Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:06, курсовая работа
При ремонте автомобилей на ремонтных предприятиях используются все три вида технологических процессов. Разработка того или иного вида зависит от типа предприятия. Для единичного и мелкосерийного производства разрабатываются единичные технологические процессы. Для серийного и крупносерийного производства (специализированные предприятия) групповые технологические процессы. Разработанные типовые технологические являются основой для разработки единичных и групповых процессов.
Использование типовых процессов облегчает решать такие задачи как выбор способа восстановления, установочных (технологических баз, разработки технологических маршрутов и операций) и т. д. Типизация позволяет сократить сроки разработки и освоения технологических процессов при обеспечении стабильного качества.
СОДЕРЖАНИЕ
ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей
по курсовому проектированию
Студенту _____4________курса __________группы ___СЭМ-31_института ИТЭ _____
Фамилия ______Кузнецов_____, имя __Антон___, отчество _Владимирович____________
Время выдачи задания _______________февраль________
Срок выполнения проекта и сдачи зачета ____май __________________200_7_г.
1. Тема проекта _____Восстановлен
______________________________
2. Исходные данные по
проекту ______________________
_Карта технических условий на дефектацию детали; рабочий чертеж детали_____________
______________________________
3. Содержание расчётно-
______________________________
4. Перечень графического
1 лист формата А3 – рабочий
чертеж детали; 3 листа формата
А3 – три операции
______________________________
5. Дата выдачи задания___________
6. Срок сдачи студентом законченн
______________________________
Руководитель проекта ________Казанников О.В.____________________
Задание принял к исполнению ________________Кузнецов А.В._______
Данный курсовой проект включает в себя 2 листов чертежей формата А3, лист пояснительной записки на листах формата А4, включающей, 5 таблицы, 9 литературных источников, также технологические процессы на листах формата А4.
РЕМОНТ, АВТОМОБИЛИ, ВАЛ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС,
ШЛИФОВАНИЕ, ОСТАЛИВАНИЕ, НАПЛАВКА, ВОСТАНОВЛЕНИЕ,
ДЕТАЛЬ.
В пояснительной записке рассмотрены технологические процессы восстановления фланца крепления карданного вала к ведущей шестерне главной передачи. Также рассмотрены этапы ремонта, технологии выбора оборудования и расчета основных параметров технологических процессов восстановления деталей.
В процессе эксплуатации автомобилей надёжность, заложенная в нём при производстве, снижается вследствие изнашивания деталей, коррозии, усталости и старения материала и других вредных процессов, протекающих в технике. Отсюда возникает потребность в техническом обслуживании и ремонте.
В процессе проведения технического обслуживания и ремонта выполняются работы по устранению возникших неисправностей и замене быстроизнашивающихся деталей. Но при длительной эксплуатации наступает момент, когда надёжность оборудования снижается настолько, что восстановление его средствами эксплуатационных предприятий становится невозможным. В этом случае применяют капитальный ремонт, т. к. замена деталей новыми часто менее выгодна по сравнению с восстановлением старых.
В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 устанавливаются три вида технологических процессов: единичный; типовой; групповой.
При ремонте автомобилей на ремонтных предприятиях используются все три вида технологических процессов. Разработка того или иного вида зависит от типа предприятия. Для единичного и мелкосерийного производства разрабатываются единичные технологические процессы. Для серийного и крупносерийного производства (специализированные предприятия) групповые технологические процессы. Разработанные типовые технологические являются основой для разработки единичных и групповых процессов.
Использование типовых
процессов облегчает решать такие
задачи как выбор способа
Таблица 1.1. – карта технических условий на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Деталь |
Ведущий вал коробки передач. | ||||||
Номер детали |
130-1701030 | |||||||
Материал |
Сталь 25ХГМ, ГОСТ 4543-61 | |||||||
Твердость |
Поверхности HRC 60-65 | |||||||
Номер дефекта по эскизу |
Наименование дефектов |
Способ установления дефекта и измерительные инструменты |
Размеры, мм |
Заключение | ||||
номинальный |
допустимый без ремонта |
допустимый для ремонта | ||||||
7 |
Износ шейки под передний подшипник |
Скоба 24,93 мм, или микрометр 0-25мм |
25-0,02 |
24,93 |
Менее 24,93 |
Ремонтировать. Хромирование, железнение | ||
9 |
Износ отверстия под роликовый подшипник |
Пробка 44,06 мм, или нутромер индикаторный 35-50мм |
43,98+0,027 |
44,06 |
Поставить дополнительную втулку. | |||
10 |
Износ шлицев по толщине |
Скоба 5,76 мм, или штангензубомер |
5,89-0,025 |
5,76 |
Наплавка. |
Вал первичный коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130) относится к классу деталей «круглые стержни с фасонной поверхностью». Изготавливают его из стали 25ХГМ и цементирован на глубину 0,5-0,7 мм. После термической обработки получается твердость поверхностного слоя HRC 60…65 и твердость сердцевины HRC 35…45.
При механической обработке вала установочными базами в основном служат центровые отверстия и реже наружные цилиндрические поверхности. Шероховатость зубьев шестерни и поверхности отверстия под роликовый подшипник должна соответствовать Rа=0,32÷0,25 мкм, остальные поверхности – Rа = 1,25÷1,0 мкм.
Первичный вал коробки передач ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130) работает в условиях контактных нагрузок в сопровождении изгибающих усилий. Разрушительными факторами являются контактные нагрузки, изгиб и трение.
Количество производимых в год деталей равно 5000 шт. , поэтому выбираем по таблице 3 /1/ мелкосерийный тип производства .
Конструкция детали соответствует технологическим требованиям ремонта, содержит необходимые для ремонта и восстановления технологические базы . Имеющиеся дефекты не нарушают технологических баз и позволяют применить передовые способы ремонта , относительные затраты на которые будут ниже по сравнению с изготовлением детали .
Для выбора типового технологического процесса необходимо определить классификационную принадлежность восстанавливаемой детали.
Восстанавливаемая деталь принадлежит к II классу – круглые стержни.
Типовой технологический процесс характеризуется единством содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов для групп изделий с общими конструктивными признаками.
Основное техническое требование, которое необходимо выполнить при восстановлении деталей круглые стержни – это обеспечение обеспечение размеров и шероховатости восстанавливаемых поверхностей, их твердости и прочности сцепления с основным металлом, а так же соосности и симметричности относительно общей оси, допустимой овальности и конусообразности.
Технологический процесс восстановления деталей данного класса начинают с проверки состояния фасок центровых отверстий, и, при необходимости, их исправления. Затем производят правку детали и механическую обработку изношенных поверхностей под тепловые способы восстановления. Выполняют сварочные и наплавочные операции с последующей нормализацией поверхностей при необходимости улучшения их обрабатываемости. Наплавочные поверхности подвергают чистовой и черновой механической обработке, а затем нарезают резьбы, фрезеруют шлицы, шпоночные канавки. Для восстановления физико-механических свойств рабочих поверхностей деталей выполняют термическую обработку. Затем обрабатывают поверхности под постановку ДРД, их установку и механическую обработку. Подготавливают поверхности под гальваническое наращивание и после наращивания покрытия обрабатывают их. Завершающей операцией является шлифование или полирование точных поверхностей, которое выполняется последним с целью предотвращения случайного повреждения окончательно обработанной поверхности.
При восстановлении шеек под подшипники применяют следующие способы восстановления:
Наплавка в среде углекислого газа.
Достоинствами этого метода являются:
- меньший нагрев деталей;
- возможность наплавки в любом положении детали;
- более высокая производительность;
- возможность наплавки деталей небольшого диаметра (от 10 мм);
- не требуется удалять шлаковую корку;
- стоимость ниже примерно на 20 %.
Недостатки:
- повышенное разбрызгивание металла;
- нужна легированная проволока;
- необходима защита сварщика от излучения дуги.
Автоматическая вибродуговая наплавка. Осуществляется вибрирующим электродом при помощи наплавочной головки в струе жидкости, углекислого газа или воздуха для восстановления стальных деталей.
Достоинства:
- восстановление деталей малого диаметра;
- высокая производительность для тонких слоев;
- не нужна термическая обработка;
- финишная обработка шлифованием без точения;
- небольшой нагрев деталей.
Недостатки:
- снижение усталостной прочности;
- необходимы проволоки с большим содержанием углерода (наплавка на воздухе и в жидкости).
Электроконтактная сварка /2/ . Поверхности детали восстанавливаются путем навивки и контактной приварки проволоки за счет импульсов тока большой силы. При наплавке происходит деформация проволоки с помощью роликов.
Достоинства:
- высокая производительность;
- малые потери наплавляемого материала;
- незначительное снижение усталостной прочности;
- хорошие условия работы операторов.
Недостатки:
- сложное оборудование.
Гальванические покрытия. Сущность процесса гальванического осаждения металла на деталь заключается в получении покрытия из электролитов, при прохождении через них постоянного тока. Катодом является восстанавливаемая деталь, анодом – металлическая пластина. При восстановлении шеек под подшипники применяют железнение и хромирование.
Железнение – это процесс
получения твердых
- высокий выход по металла по току - 85…90% (в 5-6 раз выше чем при хромировании);
- большая скорость нанесения покрытия с большой твердостью;
- простой и дешевый электролит;
- высокая прочность сцепления покрытий.
Недостатки:
- снижается усталостная прочность деталей;
- шероховатость (бугорчатость) поверхности покрытия (из-за наличия на поверхности покрытия посторонних частиц и наличия острых кромок и углов деталей).
Хромирование.
Достоинства:
- высокая твердость покрытия (в 1,5…2,0 раза выше, чем при ТВЧ);
- высокая износостойкость (в 3…5 раз выше, чем закаленная сталь);
- низкий коэффициент трения (на 50% ниже, чем у стали и чугуна);
- высокая коррозионная стойкость;
- высокая прочность сцепления с поверхностью детали.
Недостатки:
- низкий выход металла по току;
- небольшая скорость отложения осадков;
- высокая агрессивность электролита;
- большое количество ядовитых выделений;
- толщина покрытия не более 0,3 мм;
- плохое удержание масла гладким хромом.
Все приведенные способы удовлетворяют критерию долговечности (КД ); наивысшие значения коэффициента технико–экономической эффективности имеют осталивание (КЭ=0,6) и наплавка в среде углекислого газа (КЭ=0,4). В соответствии с заданием в курсовом проекте деталь будет восстанавливаться хромированием (КЭ=0,125-0,137).
Подготовка деталей к нанесению покрытия включает следующие операции: механическую обработку поверхностей; обезжиривание в органических растворителях; монтаж детали на подвесные приспособления; изоляцию поверхностей, не подлежащих хромированию; обезжиривание деталей с последующей промывкой в воде; декапирование (анодную обработку).
Механическая обработка
Деталь обезжиривают в органических растворителях: тетрахлорэтилене, трихлорэтилене, уайт-спирите, четыреххлористом углероде и др.
Монтаж деталей осуществляют на специальные подвесные приспособления, которые должны обеспечить надежный контакт с восстанавливаемой деталью и токопроводящей штангой, обеспечить получение равномерного открытия и беспрепятственного удаления пузырьков водорода, выделяющегося при электролизе, не допустить экранирование отдельных участков детали.