Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:08, статья
Цель исследования: определение спроса и предложения на туристском рынке Республики Бурятия (РБ) на основе Интернет ресурсов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучения понятия «спроса» и «предложения» в туризме.
2. Исследование сайтов туристских фирм, как основных поставщиков услуг, на предмет предоставления информации.
3. Выявить наиболее востребованные маршруты путешествий.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие. Число занятых в области туризма более 250 млн. человек, а это 7 % от общего объема инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений и одну треть мировой торговли услугами [3].
Развитие рынка
туризма Бурятии
Одним из главных факторов при изучении туристского рынка является исследование спроса и предложения, так как по ним можно выявить основные направления туров.
Объект исследования — туристский рынок.
Предмет исследования
— спрос и предложение
Цель исследования: определение спроса и предложения на туристском рынке Республики Бурятия (РБ) на основе Интернет ресурсов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучения понятия «спроса» и «предложения» в туризме.
2. Исследование сайтов туристских фирм, как основных поставщиков услуг, на предмет предоставления информации.
3. Выявить наиболее востребованные маршруты путешествий.
Одними из важнейших понятий рынка являются сформировавшиеся спрос и предложение услуг.
Под спросом понимается желание, возможность и необходимость воспользоваться туристическими услугами. Данная возможность должна быть обеспечена денежными средствами, а не просто быть выраженным желанием.
Спрос потребителей зависит от множества факторов:
· социально-экономические, такие, как уровень зарплаты, безработица, достаток населения;
· политические — отсутствие или наличие военных конфликтов и политических переворотов;
· климатические и географические факторы, такие, как погодные условия в стране пребывание или выезда.
Предложением на туристическом рынке являются туры и направления туристической деятельности. Предложение имеет в первую очередь региональное деление. Туроператоры предлагают отправиться в разные регионы как внутри страны, так и за границей.
Отдельные сегменты зарубежных туристических предложений могут отчитаться друг от друга в несколько раз по цене и качеству обслуживания. Это обусловлено спросом, так как, на каждый вид товаров имеется свой потребитель, в том числе, и туристических услуг [1].
Анализ сайтов 68 туристских фирм Республики Бурятия (РБ) показал, что 26 фирм занимаются туроператорской деятельностью и внесены в единый реестр туроператоров России. Остальные 42 компании — турагенты.
Схема 1.Анализ турфирм РБ, представленных в Интернете
Схема 1 показывает, что 61,5 % туроператоров и 45 % турагентов имеют сайты, а 38,5 % туроператоров и 55 % турагентов — не имеют. Соответственно общее количество турфирм, имеющих свой сайт, составляет 35. Таким образом, можно сказать, что сайты турпредприятий РБ в сети Интернет представлены недостаточно.
Для оценки предложения туруслуг на рынке нами была проведена оценка сайтов соответствующих фирм. Оценка сайтов была проведена по следующим маршрутам: туры на озеро Байкал, по Бурятии, по Сибири, в Москву и Санкт-Петербург, Китай (КНР) и Монголию (МНР), в другие зарубежные страны. Данные направления были определены по количеству предлагаемых туров и обусловлены следующими причинами:
1. Туры на озеро Байкал — географическим положением РБ.
2. Туры по Бурятии — наличием богатых природных и культурных объектов районов республики, не омываемых Байкалом.
3. Туры по Сибири — активным представлением достопримечательностей Сибири в Интернете.
4. Туры в г. Москва и г. Санкт-Петербург — основными туристскими центрами РФ.
5. Туры в Монголию и Китай — активным развитием туризма в данных странах.
6. Туры в другие зарубежные страны.
Для выявления предложений туристских услуг провели балльную оценку туристских компаний РБ по следующим критериям:
1. Наличие программы обслуживания;
2. Стоимость туров;
3. Количество туристов в группе;
4. Наличие дополнительной информации.
Для потенциального
туриста важно знать, какова программа
обслуживания (продолжительность тура,
время приезда/отъезда в
· 1 балл — наличие программы обслуживания, стоимость туров, количество туристов и дополнительной информации.
· 0,8 балла — отсутствие одного критерия.
· 0,6 балла — отсутствие двух из критериев.
· 0,4 балла — наличие только одного критерия.
· 0 баллов — отсутствие критериев.
Информация, представленная на сайтах фирм, распределяется по следующим направлениям: на оз. Байкал, по Бурятии, по Сибири, в г. Москва и Санкт-Петербург, Монголию и Китай, а также в другие зарубежные страны. Балльная оценка сайтов показывает, что преимуществом пользуются четыре направления: на оз. Байкал, по Бурятии, в Монголию и Китай и в другие зарубежные страны (25 %, 21 %, 23 %, 21,4 % соответственно). Большое количество туров предлагается на озеро Байкал. Второе место занимают страны КНР и МНР. Предложения на сайтах турфирм по РБ и в другие зарубежные страны имеют почти одинаковые значения — 21 % и 21,4 %. Отметим, что туры на озеро Байкал имеют большую популярность, чем в страны МНР и КНР. Качество туруслуг, предлагаемых на оз. Байкал на сегодняшний день, не достигает уровня услуг в соседних государствах, и все же Байкал держится в лидерах. Улучшение качества услуг может повлиять на рост туристского предложения на озеро Байкал и соответственно — повысить спрос. Интересный момент в том, что в балльной (качественной) оценке туры по республике и зарубежным странам имеют почти равные значения. Это говорит о том, что достопримечательности Бурятии не менее популярны, чем зарубежные. То есть, республика обладает уникальными природными и культурными объектами, имеющими спрос у потенциальных клиентов. Туры по Бурятии представлены культурно-познавательными, этнографическими, религиозными, экстремальными видами. Экскурсии предлагают по г. Улан-Удэ (обзорная, автобусная, пешая по историческому центру), Иволгинский дацан, феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигилова, Этнографический музей народов Забайкалья, в деревню к староверам, Зандан Жуу, Богиня Янжима.
Предложения по туристским направлениям в Сибирские регионы и города Москва и Санкт-Петербург имеют значения — 3,7 % и 5,9 % соответственно.
Данные показатели обусловлены низким спросом.
Таким образом, проведенное
исследование на основе балльной оценки
позволило определить спрос и
предложения на туристском рынке
Республики Бурятия — основными
направлениями путешествия
Приложение 1.
Туристские фирмы Республики Бурятия
Туристские фирмы Республики Бурятия |
Форма туристской деятельности |
Официальный сайт фирмы (дата обращения 19.01.2013) |
1. Ая-Ганга |
Туроператор |
www.aya-ganga.ru |
2. БайкалНаран-Тур |
Туроператор |
www.baikalnaran.com |
3. БурятИнтур |
Туроператор |
www.buryatintour.ru |
4. Байкал-Интур |
Туроператор |
www.baikalintour.com |
5. БайкалТурСервис |
Туроператор |
www.baikalts.com |
6. Бэлиг – Я |
Туроператор |
www.belic-ya.ru |
7. Весь мир |
Туроператор |
www.VESMIR03.ru |
8. Восточная Сибирь |
Туроператор |
www.sibtur.com |
9. Глобус – Тур |
Туроператор |
www.globus-baikal.ru |
10. Гэсэр |
Туроператор |
www.geser-hotel.ru |
11. Жассо-Тур |
Туроператор |
www.jassotour.ru |
12. Морин-Тур |
Туроператор |
www.morintour.com |
13. Трио-Импэкс |
Туроператор |
www.trio-impex.com |
14. Сибирь-Тур |
Туроператор |
www.siberiatour.ru |
15. Спутник-Бурятия |
Туроператор |
www.sputnik.e-baikal.ru |
16. Три кита |
Туроператор |
www.trikita-travel.ru |
17. Русский Мир |
Турагент |
www.mirbaikal.com |
18. Хатан Дангина |
Турагент |
www.baikalkhan.ru |
19. ЭкоЛэнд |
Турагент |
www.mybaikal.ru |
20. Байкал тур |
Турагент |
www.ooobaikaltur.ru |
21. Бон Вояж |
Турагент |
www.bonnvoyage.ru |
22. Байкальские каникулы |
Турагент |
www.fimtravel.ru |
23. Семейские |
Турагент |
www.starovery.narod.ru |
24. Южный ветер |
Турагент |
www.uu-veter.ru |
25. Энергия жизни |
Турагент |
www.eolloe.ru |
26. Абсолют |
Турагент |
www.absolut-baikal.com |
27. Баунти |
Турагент |
www.bounty-ude.ru |
28. Бюро путешествий и экскурсий |
Турагент |
www.burouu.ru |
29. Амара travel |
Турагент |
www.amara.com |
30. Магазин горящих путевок |
Турагент |
www.mgp.ru |
31. Мастер отдыха |
Турагент |
www.masterot.ru |
32. Родные просторы |
Турагент |
www.rodnie72.ru |
33. Апсара-тур |
Турагент |
www.apsaratour.ru |
34. Континет плюс |
Турагент |
www.baikalcontinent.ru |
35. Фирн Трэвл |
Турагент |
www.firntravel.ru |
36. 1000 туров |
Турагент |
нет |
37. Чистый Байкал |
Турагент |
Нет |
38. Азия трэвл |
Турагент |
Нет |
39. Экспресс-Тур |
Турагент |
Нет |
40. Байкал Вояж |
Турагент |
Нет |
41. БайкалСпортТур |
Турагент |
Нет |
42. Байкал турист |
Турагент |
Нет |
43. Алис |
Турагент |
Нет |
44. Радиус |
Турагент |
Нет |
45. Байкальские приключения – Бурятия |
Турагент |
Нет |
46. Хозяин |
Турагент |
Нет |
47. Акбэс-тур |
Турагент |
Нет |
48. Верона-тур |
Турагент |
Нет |
49. Сибирский кедр |
Турагент |
Нет |
50. Нинель-тур |
Турагент |
Нет |
51. Авиамаркет |
Турагент |
Нет |
52. Елена – Тур |
Турагент |
Нет |
53. Байкал-Профит |
Турагент |
Нет |
54. Баян-тур |
Турагент |
Нет |
55. БурятАвиаТур |
Турагент |
Нет |
56. Виктор-Интур |
Турагент |
Нет |
57. Марина тур |
Турагент |
Нет |
58. Байкал Далай |
Турагент |
Нет |
59. За Байкалом |
Турагент |
Нет |
60. Заря-Тур |
Турагент |
Нет |
61. Метрополь- |
Турагент |
Нет |
62. На Байкал |
Турагент |
Нет |
63. Турист |
Турагент |
Нет |
64. Байкал-Альптур |
Турагент |
Нет |
65. Вокруг света |
Турагент |
Нет |
66. Секрет успеха |
Турагент |
Нет |
67. Тотемо-тур |
Турагент |
Нет |
68. Tropicana travel tour |
Турагент |
Нет |
Список литературы:
Информация о работе Анализ спроса и предложения на туристском рынке Республики Бурятия