На плане указывают
основные строительные элементы здания,
относящиеся к проектируемому участку:
наружные и внутренние стены, перегородки,
ворота, двери, окна и антресоли.
На плане расстановки
оборудования показывают технологическое
оборудование, производственный инвентарь
(верстаки, стеллажи, инструментальные
шкафы), подъемно-транспортное оборудование
(за исключением безрельсовых самоходных
и несамоходных транспортных средств:
электрокар, погрузчиков и т.п.), проезды
и проходы, необходимые для обеспечения
рабочих мест материалами и запасными
частями, а также площадки накопления
изделий или материалов.
Технологическое
оборудование изображают в принятом масштабе
условным упрощенным контуром с учетом
крайнего положения движущихся частей,
открывающихся кожухов и устанавливаемых
на оборудовании изделий, если последние
выходят в плане за габаритные размеры
оборудования. Внутри контура оборудования
и производственного инвентаря или вне
контура, на выносной полке указывают
его номер по спецификации к чертежу. Нумерацию
обычно дают последовательно в порядке
размещения оборудования и инвентаря
на чертеже слева направо и затем сверху
вниз.
Расположение станков
и другого технологического оборудования,
устанавливаемого на фундаменты, координируют
относительно колонн и стен здания. Указание
на чертеже расстояний от оборудования
до колонн и стен называют привязкой оборудования.
Условными обозначениями на
чертеже показывают места расположения рабочих
и места подсоединения к энергетическим
сетям, водопроводу, вентиляции и канализации.
Планы расстановки технологического оборудования
выполняют, как правило, на стадии разработки
проекта в масштабе 1:200 на стадиях разработки
рабочей документации или рабочего проекта
— в масштабе 1:100. В учебных проектах допускается
применение масштабов 1:50 и 1:25.
К плану расстановки
технологического оборудования прилагают
спецификацию, содержащую в табличной
форме следующие данные:
- номера по плану;
- наименование оборудования
и инвентаря;
- краткую техническую характеристику;
- модель или тип;
- место изготовления;
- количество;
- примечания, в которых указывают
мощность оборудования и потребителей воды, воздуха,
пара, газа и других энергоресурсов. Допускается размещать
спецификацию на свободном поле чертежа.
Площади участков предварительно
определяются по суммарной площади, занимаемой
технологическим оборудованием, машино-местами
и производственным инвентарем. Расположение технологического
оборудования, ширина и расположение
проходов и проездов должны обеспечивать
удобство и безопасность работы, подачи
ремонтируемых изделий, инструмента, уборки
отходов и помещения, доступа к оборудованию
для его обслуживания, ремонта, монтажа
и демонтажа. Расстояния между оборудованием
и частями зданий (стенами, колоннами),
размеры проходов и проездов должны быть
не менее указанных в нормах технологического
проектирования.
При проектировании производственных
участков необходимо предусматривать
широкий комплекс мер по охране труда,
технике безопасности и защите окружающей
среды. Сварочно-наплавочный
участок предназначен для выполнения
операций сварки и наплавки при восстановлении
деталей. Подлежащие сварке и наплавке
детали поступают на участок со склада
деталей, ожидающих ремонта, или со слесарно-механичеекого
участка. Работы по сварке и наплавке выполняют
на специализированных (по виду сварки
или наплавки) рабочих местах. На сварочно-наплавочном
участке восстанавливают большинство
деталей, в том числе блоки и головки цилиндров,
коленчатые и распределительные валы,
валы коробок передач, оси и другие детали,
за исключением кузовов, кабин и рам, которые
восстанавливают сваркой на участках
по их ремонту. После сварки и наплавки
детали поступают на участки:
восстановления основных
и базовых деталей;
Одной из особенностей
расстановки оборудования сварочно-наплавочных
участков по восстановлению деталей является
обеспечение правил техники безопасности,
в соответствии с которыми требуется устройство
кабин, предохраняющих работающих на участке
от вредного воздействия процессов, возникающих
при сварке и наплавке деталей.
Размеры сварочных
кабин в плане принимают в зависимости
от наибольших габаритов свариваемых
изделий. При этом расстояние от сварочного
стола (наружного контура изделия, выступающего
за габариты стола) до стенок кабины принимается
равным 0,8... 1 м, а расстояние от сварочного
трансформатора или преобразователя до
стенок кабины должно составлять 0,2...0,3
м. При сварке изделий, габаритные размеры
которых в плане не превышают 0,5 х 0,5 м,
размеры сварочных кабин принимают 3-х 3 м. Высота стенок
кабин должна быть не менее 2 м, при этом
между полом и стенкой оставляют зазор 200 мм.
Количество единиц
оборудования на сварочно-наплавочном
участке может быть определено исходя
из годового объема работ участка или
исходя из площади сварочных швов и наплавки
на автомобиль или его составную часть.
VI Основные требования
техники безопасности
К электрогазосварочным и наплавочным
работам допускаются рабочие не моложе
18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование
и специальное обучение, имеющие удостоверение
на право выполнения указанных работ.
Все сварщики, выполняющие дуговую и газовую
сварку, должны ежегодно проходить проверку
знаний.
Рабочий пост сварщика должен быть оборудован
местной вытяжной вентиляцией для отсоса
вредных паров, газов и аэрозолей, состоящих
из окислов металлов и продуктов сгорания
обмазок и флюсов.
В целях
защиты сварщиков, подсобных и вспомогательных
рабочих от лучистой энергии, горящих
поблизости сварочных дуг в постоянных
местах сварки для каждого сварщика устраивают
отдельные кабины площадью (2 х 2)...(3 х 3)
м (не считая площади, занятой оборудованием)
и высотой 1,8...2 м. Для улучшения вентиляции
стены кабины не доводят до пола на 15...20
см. Дверной
проем, как правило, закрывается брезентовым
занавесом на кольцах. Стены окрашивают
в светлые матовые тона. Полы должны иметь
ровную нескользкую поверхность, без выбоин
и порогов.
Для предохранения
глаз и лица сварщика от вредного воздействия
дуги необходимо использовать щитки или
маски со специальными светофильтрами
в зависимости от силы сварочного тока
В целях исключения попадания под напряжение
при замене электродов сварщик обязан
пользоваться сухими брезентовыми рукавицами,
которые одновременно защищают его руки
от расплавленного металла и лучистой
энергии дуги.
Прокладка проводов к сварочным машинам
по полу или земле, а также другим способом,
при котором изоляция проводов не защищена
и провод доступен
для прикосновения, не разрешается. Ток
от сварочных агрегатов к месту сварки
передается гибкими изолированными проводами.
Для предупреждения поражения электрическим
током все оборудование должно быть заземлено.
Электроустановки, электрооборудование
и проводку разрешается ремонтировать
только после отключения их от сети.
Перед началом работ электросварщик
обязан надеть специальную одежду — брезентовый
костюм, ботинки и головной убор.
Баллоны с газами хранят и транспортируют
только с навинченными на их горловины
предохранительными колпаками и заглушками
на боковых штуцерах вентилей. При транспортировании
баллонов не допускаются толчки и удары.
Переносить баллоны на руках запрещается.
К месту сварочных работ их доставляют
на специальных тележках или носилках.
Баллоны с газом устанавливают в помещении
не ближе чем на 1 м от радиаторов отопления
и не ближе чем на 10 м — от горелок и других
источников тепла с открытым огнем.
Подъемные
устройства , цепи и канаты проходят освидетельствование.
К управлению кранами допускаются рабочие,
имеющие специальные удостоверения на
право работы на грузоподъемных средствах.
Список литературы
Методика выполнения курсового
проекта «Ремонт автомобилей и двигателей» Благовещенск, 2005, 82 с.
Карагодин В.И. «Ремонт автомобилей и двигателей», учебник для студ. сред. проф. учебн. заведений. – М.: Мастерство; Высш. школа, 2001. – 496 с.
Румянцев А.В. «Ремонт автомобилей
и двигателей»,
Матвеев В.А.., Пустовалов И.И.
«Техническое нормирование ремонтных
работ в сельском хозяйстве». – М.: Колос,
1979. – 288 с.
Кудрявцева А.А.. «Карты дефектации
по ремонту автомобилей». – Н. Новгород, 1993.
Арзамасов Б.Н. «Материаловедение»: учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2002. – 648 с.
Суханов Б.Н. «Техническое обслуживание
и ремонт автомобилей»: Пособие по курсовому
и дипломному проектированию. – М.: Транспорт,
1985. – 210 с.
Клебанов Б.В. «Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий», М.: Транспорт,
1975.
Кузнецов Ю.М. «Охрана труда
на предприятиях автомобильного транспорта» - М.:Транспорт, 1986
Малышева Г.А. «Справочник технолога
авторемонтного производства». - М.:Транспорт, 1977.-432с.