Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:08, реферат
Железная дорога – организация, предоставляющая населению услуги транспортного характера. Так как практически все поезда сейчас движутся, благодаря электроэнергии, железная дорога наносит небольшой ущерб окружающей среде по сравнению с тем временем, когда поезда ездили, используя в качестве топлива дизель и уголь, которые приносили немалый вред, поскольку при сжигании они выделяли много вредных химических паров, а скорость движения была меньшей, чем сейчас. То есть железнодорожный транспорт, используя в качестве топлива электроэнергию, уменьшил свои затраты на уголь и дизель, при этом не загрязняя окружающий воздух.
Железная дорога и поезда.......................................................................................3
Диспетчерское руководство движением поездов.................................................5
Диспетчерское управление поездной работой на направлениях сети................7
Диспетчерское управление движением поездов на уровне дороги..................11
Из истории развития диспетчерского управления.............................................15
Литература.............................................................................................................
Содержание.
Железная дорога и поезда......................
Диспетчерское руководство
движением поездов.............
Диспетчерское управление поездной работой на направлениях сети................7
Диспетчерское управление движением поездов на уровне дороги..................11
Из истории развития диспетчерского
управления....................
Литература....................
Железная дорога и поезда.
Железная дорога – организация,
предоставляющая населению
На железнодорожных вокзалах стоят DOS-системы, в которых уже есть всё расписание движения поездов на железной дороге, однако ими пользуются сотрудники вокзалов. Клиенту железной дороги для того, чтобы узнать нужный ему маршрут необходимо тратить своё время, узнавая интересующую его информацию у диспетчеров вокзала. То есть доступ к данной информации он может непосредственно получить на вокзале, поскольку распространённых аналогов данной программы нет.
Пассажир является действующим лицом данной системы.
Ориентируясь на его потребности,
можно предположить, что от разрабатываемой
системы ему необходимы обеспечение
возможности заказа/покупки
График движения поездов - это оптимальный план организации перевозочного процесса, предусматривающий наиболее эффективное использования технических средств железных дорог, пропускных способностей. Он позволяет согласовать время работы всех подразделений железных дорог. Так, для станций он устанавливает, к какому времени должны быть закончены формирование каждого поезда, и все операции по подготовке его к отправлению, для депо – к какому времени должен быть выдан локомотив для каждого поезда, для дистанций пути – в какое время можно производить ремонт пути, не задерживая движение поездов, и др.
Исходные данные для составления нового графика включают: размеры пассажирского движения в местном и пригородном сообщении; задания по грузовому движению всех категорий для каждого участка с указанием размеров передачи вагонов по внутри дорожным пунктам перехода с отделения на отделение; элементы графика движения; план формирования поездов; план – график местной работы на отдельных участков и направлении в целом; данные об участках обращения локомотивов и обслуживания бригад, нормы непрерывной работы бригад; задания на предоставление «окон» в графике для производства ремонтных работ; дифференцированные времена хода в зависимости от норм массы грузовых поездов. Разработка графика движения поездов базируется на использовании определенных нормативов – так называемых элементов графика. К ним относятся: времена хода поездов по перегонам, как «чистые», так и с учетом дополнительного времени на разгоны и замедления при остановках; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете (межпоездные интервалы); нормы похождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо. Элементы графика влияют на безопасность движения, пропускную способность, участковую скорость, оборот локомотивов и вагонов, т.е. на основные показатели эксплуатационной деятельности железных дорог. График движения поездов должен обеспечивать: выполнение плана перевозок пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности станций; возможность производства работ по текущему содержанию пути и т.д. Для разработки графика движения поездов необходимо определить основные элементы графика: станционные и пакетные интервалы; время хода поездов по перегонам; пропускные способности участков; время стоянки и схемы прокладки поездов, обслуживающих местную работу.
Диспетчерское руководство движением поездов
Движением поездов на участке
руководит поездной диспетчер, отвечающий
за выполнение графика движения поездов
на обслуживаемом участке. Он имеет
связь с дежурными по станции,
работниками локомотивного депо
и тяговых подстанций, а также
с энергодиспетчером. Кроме того, в
распоряжении поездного диспетчера имеется
поездная радиосвязь. Приказы поездного
диспетчера подлежат безоговорочному
выполнению всеми работниками, непосредственно
связанными с движением поездов на данном
участке. Помимо диспетчера, кому бы то
ни было запрещается давать оперативные
распоряжения по движению поездов на участке.
Все указания об очередности формирования
и отправления поездов, о прицепке к поездам
вагонов, погруженных на данной станции,
об отцепке и прицепке порожних вагонов,
о скрещениях и обгонах поездов и много
других указаний дежурный по станции получает
от поездного диспетчера. В зависимости
от обстановки на участке поездной диспетчер
принимает меры для устранения нарушений
графика движения поездов, дает указания
об изменении порядка и пунктов скрещения
и обгона поездов, отправлении поездов
по неправильному пути, о переходе с одних
средств сигнализации и связи на другие
и т. д. Наиболее важные приказы поездного
диспетчера дежурный по станции или оператор
записывает в журнал диспетчерских распоряжений.
Обязательна запись в журнал следующих
приказов:
1)об открытии и закрытии перегонов или
отдельных путей перегонов (в том числе
для движения электропоездов в связи со
снятием напряжения);
2)о переходе с двухпутного движения на
однопутное и о восстановлении двухпутного
движения;
3)о переходе с одних средств сигнализации
и связи при движении поездов на другие;
4)об отправлении поездов по неправильному
пути;
5)о приеме и отправлении; пассажирских,
почтово-багажных, грузо-пассажирских
и людских поездов на пути и с путей, не
предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным
актом станции;
6)о назначении поездов, не предусмотренных графиком, с указанием порядка их следования и об отмене поездов, за исключением выпуска на участок одиночных локомотивов, автодрезин несъемного типа и хозяйственных
поездов, назначение и порядок следования которых можно не регистрировать приказами;
Приказы об отправлении по
неправильному пути пассажирских поездов
поездной диспетчер дает с разрешения
дежурного по отделению. Кроме того, дежурному
по станции без получения регистрируемого
приказа поездного диспетчера запрещается:
1)выдавать машинистам письменные разрешения
или передавать им приказы по радиосвязи
для отправления поезда при запрещающем
показании выходного светофора на однопутный
перегон, оборудованный автоблокировкой,
а также по неправильному пути на двухпутный
перегон с двусторонней автоблокировкой.
Поездной диспетчер дает такой приказ
лишь после того, как предварительно проверит
свободность перегона от встречных поездов.
Блок-система при этом должна быть установлена
в направлении отправляемого поезда;
2)изменять с помощью рукояток (кнопок)
вспомогательного режима направление
автоблокировки на однопутном перегоне
и на двухпутном с двусторонней автоблокировкой.
Необходимо каждый раз получать устное
разрешение поездного диспетчера в случаях:
1)отправления поезда на однопутный перегон,
оборудованный автоблокировкой, или по
неправильному пути на двухпутный перегон,
оборудованный двусторонней автоблокировкой;
2)необходимости подачи блокировочного
сигнала прибытия посредством вспомогательной
кнопки или после искусственного срабатывания
педальной замычки (при полуавтоматической
блокировке);
3)необходимости выезда маневрового состава
за границу станции по правильному пути
на двухпутный перегон. При выезде за границу
станции на однопутный перегон или на
двухпутный перегон по неправильному
пути.
Диспетчерское управление поездной работой на направлениях сети
Решение задач оперативного руководства перевозочным процессом на сетевом уровне и его регулирования возлагается на оперативно-распорядительный отдел Департамента управления перевозками МПС. Отдел организует выполнение планов перевозок дорогами, контролирует выполнение графика движения, плана формирования поездов, технических норм эксплуатационной работы, регулировочных заданий и размеров передачи вагонов и локомотивов по стыковым пунктам, заданий по маршрутизации перевозок с мест погрузки, а также приказов, указаний и мероприятий МПС по повышению эффективности перевозочного процесса, обеспечению безопасности движения поездов, следит за использованием вагонов резерва МПС, рассматривает и согласовывает суточные и сменные планы эксплуатационной работы дорог. В состав единой диспетчерской смены входят: главный диспетчер МПС, главный локомотивный диспетчер, главный вагонораспределитель, ревизоры-диспетчеры по группам дорог (сетевым направлениям). Главный диспетчер осуществляет оперативное руководство эксплуатационной работой сети и контролирует ход выполнения плана перевозок, а также указаний и распоряжений руководства департамента и МПС, касающихся оперативного управления перевозочным процессом. Он руководит работой ревизоров-диспетчеров сетевых направлений (групп дорог), а также согласовывает свою работу с работой дежурных по смежным управлениям МПС. В обязанности главного диспетчера МПС входят: разработка сменно-суточного плана дорог; обеспечение нормального пропуска вагонопотоков по международным стыковым пунктам; определение очередности сдачи и приема поездов по стыковым пунктам и контроль за ней; контроль за подводом порожних вагонов в районы массовой погрузки и выполнением погрузки важнейших грузов; организация перераспределения вагонных парков по регионам сети; регулирование работы локомотивов и локомотивных бригад. При возникновении затруднений, связанных с перерывом в движении и ограничением скорости, главный диспетчер должен принимать оперативные меры для восстановления пропуска поездов, а также контролировать проведение восстановительных работ во время перерывов в движении.
Важной обязанностью главного
диспетчера является контроль выполнения
графика движения пассажирских поездов
и принятие мер по вводу опаздывающих
пассажирских поездов в расписание.
Главный диспетчер воздействует
на перевозочный процесс посредством
оперативных приказов ответственным
дежурным служб и отделов перевозок
дорог и отделений,
Главный
локомотивный диспетчер занимается организацией
работы диспетчерского и оперативного
аппарата МПС и дорог по обеспечению поездов
локомотивами и локомотивными бригадами.
В его задачи входят выполнение установленных
МПС норм содержания локомотивов в границах
дорог и обеспечение разработки в необходимых
случаях регулировочных мер по их передислокации.
Основными параметрами и элементами технологии
эксплуатационной работы на железных
дорогах, контролируемыми главным локомотивным
диспетчером, являются: использование
резервов локомотивов, включая мобилизационный;
нахождение локомотивов по пунктам их
технического обслуживания и наличие
локомотивных бригад по пунктам оборота,
локомотивов новой постройки и следующих
в ремонт и из
ремонта; нарушение своевременной
постановки локомотивов на техническое
обслуживание. В процессе работы главный
локомотивный диспетчер решает вопросы
о пропуске локомотивов на незакрепленные
участки смежных дорог и следит за их возвратом,
а также выдает указания о пересылке локомотивов
резервом и бригад пассажирами между взаимодействующими
железными дорогами.
Ревизоры-
диспетчеры по группе дорог (сетевым направлениям)
осуществляют непрерывный контроль за
продвижением поездов и оперативное диспетчерское
управление эксплуатационной работой
дорог. Каждый из них отвечает за организацию
поездной и грузовой работы на двух —
четырех дорогах и главном направлении
соответствующего района сети, обеспечивает
выполнение на этих дорогах плановых заданий
по перевозкам и технических нормативов
эксплуатационной работы, осуществляет
контроль за выполнением приказов, распоряжений
и руководящих указаний департамента
МПС. В ходе дежурства ревизор-диспетчер
осуществляет контроль:
1)выполнения плановых размеров движения
поездов по решающим узлам и стыковым
пунктам;
2)выполнения графика движения, отправления,
пропуска и сдачи на соседние дороги полновесных
и полносоставных поездов в соответствии
с установленным планом формирования;
выполнения графика движения пассажирских
поездов; погрузки по дорогам назначения
и по основным грузам; передачи и развоза
вагонов с местным грузом, выполнения
заданий по выгрузке;
3)выполнения регулировочных заданий по
сдаче порожних вагонов из-под выгрузки
по типу подвижного состава и передаче
порожних вагонов на соседние дороги в
размерах, установленных оперативным
планом;
На основании
результатов анализа эксплуатационной
обстановки ревизор-диспетчер дает указание
об очередности продвижения вагонопотоков,
распределении погрузочных ресурсов,
использовании локомотивов и локомотивных
бригад, а также мерах по форсированию
пропускных способностей технологических
подсистем дороги и т. п. Он
руководит движением через
начальника оперативно-распорядительного
отдела службы перевозок и диспетчерский
аппарат этого отдела.
Диспетчерская смена размещается в оснащенном
мнемосхемой сети железных дорог и информационным
табло Главном центре управления перевозками
(ГЦУП МПС). Табло предназначается для
комментирования ситуаций, отражаемых
на мнемосхеме, а также для выдачи на него
отдельных справок с данными поездной
работы по указанию главного диспетчера
для всеобщего обозрения при проведении
анализа. Кроме средств коллективного
отображения информации в зале установлены
АРМ для всех членов диспетчерской смены,
оборудованные дисплеем с клавиатурой
набора запросов для получения информации
и средствами оргсвязи с дорогами, руководством
департамента МПС. Функционирование ГЦУП
МПС позволяет автоматизировать сбор
основного объема информации о поездной
работе и создает условия для обеспечения
выработки реальных управляющих воздействий
со стороны диспетчерского аппарата в
оперативном режиме.
Для комплексной оценки эксплуатационной
обстановки на дорогах ГЦУП МПС обеспечивает
диспетчерский аппарат следующими данными:
1)передача поездов и вагонов через междорожные
стыковые пункты в режиме реального времени;
2)наличие поездов, локомотивов и локомотивных
бригад на выделенных станциях (междорожные
стыковые пункты, межотделенческие стыковые
пункты, сортировочные и крупные участковые
станции) по трехчасовым периодам;
3)наличие поездов на участках с выделением
поездов повышенной массы и длины и локомотивов
резервом по трехчасовым периодам;
4)работа выделенных станций по приему
и отправлению поездов по трехчасовым
периодам.
Диспетчерское управление движением поездов на уровне дороги
Оперативное управление перевозочным
процессом на дороге возлагается
на оперативно-распорядительный отдел
службы перевозок. Его работу направляет
заместитель начальника службы по оперативной
работе. В состав отдела входят: начальник
оперативно-распорядительного
Основная
обязанность начальника оперативно-распорядительного
отдела — составление суточных и сменных
планов эксплуатационной работы дороги
и отделений и организация систематического
контроля за их выполнением. Анализируя
данные оперативной отчетности и складывающуюся
обстановку, ДГ готовит необходимые оперативные
распоряжения по обеспечению выполнения
плана, предупреждению и ликвидации срывов
в работе и в соответствии с указаниями
МПС разрабатывает различные регулировочные
меры, согласовывая их в необходимых случаях
с руководством службы и дороги. С учетом
намеченных регулировочных мер он рассчитывает
показатели сменно-суточного плана. В
зависимости от складывающейся поездной
обстановки планом поездной работы могут
предусматриваться следующие регулировочные
меры:
1)увеличение отправления поездов с сортировочных
станций и повышение размеров движения
по стыковым пунктам;
2)сгущение погрузки сверх плана в более
свободном направлении;
3)временное перераспределение сортировочной
работы между станциями;
4)формирование на отдельных станциях
дополнительных маршрутов, сдваивание
составов;
5)ограничение погрузки в адрес отдельных
станций (в виде исключения);
6)перераспределение парка локомотивов;