Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:52, реферат
Рассматриваемые генераторы имеют сходное устройство и отличаются лишь выполнением обмотки возбуждения. Обмотки независимого и параллельного возбуждения с большим числом витков изготовляются из провода малого сечения, а обмотки последовательного возбуждения с большим числом витков — из провода большого сечения. Генераторы малой мощности иногда выполняются с постоянными магнитами. Свойства таких генераторов близки к свойствам генераторов с независимым возбуждением.
На тепловозе ТГМ6А используется вспомогательный генератор КГ-12,5К.
І Общая часть
1.1 Краткая характеристика части тепловоза
(Вспомогательный генератор) наТГМ6А……………………………………...3
ІІ Специальная часть
2.1 Назначение и устройство………………………………………………………..6
2.2Принцип работы…….……………………………………………………...…….8
2.3 Обслуживание и осмотр…………………………………………………….….18
2.4 Неисправности……………………………………………………………….…21
2.5 Разборка………………………………………………………………………....22
2.6 Ремонт…………………………………………………………………………...23
2.7 Сборка………………………………………………………………………..….24
2.8 Охрана труда при обслуживании, осмотре и ремонте…………...…………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..……..28
Проверку состояния коллектора, контактных колец и щеточных аппаратов следует проводить через 100— 150 ч работы. Коллектор и контактные кольца должны всегда иметь хорошо отшлифованную поверхность. Небольшие неровности на поверхности необходимо зачистить (предварительно сняв щетки) мелкозернистой стеклянной бумагой при помощи деревянных колодок, пригнанных по окружности коллектора или контактных колец, а большие неровности — проточить. Скорость при проточке не должна превышать 1—1,5 м/с, а подача за один оборот 0,05—0,1 мм. Проточка и шлифовка должны производиться на обесточенной машине, а после их окончания необходимо коллектор и контактные кольца вычистить и продуть сжатым воздухом.
При появлении искрения следует проверить биения коллектора и контактных колец в начале пуска при малой частоте вращения генератора. При биении контактных колец более 0,05 мм их надо проточить. После проточки продороженных коллекторов необходимо снять заусенцы с краев пластин и прочистить канавки между пластинами фиброй или прессшпаном.
Если миканит окажется на уровне наружной поверхности, то коллектор необходимо продорожить на глубину 1,0—1,5 мм, после чего его поверхность следует вновь отшлифовать. Допускается полировка коллекторов пемзой.
При хорошо работающих щетках контактные кольца приобретают со временем полированную поверхность, предохраняющую кольца от износа. Эту поверхность следует сохранять, и без особой надобности чистить ее стеклянной шкуркой не рекомендуется.
Для очистки поверхности коллектора или контактных колец от угольной пыли, грязи и подгара нужно применять мягкие неворсистые тряпки, смоченные в бензине. При сильном подгаре, не смываемом тряпкой, надо прочистить контактные кольца на ходу генератора мелкой стеклянной шкуркой.
Щетки должны размещаться в щеткодержателе свободно, без заеданий, с зазором 0,2 мм.
Давление пружины на щетки необходимо установить одинаковым и равным приблизительно 150—200 г/см2. Давление проверяют динамометром. Для этого рычажок щеткодержателя захватывают динамометром, а между проверяемой щеткой и коллектором прокладывают лист бумаги. Рычажок щеткодержателя отпускают так, чтобы лист легко можно было вынуть, и определяют силу, с которой щетка давит на коллектор.
При износе щеток до высоты, не обеспечивающей необходимого нажатия и плотного контакта, щетки должны быть заменены новыми той же марки.
Вновь устанавливаемые щетки должны быть тщательно притерты к коллектору и контактным кольцам. Притирка производится стеклянной бумагой, которая нарезается на полосы по ширине контактного кольца и протягивается под щетками по поверхности коллектора и контактных колец так, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Полоски стеклянной бумаги протягиваются под щетками по направлению вращения, а щетки при этом должны прижиматься пружиной щеткодержателя.
Рекомендуется периодически (1—2 раза в год) менять полярность контактных колец генератора для предотвращения их неравномерного износа.
Через 100—150 ч работы и после
длительных остановок или ремонта
следует проверить
О состоянии подшипников генератора можно судить по шуму при их работе. Правильная работа подшипников характеризуется равномерным гулом (жужжанием) шариков или роликов, дополнительный равномерный или неравномерный стук или удары указывают на повреждения в подшипнике или на присутствие постороннего тела в нем. Ненормальным режимом является также нагрев крышки подшипника выше 80°С.
При нормальной работе подшипников через каждые 500 ч (но не реже одного раза в полгода) следует проверить состояние смазки в них. При ее хорошем состоянии (нет засохших участков, смазка сравнительно чистая и не содержит посторонних частиц) необходимо добавить в каждый из подшипников 20—30 г смазки. Чрезмерное количество смазки может вызвать перегрев подшипника, поэтому полость подшипника должна быть заполнена смазкой не больше чем на 2/3 объема.
Если состояние смазки неудовлетворительно, ее заменяют, а подшипник промывают. При нормальной работе подшипника его промывка со сменой смазки производится обычно через 4000 ч работы, но не реже 1 раза в 2 года.
При недопустимом превышении температуры, неравномерном или повышенном шуме подшипник необходимо осмотреть. После вскрытия подшипника из него надо удалить смазку и промыть полость сначала керосином, а затем бензином. При появлении трещин или других внешних повреждений, подшипник необходимо заменить новым.
Если после чистки и смазки подшипников повреждения не будут обнаружены, а шум и перегрев не исчезнут, подшипник также необходимо заменить.
Профилактический осмотр вспомогательного генератора проводится обычно через 500 ч работы, но не реже 1 раза в полгода.
При осмотре выполняют все
При осмотре следует тщательно
проверить шайбы силовых
2.4 Неисправности
Основные неисправности, причины, способы предупреждения
Неисправность |
Основная причина |
Пониженное сопротивление изоляции |
Попадание грязи, масла, влаги |
Пробой изоляции на корпус |
Пониженное сопротивление или механические повреждения изоляции, а также выгорание изоляции от образовавшейся внутри машины дуги (перекрытия, перебросы) |
Перекрытие по коллектору (может быть различной интенсивности вплоть до кругового огня и может сопровождаться перебросами дуги на корпус) |
Загрязнение и замасливание коллектора, скопление угольной пыли и осколков щеток между коллекторными пластинами при механических повреждениях или неравномерной выработке коллектора |
Нарушение коммутации |
Электрические причины: сдвиг щеток с нейтрали, нарушение в цепи добавочных полюсов, работа при неисправных (сколотых или сильно изношенных) щетках; механические причины: нарушение правильной формы коллектора, попадание посторонних предметов |
Межвитковые замыкания в обмотках |
Нарушение целостности изоляции при механических повреждениях |
Распайка петушков |
Чрезмерный перегрев из-за нарушения режима работы вентиляции |
Выход из строя роликовых подшипников |
Несвоевременное смазывание,
разрушение сепаратора или смятие роликов
от попадания посторонних |
Задевание ротора за полюса статора |
Проверить подшипники, места посадки. Поврежденные детали заменить |
Износ щеток |
Заменить щетки новыми |
Зависание щеток |
Очистить щеткодержатель, щетки от грязи |
Износ или разрушение подшипников |
Заменить подшипники |
2.5 Разборка
Вспомогательный генератор
разбирают на кантователе. Предварительно
снимают кольца, затем вспомогательный
генератор устанавливают в
рис.2.5.1 «Генератор постоянного тока в разобранном виде»
1 — станина, 2 — якорь, 3 — подшипниковые щиты, 4 — щетки с щеткодержателями, укрепленные на траверзе, 5 — сердечник полюса
2.6 Ремонт
Детали вспомогательного генератора очищают, осматривают и ремонтируют. Обнаруженные трещины в станинах вспомогательного генератора разделывают и заваривают с последующей зачисткой.
Выработку посадочных мест
в станинах устраняют наплавкой
с последующей обработкой до чертёжного
размера. Траверсы с трещинами, отколами
и выгоревшими местами
Кабели наконечники перемычек и выводных проводов со следами перегрева зачищают и обслуживают. После ремонта деталей станины собирают, проверяют полярность полюсов, сопротивление изоляции и внутренние полости окрашивают эмалью марки ГФ-92-ХЗ. Якорь осматривают, обмеряют, проверяют сопротивление изоляции, межвитковое замыкание, омическое сопротивление.
При корпусных или межвитковых замыканиях обмотки якоря ремонтируют. Концы вала якоря дефектоскопируют. Выработку шеек вала под шарикоподшипники устраняют постановкой промежуточной втулки или покрытием плёнки эластомера ГЭН-150(В). Конус вала проверяют калибром и при выработке протачивают с последующей установкой на проточенный вал муфты с уменьшенным внутренним диаметром. Шпоночный паз при выработке уширяют с постановкой ступенчатой шпонки. Валы с трещинами и диаметром шеек менее допускаемых размеров и ослабшие проволочные бандажи заменяют. Новые бандажи наматывают на бандажировочном станке луженой проволокой диаметром 1,2 мм и усилием натяжения 60-70 кГ.
Ослабление секции в петушках коллектора устраняют пайкой электродуговым паяльником с применением припоя ПОС-61 и канифольного флюса.
Выработку на рабочей части коллектора устраняют проточкой.
Замену вала, коллекторов и переборку сердечников якоря выполняют на ремонтных заводах. Технология переборки коллекторов и сердечников аналогична операциям при ремонте электродвигателя.
Натяг коллекторов и сердечников на вал выполняют по чертёжным размерам. В пазы сердечников укладывают обмотку с шагами по пазам и коллектору.
При замене обмотки или ремонте с частичным подъемом секций якорь пропитывают и сушат.
На отремонтированном якоре проверяют сопротивление и прочность изоляции, измеряют омическое сопротивление.
2.7 Сборка
Сборку электрических машин начинают с установки полюсов, Для этой цели котушки комплектуют попарно ( открытые и перекрещенные, шунтовые, компаундные, дополнительных полюсов ). Сердечники полюсов, катушки и другие детали перед сборкой протирают бензином. Для облегчения установки на сердечники катушки подогревают в печи до температуры 100-110 градусов. После сборки главные и дополнительные полюсы устанавливают в станину, закрепляют болтами, измеряют расстояние между башмаками, которое не должно отличаться от чертежного размера. Межполюсное расстояние разрешают регулировать стальными прокладками, устанавливаемые под обоими сердечниками полюсов. Соединяют и изолируют межкатушечные соединения.
Вывод провода протягивают через отверстие станины и втулках и подсоединяют к клеммам коробки, укрепленной на изоляционной прокладке. Компасом проверяют полярность главных и дополнительных полюсов путем их намагничивания напряжением 12-20 В.
После сборки проверяют сопротивление изоляции и электрическую плотность магнитной системы напряжение переменного тока 600-700 В. Внутри станину с катушками окрашивают серой эмалью ГФ-92-ХС. После предварительной установки задних крышек щитов на валу якоря монтируют шарикоподшипники с подогревом их в масле до температуры 80 градусов или в холодном состоянии на приспособлении.
В подшипник закладывают 2-3 г. Густой смазки УТВ
После установки якоря в станину укрепляют передний щит.
Закрепляют щиты, крышки и щёткодержатели. К клеммам доски зажимов присоединяют выводы. Проверяют зазор между сердечниками полюсов и якорем, а также разбег якоря, зазоры между щёткодержателями и коллектором, которые допускают 1-25 мм.
Щетки устанавливают в обоймы щеткодержателей и притирают по коллектору; проверяют и регулируют давление на них за счет замены пружин.