Зил 120 Тормозная система и характеристика машины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….4
1Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130 ….…………...7
1.1 Кран…………………………………………………………………..7
1.2 Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130……………………………10
1.3 Стояночная тормозная система ЗИЛ-130………………………...13
1.4 Работа тормозной системы……………………………………...…14
1.5Неисправности тормозной системы…………………….…………16
2 Техническое обслуживание………………………………….……….16
2.1 Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения………………………………………………….…………..…17
2.2 Ремонт………………………………………………….…………….19
3 Правила и меры безопасности………………………………...………20
4 Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………..………….23

Файлы: 1 файл

ЗИЛ Итог.docx

— 947.71 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

  Введение………………………………………………………………….4

  1Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130 ….…………...7

   1.1 Кран…………………………………………………………………..7

   1.2 Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130……………………………10

   1.3 Стояночная тормозная система ЗИЛ-130………………………...13

   1.4 Работа тормозной системы……………………………………...…14

   1.5Неисправности тормозной системы…………………….…………16

  2 Техническое обслуживание………………………………….……….16

  2.1 Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения………………………………………………….…………..…17

  2.2 Ремонт………………………………………………….…………….19

3 Правила и меры безопасности………………………………...………20

4 Заключение……………………………………………………………..22

  Список литературы…………………………………………..………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой  остановки автомобиля, а также  для удержания его на месте  при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю  скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе  автомобиля предъявляются высокие  требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в  различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью  груженый автомобиль должен надежно  удерживаться тормозами от самопроизвольного  перемещения. Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами. Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне  зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги. Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги. Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы. Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении. Тормозная система прицепа, работающая в составе автопоезда, служит, как и для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического торможения его при обрыве сцепки с тягачом. Колесный колодочный тормоз размещен в колесах. Он состоит из тормозного барабана, разжимного устройства, стягивающей пружины, неподвижного опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками и опорных пальцев. Неподвижный опорный диск закреплен на фланце кожуха полуоси или на поворотной цапфе. Тормозной барабан закреплен на ступице колеса. Между его внутренней поверхностью и фрикционными накладками колодок предусмотрен зазор. Когда необходимо затормозить, водитель нажимает ногой на педаль, разжимное устройство раздвигает колодки и прижимает их к барабану. Благодаря трению, которое возникает при этом между тормозным барабаном и фрикционными накладками колодок, колеса тормозятся и автомобиль останавливается. На автомобилях применяют ножной и ручной тормозы. Приводы этих тормозов действуют независимо один от другого. Для торможения автомобиля во время движения, как правило, пользуются ножным тормозом: при нажатии на педаль колодочные механизмы одновременно действуют на все четыре колеса. На стоянках или остановках пользуются ручным тормозом. На автомобилях тормозные механизмы приводятся в действие при помощи механического, гидравлического или пневматического приводов. Механический привод применен в ручном тормозе, которым оборудованы все автомобили. В отличие от гидравлического пневматический привод тормозов установлен только на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. Привод состоит из тормозного крана автомобиля, воздухопроводов, соединительных шлангов, компрессора, регулятора давления, манометра, воздушных баллонов, тормозного крана прицепа, соединительной головки.

Схема пневматического привода  ЗИЛ-130.

 

Пневматический привод тормозов действует так. При работающем двигателе  компрессор нагнетает воздух в баллоны  под определенным давлением. Если нажать на тормозную педаль, воздух через  тормозной кран начинает поступать  в передние и задние тормозные  камеры, расположенные около соответствующих  колес автомобиля. Каждая тормозная  камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается  и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.

При отпускании педали тормоза  растормаживаются колеса, так как  тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет  тормозные камеры с атмосферой. Когда  давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.

 

 

 

 

 

1 Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130

1.1Компрессор:

 

1 - нижняя крышка, 2 - поршень, 3 - цилиндр, 4 - картер, 5 - коленчатый  вал, 6 - плунжер,7 - поршневой палец, 8 - головка блока, 9 - нагнетательная  камера, 10 - нагнетательный клапан, 11 - робка клапана, 12 - впускной клапан, 13 - выпускной клапан, 14 - шток, 15 - блок  цилиндров, 16 - канал подвода воздуха  от регулятора, 17 - регулятор давления, 18 - камера,19 - коромысло,20 - уплотнитель.

1) Компрессор - служит для  создания запаса воздуха под  высоким давлением.

Устройство компрессора. Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого  вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода. Для смазки трущихся деталей компрессора  масло от главной магистрали системы  смазки двигателя по маслопроводу, подведенному к торцу коленчатого  вала, поступает в масляный канал  в коленчатом валу, к шатунным подшипникам  и по каналу в шатуне к поршневым  пальцам. Из картера компрессора  масло по маслопроводу вновь возвращается в картер двигателя. Воздушные баллоны, устанавливаемые на автомобилях с пневматическим приводом тормозов, изготовлены из стали; объем их позволяет производить 8-10 торможений без пополнения запаса сжатого воздуха, когда компрессор по каким-либо причинам не нагнетает воздух. Баллоны (рис.5) укреплены на продольных балках рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора, и воздухопроводы для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона вмонтирован кран для слива конденсата,: образующегося при нагнетании в баллон сжатого воздуха.

2) Регулятор давления - автоматически  поддерживает необходимое давление  сжатого воздуха в системе,  впуская воздух в разгрузочное  устройство компрессора или выпуская  из него воздух.

3) Предохранительный клапан - служит для предохранения пневматической  системы от неисправности регулятора  давления, причем клапан установлен  на правом воздушном болоне  и отрегулирован на давление  воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа.  Клапан регулируют на заданное  давление винтом, который стопориться  контргайкой.

4) Воздушный баллон - служит  для хранения запасов сжатого  воздуха поступающего от компрессора.  В них имеются краны для  слива конденсата воды и масла  и предохранительный клапан. Для  накачки с жатым воздухом шин  используется кран отбора воздуха  отверстие, которого закрывается  колпачковой гайкой, чтобы не  был загрязнен. На автомобиле  ЗИЛ 130 используют несколько баллонов.

 

 

5) Тормозной кран - предназначен  для подачи сжатого воздуха  из воздушных баллонов в тормозные  камеры автомобиля и для выпуска  сжатого воздуха из соединительной  магистрали прицепа в атмосферу  пропорционально нажатию на педаль. Тормозной кран двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими  клапанами; верхняя секция управляет  тормозами прицепа, нижняя - тормозами  автомобиля. Кран установлен на  левом лонжероне рамы под кабиной,  приводится в действие от тормозной  педали.

В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная  с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который при помощи уравновешивающей пружины прижимает седло к  выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан, и сжатый воздух поступает в тормозные  камеры-колеса затормаживаются. Когда отпускают педаль тормоза, рычаг тормозного крана возвращается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной открывается и сжатый воздух через клапан выпускного отверстия свободно выходит из тормозных камер в атмосферу - колеса растормаживаются. Если грузовой автомобиль, имеющий пневматический привод тормозов, используют для работы с прицепом, то на нем устанавливают комбинированный тормозной кран, в котором предусмотрено устройство для управления тормозами автомобиля и прицепа. Это устройство предусматривает торможение прицепа (полуприцепа) несколько раньше торможения автомобиля, в результате чего исключается "набег" прицепа на автомобиль в момент торможения и увеличение нагрузки на его ходовую часть. В отличие от тормозного крана автомобиля в комбинированном тормозном кране, имеются две камеры, нижняя и верхняя. Нижняя камера предназначена для управления тормозами автомобиля, а устройство ее и принцип работы подобны камере тормозного крана автомобиля. Верхняя камера служит для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В верхней тормозной камере комбинированного тормозного крана вместо стакана уравновешивающей пружины, имеющегося в тормозном кране автомобиля, установлен шток. Привод комбинированного тормозного крана осуществляется от тормозной педали тягой, соединенной с большим и малым рычагами. Если автомобиль не заторможен, впускной клапан камеры управления тормозами прицепа открыт и сжатый воздух из воздушных баллонов проходит в магистраль прицепа, а давление воздуха регулируется уравновешивающей пружиной верхней камеры.

1.2 Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130

 

1 - шток нижней секции, 2 - корпус рычагов, 3 - малый рычаг, 4 - большой рычаг, 5 - направляющая  штока верхней секции, 6 - шток  верхней секции, 7 - валик рычага  ручного привода, 8 - тяга,9 - рычаг  ручного привода, 10 - корпус крана, 11 - уравновешивающая пружина, 12,22 - диафрагмы, 13,23 - седла выпускных клапанов, 14,20 - выпускные клапаны, 15,19 - впускные  клапаны, 16, 21 - крышка корпуса клапана, 17,24 - направляющие стаканы, 18 - пружина  диафрагмы нижней секции, 25 - уравновешивающая  пружина диафрагмы нижней секции, 26 - атмосферный клапан.

 

6) Соединительная головка  - служит для соединения воздухопроводов  автомобиля с прицепом. Если соединительная  головка автомобиля не соединена с головкой прицепа, то крышка должна быть закрыта. При этом должен быть закрыт и находящийся перед головкой разобщительный кран.

 

 

7) Разобщительный кран  служит - для отключения магистрали  от прицепа и устанавливается  перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения  пневматической системы прицепа.

 

 

8) Кран отбора воздуха  - для отбора воздуха из воздушных  баллонов.

9) Манометр позволяет  - проверять давление воздуха,  как в воздушных баллонах, так  и в тормозных камерах системы  пневматического привода. Для  этого он имеет две стрелки  и две шкалы. По нижней шкале  проверяет давление в тормозных  камерах, по верхней - в воздушных  баллонах.

10) Воздушный фильтр - предназначен  для очистки воздуха, поступающего  от компрессора в пневматическую  систему от влаги и от масла.  Он установлен на поперечной  балке крепления воздушных баллонов.

11) Антифризионный насос  - предохраняет пневматическую систему  от замерзания в ней конденсата  в условиях зимней эксплуатации  автомобиля.

12) Тормозные камеры - предназначены  для приведения в действие  рабочих тормозов автомобиля.

 

 

1.3 Стояночная тормозная система ЗИЛ-130

 

1 - рычаг привода тормоза, 2 - сектор, 3 - регулировочный рычаг, 4 - барабан, 5 - гайка, 6 - вилка, 7 - тяга, 8 - палец.

Отсоединяют вилку 6 тяги 7 привода  от нижней части регулировочного  рычага 3 и устанавливают рычаг 1 тормозного привода в крайнее  переднее положение до упора. Вращая вилку 6, изменяют длину тяги 7 настолько, чтобы при соединении тяги с рычагом 3 для полного затормаживания требовалось  бы переместить рычаг 1 не более, чем  на четыре зуба сектора 2. После перевода рычага 1 привода стояночного тормоза  в крайнее переднее положение  барабан 4 должен свободно вращаться, не задевая за колодки. Если проведенная  регулировка окажется не эффективной, нужно, отвернув гайку 5, переставить  палец 8 в следующее отверстие  регулировочного рычага 3. Переставив палец, завертывают и шплинтуют  гайку 5, а затем повторно регулируют стояночный тормоз.

1.4 Работа тормозной системы

 

Пневматический привод тормозов действует так. При работающем двигателе  компрессор нагнетает воздух в баллоны  под определенным давлением. Если нажать на тормозную педаль, воздух через  тормозной кран начинает поступать  в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану. При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.

Тормозной механизм колес  автомобиля ЗИЛ-130. Чугунные тормозные  колодки стягиваются пружиной, верхними концами они опираются на разжимный  кулак, а нижними - на эксцентриковые пальцы. Каждая тормозная колодка  имеет по две приклепанные к ней  фрикционные накладки. Чтобы не допустить  бокового смещения колодок, они на одном  конце удерживаются накладкой, надетой  на пальцы, а на другом - скобой, охватывающей стягивающую пружину. Разжимный  кулак изготовлен вместе с валом. На внешнем конце вала укреплен рычаг, внутри которого размещены червячная  шестерня и червяк. Рычаг при помощи штока соединен с диафрагмой, зажатой  между корпусом и крышкой тормозной  камеры. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для создания постоянного  запаса сжатого воздуха служит компрессор и воздушные баллоны. На автомобиле ЗИЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый  поршневой компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие ремнем от шкива вентилятора  системы охлаждения

 

 

 

1.5 Неисправности тормозной системы

К неисправностям тормозов, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: слабое действие тормозов, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов. Неэффективное  действие тормоза исключает возможность  своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а  при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям. Не одновременность  действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении.

Плохое растормаживание  колес вызывает перегрев тормозных  механизмов, быстрый износ тормозных  накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов. Причиной слабого действия тормозов может  быть не герметичность системы пневматического  привода, нарушение регулировки  привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное  давление воздуха в пневматической системе тормозов. Не одновременность  действия тормозов колес может быть вызвана: нарушением регулировок привода  или тормозных механизмов, заклинивание тяг, а так же засорением шлангов  и трубопроводов. Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных  пружин или обрыва накладок тормозных  колодок, заедание валиков разжимных  кулаков и привода, неисправность  тормозных кранов.

Информация о работе Зил 120 Тормозная система и характеристика машины