сцепления является также неполное его выключение, т. е. сцепление «ведет».

Полноту выключения сцепления можно проверить следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя выжать педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, то сцепление включается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен и передача не включается или включается с трудом, то сцепление «ведет». При этом следует отрегулировать свободный ход педали сцепления (см. рекомендации в разд. «Регулировки сцепления») . Если свободный ход педали сцепления в пределах нормы, то возможно в систему гидропривода попал воздух или появилась утечка рабочей жидкости. В этом случае необходимо удалить воздух из гидропривода системы в последовательности, указанной ниже.

Затем при нажатой  до упора педали сцепления проверить герметичность трубопровода, его соединений и рабочего цилиндра.

При обнаружении  подтекания рабочей жидкости подтянуть соединение до устранения утечки, а обнаруженные поврежденные детали гидропривода выключения сцепления заменить. Если при проверке выявлены утечки жидкости из рабочего цилиндра, его необходимо снять с автомобиля, предварительно отвернув два винта крепления его корпуса 14, подводящую трубку 13, толкатель 15 и пружину 16 и разобрать. Для разборки рабочего цилиндра с его корпуса 9 следует снять защитный колпачок 10, толкатель // и поршень 13. Чтобы заменить поврежденные резиновые детали (уплотнительные кольца 12 и 14), необходимо также разобрать и поршень 13, сняв стопорное кольцо 17, шайбу 16 и пружину 15. Детали следует тщательно промыть свежей тормозной жидкостью или спиртом.

При отсутствии повреждений зеркала цилиндра и резиновых деталей вновь собрать рабочий цилиндр и проверить, нет ли течи. Если обнаружены повреждения резиновых деталей или имеются раковины и риски на зеркале рабочего цилиндра, следует заменить эти детали и установить рабочий цилиндр на место.

Утечка рабочей  жидкости из системы гидропривода сцепления может происходить в результате нарушения герметичности главного цилиндра сцепления, из-за повреждения внутренних уплотнительных колец (манжет), зеркала цилиндров или загрязнения рабочих деталей узла. В этом случае необходимо снять главный цилиндр 12 привода выключения сцепления, отвернув две гайки, крепящие его к кронштейну педалей, и сняв шланг //, соединяющий цилиндр с бачком 10. Чтобы выявить причину нарушения герметичности главного цилиндра привода выключения сцепления, следует его разобрать в такой последовательности: снять резиновый защитный колпачок 3 (см. рис. 36, а), стопорное кольцо 4, поршень 6, уплотнительное кольцо 5, кольцевой плавающий клапан поршня 7 и пружину 8. Тщательно промыть все детали тормозной жидкостью и внимательно осмотреть их состояние. При отсутствии рисок, задиров и раковин на зеркале главного цилиндра, а также при исправных внутренних резиновых кольцах установить цилиндр на место. При необходимости заменить неисправные детали или главный цилиндр в сборе.

Если после  проведения описанных работ сцепление по-прежнему «ведет», то вероятными причинами могут быть: неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги, коробление (перекос) ведомого диска сцепления или заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач. Устранять эти неисправности необходимо на СТО.

 

Резкое  включение и шум в сцеплении

Характерным признаком  неисправности сцепления является также неплавное его включение. Об этом свидетельствуют рывки и удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места, несмотря на плавное отпускание педали сцепления.

Для обнаружения  и устранения причин резкого включения сцепления необходимо снять сцепление с автомобиля. При этом проверяют состояние ведомого диска с фрикционными накладками и нажимных пружин и устраняют способами, рассмотренными ранее. Состояние окон под пружинами гасителя крутильных коле баний, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска, состояние и взаимное расположение рычагов выключения сцепления и кожуха рекомендуется проверять и устранять регулировкой или ремонтом с заменой изношенных или поломанных деталей на станции технического обслуживания.

Иногда при  включении или выключении сцепления слышен шум в сцеплении. Для устранения шума следует проверить и при необходимости восстановить надежность крепления двигателя с коробкой передач. При этом болты крепления коробки передач к двигателю должны быть затянуты до отказа. Шум в сцеплении может быть также следствием заедания или увеличенного износа подшипника 9 выключения сцепления. Обнаруженный неисправный подшипник следует заменить новым. Шум в сцеплении из-за повышенного биения пяты отжимных рычагов, износа деталей гасителя крутильных колебаний и других причин рекомендуется проверять и устранять на СТО.

Информация о работе Устройство Сцепления