Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:05, реферат
Пути сообщения были всегда и везде. Наземный транспорт зародился в глубокой древности. История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид--железнодорожный, уходит вглубь веков. Эта история, как нам кажется, представляет собой интереснейшее и увлекательное повествование о развитии человеческого общества, начиная с древнейших цивилизаций. Известный писатель, потомственный железнодорожник Владимир Чивилихин считал, что «история--давняя состоявшаяся реальность жизни, а все героическое в истории нужно человечеству для будущего».
Введение
1. Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта
Заключение
Библиографический список
30 января 1842 г. П.П. Мельникова
и И.О. Крафта пригласили в
Зимний дворец на аудиенцию
с государем, а 1 февраля был
подписан высочайший Указ о
сооружении железной дороги С.-
В 1862 г. П.П. Мельникова назначили главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Ему принадлежит разработка проекта первого плана сети путей сообщения. В проекте предусматривалось соединение рельсовыми путями Москвы с промышленными центрами страны, с портами на южных морях, создание транспортных связей между главными водными артериями и обеспечение вывоза каменного угля из Донбасса в Москву и Петербург. После обсуждения и доработки план рассмотрело правительство, и 23 апреля 1865 г. он был высочайше утвержден, получив силу закона.
В июне 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения, а первым министром утвержден П.П. Мельников. Министерство сосредоточило свое внимание на практическое осуществление плана создания сети железных дорог в России.
Совместно с П. П. Мельниковым
работали на строительстве Петербург-
Станислав Валериапович Кербедз
(1810--1899), русский инженер-
Дмитрий Иванович Журавский (1821--1891), русский ученый и инженер, специалист в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1842 г. в Петербурге Института Корпуса инженеров путей сообщения участвовал в изысканиях и проектировании железной дороги между Петербургом и Москвой. Впервые разработал теорию расчета многорешетчатых деревянных ферм с железными тяжами (так называемых ферм Гау), использовав ее при проектировании мостов через реки Веребья, Волга, Волхов и др. Исследования Д.И. Журавского дали возможность сооружать и безотказно эксплуатировать раскосные фермы пролетом до 60 м (прежние размеры таких ферм назначались эмпирически, вследствие чего происходили обрушения построенных мостов).
Всего в период с 1843 по 1851 г. на дороге было построено 184 моста и 19 путепроводов. Все мосты, спроектированные и построенные на Петербург-Московской магистрали под руководством Д.И. Журавского, оказались необыкновенно прочными и простояли свыше 35 лет, так как свои теоретические расчеты он всегда проверял опытами, в частности, широко использовал испытания на моделях. Д.И. Журавский впервые в 1855 г. предложил метод определения касательных напряжений в изгибаемых балках и установил наличие в стенках балок косых усилий (главных напряжений). Будучи директором Департамента железных дорог (1877--1889 гг.) Д.И. Журавский осуществил ряд мероприятий по увеличению их провозной способности. В память о выдающемся ученом 9 февраля 1897 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения железнодорожники установили бюст, с надписью на медной доске: «Дмитрий Иванович Журавский. 1821--1891. Создатель расчета раскосных ферм и теории скалывания при изгибе. Знаменитый строитель мостов. Железнодорожный администратор».
Науку и практику отечественного мостостроения обогатили своими трудами Л.Ф. Николаи, Е.О. Патон, Л.Д. Проскуряков, Г.П. Передерни.
Леопольд Федорович Николаи (1844--1908), русский ученый в области мостостроения. В 1866 г. окончил Казанский университет, в 1871 г. -- Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1880 г. профессор, в 1901--1905 гг. директор этого института, одновременно с 1892 г. член инженерного совета Министерства путей сообщения и эксперт по вопросам строительства железных дорог и мостов. Л.Ф. Николаи разработал многие вопросы теории расчета мостов, автор двух капитальных учебников о мостах, а также трудов в области проектировании железных дорог.
Евгений Оскарович Патон (1870--1953), советский ученый, специалист в области сварки и мостостроения, академик Академии наук УССР (1929 г.), вице-президент АН УССР (1945--1952 гг.), Герой Социалистического Труда (1943 г.). Окончил Политехнический институт в Дрездене (1894 г.) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1896 г.), работал на железных дорогах России. С 1898 г. Е.О. Патон преподавал в Московском инженерном училище, с 1905 г. -- профессор Киевского политехнического института. В 1921--1931 гг. возглавлял Киевскую мостоиспытательную станцию. С 1929 г. Е.О. Патон занимался вопросами электрической сварки, по его инициативе при АН УССР была организована сварочная лаборатория, которая в 1934 г. преобразована в Научно-исследовательский институт электросварки. Е.О. Патон был директором института со дня основания, а в 1945 г. институту было присвоено имя Патона.
Лавр Дмитриевич Проскуряков
(1858--1926), советский ученый в области
мостостроения и строительной механики.
По окончании в 1884 г. Петербургского
института инженеров путей
Григорий Петрович Передерни (1871--1953), советский ученый в области мостостроения и строительной механики, академик Академии наук СССР (1943 г.). В 1897 г. окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, а с 1907 г. в Петербургском институте путей сообщения, затем в других институтах. В 1901 г. организовал издание журнала «Инженерное дело», проводившего новые технические идеи в вопросах инженерно-строительного дела. Основные труды Г. П. Передерий посвящены теории и расчету мостов. Он дал ряд ценных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении. Автор новой методики преподавания курса мостов.
Особый интерес вызывала у специалистов проблема взаимодействия пути и подвижного состава. В этой области следует отметить Николая Павловича Петрова.
Николай Павлович Петров (1836--1920),
русский ученый и инженер в
области железнодорожного транспорта,
почетный член Петербургской Академии
Наук (1894 г.), инженер-генерал-лейтенант.
По окончании Петербургской
В области отечественного паровозостроения немалые заслуги инженера А.П. Бородина.
Александр Парфеньевич Бородин (1848--1898), русский инженер и ученый в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. После окончания в Петербурге Технологического института (1870 г.) и Института путей сообщения (1872 г.) работал на руководящих инженерных должностях Ряжско-Вяземской (до 1877 г.), Киево-Брест-ской (1877--1878 гг.), Юго-Западной (1878--1896 гг.) и Московско-Рыбинской железных дорог.
В 90-х годах XIX века, когда
в России осуществлялось усиленное
железнодорожное строительство, научные
работы А.П. Бородина оказали существенное
влияние на развитие техники железнодорожного
транспорта. В 1880--1882 гг. на базе Киевских
мастерских Юго-Западной железной дороги
он создал первую в мире стационарную
лабораторию по испытанию паровозов,
провел крупные теоретические и
экспериментальные работы в области
создания локомотивных паровых машин
с двойным расширением пара. По
инициативе А.П. Бородина был построен
первый быстроходный четырехцилиндровый
паровоз системы «тандем-
Егор Егорович Нольтейн (1854--1934),
ученый в области железнодорожного
транспорта. В 1896 -- 1905 гг. преподавал в
Московском инженерном училище (Московский
государственный университет
Александр Сергеевич Раевский (1872--1924), инженер-механик, ученый в области конструирования паровозов. Создал проекты ряда серий паровозов для Харьковского и Пу-тиловского заводов. Работал совместно с Я.М. Гаккелем над проектом одного из первых отечественных тепловозов, для которого сконструировал ходовую часть. Труды посвящены разработке графоаналитического метода расчета противовесов, расчетам головок шатунов паровозов, осей колесных пар и других узлов.
Рудольф Дизель (1858--1913), немецкий
инженер, создатель двигателя
Двигатель отличался сравнительно
высоким коэффициентом
Яков Модестович Гаккель (1874--1945), ученый и конструктор в области самолетостроения и тепловозостроения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Я.М. Гаккель спроектировал и в 1924 г. построил один из первых в мире работоспособных тепловозов. В 1906--1931 гг. преподавал в Московском электротехническом и Московском теплотехническом институтах, с 1936 г. -- в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Я.М. Гаккель -- автор изобретений в области тепловозной и электрической (трамвай) тяги, электроосвещения, трудов по вопросам конструирования и расчетам локомотивов и летательных аппаратов.
Значительный вклад в
совершенствовании
Яков Николаевич Гордееико
(1851--1922), ученый в области железнодорожной
сигнализации, централизации и блокировки,
профессор Петербургского института
инженеров путей сообщения. Я.Н. Гордеенко
создал первую в России систему централизации
стрелочных переводов, осуществленную
на станции Саблино Николаевской
железной дороги в 1885 г. Являлся членом
комиссии Русского технического общества
«По вопросу о железной дороге
через всю Сибирь», автор учебника
«Курс железных дорог», в котором
рассматривались вопросы
Труды профессоров А.Н. Фролова,
И.И. Васильева и других специалистов
развивали теорию эксплуатации железных
дорог, методы ускорения оборота
вагонов и повышения
Александр Николаевич Фролов (1863--1939), инженер путей сообщения, ученый в области сооружения железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1924 г.). А.Н. Фролов работал в службах пути и движения Ряза-но-Уральской, Харьковско-Николаевской, Московско-Рыбинской, Мурманской железных дорог, сочетал практическую деятельность с научной. Издал труды по вопросам обоснования пропускной способности железных дорог, планирования и регулирования перевозок, маршрутизации и специализации перевозок, по проектированию железнодорожных станций и организации работы на них.
Иван Иванович Васильев (1884--1949), инженер путей сообщения, один из создателей теории организации движения и эксплуатации железных дорог, доктор технических наук, профессор Московского и Ленинградского институтов железнодорожного транспорта, заведующий кафедрой «Эксплуатация железных дорог». Опубликовал труды по методам расчета, нормированию и анализу оборота вагонов, специализации поездов по направлениям, определению коммерческой скорости движения, теории графиков движения поездов, пропускной способности железных дорог, маневровой работе.
Труды инженера, впоследствии академика В. Н. Образцова и профессора С.Д. Карей-ши положили начало формированию науки о станциях и узлах.
Владимир Николаевич Образцов
(1874--1949), инженер путей сообщения,
ученый в области организации
железнодорожного транспорта, транспортных
систем, академик Академии наук СССР (1934
г.), заслуженный деятель науки
и техники РСФСР (1935 г.). В.Н. Образцов
преподавал с 1901 г. в ряде московских
вузов. В Московском институте инженеров
железнодорожного транспорта основал
кафедру «Станции и узлы», заведовал
кафедрой. В 1935--1940 гг. В.Н. Образцов работал
начальником научно-
Информация о работе Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта