Анализ туристского рынка Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края. Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Туристский рынок………………………………………………………………4
1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4
1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7
1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11
1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15
1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22
2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25
2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27
3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31
3.1 Стратегические действия и направления развития
Краснодарского края ………………………………………………….….40
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...52

Файлы: 1 файл

Анализ туристского рынка Краснодарского края.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Южный институт менеджмента

Кафедра туристского и гостиничного бизнеса

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Анализ туристского рынка Краснодарского края

по дисциплине «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса 06-СТ

Петровская Юлия

Преподаватель

Драчева Я. В.

 

 

 

Краснодар

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Туристский рынок………………………………………………………………4

1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4

1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7

1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11

1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15

1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22

2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25

2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27

3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31

3.1 Стратегические действия и направления развития

Краснодарского  края ………………………………………………….….40

Заключение ………………………………………………………………………50

Список использованных источников…………………………………………...52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема в настоящее  время актуальна, т.к. туристский рынок  становится все больше популярным и  как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. И для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е.  проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.

Предметом изучения данной курсовой работы является туристский рынок на примере Краснодарского края.

Цель данной курсовой работы:

  • Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края.

 Задачи:

  • Дать понятие «туристский рынок»
  • Выявить сущность и состав туристского рынка
  • Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТУРИСТСКИЙ РЫНОК

 

1.1 Сущность и специфика туристского рынка

 

Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность. Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Рынок – форма организации экономических взаимоотношений между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли-продажи. Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Обращаясь к понятию «рынок», можно  назвать два основных подхода к его определению.

Первый основан на выделении политико-идеологического  и философского содержания, когда  в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

- способ организации общественного производства;

- способ поведения  хозяйственных объектов;

- способ мышления.

Второй подход к определению  рынка основан на выделении его  конкретно-экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается  прежде всего как механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. С точки зрения маркетинга наибольший интерес представляют рынки, на которых действует значительное количество независимых друг от друга продавцов и покупателей.

Существуют и другие определения «туристского рынка»:

  • это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
  • это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;
  • это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.
  • это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. 
  • это самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов.

В специальной литературе по проблемам экономики туризма, туристский рынок определяется как туристский регион, страна. Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра.

Существо рыночных отношений  в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой, к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка. Принято считать, что сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.

Туристский рынок обеспечивает: согласование производства и потребления  туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов; . установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов; . стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.

В целом роль туристского  рынка такова:

1. Выдавать «сигнал»  тур операторам с помощью обратных связей, какие тур продукты, в каком объёме и в какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос  и предложение. 

3. Дифференцировать тур  операторов, агентов и их контрагентов  в соответствии с эффективностью  их работы.

4. «Очищать» туристский комплекс и его экономику.

При характеристике рынка  туризма необходимо учитывать следующие моменты:

- основным предметом купли-продажи являются услуги;

- кроме покупателя  и продавца в механизм туристского  рынка включается значительное  количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;

- спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

- туристское предложение  также характеризуется рядом  особенностей: товары и услуги  в туризме имеют тройственный  характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

Для более четкого  понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо, по мнению известного российского специалиста В. И. Азара, принимать во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и т.д.).

 

1.2 Инфраструктура туристского рынка

 

Под инфраструктурой  рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

  • Средства размещения туристов (гостиницы и др.);
  • Объекты общественного питания;
  • Средства транспорта, обслуживающего туристов;
  • Объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
  • Организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты  этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств  производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88-95% общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые объекты, которые регулярно  или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Заведения, аналогичные  гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). Специализированные предприятия размещения, кроме предоставления гостиничных услуг, выполняют еще какую-либо специализированную функцию (оздоровительную, лечебную, транспортную, обмен научными и профессиональными знаниями и др.)

Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.

Функционирование средств  размещения регламентируется законодательными и нормативными документами каждой страны.

Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

Различают следующие виды оплаченного  питания:

  • Полный пансион (завтрак, обед, ужин);
  • Полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);
  • Только завтрак.

Формы обслуживания питанием туристов:

Информация о работе Анализ туристского рынка Краснодарского края