Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:32, реферат

Описание работы

При создании легковых автомобилей основное внимание уделяется повышению их топливной экономичности, комфортабельности и ресурса работы. В связи с этим в двенадцатой пятилетке будут полностью обновлены модели массовых легковых автомобилей, осуществится переход на производство прогрессивных переднеприводных моделей. На всех выпускаемых автомобилях увеличится объем применения пластмасс и других новых конструкционных материалов, которые позволят существенно снизить удельную металлоемкость, увеличить долговечность и снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..1 стр.
2. Назначение, область применения………………………………………..3 стр.
3. Применяемое оборудование необходимое для выполнения работ……4 стр.
4. Охрана труда………………………..……………………………………..5 стр.
5. Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130…..……………..7 стр.
6. Работа тормозной системы..…………………………………………………………………11 стр.
7.Техническое обслуживание……...………………………………………12 стр.
8. Неисправности тормозной системы…………………………………….13 стр.
9. Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения ………...…………………………………………..14 стр.
10. Ремонт………………………..………………………………………….16 стр.
11. Заключение……………………………………………………………...18 стр.
12 Список использованной литературы…………………………………………………..19 стр.

Файлы: 1 файл

1Tormoznaya_sistema_avtomobilya_ZIl.docx

— 188.96 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

 Основными направлениями  экономического и социального  развития СССР на 1986—1990 годы и  на период до 2000 года предусматривается  обеспечить увеличение и улучшение  структуры выпуска автомобилей,  более полно отвечающих потребностям  народного хозяйства и задаче  экономии топлива; довести до 40—45 процентов общего выпуска  производство дизельных грузовых  автомобилей и автопоездов с  уменьшенным на 25— 30 процентов  (по сравнению с бензиновыми)  удельным потреблением топлива;  освоить производство дизельных  автобусов повышенной вместимости  и комфортабельности; увеличить  выпуск большегрузных карьерных  автосамосвалов, в том числе грузоподъемностью  110 и 180 тонн; ускорить переход  на производство легковых автомобилей  с дизельными двигателями и  высокоэкономичных переднеприводных  моделей; значительно расширить  производство автомобилей, работающих  на сжатом и сжиженном газе; снизить удельный расход топлива  автомобилями за счет совершенствования  конструкции двигателей, применения  электронных устройств и улучшения  аэродинамических показателей. 

 С целью выполнения  намеченной программы ускорения  научно-технического прогресса на  автомобильных заводах проводится  модернизация оборудования, активно  внедряется автоматизация и механизация  рабочих процессов, осваивается  передовая технология, включающая  робототехнику и гибкие автоматизированные  производства. Все это должно  содействовать повышению безопасности, долговечности и технического  уровня отечественных автомобилей. 

 Для улучшения условий  труда водителей на всех большегрузных  автомобилях применяются усилители  рулевого управления и тормозов, кабины с улучшенной обзорностью,  эффективные системы отопления  и вентиляции, регулируемые комфортабельные сиденья и другие усовершенствования.

 При создании легковых  автомобилей основное внимание  уделяется повышению их топливной  экономичности, комфортабельности  и ресурса работы. В связи с  этим в двенадцатой пятилетке  будут полностью обновлены модели  массовых легковых автомобилей,  осуществится переход на производство  прогрессивных переднеприводных  моделей. На всех выпускаемых  автомобилях увеличится объем  применения пластмасс и других  новых конструкционных материалов, которые позволят существенно  снизить удельную металлоемкость, увеличить долговечность и снизить  затраты на техническое обслуживание  и ремонт автомобилей. 

 Материал книги позволяет  изучить устройство базовых грузовых, легковых автомобилей и автобусов,  выпускаемых отечественными автомобильными  заводами, за исключением автомобилей  внедорожного назначения и специализированных  автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение, область  применения.

Тормозная система предназначена  для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также  удержания на месте длительное время  за счет использования тормозной  силы между колесом и дорогой. Тормозная сила может создаваться  колесным тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим  тормозом-замедлителем в трансмиссии.

 Для реализации указанных функций на автомобиле устанавливаются следующие виды тормозных систем:

рабочая;

запасная;

стояночная.

Рабочая тормозная система  обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля.

Запасная тормозная система  используется при отказе и неисправности  рабочей системы. Она выполняет  аналогичные функции, что и рабочая  система.

Запасная тормозная система  может быть реализована в виде специальной автономной системы  или части рабочей тормозной  системы (один из контуров тормозного привода).

Стояночная тормозная  система предназначена для удержания  автомобиля на месте длительное время.

Тормозная система является важнейшим средством обеспечения  активной безопасности автомобиля. На легковых и ряде грузовых автомобилей  применяются различные устройства и системы, повышающие эффективность тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.

 

 

 

  Применяемое оборудование необходимое для выполнения работ.

 

Необходимое оборудование для  технического обслуживания и ремонта  тормозной системы.

Стенд КИ-4998 для проверки тормозов;

Станок для расточки тормозных  барабанов и обточки тормозных  колодок;

Резцы с твердосплавными  пластинами ВК-3, ВК-6;

Мерная линейка.

 

 

 

 

 

 

Охрана труда.

В России существует государственная  система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 - 85), которые  проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах  при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно  по той специальности и на том  рабочем месте, где он должен работать.

1. При техническом обслуживании  и ремонте автомобилей необходимо  принимать меры против их самостоятельного  перемещения. 

2. Запрещается техническое  обслуживание и ремонт автомобилей  с работающим двигателем.

3. Подъемно-транспортное  оборудование должно быть в  исправном состоянии и использоваться  только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием  допускаются лица, прошедшие соответствующую  подготовку и инструктаж.

4. Во время работы запрещается  оставлять инструменты на краю  осмотровой канавы, на подножках,  капоте или крыльях автомобиля.

5. При сборочных работах  совпадение отверстий в соединяемых  деталях необходимо проверять  специальными ломиками, бородками  или монтажными крючками.

6. Запрещается проверять  совпадение отверстий пальцами.

7. Во время разборки  и сборки узлов и агрегатов  необходимо применять специальные  съемники и ключи. Трудно снимаемые  гайки сначала следует смочить  керосином, а затем отвернуть  ключом, запрещается отвертывать  гайки зубилом или молотком.

8. Запрещается загромождать  проходы между рабочими местами,  деталями и узлами, а также  скапливать большое количество  деталей на местах разборки.

9. Гидравлические и пневматические  устройства должны быть снабжены  предохранительными клапанами.

10. Рабочий инструмент  должен находиться в исправном  состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Устройство тормозной системы  автомобиля ЗИЛ 130.                                                                                     

Компрессор:                                                                                  

 

1 – нижняя  крышка, 2 – поршень, 3 – цилиндр, 4 – картер, 5 – коленчатый вал, 6 – плунжер,7 – поршневой палец, 8 – головка блока, 9 – нагнетательная  камера, 10 – нагнетательный клапан, 11 – робка клапана, 12 – впускной  клапан, 13 – выпускной клапан, 14 –  шток, 15 – блок цилиндров, 16 –  канал подвода воздуха от регулятора, 17 – регулятор давления, 18 – камера, 19 – коромысло, 20- уплотнитель.

 

1)Компрессор служит для создания запаса воздуха под высоким давлением. 
Устройство компрессора. Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода.

 

2)Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе. 
3)Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от неисправности регулятора давления, причем клапан установлен на правом воздушном болоне и отрегулирован на давление воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа. 
4) Воздушный баллон служит для хранения запасов сжатого воздуха поступающего от компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для накачки с жатым воздухом шин используется кран отбора воздуха отверстие которого закрывается колпачковой гайкой, чтобы не был загрязнен. На автомобиле ЗИЛ 130 используют несколько баллонов.

5) Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль. Тормозной кран (рис 3.) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя – тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.

 

Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 3)

 

 

  1. шток нижней секции, 2 – корпус рычагов, 3 – малый рычаг, 4 – большой рычаг, 5 – направляющая штока верхней секции, 6 – шток верхней секции, 7 – валик рычага ручного привода, 8 – тяга,9 – рычаг ручного привода, 10 – корпус крана, 11 – уравновешивающая пружина, 12,22 – диафрагмы, 13,23 – седла выпускных клапанов, 14,20 – выпускные клапаны, 15, 19- впускные клапаны, 16, 21 – крышка корпуса клапана, 17,24 – направляющие стаканы, 18 – пружина диафрагмы нижней секции, 25 – уравновешивающая пружина диафрагмы нижней секции, 26 – атмосферный клапан.

 

6) Соединительная головка на задней поперечине рамы и служит для соединения воздухопровода между отдельными прицепами.

7)Разобщительный кран служит для отключения магистрали от прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения пневматической системы прицепа.

8)Манометр позволяет проверять давление воздуха как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней - в воздушных баллонах.

9) Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

10)Антифризионный насос предохраняет пневматическую систему от замерзания в ней конденсата в условиях зимней эксплуатации автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Работа тормозной системы.

Пневматический  привод тормозов действует так. При  работающем двигателе компрессор нагнетает  воздух в баллоны под определенным давлением. Если нажать на тормозную  педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.                               При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Техническое обслуживание.

Ежедневное  обслуживание - проверка давления воздуха  и герметичность пневматической системы, состояние шлангов пневматического  привода, работы и одновременности  действия тормозов, слив конденсата из воздушных баллонов.

Техническое обслуживание

1). Проверка шплинтовки пальцев  штока тормозных камер, величины  свободного хода тормозной педали, состояние и действие привода  тормозного крана, состояние и  действие привода стояночного  и моторного тормозов.

2). Проверка крепления тормозного крана, воздушных баллонов, тормозных кранов, опор разжимных кулаков, деталей тормозного привода; снятие ступицы с тормозными барабанами и проверка состояния колодок, барабанов, стяжных пружин, опорных тормозных дисков, фрикционных накладок, регулировка тормозного привода и колесных тормозных механизмов. 
Сезонное обслуживание - снятие и передача в агрегатный участок тормозных кранов для проверки и регулировки, отсоединения головки компрессора, очистка поршней, клапанов, седел клапанов, воздушных клапанов, проверка герметичности клапанов и один раз в год воздушных баллонов на герметичность, состояние диафрагм камер, промывка антифризного насоса и влагопоглотителя.

 

 

 

                         Неисправности тормозной системы.

К неисправностям тормозов, возникающих  в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: слабое действие тормозов, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов.                                                                                              Неэффективное действие тормоза исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям.                                     Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении. 
Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов.                                                                                      Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность системы пневматического привода, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное давление воздуха в пневматической системе тормозов.                  Не одновременность действия тормозов колес может быть вызвана: нарушением регулировок привода или тормозных механизмов, заклинивание тяг, а так же засорением шлангов и трубопроводов.                                   Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных пружин или обрыва накладок тормозных колодок, заедание валиков разжимных кулаков и привода, неисправность тормозных кранов.

Информация о работе Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130