Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:54, реферат
Землеройно-транспортными называют машины с ножевым рабочем органом, выполняющие одновременно послойное отделение от массива и перемещение грунта к месту укладки при своем поступательном движении. К этой группе машин относится: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдеры. Первые два типа машин, особенно бульдозеры, широко используются в промышленном и гражданском строительстве. В зависимости от вида рабочего оборудования отдельный грунт накапливается перед отвалом или поступает в ковш, в котором транспортируется к месту отсыпки.
Введение
Землеройно-транспортными
называют машины с ножевым рабочем
органом, выполняющие одновременно
послойное отделение от массива
и перемещение грунта к месту
укладки при своем
1. История создания
История возникновения современных бульдозеров берет свое начало с модели трактора, содержащего навесное бульдозерное оборудование, который был создан в 1921 году двумя американскими инженерами D. Best и В. Holt – они и считаются изобретателями гусеничного хода. Также они впоследствии основали компанию под названием «Caterpillar» (гусеница). Уже в то время были созданы основные конструктивные понятия: силовая установка, имеющая вид двигателя внутреннего сгорания, ходовые детали гусеничного типа, бульдозерное оборудование, которое крепится с помощью навешивания спереди основной машины. В течение последующего времени в мире происходило бурное усовершенствование конструкции бульдозера, особенно это касается послевоенного периода. За этот отрезок времени были изобретены новые приводы хода, гидродинамическая и гидростатическая трансмиссии, также был создан гидравлический привод навесного оборудования и сенсорные системы для управления бульдозером.
Под влиянием этих событий, в наше время сформировались конструктивные решения вида составных частей и систем бульдозеров.
Силовые установки, которые используются на бульдозерах, – это дизели на быстром ходу, оснащенные водяным охлаждением и турбонаддувом. Некоторые мировые фирмы применяют в оборудовании бульдозеров дополнительную электронную систему с контролируемым впрыском топлива, наличием насос-форсунок и гидропривода. Это значительно повышает топливную экономичность, а токсичность выхлопа наоборот снижается, также уменьшается уровень шума от двигателя и становится намного проще и легче его запуск в морозное время года.
На современных бульдозерах
начато применение двигателей, с наличием
электронной системы управления
впрыска топлива, это привело
к идеальной совместимости
2. Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров
Бульдозеры представляют
собой навесное оборудование на базовый
гусеничный или пневмоколесный трактор
(двухосный колесный тягач), включающий
отвал с ножами, толкающее устройство
в виде брусьев или рамы и систему
управления отвалом. Современные бульдозеры
являются конструктивно подобные машины,
базовые трактора и навесное оборудование
которые широко унифицированы. Главный
параметр бульдозеров – тяговый
класс базового трактора (тягача). Бульдозеры
применяют для послойной
Бульдозеры классифицируются:
- по назначению – общего назначения, приспособленные для выполнения разнообразных землеройно-планировочных и строительных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения, которые предназначаются для выполнения определенных видов работ (например, для прокладки дорог, чистки снега, сгребания торфа и т.д.);
- в зависимости от тягового класса (номинальному тяговому усилию) базовых машин малогабаритные (класс до 0,9), легкие (класс 1,4…4), средние (класс 6…15), тяжелые (классов 25…35) и сверхтяжелые (класс свыше 35);
- по типу ходовому устройства – гусеничные и пневмоколесные;
- по конструкции рабочего органа – с неповоротным отвалом (постоянно расположенным перпендикулярно продольной оси базовой машины), с поворотным отвалом (который может устанавливаться перпендикулярно или под углом до 55 градусов в обе стороны к продольной оси машины. Поворотный отвал устанавливают только на гусеничных тракторах, так как колесные тягачи плохо воспринимают боковые нагрузки;
- по типу системы управления отвалом – с гидравлическим и механическим (канатно-блочным) управлением. По канатно-блочной системе управления подъем отвала осуществляется зубчато – фрикционной лебедкой через канатный полиспаст, опускание – под действием собственной силы тяжести отвала. При гидравлической системе управления подъем и опускания отвала осуществляется принудительно одним или двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Бульдозеры с механическим управлением в настоящее время промышленностью не выпускаются.
Отвалы бульдозера представляют
собой жесткую сварочную
Сферические отвалы, состоящие из трех или пяти секций, которые установлены под углом 10…15 градусов одна к другой, набирают грунта на 15…20 процентов больше, чем прямые отвалы. Сферические отвалы применяются для работ с кусковыми и сыпучими материалами при мощности базовых машин более 130 кВт. Совковый отвал имеет увеличенные боковые щитки и применяются при перемещении сыпучих и слабопрочных материалов на большие расстояния (до 150 м). Отвал рыхлящими боковыми зубьями применяются в крепких каменистых и мерзлых грунтах на гусеничных бульдозерах мощностью не менее 50 кВт и на колесных бульдозерах мощностью не менее 220 кВт. Короткий прямой отвал снабжен амортизатором и предназначен для установки на толкачах, помогающих загружать скреперы.
Рис. 1. − Основные типы бульдозерных отвалов:
1 – прямой поворотный; 2 – прямой неповоротный;
3 – полусферический; 4 – сферический; 5 – сферический для сыпучих
материалов; 6 – с толкающей плитой
Для расширения области применения бульдозеров отвала оборудуют специальными приспособлениями – окрылками, уширителями, выступающими средними ножами, грузовыми вилами, траверсами, подъемными крюками и др.
3. Организация и технология производства работ
Бульдозеры применяют
для строительства земляного
полотна автомобильных и
Бульдозеры-рыхлители
Рабочий цикл бульдозера включает следующие операции: опускание отвала в требуемое положение, резание и набор грунта, перемещение грунта, укладка грунта, передвижение бульдозера в исходное положение.
Основной операцией цикла является резание и набор грунта. Ее осуществляют при прямолинейном движении бульдозера на первой передаче при угле резания 55-60° – на легких грунтах и планировочных работах и 45-55° – на плотных грунтах, применяя наиболее целесообразные способы срезания стружки в зависимости от категории грунтов и видов работ. Так, на планировочных работах при наборе грунта под уклон применяют способ постоянной толщины стружки (прямоугольный). На глинистых грунтах стружку срезают переменной толщины клиновым или гребенчатым способом. Последний способ срезания стружки применяют и при разработке супесчаных грунтов.
Для облегчения разработки плотных и мерзлых грунтов их рыхлят бульдозерами-рыхлителями. Рабочий их цикл состоит из следующих операций: опускание зубьев и их заглубление в грунт, рыхление грунта, выглубление зубьев рыхлителя и возвращение рыхлителя в исходное положение (холостой ход). Если при рыхлении и перемещении грунта используют бульдозеры-рыхлители, то сначала они разрыхляют грунт на определенном участке и работают по циклу рыхлителя, а затем перемещают его отвалом бульдозера.
Набор грунта ускоряется при движении бульдозера под уклон и при работе с острыми ножами. Наиболее целесообразный уклон 10-15°. Ножи следует переставлять или затачивать (если они уже переставлялись) через 400–600 ч работы на песчаных и через 1000-1200 ч – на глинистых грунтах.
Перемещение грунта к месту
его укладки осуществляют на первой
передаче бульдозера. На уклонах его
скорость может быть повышена. При
этом увеличивается и
Для уменьшения потерь грунта при его перемещении бульдозер рекомендуется снабжать уширителем, удлинителем, а также применять траншейный способ перемещения грунта, спаренную работу бульдозеров и другие способы.
Укладка грунта осуществляется
послойной отсыпкой, местной отсыпкой
без разравнивания и местной
отсыпкой с разравниванием. Послойная
отсыпка применяется при
Передвижение бульдозеров
в исходное положение должно осуществляться
на максимально возможной
Существенное влияние на результаты работы бульдозеров оказывает схема их движения в рабочем цикле. Наиболее распространенной является челночная схема, при которой перемещение грунта производится при движении бульдозера передним ходом, при заднем ходе бульдозер совершает холостой ход.
Применительно к видам земляных сооружений и условиям их строительства используют различные способы их возведения. Так, при разработке выемки, когда излишки грунта необходимо укладывать в кавальеры, применяют поперечный способ разработки. Бульдозер при этом перемещается в поперечном направлении относительно выемки по челночной схеме, сдвигая грунт в кавальеры в одну или обе стороны выемки. В том случае, если длина выемки небольшая и разработанный грунт необходимо укладывать в прилегающую насыпь, применяют продольный способ разработки.
Возведение насыпей также осуществляют двумя способами: поперечным и продольным. При первом способе грунт в насыпь перемещают из одностороннего или двустороннего резерва. В первом случае укладку грунта в насыпь начинают с противоположного ее края, а во втором – с центра. Применение бульдозеров на возведении насыпей эффективно при подъеме ее откосов до 0,3.
Разработку косогоров
при пологих склонах
Засыпку траншей бульдозерами с неповоротным отвалом осуществляют прямыми проходами в поперечном направлении относительно оси траншеи. Часть грунта из насыпи захватывается краем отвала и перемещается в траншею. При заднем ходе бульдозер смещается в сторону насыпи, и операция повторяется. При глубине траншеи 1,5 м и более грунт перемещают в нее не при каждом проходе, а через один – два, чтобы не допустить обвала стенок траншеи и сползания бульдозера.
При засыпке траншей бульдозерами с поворотным отвалом их отвал устанавливают под углом к продольной оси машины и с поворотом в правую сторону. Бульдозер, совершающий проходы под углом 30-40° к оси траншеи, сдвигает грунт. При перемещении небольшого вала грунта применяют продольный способ движения бульдозера с поворотным отвалом вдоль траншеи, установив его отвал под углом к продольной оси машины.
Информация о работе Землеройно-транспортные машины (бульдозеры)