Устройство тормозной системы ВАЗ2109

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Тормозная система снабжена гидравлическим приводом к колесным механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом и действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод. Передние тормоза 2 - дисковые, состоят из диска и суппорта.

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 255.59 Кб (Скачать файл)

Причинами неисправностей тормозной системы являются:

нарушение правил эксплуатации тормозной системы (нарушение периодичности обслуживания, применение некачественной тормозной жидкости);

низкое качество комплектующих;

предельный срок службы элементов системы;

воздействие различных внешних факторов.

О наступлении неисправности тормозной системы свидетельствуют различные отклонения от нормальной работы, т.н. внешние признаки неисправностей, к которым относятся:

отклонение от прямолинейного движения при торможении;

большой ход педали тормоза;

скрежетание при торможении;

визг, свист при торможении;

снижение усилия на педали при торможении;

повышение усилия на педали при торможении;

вибрация педали при торможении;

низкий уровень тормозной жидкости в бачке.

Для облегчения контроля состояния тормозной системы в конструкции автомобиля используются различные датчики. Результаты измерений датчиками параметров системы выводятся в виде сигналов соответствующих ламп на приборной панели, показаний бортового компьютера. На современном автомобиле применяются следующие сигнальные лампы тормозной системы:

низкого уровня тормозной жидкости;

износа тормозных колодок;

Для установления конкретных неисправностей систем активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.

Техническое обслуживание.

 

Замена тормозной жидкости

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
Замену тормозной жидкости лучше проводить с помощником. 
 
Вам потребуются  
тормозная жидкость  
резиновый или прозрачный шланг  
прозрачный сосуд  
ключ на “8”  
Периодичность замены  
Через каждые 45 000 км пробега или через 3 года эксплуатации.  
 
Предупреждения  
Тормозная жидкость гигроскопична (впитывает влагу из окружающего воздуха), поэтому ее нельзя хранить в открытой таре. 
Соблюдайте меры предосторожности при работе с тормозной жидкостью: она токсична. Попадание тормозной жидкости на провода, пластмассовые или окрашенные детали кузова недопустимо, поэтому всегда подкладывайте чистые тряпки при заливке. При попадании жидкости на эти детали сразу же протрите их.

Если задние колеса вывешены, предварительно разблокируйте регулятор давления задних тормозов, вставив подходящий по диаметру болт или отвертку между пластиной и шариком. Не забудьте вынуть болт (отвертку) после работы.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отверните крышку бачка и положите на чистую тряпку. Будьте осторожны: с поплавка может капать тормозная жидкость.
  2. Снимите резиновый защитный колпачок с клапана выпуска воздуха на правом заднем тормозном механизме и наденьте на клапан шланг, опустив его конец в прозрачный сосуд.
  3. Отверните клапан на один оборот; помощник должен нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее. Следите, чтобы в бачке оставалось минимальное количество жидкости и при необходимости доливайте новую. Когда жидкость перестанет течь из шланга, заверните клапан.

4. Помощник должен отпустить педаль и снова нажать до упора, удерживая педаль.Снова отверните клапан на один оборот. Повторяйте эти операции, пока из шланга не начнет вытекать чистая тормозная жидкость. Заверните клапан и оденьте на него защитный колпачок.

5. Таким же образом  слейте тормозную жидкость из  левого переднего, левого заднего  и правого переднего тормозного  механизма.

6. Проверьте отсутствие  воздуха в тормозной системе, нажав несколько раз на педаль  тормоза. При этом ход и усилие  на педали должны быть постоянными  при каждом нажатии. Если это  не так, прокачайте тормозную  систему

 

 

7. Долейте тормозную жидкость  в бачок до метки “MAX” и  заверните крышку.

 

Проверка и замена колодок тормозного механизма переднего        

колеса

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
Вам потребуются  
ключи на “13” и “17”  
домкрат  
подставка  
отвертка  
молоток  
фломастер  
металлическая щетка  
Периодичность проверки  
Через каждые 15 000 км.

 

При необходимости замените тормозные колодки.  
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок колодок — 1,5 мм. При износе накладок до 1,5 мм и более замените комплекты колодок в тормозных механизмах.  
 
Перед началом  
Включите стояночный тормоз и установите опорные бруски под задние колеса. Очистите тормозной механизм от грязи.  
 
Предупреждения  
Не применяйте бензин, дизельное топливо или какие-либо другие минеральные растворители для очистки тормозов.  
Колодки заменяют с обеих сторон автомобиля.  
Недопустима замена внутренней и внешней колодок между собой, а также между левым и правым колесами. Это может привести к неравномерному торможению. Если уровень тормозной жидкости в бачке находится на отметке “MAX” или приближается к ней, откачайте из бачка часть жидкости. 
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


 

1.Снимите переднее колесо

2. Через отверстие в  корпусе тормозной скобы визуально  проверьте состояние колодок. Если  толщина накладок около 2 мм, рекомендуется  заменить колодки.  
3. Выньте из кронштейна резиновый уплотнитель вместе со шлангом.  
4. Отогните отверткой усик стопорной шайбы верхнего болта.  
5. Отверните верхний болт крепления корпуса скобы, придерживая ключом направляющий палец за шестигранник.  
6. Поверните корпус скобы вниз вокруг оси нижнего пальца.  
7. Промаркируйте тормозные колодки, если предполагаете установить их вновь.  
8. Снимите тормозные колодки.  
9. Проверьте состояние фрикционных накладок тормозных колодок. Замените их в следующих случаях: а) толщина накладок менее 1,5 мм; б) поверхность накладок замаслена; в) фрикционная накладка непрочно соединена с основанием. Накладки не должны иметь глубоких бороздок и сколов.  
10. Очистите от грязи и ржавчины детали тормоза, особенно посадочные места тормозных колодок. Делайте это осторожно, чтобы не повредить защитный чехол цилиндра.  
11. При установке новых колодок вдавите поршень в цилиндр. Установите изношенные тормозные колодки на место (вместо внутренней лучше поставить только основание) и поднимите корпус скобы. Надавливая отверткой или монтировкой на внутреннюю колодку и опираясь на тормозной диск, аккуратно вдавите поршень в цилиндр.  
12. Установите новые тормозные колодки. Нажимные пружины должны стоять параллельно верхнему краю колодок. Старые колодки установите в соответствии с ранее сделанной маркировкой.  
13. Поверните корпус скобы вверх и заверните верхний болт крепления моментом 31–38 Н·м (3,1–3,8 кгс·м), придерживая ключом направляющий палец за шестигранник.  
14. Загните отверткой усик стопорной шайбы. Установите колесо и опустите автомобиль на землю, после чего нажмите несколько раз на педаль тормоза для установки поршня в рабочее положение. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до нормы

 

 

 Проверка и замена колодок тормозного механизма заднего колеса

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
Вам потребуются  
баллонный ключ  
ключи на “12” и “13”  
домкрат  
подставка  
плоскогубцы  
бородок  
 
Перед началом  
Установите опорные бруски под передние колеса. 
Снимите заднее колесо.  
Проверьте, рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз (автомобиль расторможен). 
Очистите тормозной механизм от грязи.  
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок колодок — 1,5 мм. При износе накладок до 1,5 мм и более замените комплекты колодок.  
 
Предупреждения  
Недопустимо применение для очистки тормозов бензина, дизельного топлива или каких-либо других минеральных растворителей.  
Колодки заменяют с обеих сторон автомобиля.  
Недопустима замена передней и задней колодок между собой, а также между левым и правым колесами. Это может привести к неравномерному торможению.  
Если уровень тормозной жидкости в бачке находится на отметке “MAX” или приближается к ней, откачайте из бачка часть жидкости.  
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ  

  1. Отверните два направляющих штифта.
  2. Снимите тормозной барабан. Если возникли трудности со снятием, вверните два болта М8 в резьбовые отверстия барабана и спрессуйте его, равномерно ввертывая болты.
  3. Снимите верхнюю стяжную пружину бородком или плоскогубцами.
  4. Снимите нижнюю стяжную пружину тем же способом.
  5. Снимите направляющую пружину передней колодки.
  6. Снимите переднюю колодку.
  7. Снимите разжимную планку.
  8. Снимите направляющую пружину задней колодки.
  9. Снимите заднюю колодку, отсоединив приводной рычаг от наконечника троса стояночного тормоза.
  10. Снимите шплинт с задней колодки.
  11. Снимите опорную шайбу.
  12. Надавите на палец и снимите с колодки приводной рычаг. Выньте палец из колодки.
  13. Проверьте состояние фрикционных накладок тормозных колодок. Замените их в следующих случаях: а) толщина накладок менее 1,5 мм; б) поверхность накладок замаслена; в) фрикционная накладка непрочно соединена с основанием. Накладки не должны иметь глубоких бороздок и сколов.
  14. Установите новые колодки в порядке, обратном снятию. При установке вставьте верхние носки колодок в пазы поршня.
  15. Перед установкой барабана сведите тормозные колодки двумя монтировками для того, чтобы переместить поршни к центру цилиндра

 

 

Проверка эффективности работы тормозной системы

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
В соответствии с п.1.1 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств” тормозной путь автомобиля при однократном нажатии на педаль тормоза со скорости 40 км/ч должен быть не более 12,2 м. Проверку проводят на сухом чистом горизонтальном участке дороги с бетонным или асфальтовым покрытием. Тормозная система автомобиля должна быть герметична. Уровень тормозной жидкости в бачке должен находиться на отметке “MAX”.  
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ  
1. Разгоните автомобиль до 40 км/ч.  
2. Нажмите на педаль тормоза до упора, заблокировав колеса, и удерживайте ее в этом положении до полной остановки автомобиля.  
3. Измерьте рулеткой тормозной путь автомобиля. Если длина больше 12,2 м, работа тормозной системы недостаточно эффективна.  
4. Чтобы исключить влияние побочных явлений, тормозной путь проверяют, разгоняя автомобиль в двух противоположных направлениях на одном и том же участке дороги. 

 

Проверка герметичности тормозной системы

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 
 
Вам потребуется специальный ключ для затягивания гаек крепления тормозных трубок 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

1. Осмотрите трубопроводы  — на них не должно быть  повреждений и сильной коррозии. Проверьте также крепления трубопроводов в держателях. Оcлабленные или сломанные держатели из-за вибраций могут вызвать поломку трубопроводов.

 

2. Тщательно осмотрите  тормозные шланги — на них  не должно быть трещин, надрывов  и следов протирания. Полностью  выжмите педаль тормоза — если  на шланге появились вздутия, замените его (работу проводят  с помощником).


 

Предупреждения  
Не допускайте попадания на тормозные шланги минеральных масел и смазок, которые разрушают резину.  
Обязательно заменяйте тормозные шланги через каждые 125 000 км пробега или через 5 лет, так как из-за старения резины шланги могут порваться.  
Дефектные детали гидропривода тормозной системы обязательно заменяют. 

3.Проверьте все  соединения трубопроводов и шлангов.

4. При обнаружении  течи подтяните гайки крепления  специальным ключом. Если не удалось  самостоятельно устранить течь, обязательно обратитесь к специалистам.

5.Если на тормозном  щите или внутренней стороне  колеса есть следы тормозной  жидкости, значит подтекает колесный  цилиндр. Для устранения этого  дефекта обратитесь к специалистам.

6. Проверьте, есть ли течь  из-под бачка главного цилиндра. Для замены втулок бачка рекомендуем  обратиться на станцию техобслуживания.

 

 

Проверка и регулировка стояночного тормоза

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
Периодичность  
Через каждые 30 000 км пробега проверяйте и при необходимости регулируйте стояночный тормоз.  
 
Согласно Правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. на 5–7 щелчков).  
 
Для проверки стояночного тормоза установите автомобиль на ровной площадке. Поднимите рычаг стояночного тормоза на 2–3 щелчка. Поддомкратьте одно из задних колес. Если ручной тормоз отрегулирован правильно, провернуть поднятое колесо можно лишь прило- жив очень большое усилие.  
 
Проверьте рабочий ход рычага. Если ход рычага больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске. Если ход меньше 2 щелчков, во время движения возможна частичная блокировка колес. В обоих случаях стояночный тормоз надо отрегулировать.  
 
Регулировку рекомендуем проводить на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве.  
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 

  1. Поднимите рычаг стояночного тормоза на 1–2 щелчка (только на моделях выпуска до 1995 г.).
  2. Ослабьте контргайку уравнителя.
  3. Заверните регулировочную гайку уравнителя до момента натяжения троса привода стояночного тормоза. Если трос не удается натянуть, замените его.
  4. Проверьте — полный рабочий ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2–4 щелчка (на моделях выпуска до 1995 г. 4–5 щелчков).
  5. После проверки рабочего хода до упора затяните контргайку уравнителя.
  6. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора и проверните задние колеса. Они должны вращаться равномерно, без рывков.

 

Проверка работы вакуумного усилителя

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  
 
Периодичность  
Через каждые 45 000 км пробега.  
При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем. Также возрастает расход топлива из-за подсоса воздуха в цилиндры двигателя. 
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 

 

  1. При неработающем двигателе нажмите 5–6 раз на педаль тормоза.
  2. Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, запустите двигатель. Педаль тормоза должна переместиться вперед. Если этого не произошло, проверьте крепление вакуумного шланга к обратному клапану и к штуцеру на впускной трубе.
  3. При необходимости подтяните хомут крепления шланга на впускной трубе двигателя.
  4. Если шланг неплотно сидит на обратном клапане, замените шланг. Еще раз проверьте работу усилителя. Если педаль не перемещается вперед — скорее всего, вышел из строя усилитель тормозов. Для его ремонта обратитесь на автосервис.

Информация о работе Устройство тормозной системы ВАЗ2109